Статья. Музыкальное воспитание дошкольников.
Статья. Музыкальное воспитание дошкольников.
Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности7. Поэтому музыкальное воспитание происходит в процессе усвоения ребенком общественно — выработанных способов и действий. Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, — благородная и ответственная задача. Процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников. Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуется, творческий опыт передовых педагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен повышать свой теоретический и профессиональный практический уровень, педагогическое мастерство. Ребенок в том случае успешно усваивает различные виды музыкальной деятельности, если учитываются его индивидуальные особенности, возрастные возможности. Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. Определенное значение имеют индивидуальные особенности каждого ребенка8. Развитие происходит: — в области эмоций — от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным реакциям; — в области ощущения, восприятия и слуха — от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики; — в области проявлений отношений — от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса; — в области исполнительской деятельности — от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально — ритмическом движении9. Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Обучение музыке — воспитывающий процесс, в котором педагог помогает накопить музыкальный опыт, приобрести элементарные сведения. В свою очередь ребенок активно усваивает это. Воспитание в целом, и обучение в частности, должно «забегать» вперед развития и «подтягивать» его за собой. Музыкальное развитие обуславливается процессом воспитания и обучения. Уровень развития определяется поведением детей на музыкальных занятиях, творческими проявлениями в самостоятельной деятельности. Если ребенок по своей инициативе охотно поет, танцует, музицирует и делает это выразительно и правильно, то можно говорить о достаточно высоком уровне музыкального развития. Очень важно в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого ребенка. Необходимо помнить об индивидуально — дифференцированном подходе, который помогает осуществлять контроль за индивидуальным развитием детей, отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании. В процессе коллективных занятий педагог предусматривает индивидуальные задания разной степени сложности, что делает их привлекательными для детей и не ущемляет интересов. Задачи музыкального воспитания в детском саду подчинены общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строятся с учетом своеобразия музыкального искусства и возрастных особенностей дошкольников: 1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и переживания детей, стимулировать их нравственно — эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости. 2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них. З. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально — ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. 4. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации. Точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух. 5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танца). 6. Пробуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности. 7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр. Эти задачи успешно решаются к началу поступления ребенка в школу, при условии, если он воспитывался в детском саду не менее 2 —3 лет10. «Программа воспитания в детском саду» — государственный документ, направляющий всю воспитательную работу на всестороннее развитие детей, на подготовку их к школе. Организационной частью этой программы является программа по музыкальному воспитанию дошкольников. Материал программы распределяется по видам деятельности (игра, занятия, труд, быт) и соответствует семи возрастным группам (две группы раннего детства, две младшие, одна средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Методы музыкального воспитания определяются как действия педагога, направленные на общее музыкально — эстетическое развитие ребенка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. Методы направлены на воспитание эстетического отношения к музыке, эмоционального отклика, музыкальной восприимчивости, оценочного отношения, выразительного исполнения. Таким образом, музыкальное воспитание и развитие — это путь формирования творческих и специально-музыкальных способностей ребенка.
Система Дмитрия Кабалевского
У выдающегося музыканта и композитора ХХ века был яркий педагогический талант и дар провидца. Он смог в настоящем разглядеть будущее. Ещё в шестидесятые годы, будучи почётным президентом Международного общества музыкального воспитания ИСМЕ Дмитрий Борисович один из первых почувствовал приближающуюся опасность. Он предупреждал о приближении эпохи коммерциализации музыки. О приближении времени, когда великое искусство станет шоу-бизнесом, молодёжь попадет под влияние, мы бы сказали даже, под зависимость, от низкопробной, развлекательной массовой культуры.
Нечто похожее сегодня произошло. Не будем лукавить. Классическая музыка у большинства подрастающего поколения вызывает отторжение и дискомфорт, как музыка скучная и никому не нужная.
Как переломить ситуацию? Возможно ли это?
Кабалевский прекрасно знал о плачевном состоянии уроков музыки в общеобразовательной школе. Эти уроки, составленные из перемешанных в произвольных пропорциях частей (пение, слушание музыки, нотная грамота) были, за редким исключением, скучны и неинтересны. А, главное, оторваны от настоящего музыкального искусства, от жизни. Уроки и музыкальное искусство существовали как два параллельных мира и, практически, не пересекались.
Кабалевский попытался соединить уроки и музыку. И у него получилось. В чём её суть? Кабалевский говорил, что музыка покоится на трёх китах, на трёх главных составляющих — песне, танце, марше. Это и есть ниточка, соединяющая два мира. Потому что, с одной стороны на песне, танце и марше основываются сложнейшие произведения музыкальной культуры, а, с другой, они входят в музыкальный опыт всех детей с дошкольного возраста. Теперь «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.Чайковского становится не просто конкретным маршем, но одним из многих маршей. Если ребёнок это поймёт, то с радостью узнает марш, как нечто уже ему знакомое, скажем, в третьей части шестой симфонии П.Чайковского или в финале фортепианного концерта Д.Кабалевского. То же самое происходит с песней и танцем.
«Движение музыкальной мысли, — пишет композитор, — получая пищу из окружающей среды, продолжится и будет всё более набирать силу».
Другое важное направление системы Д.Кабалевского мы бы назвали методом Сократа. Дети, по мысли Дмитрия Борисовича, приходят к тем или иным выводам не в результате лекций или рассказов, от которых они засыпают, а сами. Размышляя и разговаривая о музыке. При помощи наводящих вопросов учителя. В нашем случае, папы или мамы. Ну, например:
— Что нужно для того, чтобы получилась песня? — Композитор. — А ещё?
Ребёнок задумался. Напойте ему какую-нибудь известную песню без слов.
— Чего здесь не хватает? — Слов. — Верно. Значит, кто ещё сочиняет песню? — Поэт. — А кто нужен, чтобы исполнить песню? — Певец. Музыкант. — Правильно. Какие бывают песни?
Вы поёте детскую песню.
— Какая это песня — взрослая или детская? — Детская. — Какие ещё бывают песни? — Взрослые. — А ещё? Как называется песня, которую маленьким детям поют перед сном? — Колыбельные. — А песни о войне? — Военные.
И т.д. и т.п. Подобные разговоры о музыке, когда вопросы взрослых помогают детям самим найти ответ, чудесным образом делают разговоры о музыке интересными и увлекательными.
Система четырех элементов Золтана Кодаи
Автор считал, что музыкального человека выделяет развитый слух, чувства, интеллект и руки. При этом он считал, что нет детей без способностей к музыке. Немузыкальные взрослые — лишенные обучения малыши. Развитие слуха проходит через запись мелодии на слух и пение. Голосовое воспроизведение считается главным инструментом для развития способностей. Человек может и не уметь играть на инструменте, но должен уметь петь, считают сторонники такого подхода.
Петь голосом, хлопать в ладоши, отбивая ритм — основная задача такого образования, которое, по мнению Золтана Кодаи, является не только задачей родителей, но и общества в целом. Музыкально развитый малыш вырастает в хорошего человека.
Метод Шиничи Судзуки
О его абсолютно уникальном методе раннего музыкального воспитания (доктор Судзуки начинал обучение детей на скрипке с двух-трёх лет!) тоже можно говорить как о методе состоявшемся, проверенном временем, потому что всё, что он делал, можно было посмотреть и послушать. Мир был поражён его удивительными ансамблями 4-5 летних скрипачей из 100-200 детей, чистенько и синхронно исполнявших музыку Вивальди, Моцарта, Бетховена.
Замечательный педагог умер в 1998 году, и тех, кто бы сумел повторить в полной мере подвиг Судзуки, пока нет. Видимо, здесь дело не только в уникальности метода, но и в уникальности педагога. В чём метод Судзуки? Можно с уверенностью выделить три момента.
- Все дети музыкальны. По мнению японского учителя (впрочем, этого мнение большинства авторов систем музыкального воспитания) все дети музыкальны. Без исключения. Надо только во время разглядеть и развить их способности.
- Путь к успеху — любовь к детям. Доктор Судзуки был уверен, что невозможно добиться успеха в музыкальном (как и в любом другом) воспитании, если оно не построено на любви к детям. Можно быть строгими и требовательными, но надо любить ученика. Притворяться и играть в любовь невозможно. Дети тонко чувствуют фальшь и занятия, построенные не на любви к ребёнку, обречены на провал. Отсюда и третье условие.
- Главные учителя — родители. Потому что никто так, как родители, не любит своих детей. Папы и мамы становились для учеников Судзуки главными помощниками, а порой и главными учителями. Они присутствовали на занятиях. Они занимались дома с детьми. Они сами учились играть на скрипке вместе с детьми.
Цель музыкальных занятий с крохами определил сам гениальный учитель: «Моя задача не воспитать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека».
Метод Хелен Хайнер
Хелен Хайнер (Елена Николаева) окончила московскую консерваторию по классу фортепиано, позже переехала в США, где уже около 30 лет работает в музыкальной школе и даёт частные уроки. Она написала при литературной помощи Николая Кузнецова книгу «Стать музыкантом? Легко!», в которой делится своим опытом музыкального воспитания. Опытом, в котором, безусловно, присутствуют некоторые оригинальные моменты. В том числе, и те, которые могут заинтересовать пап и мам. На них и остановимся…
Воспитать хорошего слушателя музыки важнее, чем воспитать музыканта. Многое зависит от того, какие цели ставить перед собой учитель. Хайнер считает, что не стоит специально ставить перед учеником профессиональные задачи. Не стоит изо всех сил (как это принято в российских музыкальных школах) пытаться поднять ребёнка на профессиональный уровень.
Лучший способ музыкального развития ребёнка — обучение на фортепиано. Не слушание музыки, не пение, а обучение игре на фортепиано. Причём, фортепиано, (не скрипка, не блок флейта, не шумовые инструменты К. Орфа), по мнению Хелен, подходит для этой цели лучше всего. Другими словами, лучшие уроки музыки — занятия на фортепиано. Всё остальное (игра в оркестре, пение в хоре) малопродуктивно и потому не нужно. Отсюда вывод: на фортепиано надо учить всех детей. Причём Хелен предпочитает для обучения электронное фортепиано. На нём можно играть разными голосами, что интересно ученику. На нём можно записать и прослушать игру ребёнка. Что тоже важно.
Учить, строго соблюдая правило: от простого к сложному. Этот дидактический принцип, по мнению Хайнер, должен лежать в основе обучения игре на инструменте. Главное для учителя — найти тот постепенный путь (не перепрыгивая через ступеньки), по которому ребёнок сможет медленно, но верно подниматься наверх. В этом и состоит, по мнению американской учительницы, его искусство. Всё чрезмерно сложное неминуемо вызовет у маленького ученика негативное отношения к занятиям.
Метод Никитиных
Cистема раннего воспитания Бориса и Лены Никитиных, воспитавших семь здоровых, гармонично развитых, и, что важно для нас, любящих музыку, детей, вот уже более 50 лет одна из самых популярных в России. Вот её несколько основных положений.
Большое значение первого года. Как говорили сами Никитины — «года запуска».
С рождения и до года Никитины «запускали» все направления и, если так можно выразиться, механизмы воспитательного процесса. Обычный среди пап и мам настрой «Ну, вот чуть-чуть подрастёт (как правило, это «чуть — чуть» затягивается на многие годы)» для Бориса и Лены был исключен. Их принцип — всё начинается как можно раньше. То, что не сделано сегодня, завтра уже будет поздно.
Не давить, не мешать, а помогать. Этот основополагающий принцип вполне оптимистичен. Главная задача родителей, по Никитиным, — создать возможности (выражаясь научным языком, организовать развивающую сред). А дальше дети будут двигаться сами.
Активное физическое развитие. Закаливание, обилие в доме спортивных снарядов, ходьба босиком, лечение холодом. Остановились на этом положении семьи Никитиных, которое, кажется, не имеет прямого отношения к музыкальному воспитанию, чтобы подчеркнуть: физическое воспитание — это главное. Все остальные направления, в том числе, музыкальное, имеют смысл, если не мешают воспитанию здорового ребёнка.
Заинтересованность родителей. Один из самых важных, по мнению Бориса и Лены, моментов, объясняющий, почему никакой учитель и воспитатель не может в полной мере заменить папу и маму. Другими словами, чем выше уровень заинтересованности старших и их любви к детям, тем выше результат.
Система Карла Орфа
Немецкий композитор Карл Орф, современник Д.Кабалевского, придумал систему музыкального воспитания, которая, как и система русского композитора, рассчитана не на избранных, не на имеющих специальную музыкальную подготовку, а на всех детей. Её суть в развитии творческой фантазии, в элементарном музицировании. В игре на простейших, в основном, ударных, шумовых музыкальных инструментах. В движении под музыку. В инсценировании детских песенок и сказок. То есть в том, что дети особенно любят и делают с удовольствием. Тем более, что такие танцы и движение сопровождаются не только игрой на ударных музыкальных инструментах (барабанах, ложках, ксилофоне и т.п.), но и «звучащими жестами» — хлопками, шлепками по бёдрам, топаньем ногами, щелчками пальцами, цоканьем языком и проч.
Всё это не только превращает музицирование в радостное, увлекательное действие, но и формирует творческую фантазию, прививает любовь к пению, развивает чувство ритма. Чтобы понять, как конкретно можно использовать метод К.Орфа, приведём конкретный пример.
Песенка-игра «Добрый жук»
Все вы с детства знаете эту песенку на музыку Е.Шварца из кинофильма «Золушка», но на всякий случай напомним слова:
Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Жил на свете старый жук, Старый, добрый друг! Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал. Громко крыльями трещал, Ссоры запрещал.
Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг, Старый верный друг. Полюбили мы жука, Старика, добряка, Очень уж душа легка У того жука.
Встаньте дети, встаньте в круг, Встаньте в круг, встаньте в круг. Ты мой друг и я твой друг Старый, добрый друг!
Система Карла Орфа рассчитана на участие нескольких детей, но, проявив некоторую фантазию, мы вполне можем применить её элементы и в занятиях с одним ребёнком — вашими сыном или дочкой. Что для этого нужно?
- Придумать вместе (подчёркиваем — вместе) с вашим ребёнком танцевальные движения. Например: шаг в сторону — притоп. Шаг в другую сторону — притоп. На припеве хлопанье в ладоши. Движения, имитирующие жука. Например, вы прыгаете, сгорбившись, на согнутых ногах, с поднятыми как рога пальцами.
- Сопровождение танца и пения игрой на любых шумовых инструментах и (или) некоторыми «звучащими жестами», о которых мы уже говорили.
- Постарайтесь обыграть сюжет. Например, на слова «встаньте в круг» двигаться по кругу.
Папы и мамы (бабушки, дедушки) тоже «впадают в детство», что иногда бывает приятно, — танцуют и поют вместе с ребёнком. Подвигайтесь так, и в дом придёт настоящее веселье.