Педагогический совет в форме брифинга «Оптимизация процесса сознательного отношения детей к собственному здоровью. Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития»


«Охрана и укрепление здоровья детей»

Автор: Пасторок Мария Анатольевна

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из главных задач, стоящих перед детским садом и семьей. Педагоги знакомят родителей с режимом дня в дошкольном учреждении и дают рекомендации по организации режима дня в семье. Режим дня влияет на физическое развитие и здоровье малыша. Необходимо в семье продолжать работу по воспитанию у детей навыков самообслуживания. Педагоги рекомендуют эффективные методы, соответствующие возрасту детей: показ, объяснение, личный пример близких, побуждение к подражанию, применение игровых приемов. В беседах с родителями воспитатели подчеркивают необходимость соблюдения ими постоянной выдержки, терпения, уважения к личности ребенка. Каждой семье рекомендует воспитатель создать ребенку условия, необходимые для полноценного развития и воспитания, приобрести стол и стул по росту малыша, выделить место для игр и занятий, определить красивую вешалку для верхней одежды. В беседе с родителями воспитатель дает советы, в каком порядке ребенок должен одевать и снимать одежду, как вести себя за столом, как держать ложку и т. д. Среди малышей есть страдающие плохим аппетитом, следует обратиться к детскому врачу педиатру. Нельзя во время еды развлекать детей игрушками, чтением; нельзя с ранних лет приучать ребенка есть много сладостей, они ослабляют иммунитет, сопротивляемость организма болезням, может появиться сахарный диабет.

Необходимо приглашать родителей в детский сад для наблюдения за детьми во время завтрака, обеда, одевания и т. д. Это нужно делать в первые дни посещения детского сада, чтобы облегчить ребенку период адаптации, который нередко сопровождается заболеванием малыша. Воспитатель советует забирать детей домой раньше положенного времени, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новым условиям жизни, можно принести с собой в детский сад любимую игрушку, книжку.

Недостаточная осведомленность родителей в вопросах охраны здоровья ребенка может быть причиной его частых заболеваний. Поэтому необходима индивидуальная работа с каждой семьей. Вредно чрезмерное перегревание малышей. Полноценные прогулки зависят от того, как одеты дети. Воспитатель на это обращает внимание и дает советы. Дети должны двигаться, ходить, бегать играть в подвижные игры. Воспитатель обращает внимание семьи на организацию сна ребенка: в каком часу вечером он ложится, сколько времени спит, работает ли телевизор и т. д. Недосыпание ведет к развитию детского невроза. Можно позволять ребенку брать с собой в постель мягкую игрушку, прикосновение к которой вызывает состояние покоя, тепла, располагает ко сну, но не допускать, чтобы ребенок играл в постели. Недопустимо курение родителей в помещении, где находится ребенок.

Семья располагает большими возможностями для нравственного воспитания младших дошкольников. Им не рано уже предъявлять моральные нормы, учить правилам поведения. У многих родителей основой воспитания детей в этом возрасте становятся запретны: «не трогай», «не пачкайся», «нельзя» и т. д. Воспитатель знакомит родителей с задачами нравственного воспитания детей, которые важно решать в содружестве.

Нравственное воспитание нужно начинать с ранних лет, когда привычки поведения формируются легко: быть вежливым, привыкать быть занятым, уважать старших, проявлять заботу, усваивать нормы общения, речь, мимику, жесты, уважать труд других, добрым быть с окружающими взрослыми детьми. Родителям, имеющим одного ребенка в семье воспитатели советуют приглашать домой друзей из детского сада или соседей для игры. Родители не должны кричать на ребенка, нужно разговаривать спокойно, желать спокойной ночи, доброго утра благодарить за помощь.

Воспитатели привлекают родителей в детский сад для подготовки к праздникам. Совместная работа детского сада и семьи позволяет оптимальным образом решать задачи гармонического развития детей.

Режим дня. Для всех детей третьего года жизни рекомендуется единый режим дня. При этом необходимо обеспечить на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития. Формируя у детей навыки самообслуживания, следует оказывать им постоянную помощь. Принимая ребенка в детский сад, воспитатель спрашивает родителей о его самочувствии, особенностях поведения. При подозрении на заболевание необходимо обеспечить ребенку медицинский осмотр.

Организация питания. Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у ребенка. Готовая пища доставляется в специальной маркированной закрытой посуде. Няня тщательно моет руки с мылом, надевает чистый халат и косынку, моет столы горячей водой с мылом. Воспитатель следит за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда должен проходить в спокойной обстановке.

Организация сна. Перед сном детей помещение хорошо проветривают, в зависимости от погоды во время сна оставляют форточки открытыми, во время сна в помещении должна быть тишина, недопустимы громкие разговоры, крики, шумные подвижные игры; важно наличие у детей пижам и сорочек хлопчатобумажных тканей.

Организация прогулки. На площадке организуют игры, наблюдения за природой. Важно, чтобы дети не перегревались и не охлаждались. Игровая деятельность детей на прогулке должна быть под контролем и руководством воспитателя.

Организация занятий. Правильная организация учебных занятий с детьми младшего дошкольного возраста предусматривает игровую форму, широкое использование наглядного материала, двигательных моментов способствуют наиболее эффективному развитию детей и предупреждают утомление.

Занятия должны быть интересными по содержанию и разнообразны по структуре с учетом возрастных особенностей детей.

Закаливание. Направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем здоровых детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщают детей постепенно, начиная с местных обливаний, влажных обтираний. Вначале приучают умываться, мыть руки (до локтя, шею водой комнатной температуры. Затем переходят к специальным процедурам. Обливание ног проводится после дневного сна. (температура не ниже 20 градусов). Общие обливания (душ) в теплый период года обязательны после прогулки, тогда закаливание выступает как гигиеническая процедура.

В зависимости от состояния здоровья детей и по согласованию с врачом можно начинать купать в открытых водоемах, где глубина воды – до пояса ребенка, а дно чистое и ровное.

Купание проводится под контролем двух взрослых: один – в воде с детьми, другой на берегу. В воде дети должны двигаться, играть. Нельзя допускать охлаждения. В этом случае ребенка выводят из воды, растирают полотенцем до порозовения кожи и переодевают в сухое белье. Если дети длительное находились на площадке, освещенной прямыми солнечными лучами, купание сразу проводить не следует.

Игра. Сюжетно – ролевые игры. Воспитатель в совместной с ребенком игре учит его простейшим игровым действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним-двумя персонажами и элементарными действиями: шофер нагружает автомашину кубиками и везет ее, мама катает дочку в коляске, кормит ее. Сюжеты воспитатель придумывает сам или использует литературные тексты: короткие рассказы, стихотворения. Например, «Спать пора, уснул бычок, лег в кроватку на бочек», «Сонный мишка лег в кровать, только слон не хочет спать», «И кукла и зайка тоже хотят спать»
comments powered by HyperComments

Организация работы в ДОУ по охране жизни и здоровья детейстатья на тему

Организация работы в ДОУ по охране жизни

и здоровья детей

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Но основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Деятельность дошкольного образовательного учреждения направлена, прежде всего, на создание, обеспечение и поддержание комфортных условий работы сотрудников и пребывания воспитанников, а также на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

Комфортность – это характеристика условий педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и воспитания.

Основными составляющими комфортности условий учебной деятельности являются:

— санитарно-гигиенические условия;

— обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием;

— эстетическая комфортность среды (дизайн);

— психологическая комфортность.

Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям:

— температура окружающей среды;

— влажность воздуха;

— скорость движения воздуха;

— освещенность;

— норма площади помещений, территории на одного воспитанника.

Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими показателями:

— наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных);

— наличие и состояние игрового и учебного оборудования;

— физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий;

— интенсивность нагрузки;

— форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий;

— наличие возможности выбора форм деятельности.

Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других пространств.

Психологическая комфортность – состояние спокойствия, при котором работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по охране труда.

Требования охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо выполнять круглосуточно:

  • один раз в квартал комиссия по охране труда составляет акты осмотра детских площадок, других помещений для работы с детьми, заграждений и т. д., ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников. Комфортность будет достигнута при выполнении всех вышеуказанных мероприятий, если:

— здания и сооружения находятся в надлежащем состоянии, что подтверждено соответствующими исполнительными документами;

— имеется, в соответствии с нормами обеспечения, производственное и учебно-воспитательное оборудование;

  • работники ДОУ проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников (запись о прохождении инструктажа регулярно вносится в журнал инструктажей на рабочем месте, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При этом, инструктаж может проводиться как по плану, так и вне плана (например, при подготовке к летне-оздоровительному периоду в ДОУ, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и др.);
  • с воспитанниками систематически проводятся мероприятия согласно годовому плану работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагоги рассказывают о безопасности на воде и на льду, действиях при пожаре или ситуациях при которых ребёнок остался дома один и др.;
  • в ДОУ организуются месячники безопасности, анализируется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • во всех группах необходимы «, в которые помещается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах их предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму;
  • вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса рассматриваются ежемесячно на совещании педагогических работников, на административном совещании при заведующем, на общих собраниях трудового коллектива. В рамках таких мероприятий проводится изучение нормативно-правовой документации и инструктивно-методических материалов по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

Все это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокую работоспособность коллектива, развивать детей, осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка, сохранить и улучшить их здоровье, предупредить травматизм у взрослых и детей.

Координационная сетка контроля работы по охране

жизни и здоровья детей ДОУ

Контролируемый материал Определяемые показатели контроля Периодичность контроля Ответственный
1. Помещения детского сада, связанные с пребыванием детей
1.1 Игровые, спальни, туалетные, раздевалки, спортивный и музыкальный залы, педагогический и медицинские кабинеты Температура воздуха 1 раз в неделю Ст. медсестра
Относительная влажность воздуха 1 раз в квартал Ст. медсестра
Уровень искусственного освещения 1 раз в год Ст. медсестра
Режим проветривания 1 раз в месяц Ст. медсестра
1.2 Мебель игровых и спальных помещений Маркировка и соответствие росту ребенка и расстановка мебели 2 раза в год Ст. медсестра
1 раз в неделю Ст. медсестра
1.3 Постельное белье, предметы ухода за ребенком Индивидуальная маркировка 1 раз в месяц, белье – при каждой смене Ст. медсестра
1.4 Спортивный зал и подсобное помещение при нем Наличие защитных приспособлений, предупреждающих травмы 2 раза в год Зам. зав. по АХЧ
Наличие спортивной одежды у детей при проведении занятий 1 раз в месяц Зам. зав. по УВР
Расстановка и техническая исправность спортивного инвентаря 1 раз в неделю Зам. зав. по АХЧ
1.5 Санитарное содержание помещений Соблюдение частоты проведения генеральных уборок и их качество 1 раз в квартал Ст. медсестра
Качество проведения текущей уборки 1 раз в месяц Ст. медсестра
Состояние обеспеченности уборочным инвентарем, моющими и дезсредствами и условия их хранения 1 раз в месяц Ст. медсестра
Наличие разделения уборочного инвентаря по назначению и его маркировка 1 раз в месяц Ст. медсестра
Наличие, состояние и маркировка тары для замачивания посуды в случае карантина, транспортировки грязного белья 2 раза в месяц Ст. медсестра
2. Территория детского сада
2.1 Двор Исправность ограждения 2 раза в год Зам. зав. по АХЧ
Исправность искусственного освещения 1 раз в год Зам. зав. по АХЧ
Исправность и состояние мусоросборника и мусорных баков 1 раз в квартал Зам. зав. по АХЧ
2.2 Игровые участки Состояние малых форм 2 раза в год Зам. зав. по АХЧ
Наличие песка для игры 2 раза в год Зам. зав. по АХЧ
Обработка песка 1 раз в неделю Ст. медсестра
Санитарное содержание Ежедневно Ст. медсестра
Отсутствие травмоопасных объектов Ежедневно Зам. зав. по АХЧ
3. Организация учебно-воспитательного процесса
3.1 Занятия с детьми Исследование учебной нагрузки:

— соблюдение максимально допустимого количества учебного времени в день и в неделю;

— длительность занятий и перерыва между ними;

— наличие отдельного расписания на дополнительные занятия, включенные в объем максимально допустимой нагрузки;

— наличие здоровьесберегающих моментов в ходе занятий;

— целесообразность использования физкультминуток

2 раза в год

1 раз в месяц

2 раза в год

1 раз в месяц

1 раз в месяц

Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

зам. зав. по УВР

Оценка сетки занятий:

— наличие чередования занятий с разной степенью трудности в течение дня и недели

1 раз в квартал Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

Наличие развлечений, праздников в плане работ педагогов 1 раз в квартал Зам. зав. по УВР
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми в группах 1 раз в квартал Заведующий дет. садом,

зам. зав. по УВР

Условия применения технических средств обучения, соблюдение правил расстановки ТСО, соблюдение длительности занятий с ТСО 1 раз в месяц Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

зам. зав. по УВР

Оценка педагогической диагностики усвоения детьми программного материала 2 раза в год Заведующий дет. садом,

зам. зав. по УВР

Оценка составления двигательного режима детей по возрастным группам, его соблюдение 2 раза в год Заведующий дет. садом,

зам. зав. по УВР

Организация и длительность проведения прогулки с детьми 1 раз в неделю Заведующий дет. садом,

зам. зав. по УВР

4. Организация детского питания
4.1 Рацион питания Качественный и количественный состав рациона питания, его соответствие возрастным и физиологическим потребностям;

соблюдение требований и рекомендаций по формированию рациона;

ассортимент продуктов, используемых в питании

1 раз в 10 дней Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.2 Режим питания Соответствие режима питания и условий приема пищи возрастным и гигиеническим требованиям 1 раз в неделю Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.3 Документация по вопросам санитарии, гигиены, технологии производства пищи, результатам бракеража, ежедневных медицинских осмотров работников пищеблока Полнота, правильность и своевременность оформления (ведения) документации, соответствие требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов 1 раз в квартал Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.4 Технология производства пищи Правильность оформления технологической документации.

Наличие необходимой нормативно-технической документации

2 раза в год Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

Соблюдение санитарно- технологических требований при производстве пищи 1 раз в 10 дней Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

Температура внутри теплового оборудования 1 раз в неделю Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.5 Поточность технологических процессов Наличие (отсутствие) общих встречных, пересекающихся потоков сырой и готовой продукции, чистой и грязной посуды, инвентаря, тары и т.д. 1 раз в неделю Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.6 Столовая посуда Качество мытья посуды, ее маркировка 1 раз в месяц Ст. медсестра
4.7 Продукты Сроки и условия ранения.

Исправность холодильного оборудования и правильность установки температуры в холодильных шкафах.

Соседство хранения продуктов

1 раз в неделю Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.8 Реализация продуктов и готовой продукции Сроки реализации, условия реализации.

Соблюдение требований по температуре готовой пищи.

Сроки хранения на пищеблоке подготовленных к кулинарной обработке продуктов и готовой пищи

Ежедневно Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.9 Санитарно-противоэпидемический режим Соблюдение санитарно-противоэпидемического режима на производстве, режима обработки, хранения и использования. Маркировки оборудования, посуды, инвентаря, уборочного инвентаря, режима уборки помещений, дезинфекционного режима, режима сбора, хранения и выноса отходов и др. 1 раз в месяц Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

4.10 Персонал, связанный с питанием детей Состояние осмотра персонала на предмет наличия простудных и гнойничковых заболеваний, опрос на наличие кишечных инфекций 1 раз в неделю Ст. медсестра
Соблюдение правил личной гигиены работниками пищеблока Постоянно Ст. медсестра
Наличие и своевременность прохождения медицинских осмотров, прививок, гигиенической аттестации 1 раз в квартал Ст. медсестра
4.11 Санитарное состояние помещений Соблюдение чистоты проведения генеральных уборок 1 раз в два месяца Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

Состояние обеспеченности уборочным инвентарем, моющими и дезсредствами, условия их хранения 1 раз в месяц Зам. зав по АХЧ,

ст. медсестра

Наличие раздельного уборочного инвентаря по назначению и его маркировка 1 раз в месяц Ст. медсестра
5. Бассейн
5.1 Вода ванны бассейна Температура воды Перед началом работы выборочно в один из дней недели Ст. медсестра
5.2 Воздух в зале ванны бассейна Относительная влажность, подвижность 1 раз в квартал Ст. медсестра
5.3 Санитарное состояние помещений бассейна Выполнение гигиенических требований к режиму эксплуатации плавательных бассейнов 1 раз в месяц Ст. медсестра
Наличие правил и графика уборки бассейна, их выполнение 1 раз в месяц (выборочно в один из дней) Ст. медсестра
5.4 Основные и вспомогательные помещения бассейна Эффективность работы приточно-вытяжной вентиляции, температура и влажность воздуха 1 раз в неделю Зам. зав по АХЧ,

ст. медсестра

6. Персонал
6.1 Все работники детского сада Наличие санитарных книжек у всех работающих в учреждении с результатами медицинских осмотров, своевременность прохождения медосмотров 1 раз в квартал Ст. медсестра
Своевременность прохождения гигиенического обучения 1 раз в два года Ст. медсестра
6.2 Педагоги и обслуживающий персонал Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей Постоянно, контроль 1 раз в месяц Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

зам. зав. по УВР

7. Организация и проведение ремонтных работ
7.1 Текущий ремонт Наличие гигиенических сертификатов на применяемые отделочные материалы с указанием области применения в детских учреждениях При использовании Заведующий дет. садом,

ст. медсестра

Соответствие цветовой гаммы красок для окраски стен, дверей, рам, оборудования При проведении работы Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

Недопущение проведения работ в присутствии детей При проведении работы Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

Обеспечение проветривания помещений после окончания ремонтных работ При необходимости Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

8. Оздоровительная работа
8.1 Планирование оздоровительной работы с детьми на учебный год 1 раз в год Заведующий дет. садом,

зам. зав по УВР

Выполнение назначенных оздоровительных и закаливающих мероприятий 1 раз в месяц Заведующий дет. садом,

зам. зав по УВР

Анализ заболеваемости детей 2 раза в год Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

зам. зав. по УВР

Анализ посещаемости детьми детского сада 1 раз в месяц Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

зам. зав. по УВР

Анализ и эффективность оздоровительной работы с детьми 1 раз в год Заведующий дет. садом,

ст. медсестра,

зам. зав. по УВР

8.2 Педагогическая часть Выполнение педагогами санитарных норм и правил для дошкольных учреждений В течение года выборочно в один из дней недели Заведующий дет. садом,

зам. зав по УВР

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]