Что такое эмоциональный интеллект и как учить современных детей быть счастливыми

Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.

Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.

Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.

Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.

В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.

Содержание:

  • Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты Как эмоциональный интеллект помогает ребёнку в школьном обучении?
  • Нужно ли развивать ЭИ?
  • Признаки низкого эмоционального интеллекта
  • Диагностика EQ
  • Развитие сферы эмоций и чувств у детей
      Ранний возраст (с рождения до 3 лет)
  • Дошкольный возраст (4-7 лет)
  • Школьный возраст (7-10 лет)
  • Подростковый возраст (10-18 лет)
  • Практические советы родителям — что нужно делать на каждой стадии развития
  • Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у ребёнка
  • Когда начинать развивать ЭИ

    Эмоциональный интеллект у детей развивается проще, чем у взрослых. Дошкольники с четырех лет отлично распознают базовые эмоции: страх, гнев, печаль, радость. С шести-семи лет развивается регуляция поведения (произвольность). Ребенок учится отслеживать влияние эмоций на деятельность и сознательно вызывать нужные эмоциональные состояния. В младшем школьном возрасте это умение перерастает в полноценную эмоциональную саморегуляцию.

    Эмоциональный интеллект стоит начинать дополнительно развивать в детстве, используя специальные программы. Исследования ученых Йельского университета доказали, что в тех школах США, в которых в течение двух лет внедряли программы диагностики и развития ЭИ, улучшилась эмоциональная атмосфера. В условиях эмоциональной поддержки росла успеваемость и уровень адаптации детей в обществе.

    Профессор Сиднейского университета Каролин МакКанн выявила зависимость успеваемости от способности детей понимать свои эмоции и управлять ими. МакКанн и ее коллеги проанализировали данные 160 исследований с выборкой в 42 тысячи учеников из 27 стран от начальной школы до колледжа. Исследователь обнаружил, что оценки и результаты тестов учеников с развитым эмоциональным интеллектом были выше, чем у их одноклассников даже при соразмерном IQ.

    Это происходит потому, что дети с высоким ЭИ проще справляются с негативными эмоциями — тревогой, скукой и разочарованием — которые подспудно влияют на успеваемость. Также эти ученики лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что тоже сказывается на обучении.

    Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

    Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

    1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
    2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
    3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
    4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

    Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

    Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

    Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

    Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2021 году:

    Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

    Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

    Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

    Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

    Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

    Эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста

    На каждом возрастном этапе накапливается эмоциональный опыт. В дошкольном периоде происходит значительное расширение круга людей, с которыми контактирует ребенок. Разнообразие контактов обогащает эмоциональную сферу.

    Также стремительно развивается воображение. А этот процесс наиболее эмоционально насыщен по сравнению с другими познавательными процессами.

    С 2-х до 4-х лет между детьми выстраивается эмоционально-практическая форма общения. Часто общение таких малышей заключается в возможности побегать или попрыгать вместе. От этого они испытывают радость, интерес, восхищение.

    Эмоциональное развитие ребенка – это комплексное постепенное обогащение его эмоциональной сферы, протекающее в контексте общей социализации.

    Эмоции детей отличаются неустойчивостью. Их настроение быстро меняется. Младшие дошкольники понимают такие простые эмоциональные состояния как страх, гнев, обида, радость и горе. С каждым годом знакомство с человеческими переживаниями расширяется.

    Дошкольникам еще сложно понять, какое чувство они переживают в определенный момент. Однако некоторые эмоции ими уже идентифицируются, и от малыша довольно рано можно услышать: «Я сержусь» или «Я обиделась».

    Если дело поддается, дошкольник испытывает яркие положительные эмоции. Если не получается – сильные отрицательные переживания. Эмоций с отрицательным знаком больше. И они не желанны так, как положительные. Научить ребенка распознавать их и осмысливать – главная задача развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте.

    Затем придет черед обучению контролировать формы проявления чувств. Это важнейшие шаги в формировании эмоционального и социального интеллекта.

    Признаки низкого эмоционального интеллекта

    Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.

    Человек с низким уровнем EQ:

    • не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
    • близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
    • не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
    • не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
    • не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

    Особенности социального интеллекта дошкольников

    Взрослые люди получают достоверную информацию в общении, в большой мере ориентируясь на невербальные сигналы. Многие психологи подчеркивают значимость мимики и жестов и отмечают их преобладающую роль по отношению к речи. В то время как взрослые люди отлично управляют речью, скрывая за правильными фразами истинные чувства и мотивы, мимика и пантомимика гораздо меньше поддается контролю.

    Дошкольникам сложнее ориентироваться на язык жестов. Это объясняется особенностями развития познавательных процессов детей и становлением форм общения. В дошкольном возрасте только формируется внеситуативное общение. На первый план выходит развитие речевых навыков как основы отношений между людьми. Дети слышат слова и буквально воспринимают смысл сообщений. Вербальная информация для них является главной.

    Ребенок не будет искать иной смысл, даже, если его сверстник протягивает ему игрушку под настойчивые уговоры мамы, что нужно делиться с друзьями. Все мимические сигналы останутся проигнорированными, а дошкольник радостно возьмет эту игрушку.

    Социальный интеллект в дошкольном возрасте находится еще только в начальной стадии своего развития. Предстоит развивать каждый структурный компонент интеллекта. И в дальнейшем он будет работать на достижение главной цели – устранение барьеров в общении и развитие взаимопонимания в каждом отдельном случае.

    Диагностика EQ

    В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:

    • методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
    • методики, где человек оценивает себя сам;
    • методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.

    Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.

    Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

    Развитие сферы эмоций и чувств у детей

    С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

    Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

    Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.

    На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.

    Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

    Дошкольный возраст (4-7 лет)

    В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.

    Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.

    Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.

    При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

    Школьный возраст (7-10 лет)

    В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.

    Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.

    Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

    Подростковый возраст (10-18 лет)

    Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.

    Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.

    Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

    Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей

    Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта детей среднего возраста, дошкольников, малышей. Как правило, дети ищут активность, им нравится повторение, поэтому они способны быстро учиться, получая удовольствие от упражнений. Следующие 5 правил взяты из диссертации Д. Гоулмана, журналиста и психолога из США, работы которого включают более 10 книг по психологии.

    Умение расслабляться

    Родители часто забывают учить детей успокаиваться, расслабляться. У них много энергии, они постоянно находятся в движении, время на отдых просто отсутствует. Тем не менее, важно развивать у малышей умение расслабляться уже от рождения. Физически спокойный ребенок может лучше понять, что ему говорят другие. Поэтому важно, чтобы родители знали, как его успокоить. Проще всего передавать ему информацию в форме игры. С возрастом поощряйте его расслабляться самостоятельно. Например, малышу, младшему 1-2 лет, помогает успокоиться кроватка. Мама может найти постоянное место в доме, где всегда будет проводить спокойное время с ребенком в течение дня. В конечном итоге это станет ритуалом. Детям, старше 1-2 лет, можете пальцем на спине рисовать фигуры, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня способностей), позволить угадывать, что вы рисуете.

    Детям в этом возрасте нравится игра. Хороший способ успокоения – игры с дыханием. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, после чего делает выдох. Лучше всего упражнения делать вечером; постепенно приучайте ребенка к выполнению занятий самостоятельно, в течение дня.

    У детей в возрасте 2-3 лет можно использовать методику имитации, т.е. занятия выполняете вы, а малыш повторяет за вами. В случае дыхательных упражнений показывайте ему, как дышать – он начнет подражать вам. Следуя за вами, он будет чувствовать себя в безопасности, сможет получить удовольствие от релаксационных упражнений.

    Умение замечать

    Методы развития эмоционального интеллекта у дошкольников включают обучение замечанию положительных вещей, которые помогут им в трудные моменты улучшить настроение. Это поспособствует лучшему управлению отрицательными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами в эмоциональной памяти.

    Опять же, можно опираться на «вечерний ритуал», постепенно приводя ребенка к выполнению упражнений самостоятельно, в течение дня (все зависит от возраста, способностей, навыков). Поговорите с ним о том, что хорошего произошло за день. Важно, чтобы он наслаждался ощущениями при воспоминаниях приятных впечатлений. Поэтому в план разговора включите вопросы о чувствах.

    В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как хорошо вы провели день. Чем младше ребенок, тем больше преувеличивайте мимику, переигрывайте. Отличным помощником является использование знаков и символов – их дети изучают раньше слов. Каждый знак сопровождайте словами.

    Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации

    Помогите ребенку представить неприятную ситуацию, полностью перебороть ее посредством положительных эмоций. Сопровождайте все словами, используйте графику. Форму общения выбирайте в соответствии с возрастом малыша. Чем он старше, тем больше независимости проявит во время упражнений.

    Используйте воображение в отношении желаемых результатов

    Упражнение с использованием воображения, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3-х этапов.

    • Попросите ребенка делать что-то хорошее, приятное. При тренировке маленьких детей описывайте, какие чувства вызывает данное действие. Чем старше возраст, тем больше самостоятельного описывания чувств.
    • Затем вместе разыграйте ту же ситуацию с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Снова описывайте чувства, которые вызывают действия.
    • Вместе оцените оба варианта поведения, укажите на «правильную» форму.

    В этом упражнении у маленьких детей первоначально используйте подражание. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может тренироваться самостоятельно.

    Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними

    Осознание причины эмоций – важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда чадо сердится, спросите его, насколько оно зло. Поинтересуйтесь, что вызвало гнев. Учите дитя понимать соотношения между тем, что оно думает, и как себя чувствует. Затем придумайте причины для того, чтобы оно чувствовало себя в безопасности (в случае страха) или поощрите его («твоя роль в сказке небольшая, но важная»).

    Для детей, как дошкольного, так и школьного возраста, очень важно мнение и поведение родителей. Если вы доверяете малышу, даете ему хороший пример, он будет верить вам, подражать вашим действиям. Дети нуждаются в независимости, поэтому не бойтесь позволить им взять на себя ответственность за их действия. При этом постоянно показывайте свою любовь. Даже если дети осознают, что родители не одобряют их поведение, они должны быть уверены в их любви.

    Практические советы родителям

    Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.

    Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

    Понимание собственных чувств

    На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.

    Родителям на этом этапе рекомендуется:

    • рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
    • читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
    • озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
    • спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

    Понимание чувств другого человека

    Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

    Родителям будет полезно:

    • не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
    • обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
    • развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

    Управление собственным поведением

    Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.

    Родителям необходимо:

    • научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
    • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
    • подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

    Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

    Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

    Родителям важно:

    • развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
    • развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

    «Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника» Кежаева Ульяна Олеговна

    автор: Кежаева Ульяна Олеговна

    воспитатель СОГБОУ «Прогимназия «Полянка»

    «Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»

    Смоленское областное государственное бюджетное

    общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Полянка»

    ПРОЕКТ

    «Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника»

    (практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный)

    Воронина А.Г.

    Кежаева У.О.

    Смоленск 2020/2021

    Актуальность темы

    Как известно, каждый исторический период в развитии психологической науки характеризуется своими приоритетными направлениями и проблемами, различным уровнем популярности объектов исследования. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии наблюдается рост интереса к изучению эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины.

    Для понимания термина “эмоциональный интеллект” необходимы теоретические разъяснения. Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям. Поэтому эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.

    В современной психологии доказано, что эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они помогают ему адаптироваться к окружению, побуждают к действию. Эмоции помогают человеку, понять насколько его собственное поведение и испытываемые им воздействия соответствуют его основным потребностям, интересам и ценностям. Эмоции выражают целостное отношение человека к миру, а формирование ценностно-эмоционального отношения детей опосредовано развитием эмоциональной сферы личности педагога.

    Особую важность и актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в дошкольном возрасте, поскольку именно в этот период идет активное эмоциональное становление детей, развитие их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умению встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства).

    Работая с детьми дошкольного возраста, мы обратили внимание, что детям порою сложно управлять своим эмоциональным состоянием, некоторые не умеют по-настоящему веселиться, испытывать эмоциональное благополучие и смеяться от души. Многим дошкольникам сложно определить грустит человек или радуется. Для маленького ребенка распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, который требует от него определенных знаний, определенного уровня развития. Передача эмоций — это не только выражение лица, но и определенная поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее, в конечном итоге определяют всю жизнь человека.

    Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

    • умением контролировать свои чувства;
    • способностью сознательно влиять на свои эмоции;
    • умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
    • способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
    • умением эффективно общаться с другими людьми;
    • способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

    Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

    К счастью, в отличие от IQ (интеллектуального развития, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Д. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство — идеальный для усвоения период, и поэтому на родителей, ложится ответственность за EQ своих детей.

    Проанализировав выше изложенное появилось обоснование необходимости разработки системы педагогических мероприятий, которые направлены на развитие эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса в нашей дошкольной образовательной организации.

    Цель

    : Формирование системы знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта у участников педагогического процесса.

    Задачи

    :

    1. Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
    2. Содействовать процессу личностного роста педагогического коллектива и родителей дошкольников, реализации их творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизненной удовлетворенности.
    3. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

    Вид проекта:

    (практико-ориентированный, коллективный, долгосрочный)

    Участники проекта

    : дошкольники, родители, педагогический коллектив.

    Диагностические методы

    для предварительной диагностики умения понимать и распознавать эмоции, сопереживать окружающим сформированных знаний о социальных эмоциях.

    Проведение исследования:

    сначала наблюдали за детьми в разных видах деятельности. Затем задавали ребенку вопросы:

    Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?Можно ли обижать животных? Почему?Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

    Предполагаемые итоги реализации проекта:

    конечным результатом работы должна стать модель ребенка, понимающего чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей и живых существ, стремящийся прийти на помощь попавшему в трудную ситуацию, не проявляющему враждебность и агрессивность в отношении окружающих.

    Мероприятия по реализации проекта

    — Результаты и работа по проекту будут представлены на итоговом педсовете в мае 2021г.

    Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков

    .

    Первый блок — «Азбука эмоций»

    направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.

    Второй блок — «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия»

    направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия.

    Третий блок — «Хозяин своих чувств»

    направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.

    Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы – сферы эмоционального отношения к другим людям.

    В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются следующие формы:

    — папки – передвижки («Что делать, если…», «Эмоционально – речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…);

    — информационные стенды (Памятка родителям от ребёнка «Школа эмоций»);

    — консультации психолога, психологические тренинги;

    — беседы («Нестабильность эмоционального состояния»)

    — проекты («Наши эмоции»);

    — организация выставок поделок и работ, сделанных совместно с детьми.

    Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

    Список литературы:

    • Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
    • Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006.
    • Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей ф79 и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия
    • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
    • Семнкова С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет-М.: АРКТИ, 2002
    • Андреева И.Н
      . Предпосылки развития эмоционального интеллекта.// Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).
    • Изотова Е.И.
      Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
    • Нгуен Минь Ань.
      Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
    • Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович.
      – М.: Педагогика, 1986.
    • Балакирева Т. С. Эмоции и дети – комплексные занятия педагога-психолога // Дошкольное воспитание. 2005.
    • Гоулман Дэниел, Эмоциональный интеллект ; пер. с англ. А. П. Исаевой. — М. : ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. — 478с.
    • Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания// Управление ДОУ. 2008. № 4.
    • Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2003.
    • Митина Л. М., Асмаковец Е. С. «Эмоциональна гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция».- М., 2001
    • Электронные ресурсы.

    «Эмоциональный интеллект – основа успешного развития дошкольника» Кежаева Ульяна Олеговна

    Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка

    Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

    Игры с эмоциональными пиктограммами

    Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

    Упражнение «Покажи эмоцию»

    Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.

    Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

    Игра «Я радуюсь, когда….»

    Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

    Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду

    Одна из наиболее важных целей эмоционального интеллекта и его развития – создание основ, на которые человек может опираться в течение всей жизни. Воспитанники детских садов, прежде всего, должны развивать навыки, представленные в следующих занятиях.

    • «Мой плюшевый друг» – знакомство детей с концепциями настроения, чувств, эмоций. Каждый воспитанник приносит в детский сад любимую плюшевую игрушку, которая будет сопровождать его на протяжении всего проекта. Он рассказывает об игрушке, о том, почему она ему нравится, как он играет с ней, как игрушка может улучшить настроение и т.д. Цель деятельности – воспитание эмоций, развитие навыков общения.
    • Следующий этап – разговор о том, каким может быть настроение, как проявляются разные типы настроения, что человек при них чувствует.
    • Знакомство с картинками, изображающими 6 основных эмоций («кубик эмоций») – радость, счастье, грусть, гнев, страх, удивление. Цель этой деятельности – ознакомление с 6 основными эмоциями.
    • Создание календаря настроения. Каждый воспитанник получает картинки с изображением настроения, и каждое утро присваивает одно изображение своему текущему эмоциональному состоянию. Настроение может меняться в течение дня; в конце дня оценивается «среднее состояние». Цель состоит в осознании своих эмоций, возможности их использования в общении с окружающими.
    • Игра с кубиком эмоций. Воспитанники бросают кубик, учатся называть индивидуальные эмоции. В то же время они пытаются показать их мимикой. Цель игры – углубление темы эмоций, объединить их с личными чувствами, выражение типичных эмоциональных симптомов.
    • Одна из вариаций игры с кубиком эмоций. Воспитатель описывает определенную ситуацию, например, «Каролина сегодня утром в детском саду ушибла колено». Затем один воспитанник бросает кубик и, в зависимости от выпавших эмоций, подбирает подходящий ответ на ситуацию. Например, если выпал страх – «Каролина боится, что мама рассердится, потому что она порвала колготки». Цель игры – научиться думать о возможных реакциях на разные ситуации.
    • Следующий этап немного похож на сеанс психологической терапии. Он заключается в разговоре о том, какое настроение воспитанники испытывают в настоящее время, как они себя чувствуют, что происходит с их телом при разных эмоциях.
    • «Скульптуры». Воспитанники танцуют под свою любимую музыку. По согласованному сигналу (музыка перестает играть) они должны остаться неподвижными, как статуи. Воспитатель изменяет настроение статуй (грустные, веселые, сердитые). Цель игры – попытаться выразить эмоции, отреагировать на согласованный сигнал. Кроме того, эта игра – хорошее средство для улучшения концентрации внимания.
    • Следование реакции тела. После активных игр воспитатель говорит с детьми о том, что происходит с их телом (наблюдение за ударами сердца, тяжесть в руках, ногах, быстрое дыхание, которое постепенно успокаивается и т.д.).
    • Фотографирование выражений чувств воспитанников. Дети видят, сколько выражений могут иметь их лица. Цель: оценка эмоций – своих и окружающих людей.
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]