Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Путешествие в осень» (для детей подготовительной группы с ТНР).


Осень на дворе

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающими миром в подготовительной к школе группе

Цель:

формирование представлений об осеннем времени года.

Задачи:

  • закрепить представления о временах года и их последовательности;
  • расширить знания об осенних изменениях в природе;
  • повторить понятия «звук», «слово»;
  • вводить в активный словарь детей новые слова и выражения, свойства и качества явлений, предметов;
  • мотивировать детей свободно вести активный диалог, активно высказываться, аргументируя свои суждения;
  • учить составлять небольшие описательные рассказы, в том числе по плану-схеме;
  • развивать логическое мышление и связную речь, творческое воображение, слуховое и зрительное внимание;
  • воспитывать интерес к родной природе, к её познанию.

Предварительная работа:
чтение и обсуждение детской литературы на тему «Осень»; наблюдение за листопадом и осенними изменениями в природе города, на территории детского сада. Проведение дидактических игр «Угадай, с какого дерева», «Листопад», «Что раньше». Печатание осенними листьями, аппликации, лепка «Грибное лукошко». Слушание музыки П. Чайковского «Времена года» «Осень».

Материалы:

иллюстрации «Времена года», книга К. Ушинского «Четыре желания», осенние листья (с берёзы, дуба, клёна), картинки с изображением этих деревьев, корзинка с овощами и фруктами, колоски пшеницы, ржи, план-схема для составления описательного рассказа, несколько сюжетных картинок и пейзажных картин на тему «Осень».

Оборудование для эксперимента по количеству детей:

посуда плоская с сухой землёй, полоска из наждачной бумаги тёмного цвета в виде дорожки, подносы, салфетки, маленькие леечки с водой.

Ход занятия

Воспитатель:
Здравствуйте, ребята. Посмотрите на книгу в моих руках. Как называется этот рассказ К. Ушинского? Почему автор назвал его не три, не пять, не шесть, а четыре желания? (
Воспитатель хвалит детей за правильные, аргументированные ответы.
)

Воспитатель:

Я предлагаю вам игру «Что раньше, что позже?». Ответьте пожалуйста на мои вопросы. Что было раньше осени? А позже? Что было раньше лета? А раньше весны? А позже зимы? (
Дети отвечают и садятся на стульчики, стоящие рядом полукругом лицом к напольной доске.
)

Воспитатель:

Вы отлично справились. Теперь новая игра – «Найди ошибку». (
Воспитатель предлагает нескольким детям расставить иллюстрации 4-х сюжетных картин «Времена года» на доске в правильной последовательности и назвать по порядку.
)

Воспитатель:

Сколько месяцев в году? А сколько осенних месяцев? Назовите их. (
Ответы детей
.)

Воспитатель:

Какие гласные звуки вы знаете? [А], [О], [И], [Ы], [У], [Е] и [ИА], [ИЮ], [ИЕ], [ЙО]. Давайте пропоём их. Почему эти звуки называются гласными? А какое время года начинаются с гласного звука [О]? А теперь назовите слова, которые начинаются со звука [О], а я их запишу. (
Воспитатель записывает называемые детьми слова в столбик. Затем дети подбирают слова-определения к этим словам.
)

Воспитатель:

Ребята, попробуем поиграть со словами. Давайте к слову «Осень» подставим такие же слова-определения. Что у нас получилось?

Дети:

Осень – сырая, красивая, надоевшая, мягкая, хмурая, весёлая, пугливая.

Воспитатель:

Можно ли так сказать об осени или нет? Почему? (
Дети думают, высказывают свои суждения, спорят, доказывают. Воспитатель обобщает высказывания детей.
)

Воспитатель:

А теперь мы проведём осеннюю физкультминутку. (
Воспитатель разбрасывает разные по цвету и форме листья (клёна, дуба, берёзы) по всему ковру.
) Как называется это осеннее явление природы? (
Листопад
.) От каких слов образовалось это слово? (
Листья + падают.
) Давайте соберём листочки, но не все подряд, а по своему выбору только с одного дерева. Можно ими полюбоваться, пошуршать, потанцевать, побегать. (
На доску вывешены картинки дуба, берёзы, клёна.
)

Воспитатель:

А теперь найдите своё дерево! (
Дети находят своё дерево, подбегают к нему, определяют, сравнивают по листьям.
)

Воспитатель:

Дети, закройте глаза и представьте себе осень в образе человека. (
Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года». Дети закрывают глаза, а воспитатель тихо говорит.
) У каждого из вас своя осень… Кем ты представил себе осень? А ты? Опиши её. (
Отвечают 3-4 ребёнка. Дети называют и описывают воображаемые образы осени. Воспитатель обобщает ответы детей.
)

Воспитатель:

А теперь минутка вопросов. Почему в городе меньше людей можно увидеть осенью в высоких резиновых сапогах, чем в деревне? Где мы живём в городе или деревне? Как называется асфальтированная дорожка, по которой ходят люди? (
Воспитатель предлагает подойти к столам, снять салфетки с подносов.
)

Воспитатель:

Перейдём к экспериментам. На что похожа тёмная полоска? (
Тротуар
.) А где больше асфальтированных дорог и тротуаров? Пройдитесь пальчиками по тротуару. Какой он? (
Сухой, шероховатый, чистый.
) А теперь пройдитесь по земле, сравните ощущения. Как вы думаете, какая здесь была погода? (
Солнечная, сухая.
) Давайте устроим дождик! (
Дети поливают из маленькой леечки экспериментальную поверхность.
) Пройдите по тротуару. Какие теперь пальчики? (
Мокрые, сырые, влажные, чистые.
) Пройдите по земле в деревне. Что стало с вашими пальчиками? (
Испачкались. Дети высказываются и приходят к ответу на поставленный вопрос.
)

Дети:

В деревне осенью грязнее, поэтому люди носят резиновые сапоги.

Воспитатель:

Вот и говорят о дождливой погоде: «слякоть, сырость». (
Дети повторяют новые слова.
)

Воспитатель:

Если бы вы были модельерами, какой цвет ткани для наряда осени вы выбрали? (
Ответы детей.
) Давайте рассмотрим картины на тему «Осень». (
Пока дети рассматривают, воспитатель вывешивает на доску план-схему для составления описательного рассказа «Осень».
)

Воспитатель:

А теперь всё увиденное и новое мы обобщим в рассказ об осени. (
Две формы работы: коллективная и индивидуальная
).

Воспитатель:

Молодцы! Мне понравились ваши рассказы об осени.

Людмила Нагорнова воспитатель МАДОУ Д/с № 7, г.Салават, Башкортостан

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Никитина Инна Александровна Воспитатель

Программное содержание: 1. Научить детей узнавать и называть осенние месяцы. Познакомить с народными названиями сентября, октября и ноября. 2. Развивать память, речь, сообразительность. 3. Воспитывать любознательность. Расширить знания детей о явлениях природы. Словарная работа: Ревун, листопадник, листогной. Материал: Осенние листья, пенёк, костюм лесовика и осени, 12 рисунков «Времена года», грамзапись «В гостях у сказки». Предварительная работа: Повторить понятия в форме дидактических игр: год, месяц, недели, день. Чтение стихов об осени, осенних примет. Ход занятия: Воспитатель: « Ребята сегодня к нам в группу пришла телеграмма.» (Показываем детям) — Вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

(Читаем телеграмму) Дорогие ребята, приглашаю всех вас ко мне в гости. Воспитатель: Но, кто написал эту телеграмму, я не знаю. Давайте ребята сходим в лес и узнаем: «Кто же нас пригласил?» (Дети входят в группу). Включается грамзапись «В гостях у сказки». Воспитатель: Посмотрите- кА , ребятки, как красиво-то в лесу. Что вы здесь видите? (Ответы детей) Появляется старичок — лесовичок. Старичок – лесовичок: — Здравствуйте ребятки! (Дети здороваются) Воспитатель и дети спрашивают: « Ты не знаешь, кто нас в гости в лес пригласил, не ты ли это?» Старичок – лесовичок: Нет, это не я. Но я вам помогу. Но только вы сначала должны разгадать и растолковать мою сказку. Воспитатель: Попробуем ребята! (усаживаем детей полукругом) Старичок — лесовичок: — Живет – поживает старик – годовик, где поживает – никто не знает. Как — то раз стал он махать руками, да птиц пускать. И каждая птица со своим именем. Вот махнул старик – лесовичок первый раз, полетели первые три птицы. От крыльев холодом повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик – лесовичок второй раз и полетела вторая тройка. Стал снег таять, трава ожила, показались цветы. Махнул старик – лесовичок третий раз – и полетела третья тройка. Стало солнышко греть, поспел в поле хлеб. И в четвёртый раз махнул старик – лесовичок и полетели ещё три птицы. Подул ветер, пожелтели листья и трава, земля оделась в золотой наряд. А птицы–то были не простые у каждой птицы по 4 крыла, а в каждом крыле по 7 перьев, а всякое перо со своим именем. Одна половинка белая, другая черная. Махнет птица раз, станет светло – светло, махнет другой — темным — темно. Старичок- лесовичок: «Вот скажите теперь ребятушки, что за тройки выпускал старик – лесовик? Какие 4 крыла у каждой птицы? А какие 7 перьев в каждом крыле? И как это понять, что у каждого пера одна половина- черная, а вторая — белая?» (Ответы детей) Старичок – лесовичок: — Н молодцы ребята! Сказка – то мудреная, а вы во всех хитростях разобрались. А теперь угадайте, кто же вас сюда пригласил: Приходит она, когда пусты поля, желта земля, лист опадает, дождь поливает, когда это бывает? (Ответы детей) Старичок – лесовичок: — Да, это осень. Пришла пора пригласить к нам нашу матушку осень: — Осень, осень золотая (идем по кругу) Приди осень с радостью (поклон) С великой милостью С караваем высоким (подтянуться) С корнем глубоким (наклониться) С дождями сильными (в ладоши) С дарами обильными (руки вперед) ( Повторяем 2 раза) ( Входит осень) Осень: Я леса разукрасила Паутинки развесила Землю к празднику прибрала Я из далека шла, много радости, веселья принесла. Осень: — Здравствуйте гости, дорогие, как же вас много. А моих ребятушек не видали? Воспитатель: — А кто твои ребятки? Осень: — У меня три сына: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь. (показывает картинки) Самый старший Сентябрь, в народе его часто зовут Ревун. Старичок – лесовичок: — Ребята, а как вы думаете, почему его так зовут? (Ответы детей) Воспитатель: — А как его еще можно назвать? (Ответы детей) Осень: — Средний сын — это Октябрь. Он приходит сразу за сентябрем. Народ ему то — же имя ласковое дал – листопадник. Старичок – лесовичок: — А почему его так назвали? Воспитатель: — А как вы бы его назвали? (Ответы детей) Осень: — А самый младший сын- это Ноябрь. Народ тоже его любит и прозвал его листогной. ( воспитатель задает тот же вопрос)) — У меня есть фотографии и их двоюродных братьев. (Достает другие картинки) (Старичок отбирает фотографии и путает) Осень: — Что же ты наделал лесовичок, как же я теперь среди них своих ребят найду? Воспитатель: — Ребята давайте поможем осени отыскать ее ребят на фотографии. (Дети ищут) Осень: — А как вы узнали ребята, что это именно мои ребятки? (Ответы детей) Осень: Спасибо ребятки, а за вашу помощь получите подарки от меня. (Раздает по одному желтому листочку) — До свидания, гости дорогие. А теперь мы с лесовичком пойдем в лес искать ребят моих. А если, ребята, они к вам придут, то вы их по фотографиям узнаете. (Осень и лесовичок уходят) Воспитатель: Ребята, куда же мы ходили сегодня? (ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, осень фотографии – то с собой унесла. Видать оставить забыла. Что же теперь делать? Как же мы ее детей – то узнаем? Давайте нарисуем. -А вы все запомнили? (Ответы детей) Усаживаем детей за стол Воспитатель: Дети что вы нарисовали? (Ответы детей) — А как в народе их называют? (Ответы детей) — А почему же их так называют? (Ответы детей) — Молодцы, ребята, хорошие у вас получились рисунки. Теперь мы повесим их в наш уголок, и будем знать, кто такой: Сентябрь, Октябрь и Ноябрь.

Следующая >

НОД «Поздняя Осень» с использованием ИКТ (подготовительная группа)

Конспект НОД на тему: «Осень» в подготовительной группе
Цель: знакомить с сезонными явлениями через ознакомление с шедеврами живописи, поэзии и музыки Программные задачи: Образовательные: — знакомить с сезонными явлениями поздней осени -расширять представления о творчестве композиторов, поэтов, художников, их произведениями Развивающие: -обогащать словарный запас -продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, — продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет) Воспитательные: — воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе. — развивать эстетический вкус Демонстрационный материал: -слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени — аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года») Раздаточный материал:- краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки Предварительная работа: заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», беседы о приметах поздней осени
Ход занятия:

— Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте: Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? Ответ детей: это месяц ноябрь. — Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. — Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении? Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг. — Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»? Дети: у деревьев опали все листья. — Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний — печальным? Ответы детей. — А какие еще вы знаете стихи о поздней осени? Дети читают стихи: ***А. Плещеев Миновало лето, Осень наступила, На полях и рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. ***А. Плещеев Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. … Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. ***С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. — Какая осень во всех этих стихах? Дети: унылая, хмурая, холодная. — Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. -А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю? Дети: листья поблекли, потемнели. — Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится? Дети: — Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота» Игра «Ворота» -Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают. — Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить. Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени. А вот какая осень у Вивальди. (звучат музыкальные фрагменты) — Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие? — Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине? Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор, и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки. Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно прорисованы листья на деревьях. А какие приметы поздней осени вы увидели на картине? Дети: небо затянуто тяжелыми (свинцовыми) облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег. — Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью». — А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень. Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди. Анализ детских рисунков. При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников» Прогулки с ребёнком осенью Конспект оздоровительно-познавательного занятия по ПДД в подготовительной группе Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «В гостях у профессора Водолея»

Похожие статьи:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы

Конспект НОД с элементами нетрадиционных видов гимнастик в подготовительной группе по образовательной области «Физическая культура»

План-конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]