Деловая игра: «Как воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного ребенка» Секриер Алла Ивановна


Особенности инициативности дошкольников

Ирина Терентьева

Особенности инициативности дошкольников

Современная ситуация в российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Инициатива — это один из основных компонентов развития активной личности ребенка. Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Самостоятельность является сложной чертой характера человека. Она касается всех сторон его жизни и деятельности, где инициатива играет одну из наиболее важных ролей в формировании полноценной личности. Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.).

Начало исследованию понятия «инициатива»

в педагогике положили работы чешского мыслителя-гуманиста Я. А. Коменского, создателя
«Великой дидактики»
, который полагал, что «достигнуть всестороннего познания вещей, овладения ими и использования, можно не иначе, как только через посредство нового.». А также основоположника научной педагогики в России К. Д. Ушинского, который подчеркивал необходимость развития и поддержки оригинальности как стремления индивида проявить личный почин в своей деятельности. А. С. Макаренко в своих педагогических сочинениях называл определяющую черту
инициативности – готовность к совершению действий по собственному почину.
Дошкольное детство является важным периодом развития человека. Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам»

, наиболее благоприятный, самой природой установленный период — это возраст от 3 до 5 лет.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста — игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно, и динамичнее развитие личности.
Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Инициативность проявляется в желании действовать по внутреннему побуждению, это очень важное качество, по нему определяется уровень развития детей, особенно в раннем дошкольном возрасте. Точно так же, как и самостоятельность, эта составляющая видна во время общения, игровой деятельности, в творчестве. Инициативность в детском возрасте равна любознательности, изобретательности, пытливости ума. Подавление детской инициативы приводит к тому, что у дошкольников развивается страх перед окружающим миром, неуверенность в своих силах, а иногда и лень. Он заранее знает, что не сможет одеться или почистить зубы без маминой помощи. Успеваемость зависимых детей в школе значительно ниже, чем у их сверстников, привыкших к большей самостоятельности.

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы также очень важна для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО, предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т. д.» [23]. Как известно, игра не имеет очевидного продукта. В игре важно играть, а не выигрывать. Поэтому встает задача поиска форм активности, которые носят продуктивный характер. Здесь можно обратиться к изобразительной и конструктивной деятельности. Инициативность наиболее ярко проявляется в играх с правилами. По словам А. Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя — анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности и инициативности дошкольников. В условиях ДОУ распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

• Непосредственно-образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

• Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей.

• Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований, а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Содержание работы по развитию и педагогической поддержке инициативы в игре должно соответствовать возрасту воспитанников.

Самостоятельность проявляется в стремлении и желании приложить усилия для решения задач в повседневной деятельности, при этом – максимально независимо от взрослого, основываясь на своем опыте, знаниях, занимаясь поисковой деятельностью до полного решения проблемы. Это качество – признак готовности к школе.

Объединение детей в разновозрастной играющий коллектив позволяет педагогам решить ряд важнейших задач развития детей, поскольку подобные игры имеют огромное значение не только для становления и развития игры дошкольников, но и для благоприятного эмоционального и личностного развития дошкольников, для которых игра становится уже не ведущей, но преобладающей деятельностью. Применение изложенных выше положений позволит, сохранив огромный развивающий потенциал детской игры, развивать инициативу дошкольников, при этом адекватно используя возможности игры как педагогической формы.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5,называются:

— создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

— поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

;

— поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, а значит — успешное формирование целевых ориентиров, то есть фактическая реализация ФГОС ДО. Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности. Параллельно обязательно должна быть организована специальная работа по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров. Из вышесказанного следует, что развивать у дошкольников два важнейших для жизни качеств нужно, прежде всего, во время игры, а также творческих занятий. Кроме того, существует множество нестандартных методик, формирующих высокоразвитую личность.

Самостоятельность и инициативность играют огромную роль в подготовке воспитанников к их дальнейшей жизни и трудовой деятельности, независимо от того, в какой области он будет себя реализовывать.

Развитие детской инициативы

13 Марта 2020

Харченко Елена Владимировна

Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы они ни делали — это все «первый шаг», дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей не развивается. Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

Советы родителям «Развитие детской инициативы»

«Посеешь заботу – пожнёшь инициативу»

(В.О. Ключевский, российский историк XIX века)

На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей: — проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; — способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; — способен к волевым усилиям; — пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; — способен к принятию собственных решений. Исследования психологов доказывают, что именно в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, инициативности и творческих способностей ребенка.

Инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы они ни делали — это все «первый шаг», дети от природы инициативны. И действительно, ребенок с интересом делает первые шаги, с удовольствием познает окружающий мир. Но с возрастом все чаще родители одергивают его: «не трогай», «брось», «не ходи туда», «сиди тут», «помолчи». В таких условиях инициатива детей не развивается.

Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу под влиянием влечения, страсти, внезапного желания.

Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Инициативный ребенок дошкольного возраста — что это значит?

Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) инициативность проявляется в выборе ребенком тематики игр, постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость — неразрывно связаны с культурой поведения. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Особого внимания заслуживает «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.

Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел ( «Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Взрослому важно владеть способами поддержки детской инициат

1. Необходимым условием развития инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение взрослого и ребёнка, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка. Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п., необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

2. Обязательным условием взаимодействия взрослого с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как активность, инициативность, доброжелательность и др. Важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы ребёнок упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.

3. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей, являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

4. Одним из эффективных средств развития инициативы детей являются игры. Разные виды игр (подвижные, интеллектуальные, коммуникативные и др.) способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важно, когда ребенок сам инициирует игру – с взрослым или другими детьми.

5. Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участие родителей в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе — закрутить шуруп. Тут важно: во-первых, не бить по рукам, когда ребенок «лезет помочь»; во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребенок в чем-то ошибся.

6. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

7. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

Что нужно помнить родителям и педагогам о развитии инициативы у детей?

Пишите или планируйте для ребенка список ежедневных дел, которые он может делать.

Планирование — основа инициативы, это как граница, за которую можно (и иногда так приятно) выйти; хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка; «капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию; предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики в тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в интернете и т.д.).

Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности – наличие стойкого интереса к ней.

Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только тогда, когда ребенок достаточно уверен в себе.

Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать.

Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, ивы. размышления, творчества. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.).

Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д.

Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также в определенной смелости и риске. Её развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем – творить. Не скупитесь на знаки внимания!

Поделиться с друзьями

Как справедливо и разумно распределить домашние обязанности с подростком?Сколько времени уделяют подростки соцсетям и хобби

У вас недостаточно прав для добавления комментариев

Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться. Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться. Это займет не более 5 минут.

Комментарии

Луговцова Татьяна Викторовна

14.03.2020 12:31

Статья правильная. Инициативу у ребенка надо развивать. Хвалить его чаще, а ругать осторожно, чтобы он понял свои ошибки.

Сообщить модератору

Детская инициативность: сущность и технологии поддержки

 Статья посвящена актуальной теме развития инициативности. На современном этапе развития педагогической мысли особое внимание уделено поддержке инициативности дошкольников. Автор анализирует предпосылки возникновения данного явления, понятие «инициативность», условия и технологии поддержки детской инициативности.

Ключевые слова: инициативность, активность, самостоятельность, исполнительность, психолого-педагогические условия, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Целью современного образования является формирование активной, целеустремленной, инициативной, творческой личности. Это обусловлено различными факторами: экономическими (в условиях возрастающей конкуренции бизнес-сообществу требуются люди с надситуативным видением, проактивные и не боящиеся трудностей), социальными (современное общество нуждается в людях, способных сочувствовать, сопереживать, помогать бескорыстно, направлять свою энергию на преобразование социальной действительности), личностными (добиться успеха в условиях неопределенности могут только сильные, легко адаптирующиеся к изменяющимся условиям личности).

Безусловно, формирование большинства личностных качеств начинается еще в раннем детстве. Именно поэтому к дошкольному образованию, как к первому уровню общего образования, сегодня предъявляются крайне важные требования. Так, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный в 2013 году, среди прочего определяет социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка перед началом школьного обучения, к чему относит и проявление инициативы в различных видах деятельности [2, п. 4.6.]. Таким образом, развитие и поддержка детской инициативности — одна из задач, стоящих перед педагогом дошкольной образовательной организации.

Для того чтобы данная задача была достигнута, необходимо корректно определить понятие детской инициативности, разграничить ее от синонимичных понятий. Инициативность часто ассоциируют с самостоятельностью. Но, несмотря на связь данных понятий, их суть различна. Самостоятельно ребенок может выполнять как действия, навязанные из вне (приготовить бутерброд, потому что мама сказала), так и по собственной инициативе (приготовить бутерброд для мамы). При этом инициированное ребенком действие может выполняться как самостоятельно (рисует сам), так и с кем-то из сверстников или взрослых (предложил сестре вместе нарисовать открытку для папы). Так вот, инициативность — это самостоятельность в принятии решений и планировании своих действий на достижение задуманной цели.

Инициативность нужно также отличать от исполнительности. Безусловно, в основе обоих этих понятий лежит воля и нравственные чувства. Умение доводить дело до конца, нести ответственность за принятые действия и поступки — важные компоненты как исполнительности, так и инициативности. Однако исполнительность ограничивается конкретными указаниями из вне, без которых выполнение действия становится невозможным. Инициативность же подразумевает самомотивацию ребенка, стремление преобразовать действительность, креативность в решении проблемы, способность видеть выход в нестандартных условиях. Это крайне важное отличие, на которое педагоги должны обращать особое внимание и направлять свои педагогические усилия в данном направлении.

В основе любого инициированного ребенком действия должны лежать четкие нравственные ценности, чтобы инициатива не превращалась в нарушение границ окружающих. Так, например, если ребенку для реализации игрового замысла не хватает какой-либо игрушки, и он ее отбирает у сверстника — это негативная инициатива. Однако, если в данной ситуации ребенок находит компромисс (договаривается о том, чтобы ему добровольно эту игрушку дали, находит замену и т. д.), то это положительная инициатива, основанная на уважении чувств сверстников, учета их мнений и потребностей. К этому должны стремиться педагоги, поддерживая детскую инициативность: она должна формироваться на основе понимания ребенком нравственных ценностей и границ. Здесь же важно прививать основные требования безопасности и говорить с детьми, о том, что некоторые их действия могут иметь негативные, а порой и опасные для них последствия. Ведь пассивность должна развиться до инициативности, а инициативность не должна перерасти в авантюризм.

Инициативность — понятие комплексное, многоаспектное. Как характеристика сильной личности, включает в себя такие компоненты, как уверенность в собственных силах, ответственность, критическое мышление, креативность, решимость, волю, коммуникативные навыки. Поддержка инициативности должна иметь четко выраженную индивидуальную направленность, с опорой на сильные и слабые стороны темперамента ребенка. Таким образом, педагог должен определить именно те свойства личности, которые особенно нуждаются во внимании и работать с ними. Например, для того, чтобы ребенок-меланхолик чувствовал в себе силы на принятие инициативных решений, ему важно быть уверенным в себе, таким образом педагог должен работать на повышении его самооценки. Дети-сангвиники могут быть недостаточно настойчивы и не доводить дело до конца. Поэтому, педагог работает над волевой стороной личности и формирует настойчивость, ведь инициативы, брошенные на полпути, во взрослой жизни являются синонимом неудачи. Флегматики — отличные исполнители, но мыслить надситуативно им сложно. Поэтому важно поставить акцент на развитии креативности и творческого потенциала ребенка. Импульсивным холерикам важно лучше себя контролировать, чтобы их инициативные действия не имели негативного оттенка и учитывали интересы окружающих.

Гармоничное развитие ребенка вообще и поддержка инициативности в частности должны проходить в психологически комфортном климате. Крайне важным является признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержка его активности и любознательности, адекватная реакция взрослого на инициативы. Признание создает здоровую основу для развития у ребенка веры в собственные силы и, как следствие, он не боится проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свои действия. Авторитет взрослого не должен подавлять детскую инициативность, а наоборот, через похвалу и поощрение поддерживать его активные действия. При чем сама попытка проявить инициативу или самостоятельность — это уже повод отметить и оценить его успехи и похвалить за старание.

Поддерживать инициативу проще на фоне личной мотивации ребенка. Это означает, что мотивация ребенка к какой-то деятельности должна развиться в самомотивацию, которая является основой инициативности. Самомотивация тесно связана с интересом ребенка к тому или иному виду деятельности. Бесспорно, деятельность будет для нас интересна тогда, когда мы в ней добиваемся успеха. Поэтому огромную роль в поддержке инициативности играет опыт успешного преодоления трудностей, побед и положительного результата.

Какие подходы может при этом использовать педагог? Результативным представляется применение сказкотерапии, коучинг- и кейс-технологий.

Если говорить о сказкотерапии как об эффективном способе развития личности дошкольника, то здесь можно выделить 2 основных направления работы. Во-первых, обсуждение сказок, определение мотивов поступков героев, их оценка, рефлексия прочитанного на предмет того, как бы поступил сам ребенок в данной ситуации. Во-вторых, сочинение сказок, где герой, от лица которого ребенок с помощью взрослого придумывает историю, попадая в различные ситуации, находит выход из сложных обстоятельств, пробует различные способы решения проблемы, не боясь ошибиться.

Коучинг-подход подразумевает следование интересам ребенка. Взрослый все меньше контролирует и направляет деятельность ребенка, предоставляя ему возможность самостоятельного поиска решений и исследования. Таким образом ребенок все больше проявляет инициативность в принятии решений, смелость в их реализации, ответственность за последствия.

Кейс-технологии — инновационная интерактивная форма организации образовательного процесса. Помимо того, что кейс (организованная педагогом игра, заключающаяся в поиске решений поставленной задачи) стимулирует интеллектуальные способности ребенка, его любознательность, познавательную активность, коммуникативные качества личности, он еще и создает благоприятные условия для выдвижения ребенком гипотез, различных вариантов решения проблемы, тем самым поддерживая его инициативы.

Таким образом, использование современных технологий, предоставляющих ребенку возможность предложить, попробовать, проанализировать различные варианты решения задачи или проблемы, должно быть крайне результативным для поддержки детской инициативности и иметь положительный эффект. Задача педагога — верно подобрать технологии с учетом индивидуальных особенностей и свойств темперамента воспитанников.

Литература:

  1. Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом…» — 2 изд. — М.: Генезис, 2015. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384).
  3. Сафаргалиева Е. С. Использование квест — технологии для активизации учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е. С. Сафаргалиева // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей Международной научно — практической конференции (15 декабря 2021 г., г. Екатеринбург). В 8 ч. Ч.4 / — Уфа: АЭТЕРНА, 2021. — 231 с. — С. 163–165.
  4. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как помочь детям преодолеть психологические проблемы / Бен Фурман; Пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2013. — 228 с.

Ознакомьтесь с показателями и уровнями проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста, которые стали основой разработки инструментария по оценке качества дошкольного образования.

В основу разработки показателей и уровней проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста положены следующие основания.

Первое – это интеллектуальные и мотивационно-динамические характеристики деятельности ребенка дошкольного возраста. Выделены крайние нормативные точки в 3 года и 6-7 лет (соответствующие началу и концу возрастного диапазона) и точка качественного сдвига в психическом развитии ребенка, когда можно сказать, что он уже совсем не такой, как в 3 года, но еще совсем не такой, как в 6-7 лет. Точку этого качественного сдвига можно отнести к промежутку между 4-5 годами, опираясь на многочисленные научные исследования развития детей.

Таким образом, в диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» дошкольника, последовательная смена которых должна служить самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании индивидуально-группового продвижения детей в развитии.

Второе основание – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

В качестве главного в развитии ребёнка дошкольного возраста были выделены основные сферы его инициативности.

Под инициативой, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, понимается «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, … руководящая роль в каких-нибудь действиях». [Ожегов С. И., 1997, с.247]

В педагогике инициативность рассматривается как проявление активной позиции в общении, деятельности, поведении, источником которой является сам ребёнок. По сравнению с другими показателями при оценке развития детей сферы инициативности ребёнка имеют ряд значительных преимуществ.

С одной стороны, сферы инициативы ребенка обеспечивают развитие его наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста), а с другой стороны, обеспечивают эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики (виды деятельности), которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

Основные сферы инициативы ребенка:

– творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

– инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);

– коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

– познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

– двигательная активность (инициатива) – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья.

Каждый вид деятельности способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы. Однако верно и то, что во всех видах детской деятельности в той или иной мере задействованы разные сферы инициативы.

Прогрессивное развитие каждого вида инициативы в 5 видах детской деятельности оценивается на основании предметно-содержательной направленности активности ребенка. Условными ступенями в развитии каждого вида инициативы является трансформация замысла ребенка, его «движение» от связанности наличным предметным полем и процессуальной мотивации к четко оформленному замыслу-цели и мотивации достижения поставленного результата. Это позволяет выделить в каждом виде инициативы три уровня инициативы у детей разного возраста в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет): низкий, средний, высокий.

Три уровня инициативы (низкий, средний, высокий) описаны в 5-и сферах детской инициативы, что соответствует 5-и видам детской деятельности:

— в сюжетной игре;

— в игре с правилами;

— в продуктивной деятельности;

— в познавательно-исследовательской;

— в двигательной активности.

Для каждого вида детской деятельности разработаны показатели, уровни и ключевые характеристики.

  1. ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за сюжетной игрой).


1-й уровень(типично в 3-4 года).

Показатели: активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2-й уровень(типично в 4-5 лет).

Показатели: имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т. п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, от раза к разу делая разнообразными ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровень(типично в 6-7 лет).

Показатели: имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании).

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что, где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

  1. ИНИЦИАТИВА КАК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ (наблюдение за продуктивной деятельностью).


1-й уровень(типично в 3-4 года).

Показатели: обнаруживает стремление включиться в процесс деятельности (хочу лепить, рисовать, строить) без отчетливой цели, поглощен процессом (манипулирует материалом, изрисовывает много листов и т. п.); завершение процесса определяется исчерпанием материала или времени; на вопрос «Что ты делаешь?» отвечает обозначением процесса (рисую, строю); называние продукта может появиться после окончания процесса (предварительно конкретная цель не формулируется).

Ключевые признаки: поглощен процессом; конкретная цель не фиксируется; бросает работу, как только появляются отвлекающие моменты, и не возвращается к ней.

2-й уровень(типично в 4-5 лет).

Показатели: обнаруживает конкретное намерение-цель («Хочу нарисовать домик…, построить домик…, слепить домик…») – работает над ограниченным материалом, его трансформациями; результат фиксируется, но удовлетворяет любой (в процессе работы цель может изменяться, в зависимости от того, что получается).

Ключевые признаки: формулирует конкретную цель («Нарисую домик»); в процессе работы может менять цель, но фиксирует конечный результат («Получилась машина»).

3-й уровень(типично в 6-7 лет).

Показатели: имеет конкретное намерение-цель; работает над материалом в соответствии с целью; конечный результат фиксируется, демонстрируется, если удовлетворяет, или уничтожается, если не удовлетворяет; самостоятельно подбирает вещные или графические образцы для копирования («Хочу сделать такое же») в разных материалах (лепка, рисование, конструирование).

Ключевые признаки: обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конечный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца.

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за совместной деятельностью: продуктивной и игровой (игра с правилами, сюжетная игра)).


1-й уровень(типично в 3-4 года).

Показатели: привлекает внимание сверстника к своим действиям, комментирует их в речи, но не старается, чтобы сверстник понял; также выступает как активный наблюдатель: пристраивается к уже действующему сверстнику, комментирует и подправляет наблюдаемые действия; старается быть (играть, делать) рядом со сверстниками; ситуативен в выборе, довольствуется обществом и вниманием любого.

Ключевые признаки: обращает внимание сверстника на интересующие самого ребенка действия («Смотри…»), комментирует их в речи, но не старается быть понятым; довольствуется обществом любого.

2-й уровень(типично в 4-5 лет).

Показатели: намеренно привлекает определенного сверстника к совместной деятельности с опорой на предмет и одновременным кратким словесным пояснением замысла, цели («Давай играть, делать…»); ведет парное взаимодействие в игре, используя речевое пошаговое предложение – побуждение партнера к конкретным действиям («Ты говори…», «Ты делай…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; может найти аналогичный или дополняющий игровой предмет, материал, роль, не вступая в конфликт со сверстником.

Ключевые признаки: инициирует парное взаимодействие со сверстником через краткое речевое предложение-побуждение («Давай играть, делать…»); поддерживает диалог в конкретной деятельности; начинает проявлять избирательность в выборе партнера.

3-й уровень(типично в 6-7 лет).

Показатели: инициирует и организует действия 2-3 сверстников, словесно развертывая исходные замыслы, цели, спланировав несколько начальных действий («Давайте так играть…, рисовать…»); использует простой договор («Я буду…, а вы будете…»), не ущемляя интересы и желания других; может встроиться в совместную деятельность других детей, подобрав подходящие по смыслу игровые роли, материалы; легко поддерживает диалог в конкретной деятельности; может инициировать и поддержать простой диалог со сверстником на отвлеченную тему; избирателен в выборе партнеров; осознанно стремится не только к реализации замысла, но и к взаимопониманию, к поддержанию слаженного взаимодействия с партнерами.

Ключевые признаки: в развернутой словесной форме предлагает партнерам исходные замыслы, цели; договаривается о распределении действий, не ущемляя интересы других участников; избирателен в выборе, осознанно стремится к взаимопониманию и поддержанию слаженного взаимодействия.

  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА – ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ (наблюдение за познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью).


1-й уровень(типично в 3-4 года).

Показатели: замечает новые предметы в окружении и проявляет интерес к ним; активно обследует вещи, практически обнару­живая их возможности (манипулирует, разбирает-собирает, без попыток достичь точного исходного состояния); многократно повторяет действия, поглощен процессом.

Ключевые признаки: проявляет интерес к новым предметам, манипулирует ими, практически обнаруживая их возможности; многократно воспроизводит действия.

2-й уровень(типично в 4-5 лет).

Показатели: предвосхищает или сопровождает вопросами практическое исследование новых предметов («Что это? Для чего?»); обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений («Как это получается? Как бы это сделать? Почему это так?»); высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта («Если сделать так…, или так…»), не ограничиваясь простым манипулированием; встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.

Ключевые признаки: задает вопросы относительно конкретных вещей и явлений («Что? Как? Зачем?»); высказывает простые предположения, осуществляет вариативные дей­ствия по отношению к исследуемому объекту, добиваясь нужного результата.

3-й уровень(типично в 6-7 лет).

Показатели: задает вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственно данного («Как? Почему? Зачем?»); обнаруживает стремление объяснить связь фактов, использует простое причинное рассуждение («Потому что…»); стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов (в виде коллекции); проявляет интерес к познавательной литературе, к символическим языкам; самостоятельно берется делать что-то по графическим схемам (лепить, конструировать), составлять карты, схемы, пиктограммы, записывать истории, наблюдения (осваивает письмо как средство систематизации и коммуникации).

Ключевые признаки: задает вопросы об отвлеченных вещах; обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений, способен к простому рассуждению; проявляет интерес к символическим языкам (графические схемы, письмо).

  1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА (наблюдение за различными формами двигательной активности).


1-й уровень(типично в 3-4 года).

Ребенок регулярно перемещается в пространстве, совершая различные типы движений и действий с предметами. Его движения энергичны, но носят процессуальный характер (то есть движение совершается ради движения). Ребенок не придает значения правильности выполнения движений, но низкую двигательную эффективность он компенсирует энергичностью.

Ключевые признаки: с удовольствием участвует в играх, организованных взрослым, при появлении интересного предмета не ограничивается его созерцанием, а перемещается ближе к нему, стремится совершить с ним трансформации физического характера (катает, бросает и т. д.)

2-й уровень(типично в 4-5 лет).

Показатели: совершает осознанные, дифференцированные относительно объектов и целей движения. Проявляет интерес к определенным типам движений и физических упражнений (бегу, прыжкам, метанию). Следуя рекомендациям взрослого, совершенствует свои движения (например, выполняет согласованные движения рук при беге, ловит мяч кистями рук и т. д.), но через некоторое время может вернуться к первоначальному способу их выполнения. С удовольствием пробует свои силы в новых типах двигательной активности.

Ключевые признаки: интересуется у взрослого, почему у него не получаются те или иные движения, в игре стремится освоить новые типы движений, подражая взрослому.

3-й уровень(типично в 6-7 лет).

Показатели: ребенка привлекает физическая активность, он стремится улучшить ее показатели (прыгнуть дальше, пробежать быстрее). Он прислушивается к советам взрослого относительно того, как добиться лучших результатов, и, усвоив тот или иной двигательный навык, постоянно использует его.

Проявляет интерес к различным формам двигательной активности (езде на велосипеде, плаванию), стремится овладеть ими. Не жалуется на физическую усталость, связывает ее со спортивными достижениями.

Ключевые признаки: интересуется у взрослого, как выполнить те или иные физические упражнения наиболее эффективно, охотно выполняет различную деятельность, сопряженную с физической нагрузкой, отмечает свои достижения в том или ином виде спорта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]