НОД для детей старшей группы «Осень золотая». Календарь природы


НОД для детей старшей группы «Осень золотая». Календарь природы

НОД для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая». Заполнение календаря природы.

Программные задачи: 1. Продолжать формировать знания об осени, осенних явлениях; 2. Обратить внимание на изменения в природе; 3. Развивать способность подбирать картинки для календаря природы, соотнося их с природными особенностями осени; 4. Развивать наблюдательность; 5. Активизировать мыслительную деятельность; 6. Помочь запомнить осенние месяцы; 7. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе. Необходимый материал: — календарь природы, иллюстрации к нему. Ход занятия: Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Дети: Осень Воспитатель: Как вы догадались? Ответы детей.Воспитатель: Что изменилось с приходом осени? Ответы детей.Воспитатель: Сегодня мы будем заполнять календарь природы.


Воспитатель: Сначала вспомним осенние месяцы. Назовите их. Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь. Воспитатель: Какой месяц идет сейчас? Дети: Октябрь Воспитатель: Верно! Сентябрь – это первый месяц осени. Затем – октябрь и потом ноябрь. Давайте посмотрим на картинки и определим, где предыдущий месяц. Дети: Сентябрь.


Дети берут картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: А теперь настоящий месяц – октябрь


Дети берут картинку, объясняют, почему именно эта картинка и крепят к календарю природы.Воспитатель: И последний месяц – это … Дети: Ноябрь.


Дети берут картинку, объясняют, почему именно эта картинка и крепят к календарю природы.Воспитатель: посмотрите на картинки. На всех картинках береза. Как вы думаете, какое дерево нам нужно поместить на календарь природы и почему?


Дети показывают нужную картинку и объясняют: Это дерево с желтыми листьями, оно осеннее, дерево с почками – весеннее, голое – зимнее. Нам нужно поместить осеннюю березу.


Воспитатель: А теперь посмотрим в окно и определим, какая погода на улице? Дети: ветренно, потому, что качаются деревья. Пасмурно, потому, что хмурое небо. Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: Какие осенние явления вы наблюдали сегодня утром? Дети: Листопад Воспитатель: Давайте мы сегодня побудем осенними листьями. Приглашаю всех в центр группы


Физминутка «Листопад» Воспитатель: Какое явление мы сейчас изобразили? Дети: Листопад.


Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: Молодцы! Какие осенние явления вы еще знаете? Дети: Иней, туман. Воспитатель: Какие еще изменения происходят осенью? Дети: Часто идет дождь со снегом, трава желтеет и становится сухой


Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: Что происходит с птицами и животными с приходом осени? Дети: Птицы улетают в теплые края, звери готовятся к зиме.


Дети подбирают нужные картинки и крепят к календарю природы.Воспитатель: как меняется внешний вид людей осенью? Дети: Люди меняют одежду на более теплую


Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.Воспитатель: Что происходит с солнцем? Дети: Солнце не направляет прямые лучи и греет меньше


Дети подбирают нужную картинку и крепят к календарю природы.

Воспитатель: Правильно. Теперь наш календарь природы заполнен, а мы с вами пообещаем беречь природу? Дети: Обещаем! Взяв за основу этот конспект НОД, Вы можете таким же образом использовать свой календарь природы! Удачи Вам!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Путешествие в осенний лес

Похожие статьи:

Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей

Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа

Учебно-методический материал «Календарь природы»

Сентябрь
Дни недели Недели месяца Живая природа
1 2 3 4

Условные обозначения

День недели Погода Птицы и насекомые

Пояснительная записка.

Изучив на дистанционных курсах материал Н.А. Рыжовой по экологическому воспитанию детей, решила скорректировать свою работу, разнообразить формы и методы.

Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим идут времена года, месяц за месяцем. Один из доступных способов донести цикл смены времён года и месяцев до ребёнка, который только начинает понимать окружающую действительность, это использование практического метода обучения — моделирования. Модели способствуют усвоению детьми алгоритма закономерных изменений в природе.

Календарь природы — это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.

Цель работы с календарём природы — обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Пример ведения календаря — ширмы.

Данный календарь имеет три графы:»Дни недели», «Недели месяца» и «Живая природа».

Первая графа , обозначающая день недели, раскрашивается ребёнком в определённый цвет в соответствии с тем днём, в который проводится наблюдение.

Вторая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Таким образом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна. Это дает возможность показать дошкольникам, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова.

Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под моим руководством закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.

В середине недели, после рассматривания покрова земли, пня от дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники фотографируются и изображение размещается в разделе «Живая природа».

В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе «Недели месяца».

В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели, заполненные значками окошечки «погоды», фотографии с изображением дерева, куста, покрова земли — все соответствует конкретному моменту состояния природы.

Работа строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Сначала обучаю детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направляю внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе.

С помощью вопросов организую и направляю ход рассуждений детей, подвожу

их к выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. В данном случае вопросы при обсуждении календаря рассматриваются как средство становления и активизации логического мышления детей.

С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.

Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам

алсу салахова

Оформление уголка «Календарь природы» по всем возрастным группам

Презентация о правильном оформлении уголка «Календарь природы»

по
всем возрастным группам
Для фиксации меняющихся природных объектов могут быть разработаны различные типы графических моделей. В педагогической интерпретации — это календари наблюдений за явлениями природы. Их главное содержание — знакомство с птицами и с другими меняющимися сезонными явлениями природы, ростом и развитием живых существ. Ведение календаря дает ребятам возможность познакомиться с зимующими птицами, проследить динамику изменений в осенне-весенние птичьи миграции. Как показывает практика дошкольного воспитания — познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится прежде всего не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Отсутствие резкой видимой границы между временами года создает у детей обманчивое представление о постоянстве окружающей среды. В конце осени, например, ребята забывают, что в ее начале было тепло, было много цветов и зелени. Дети без помощи взрослого не улавливают логику закономерных изменений.

Я представлю вам календари для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Для второй младшей и средней групп — это набор картинок по каждому сезону, на которых в соответствии с программой изображены основные погодные явления. Малышам надо научиться выделять солнце, облака, дождь и т. д. На ряде картинок должно быть нарисовано одно и то же дерево (например, береза)

в разных условиях: в тихую и ветреную, в дождливую и солнечную погоду, с зелеными листьями, с желтыми листьями во время листопада, без листьев. Еще должна быть плоская картонная кукла с набором бумажной одежды на все сезоны. С помощью картинок дети закрепляют представления о явлениях
природы, полученные во время наблюдений. Кукла же помогает определить степень тепла или холода и вносит игровой элемент в деятельность малышей.
Методика работы с детьми соответствует возрастным особенностям. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад)

. С детьми средней
группы уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).
Собираясь на прогулку в понедельник, воспитатель показывает детям куклу, сообщает ее имя, говорит, что она пришла к ребятам в гости и хочет посмотреть, как они одеваются. После прогулки кукла ждет, пока малыши разденутся,— ей не терпится узнать, что они видели на участке. Воспитатель предлагает детям назвать то, что они заметили во время наблюдений (солнце, дождь и т. д.)

.
«Сейчас мы тебе покажем картинку»
,— говорит педагог, обращаясь к кукле, и достает коробку с набором карточек, изображающих различные явления
природы. Он показывает карточку, на которой изображено не то, что видели ребята на прогулке. «Дети, мы с вами смотрели на солнышко. Это солнышко?— Нет, это облака, давайте найдем другую картинку, где нарисовано солнце». Дети находят нужную картинку, показывают ее кукле и ставят на подставку (типа книжной)
. «Ты, наверное, тоже хочешь погулять? — обращается педагог к кукле. — Погуляй здесь
(ставит ее возле карточки)
. Солнышко на тебя будет светить. Только надо одеться. Сегодня тепло, ребята во время прогулки были в легких кофточках. Ты тоже надень кофточку». Воспитатель находит бумажную кофточку, надевает ее на куклу и говорит, что Наташа
(имя куклы)
теперь тоже гуляет.

Ежедневные наблюдения с использованием карточек и куклы в течение первой недели помогут детям второй младшей группы начать знакомиться с разнообразием природных явлений. В дождливую погоду, когда ребята не идут на прогулку, воспитатель проводит наблюдения из окна.Детям интересно: все кругом мокрое, блестящее, по стеклу ползут капли дождя. Педагог обращает внимание на то, что ребята на улице не гуляют, только взрослые идут по делам — на них плащи, у некоторых зонтики. Кукла появляется и в такую погоду. Дети находят карточку, изображающую дождь, и отпускают Наташу гулять, надев на нее плащ или срочно изготовив зонтик.

В средней группе сохраняется тот же принцип работы с календарем, но четырехлетние дети уже более обстоятельно наблюдают за погодой, отмечают характерные для нее признаки (например, ветер то возникает, то затихает; туча набежала, пошел дождь, затем снова солнце светит). В этом случае выставляются две-три картинки (береза в безветренном состоянии, береза в порыве ветра — листопад и т. д.). Кукла может быть та же самая, но набор одежд ей следует сделать новый (выросла — ей купили новую одежду)

.

Таким образом, работа с набором картинок и куклой во второй младшей и средней группах способствует формированию у детей отчетливых представлений о сезонных явлениях природы, учит фиксировать наблюдения с мощью готовых образов-картинок. Игровым способом дошкольники подводятся к умению определять степень тепла и холода. Все это является базой для ведения календаря природы в старшем дошкольном возрасте.

Календарь природы для старшей, подготовительной к школе группсостоит из трех граф: 1) время; 2) неживая природа (погода)

; 3) живая
природа (растительный и животный мир, труд людей. В календаре детей шестого жизни первая графа представлен одной неделей, в календаре детей ceдьмого года жизни — четырьмя (клеточки второй недели закрашены, остальные-пустые)
. Это важно для формирования у детей, идущих в школу,отчетливых временных представлений: при обсуждении заполненного
календаря он видят, что в сентябре четыре недели, а наблюдения за сезонными явлениями природы велись в течение одной (второй)
недели. В дальнейшем при заполнении
календаряим станет понятно временная протяженность сезона: три месяца, каждый из которых состоит из четырех недель, в свою очередь каждая из которых состоит из семи дней.
Ежедневно после прогулки дети закрашивают клеточку, соответствующую данному дню, и проставляют значки, обозначающие погоду. В конце недели (в четверг или пятницу, понаблюдав за растительностью и животным миром, дошкольники рисуют картину живой природы.

При ведении календарянеобходимо обратить внимание на следующие моменты: он должен заполняться детьми своевременно под руководством воспитателя; условные значки — это схематизированные рисунки явлений, которые дети наблюдают. Аккуратно и красиво заполнить клетки календаря помогут специальные трафаретки, изготовленные воспитателем из плотной прозрачной пленки или картона. Это особенно важно на первых этапах в старшей группе, когда дети только знакомятся с календарем такого типа. Рисование по трафареткам интересно дошкольникам и нивелирует разницу их изобразительных умений.

Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения их читать (рассказывать о наблюдениях по календарю, важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям.Наиболее подходящими являются следующие обозначения: дни недели – разным цветом, погоду – значками натуралистического характера (например, ветер – дерево, наклонившееся в сторону, снег – графическое изображение снежинок и т. д.)Особенно следует остановится на графическом изображении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, платье, в пальто (куртку, в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Если детям трудно изображать птиц так, чтобы они различались по видам, рисунок можно заменить «галочкой»

того или иного цвета, например, воробей – коричневая
«галочка»
, голубь – синяя, синица – желтая, снегирь – красная и т. д.

Опыт внедрения календарей в практику детских садов,показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь. Здесь имеется в виду особая, так называемая коллективная форма речи — беседа воспитателя с группой, когда взаимно дополняются высказывания, когда создается единое по смысловой линии и завершенное по форме содержание разговора. Нужно отметить, что календарь — это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения, т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям.

Календарь природы и погоды для обучения детей

Сергачева Светлана

Календарь природы и погоды для обучения детей

Согласно программы ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.

Организация уголка природы способствует:

развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

формированию первичных представлений о природном многообразии нашего мира;

формированию элементарных экологических представлений;

воспитанию умения вести себя в природе;

воспитанию любви к природе и желанию беречь ее.

К оформлению уголка природы каждый педагог подходит по-своему.

календарь природы

Но существуют общепринятые особенности организации уголка живой природы:

1. Размещение живых цветов для закрепления знаний о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.)

; знакомства со способами ухода за ними.

2. Заведение живых обитателей (волнистые попугайчики, рыбки, морские свинки и т. д.)

для воспитания любви к животным, бережного отношения и ухода за ними.

3. Обустройство уголка наблюдения за природными явлениями для знакомства с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Если с первыми двумя пунктами все просто и понятно, то с третьим возникают вопросы. Каким образом обустроить уголок природы для знакомства детей с природными явлениями, какую информацию туда разместить и как ее оформить. Чтобы не искать ответы на эти вопросы и облегчить жизнь воспитателям, некоторые производители товаров для детского сада уже создали готовые модели календарей природы и погоды. Они содержат всю необходимую информацию и соответствуют определенной возрастной группе ребенка. Таким образом календари природы делятся на 2 группы:

Для младшей группы детского сада (от 3 до 4 лет)

календарь природы

Яркие, с красочными изображениями животных и растений, стенды, которые всегда привлекут внимание детей и будут стимулировать их к процессу обучения. Как правило,содержат следующую информацию:

о сезонах (зима, лето, весна, осень,

днях недели (понедельник-воскресенье,

природных явлениях (дождь, ветер, солнце и т. д.)

С помощью педагога и календаря наблюдений дети научатся замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, птицы улетают в теплые края; научатся узнавать и называть время года.

Для средней и старшей групп детского сада (от 4 до 6 лет)

Красочные календари наблюдений, которые содержат все необходимое для изучения природных явлений в старших группах детского сада.

В комплект к таким календарям, как правило, входят специальные плашки, которые во время занятия педагог вставляет в акриловые кармашки (день недели, число, месяц, год, праздники и т. д.)

.

календарь природы

Многие модели содержат интерактивные градусники, которые так нравятся детям и оживляют ход занятия. Передвигая бегунок, дети изучат такие понятия, как «холодно-жарко»

,
«прохладно-тепло»
.

В настоящее время выпускаются более современные модели календарей природы, которым отдают предпочтение многие педагоги. Это магнитно-маркерные календари наблюдений.

Они интересны тем, что записывая на маркерной поверхности данные, можно вести дневник наблюдений за погодой прямо у себя в группе. Так, наглядным образом, вместе с детьми есть возможность провести сравнительный анализ данных за сегодня и вчера, за сегодня и прошлый понедельник и т. д.

Пример:

— Дети, какая у нас сегодня погода? Давайте выглянем в окошко и посмотрим.

— Светит солнышко и тепло.

— Дети, а какая вчера была погода на улице?

— Было прохладнее, чем сегодня и шел дождик.

Таким образом дети научатся замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад и т. д., устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, отцвели цветы и т. д.)

Некоторые модели магнитно-маркерных календарей природы продаются с любимыми детскими магнитиками. На них изображена одежда, которую необходимо одевать при той или иной погоде, государственные праздники, природные явления. Каждому ребенку такой элемент однозначно придется по душе. Ведь кто не любит магниты!

Также календари природы и погоды, которые относятся к последней группе, можно использовать для работы с детьми младшего школьного возраста, так как на некоторых из них находятся часы, по которым очень удобно изучать время.

Календарь природы в младшей группе.методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Календарь природы в младшей группе.

Детский сад – не просто место, в котором ребенок проводит время, пока родители находятся на работе. Здесь он получает развитие, знакомится с правилами общения и поведения, узнает много нового о себе и окружающем мире. Программа ФГОС гласит, что среди прочего обязательно в каждой группе должен присутствовать календарь природы для детского сада. Однако подобный календарь выполняет важные задачи и служит дидактическим материалом педагога в ознакомлении детей с природой и погодой.

Уголок природы, как еще называют вышеупомянутый календарь, является полезным украшением для каждой группы. Он должен быть не только ярким и интересным, но и содержательным.

Основные функции календаря:

  • Формирование у детей представления об экологии.
  • Развитие мышления, способности устанавливать причинно-следственные связи между разными природными явлениями.
  • Внушение азов правильного поведения на природе и желания сберечь ее.
  • Формирование представления о том, как огромен и разнообразен мир вокруг.
  • Воспитание трепетного отношения и любви к природе.

Календарь изменений в природе в зависимости от сезона позволяет детям ежедневно систематически наблюдать за происходящим за окном и сверять с данными. К календарю прилагаются картинки с изображением погодных условий в разное время года, поэтому после прогулки вся младшая группа может найти необходимые природные явления (солнце, дождь, ветер, метель и т.д.) и прикрепить к стенду.

  • Сезоны: лето, весна, осень, зима.
  • Части суток: утро, день, вечер, ночь.
  • Дни недели: с понедельника по воскресенье.

Одновременно с использованием календаря природы воспитатель дает детям поиграть в дидактическую игру, где необходимо правильно одеть на прогулку куклу. Они должны понимать, насколько теплую одежду необходимо подобрать, куда и в какой последовательности ее стоит надеть.

1 вариант: Наблюдение за погодой. Дети наблюдают за погодой и вставляют в карманы соответствующие картинки. 2 вариант: «Одень куклу Машу» Закрепляем последовательность одевания одежды на прогулку. Задание: «Одень куклу в зимнюю одежду»; «По какой дорожке (назови цвет) Маша пойдет гулять зимой?» Закрепляем знание цвета одежды Задание: « Какого цвета одели Маше пальто?»; «Выбери цвет пальто такой, какой цвет у зимы в Календаре природы» 3 вариант: перед ребёнком разложены карточки – признаки одного сезона. Взрослый спрашивает: «Какое сейчас время года? Что бывает зимой (весной, осенью, летом)? Какие карточки указывают, на то что это зима (весна, осень, лето)?». Выбранные детьми карточки кладутся в карманы. 4 вариант: перед детьми раскладываются карточки двух сезонов (весна или осень, зима или осень, весна или зима). Взрослый спрашивает: «Какое время года? Какие признаки весны (осени, зимы) вы знаете? Выберите нужные карточки – признаки и положите их в карманы». 5 вариант: «Такое бывает или нет» . Воспитатель кладет в карманы картинки, не свойственные данному сезону, а дети отвечают, бывает такое или нет.

Опыт внедрения календарей в группе, показал использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие

  • развитие первичных естественнонаучных представлений;
  • наблюдательности;
  • любознательности;
  • активности;
  • мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);
  • логическое мышление;
  • связную речь;
  • наглядно-образного мышления.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]