Проект с детьми средней группы по экологии «Почему листья желтеют и опадают?»
Проект с детьми средней группы на тему:
«Почему листья желтые и опадают осенью».
Вид проекта: групповой, краткосрочный, исследовательско-творческий, направленный на изучение природы в осенний период с сезонными изменениями.
Участники проекта: дети средней группы ( 4- 5 лет).
Длительность: с 1 по 15 ноября 2021г.
Актуальность проекта:
С каждым осенним днем листиков на деревьях становится все меньше и меньше и дети во время дневной прогулки спрашивают,почему так происходит и почему они желтеют.
В средней группе детского сада мы должны создавать условия для формирования интереса детей к природе. Поощрять любознательность при ознакомлении с миром природы. Создавать условия для организации детского экспериментирования с природным материалом. Поощрять инициативу детей в исследовании объектов и явлений природы. Поддерживать проявления исследовательской активности детей. Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Воспитывать бережное отношение к природе, любить ее, формировать простейшие экологические представления. Учить детей замечать сезонные изменения в природе в осенний период.
Постановка проблемы:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы,о взаимодействии с ней.
Во время прогулки дети часто спрашивают, почему листики на деревьях желтеют и опадают? Мы отвечали, если дети хотят узнают про это, тогда нам нужно изучить.
Мы использовали модель трех вопросов:
— Что я знаю?
-Что я хочу знать?
-Как узнать?
Цель проекта:
Сформировать знания детей о том, что скоро придет зима,деревья начинают готовиться к зимней спячке.
Задачи:
Углубить представления об изменениях в природе осенью,что солнца становится меньше и хлорофилл выделяется меньше,осенью деревья избавляются от вредных веществ,поэтому и сбрасывают листочки. И осенью деревья спасаются от засыхания и от гибели,у черешка образовывается особый отделяемый слой.
Методы и формы работы:
художественно-продуктивная деятельность,чтение художественной литературы,игровая и досуговая деятельность.
Ожидаемый результат:
Углубление и расширение знаний детей об осенних изменениях в природе, листопаде, как деревья готовятся к зимней спячке.
Активизация словаря,развитие связной речи и пространственной ориентировки.
Развитие всех психических процессов.
Развитие творческих способностей.
Продукт проекта:
Выставка рисунков на тему» «Сказочное дерево», »Золотая осень».
Перспективный план работы над проектом:
Виды детской деятельности | Методы,приемы |
Художественно-продуктивная | Аппликация «Корзина грибов» Лепка «Сливы и лимоны» Рисование «Сказочное дерево», «Золотая осень» |
Познавательная деятельность | Чтение художественной литературы: «Бунин И.А. «Уж небо осенью дышало», М.Пришвин «Уж небо осенью дышало», Т.Скрибицкий «Осень». Заучивание наизусть:М.Пришвин «Осенние листочки». Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Составление описательного рассказа по схеме»Осень» Оформление гербария с осенними листьями. |
Игровая деятельность | Подвижная игра «Найди пару». Дидактическая игра «С какого дерева лист?» Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» |
Досуговая деятельность | Утренник посвященный осени. |
Этапы работы над проектом:
Этапы | |
Подготовительный этап | Составление плана совместной работы. Подбор материала и оборудования для занятий,бесед и игр с детьми. Определение содержания деятельности всех участников проекта. |
Основной этап | Определение источника информации. Определение способов сбора и анализа способов информации. Определение способов представления результатов. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. Распределение задач и обязанностей между членами группы. Чтение художественной литературы,просмотр презентации на тему: «Осень».Проведение дидактических игр. Проведение утренника,посвященного празднику осени. |
Заключительный этап | Оформление с детьми выставки по аппликации на тему:»Корзина грибов»,выставка рисунков на тему: «Сказочное дерево»,»Золотая осень». |
Результативность по проекту:
Целью проектной деятельности было расширение и систематизирование знаний детей об осенних изменениях в природе, как деревья готовятся к зимней спячке. Поэтому нашим продуктом стала выставка детских работ на тему»Сказочное дерево» и «Золотая осень».Благодаря проекту, дети познакомились с разнообразными дидактическими играми,познакомились с более детальным строением листа через лупу,выучили много осенних песен и стихотворений,познакомились с художественной литературой,где закреплялись осенние приметы.
Перспектива:У детей появилось желание так же познакомиться с другим сезоном зимой,что обогатит их знания о сезонных изменениях в природе и будет способствовать устойчивому познавательному интересу узнавать новое, учить стихотворения и песни.
Литература:
1.Голицына Н.С. «Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет». Методическое пособие М: Мозаика-Синтез 2006г.
2.Иванова А.И. «Живая экология. Программ экологического образования дошкольников»ТЦ Сфера.2009г.
3.Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарий занятий»М.ТЦ Сфера.2005г.
ФОТО-ОТЧЕТ:
Рассматривание строение листа под лупой.
Хозяйственный труд на участке детского сада с детским инвентарем.
Игры с листьями.
Информационно — творческий проект в средней группе «Золотая осень»
И на нас рычит»
Медведь с рычанием ловит детей, дети убегают.
«Листопад»
По группе на полу лежат 3—4 обруча — это лужи. Рядом с каждым из них картинка дерева: березы, дуба, рябины, клена. У детей листья этих деревьев.
Листопад, листопад, поочередно взмах руками,
Листья желтые летят, обеими руками,
Под ногами шелестят приседают,
И летят, летят, летят… покружиться и присесть.
По сигналу дети — «листики» летают, кто где хочет, по другому сигналу должны собраться у своего дерева, чья команда быстрее. «Вы с какого дерева? (С клена.) Значит, вы какие листочки? (Кленовые.)». Далее «листики» опять летают, ложатся на землю, «засыпают». Картинки деревьев меняются местами.
«Солнышко и дождик»
Задачи: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя.
Описание. Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» — бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
«Лохматый пёс»
Задачи: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Описание. Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Вот лежит лохматый пёс,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдём к нему, разбудим
И посмотрим: «Что-то будет?»
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.
«Птички летают»
Задачи: учить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу; приучать малышей помогать друг другу.
Дети становятся на небольшое возвышение – доску, кубики, бруски (высота 5-10 см) – по одной стороне площадки. Воспитатель говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнёздышек, ищут зёрнышки, крошки». Дети спрыгивают с возвышений, «летают» (бегают, размахивая руками – «крыльями»), приседают, «клюют» зёрнышки (стучат пальчиками по земле). Со словами воспитателя: «Дождик пошёл! Все птички спрятались в гнёздышки!» — дети бегут на свои места. Перед игрой воспитатель должен приготовить невысокие скамеечки или такое количество кубиков, брусков, чтобы хватило всем желающим играть. Расположить их надо в одной стороне площадки на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы дети не толкались и могли свободно занять свои места. Нужно показать детям, как мягко спрыгивать, помочь им подняться на возвышение после бега. При повторении игры сигнал можно давать одним словом: «Солнышко!» или «Дождик!» Дети должны знать, по какому сигналу что нужно делать.