Дети обожают игры с песком и водой, а в жару к ним можно добавить и эксперименты со льдом. Вот несколько занятий, которые придумала для своего сына и описала в книге «Айсберг на ковре» Ася Ванякина — увлеченная мама и известный блогер.
Первый раз я заморозила для Оси маленькие ледяные кубики, когда ему не было еще полутора лет. Мы положили готовые кусочки льда в чашку с водой, и Ося пытался ухватить скользкие ледышки, а они выпрыгивали у него из рук и разлетались по комнате. В тот момент я поняла, что теперь надо будет не забывать с вечера замораживать воду.
Как часто вечерами, когда мне уже совершенно не хотелось играть, а Ося был еще полон сил и идей «что бы сотворить на ночь глядя», нас спасали забытые в холодильнике кубики льда и ледяные глыбы с замороженными в них игрушками. Что может быть проще, чем потратить пять минут, пока мы и так чем-то заняты на кухне, и поставить в морозильник воду — разных цветов, в разных формах, с разными мелкими игрушками, которые вечно валяются под ногами. А потом когда-нибудь достать лед и сказать радостно: «А смотри, что у нас есть!».
Ледяные раскопки
Предложите ребенку вызволить его игрушки из большой глыбы льда. Для этой игры сначала подберите подходящие предметы — маленькие машинки, детали разных конструкторов, фигурки животных, а потом заморозьте их в большой форме.
Вам понадобятся:
- большая миска
- мелкие детские игрушки
- кипяченая вода
- инструменты для извлечения игрушек — детский молоток, ложка и все, что придет в голову самому ребенку
Морозить лед для этой игры вам придется в несколько этапов.
- Разложите фигурки на дне, залейте миску водой примерно на треть.
- Когда вода замерзнет, разложите новые игрушки и снова залейте их холодной кипяченой водой. Так фигурки будут распределены слоями, а не скопятся на дне.
- На последнем этапе можно долить воду таким образом, чтобы части фигурок остались над водой. Так детям сразу будет понятнее смысл игры. Моему сыну нравится, когда в самом верхнем уровне вода замерзает не до конца, тогда игра с глыбой получается динамичнее — верхний уровень льда быстрее ломается, и ребенку легко высвободить первые фигурки.
- Когда лед достаточно замерзнет, поместите миску с ним под холодную воду. Переверните ее, и лед легко выскользнет.
- Положите глыбу на поднос или в таз, и можно начинать играть.
Игры со льдом: 6 советов Чтобы лед был прозрачным, нужно замораживать кипяченую воду комнатной температуры. В стеклянной посуде лучше ничего не замораживать, она непременно лопнет. Холодильник может испортиться, если вы будете морозить слишком много льда сразу. Перед тем как давать детям играть со льдом, сполосните его холодной водой, чтобы он не примерзал к пальцам. Некоторым детям может не понравиться, что рукам мокро и холодно. Заранее приготовьте полотенце, чтобы можно было греть и вытирать руки. И поставьте рядом миску с теплой водой. А еще детям может нравиться просто грызть лед. Как и с любыми другими играми, а с ледяными — особенно, подготовка к игре может занять больше времени, чем сама игра. Но оно того стоит.
И огонь, и вода, и лед — будьте осторожны!
Затем верхнюю часть пробирки начинаем нагревать на пламени спиртовой горелки — именно лишь верхнюю ее часть. Спустя совсем небольшой промежуток времени вода закипает — из пробирки выделяется пар. Но почему же на дне лежащий лед не тает, что за чудо природы?
Весь фокус в том, что кипящая вода находится лишь в верхней части пробирки, а на дне она остается холодной, то есть наш лёд не «в кипятке», а «под кипятком». Как известно, под воздействием тепла вода имеет свойство расширяться и становиться легче, поэтому кипящая вода и не думает опускаться на дно и смешиваться с холодной. Взаимодействия верхнего горячего и нижнего холодного слоев не происходит, нагреться нижняя часть пробирки может лишь путем теплопроводности, но, как известно, данный показатель у воды не слишком высок.
Кстати, самые простые опыты со льдом и снегом, понятные даже крохотному малышу, — это наблюдение на улице за летящими снежинками. Если взять лист бархатной бумаги черного цвета и выйти во двор в снегопад, опустившиеся снежинки на листе продемонстрируют свою безупречную кристаллическую структуру. Постояв немного подольше, мы получим наглядное представление о том, как образуется рисунок из снега.
Яйца динозавров
Игру со льдом можно разнообразить, если заморозить, например, динозавров внутри воздушных шариков. У вас получатся ледяные яйца с динозаврами внутри. С ледяными яйцами можно играть, как динозавры вылупляются в наше время, как они уживаются с современными животными. Можно купаться с ними в ванной и смотреть, как шары изо льда быстро тают.
Вам понадобятся:
- несколько обычных воздушных шариков
- маленькие фигурки динозавров
- вода
- Максимально растяните узкую часть воздушного шарика, чтобы динозавр мог пролезть вглубь шара. Аккуратно поместите туда фигурку. Какие-то динозавры легко поместятся внутри шарика, а у каких-то могут быть слишком длинные шеи или хвосты. Не пытайтесь засунуть их в шарик силой, лучше начните осторожно наливать воду, и тогда шар растянется.
- Аккуратно натяните воздушный шар на кран с водой и крепко держите его пальцами, чтобы он не сорвался.
- Теперь осторожно включите воду тонкой струей и следите, как шарик на глазах начнет увеличиваться. Лучше дополнительно поддерживать шарик снизу, чтобы он не порвался. Не стоит наливать слишком много воды, особенно если вы хотите замораживать «яйца динозавров» в морозильнике, а не на улице зимой.
- Выключите воду, осторожно снимите шарик с крана и завяжите его узелком. Теперь нужно поместить шар в морозильник, предварительно положив его на тарелку или поддон.
- Для того чтобы яйца замерзли целиком, оставьте их в морозильнике на ночь.
- На следующий день достаньте замерзшие шары из холодильника и снимите оболочку. Можно начинать играть: размораживайте лед под теплой водой, стучите по нему молотком, сыпьте соль, просто оставьте на солнышке таять — любой способ подойдет.
- Чтобы ждать было не скучно, подготовьте вместе с ребенком место, где динозавры будут жить после вылупления.
- Когда динозавры вылупятся, можно отправить их в доисторический мир, пусть они занимаются обычными динозавровыми делами.
Реклама
Нужны ли опыты для дошкольников?
Какие закономерности под силу понять ребенку детсадовского возраста? Достаточно уверенно можно говорить о различных состояниях веществ, переходе их в другие качества, особенностях воздуха, свойстве песка пропускать воду и тому подобном.
Опыты для дошкольников помогают оттачивать логическое мышление, способности к сравнению и правильным выводам. Дети учатся формулировать собственные суждения, а также отстаивать их.
В основе каждого из них должны лежать представления, имеющиеся у ребенка на момент начала эксперимента. Причём дети в процессе должны принимать самое активное участие. Обсуждая с ними результаты, следует стимулировать дошкольников высказывать самостоятельные суждения. Благодаря несложным экспериментам малышей можно познакомить с немалым количеством характеристик воды, глины, песка и т. п.
Для примера рассмотрим опыты со льдом для детей детского сада, объясняющие свойства воды, а также другого хорошо известного ее состояния — льда. Казалось бы, вода — всем давно знакомое и привычное вещество, но как много неизвестного может узнать ребёнок в ходе хорошо подготовленного эксперимента!
Горка для ледяных саней
Попробуйте как-нибудь заморозить кубики льда вместе с маленькими фигурками — животными или человечками из Lego.
Вам понадобятся:
- форма для льда
- маленькие фигурки животных или людей
- вода
- Сначала заморозьте в форме для льда небольшое количество воды.
- Когда там образуется лед, поставьте на него фигурку, долейте воды и верните форму в морозильник.
- Когда все будет готово, можно устроить соревнование, чья фигурка быстрее скатится с горки. До начала игры облейте кубики холодной водой, чтобы они стали гладкими, и можно начинать соревнования.
У нас роль горки выполняла ненужная полированная доска. Не стоит делать горку крутой, наоборот, интереснее соревноваться на пологой — фигурки будут замедляться, а потом вдруг ехать быстрее и быстрее, так что исход гонок предсказать невозможно.
Реклама
Цветы из снега
Эксперимент номер 3. Для него приготовьте мыльный раствор и соломинку. К моменту начала опыта дети уже должны знать, что снежинки представляют собой микроскопические кристаллы, образование которых происходит в облаках в холодную погоду. Целью же нашего опыта станет как раз увидеть, как это происходит.
Для проведения его нужно выйти из помещения в ясный морозный день (температура воздуха должна быть достаточно низкой). Почти все опыты со льдом или снегом вне помещения требуют холодной погоды — в оттепель ничего не выйдет.
Попробуйте через соломинку выдуть крупный мыльный пузырь. Снежные «цветы» будут образовываться под тонким слоем пленки и прямо на глазах расти.
Попутно стоит продемонстрировать детям и процесс образования инея. Сделать это еще проще — в мороз берем с собой на улицу чашку с кипятком и закрываем сверху чем-либо металлическим, например, крышкой от кастрюльки. Капельки пара от кипятка осядут на ней и быстро превратятся в на морозном воздухе в кристаллы инея.
Ледяная флотилия
Отличным развлечением может стать ледяная флотилия. Главное, заморозить сразу много корабликов, ведь они так быстро тают!
Вам понадобится:
- форма для льда
- небольшой кусок картона
- зубочистки
- фольга
- таз или большая миска
- фигурки рыб и других морских обитателей
- вода
- Сначала нужно заморозить кубики льда с маленькими палочками или зубочистками, которые позже станут мачтами. Чтобы все зубочистки замерзли строго вертикально и годились на роль корабельных мачт, я сначала обвожу форму для льда на небольшой картонке, а потом втыкаю зубочистки в картон, приблизительно попадая в центр каждой ячейки. Конечно, острые зубочистки воткнуть в картон легче, чем, например, спички или маленькие палочки. Теперь нужно перевернуть картонку зубочистками вниз и поместить ее над формой так, чтобы каждая зубочистка попала в свою ячейку. Поставьте всю эту конструкцию в морозильник. Когда вода замерзнет, вы легко сможете снять картон, а зубочистки останутся во льду.
- Теперь приделайте маленькие паруса, и можно запускать ледовые кораблики в тазу или ванне. Я обычно делаю паруса из фольги, они не размокают в воде, и их не нужно специально приклеивать к зубочисткам. Для парусов-флажков нарежьте небольшие полосочки фольги 1,5 см шириной и 3–4 см длиной. На одном конце полоски можно вырезать треугольный или любой другой фигурный флаг, а другой конец несколько раз намотайте на зубочистку. Если на дворе лето, то можно сделать паруса из разных листьев или лепестков цветов.
- Игра в кораблики будет длиться недолго — минут 10–15. Можно дуть на паруса и смотреть, какой кораблик поплывет быстрее или первым пойдет ко дну. Можно разыграть нападение на флотилию гигантского краба — или любого другого морского животного, которое найдется у вас дома. А если хотите, устройте морское сражение, а заодно и соревнование на меткость: прицеливайтесь и кидайте в кораблики монетки или мелкие камешки.
Попробуйте специально подкрасить воду в тазу, чтобы играть было интереснее. А можно сделать разнцоветными только кораблики, и, когда они начнут таять, наблюдать, как вода постепенно окрашивается.
Конспект НОД в средней группе по экспериментированию. Свойства снега
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 4-5 лет по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Пирожное из снега».
Автор: Стан Наталья Львовна, воспитатель МКДОУ «Детский сад №4» г.Усолье Пермский край.
Данный материал будет полезен воспитателям при ознакомлении детей со свойствами снега и при обучении умению моделировать опыт.
Цель: Ознакомление детей со свойством снега через экспериментальную деятельность. Задачи: Обучающие: 1. Систематизировать представления о снеге и его свойствах: липкий, холодный, мокрый, тает в тепле, превращаясь в воду, через обследование предмета и экспериментальную деятельность. 2. Упражнять детей в умении моделировать последовательность проведения опыта, через знаковую систему. 3.Обучать детей экспериментированию в виде пробующих действий. 4. Активизировать речь детей через познавательные вопросы. Развивающие: 1. Способствовать развитию логического мышления через выявление причинно-следственных связей и практическую деятельность. ( Развивать у детей умение наблюдать, делать вывод, с помощью воспитателя выдвигать простейшие гипотезы, проверять их с помощью воспитателя.) Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к окружающему миру через исследовательскую деятельность. 2. Воспитывать взаимопомощь при проведении опытов. Материалы: Игрушка Лунтик, ящик ощущении, плошка со снегом, формочка, ложечка, лопатка, поднос, салфетка. Карточки схемы (моделирование опыта). Музыкальное сопровождение. Снежинки. Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за снегом, рассматривание снежинок. Знакомство со свойствами снега, игры в снежки. Ход: Введение в игровую ситуацию: /2мин./ В группу приходит Лунтик незаметно для детей и начинает плакать. /дети в это время играют/. Воспитатель спрашивает, дети, кто из вас плачет, что такое, что случилось. Дети начинают смотреть друг на друга и сообщают, что никто из них не плачет, а плач продолжается. Тогда дети и воспитатель начинают ходить по группе и смотреть (искать), кто же плачет. И находят плачущего Лунтика. Дети и воспитатель спрашивают Лунтика: Что случилось? Почему ты плачешь? Лунтик: Я приготовил для своих друзей Кузи, Милы, Пчеленка, угощение: пирожки, пирожное, поставил на стол. И пошёл приглашать друзей к себе в гости, когда мы пришли ко мне домой, то на столе пирожного уже не было. Друзья подумали, что я их обманул, обиделись на меня и ушли. А мне так обидно, я ведь так старался, готовил пирожки, пирожное, а оно куда-то исчезло! Вот я и незнаю, что делать! Затруднения в игровой ситуации: /2мин./ ? Что случилось с лунтиком почему он плачет? (дети рассказывают, что пропало пирожное) ? Дети, а вы как думаете, куда исчезло пирожное? (дети высказывают предположения) ? Дети, а что бы наити пирожное, которое приготовил Лунтик, что нам надо знать? (ответы предположения детей) Воспитатель: Дети, а давайте спросим у Лунтика из чего он приготовил пирожное? (дети спрашивают) Открытие нового знания или способов действия:/4мин/ Лунтик: А вот это моя вам загадка! (вносится ящик ощущении) Дети по очереди опускают руки и на ощупь обследуют «предмет», высказывают мнение, что там может быть. Воспитатель спрашивает: что ты почувствовал, какой предмет на ощупь (холодный, мокрый, может кто-то из детей высказывает предположение, что там снег) Как узнать, что там точно лежит (посмотреть) Воспитатель открывает ящик ощущении и достает снег. ? Что это? (снег) ? На что он похож? (дети перечисляют) ? Значит из чего Лунтик приготовил пирожное? (из снега) ? Дети, может кто-то из вас догадался, почему исчезло пирожное? (ответы предположения детей) Включение нового знания или способа действия: ? Лунтик: А почему оно растаяло? (дети высказывают, что в комнате тепло, поэтому снег и растаял). Воспитатель: А как мы можем проверить, действительно ли пирожное, которое сделал Лунтик растаяло? /приготовить пирожное самим/ Если дети, не высказывают предложения, воспитатель предлагает сделать самим пирожное из снега. ? Какие предметы для изготовления снежного пирожного нам понадобятся? /используется модель руки/ — плошка со снегом, — формочка, — ложечка-лопатка, — поднос, — салфетка. /Дети самостоятельно готовят себе рабочее место/ Воспитатель предлагает детям опорные карты-схемы для моделирование опыта: 1 карточка — взять снег положить в формочку 2 карточка — перевернуть формочку сделать пирожное 3 карточка – поставить в теплое место (схематическое изображение всех карточек) Дети проводят эксперимент, по мере необходимости помогают друг другу. Пока дети выполняют опыт: звучит зимняя мелодия. Физкуль /1 мин./ 1,2,3 повернись и в снежинку превратись С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. Пальчиковая гимнастика «Снежок». /1 мин./ Покажем Лунтику, как мы лепим снежки из снега. Раз, два, три, четыре загибают пальцы, начиная с большого
Мы с тобой снежок слепили
«лепят», меняя положение ладоней
Круглый, крепкий,
показывают круг, сжимают ладони
Очень гладкий
вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий
грозят пальцем.
Раз-подбросим
смотрят вверх, подбрасываютвоображаемый снежок.
Два-поймаем
приседают, ловят воображаемыйснежок.
Три-уроним
встают, роняют воображаемыйснежок.
И….сломаем
топают.
Лунтик предлагает посмотреть, что произошло с пироженками Дети замечают, что снежные пироженки растаяли и делается вывод: снег тает в тепле и получается вода.
Подготовленный ребенок читает стихотворение П. Воронько «Пирог» Падал снег на порог кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пироги себе пеки Не из снега – из муки! Итог: /3 мин./ Скажите ребята, мы помогли Лунтику понять, куда исчезло его пирожное? (да) А что случилось с пирожками и пирожными, которые приготовил Лунтик? (растаяли) А почему? (в комнате тепло) Значит какой можно сделать вывод? (снег в тепле тает и превращается в воду) Воспитатель: Ну вот Лунтик теперь ты знаешь где твое пирожное, оно растаяло. Дети, а разве можно кушать снег? (нет) Почему? (ответы детей) Лунтик благодарит детей за помощь в поиске снежного пирожного и дарит детям снежинки доброты Лунтик: Это снежинки доброты, они никогда у вас нерастаят, я вам их дарю, чтобы вы с ними играли. Теперь я знаю, куда пропало мое пироженое и пирожки- они растаяли, я больше из снега готовить угощение не буду. Спасибо! А мне пора к друзьям они меня заждались. До свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Экспериментальная деятельность в детском саду. Младшая группа Непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию в средней группе Интегрированное занятие познавательного цикла в старшей группе на тему: Зима Конспект НОД в средней группе по теме «Воздух» (с элементами развлечения)
Похожие статьи:
Конспект занятия по рисованию в средней группе
Конспект комплексного занятия в средней группе «Весна в деревне»
Конспект НОД в старшей группе на тему «Чтобы зубки не болели»
Конспект НОД в средней группе по теме «Путешествие в осенний лес»
Конспект НОД в средней группе по теме: «Вот и кончилось лето»
Опыты со льдом для детей
- Ледяной каток и горка: заморозьте в контейнере тонким слоем подкрашенную воду, а мелкие игрушки вморозьте ножками в лед в лотке от яиц. Катайте их на катке и пускайте с горки.
- Рисование подкрашенными ледышками.
- Рисование на льду. Замораживаем тонким слоем воду в пластиковом контейнере, выкладываем из контейнера (ополоснув его горячей водой), дети рисуют гуашью, акварелью. С солью выходят красивые узоры и разводы, лед трещит и тает.
- Солнышко. Таяние подкрашенных льдинок в прозрачной воде. Если лед опускать в горячую и холодную воду, можно наблюдать, как появляются радужные «лучики».
- Лед с секретом. Похоже на игру Раскопки в начале статьи. Подкрасьте воду перед тем, как заморозить в ней игрушки. Задача — разгадать, что спряталось внутри кубика льда до того, как он окончательно растает.
- Шипучие фигурки. Смешиваем соду с водой (на 200 мл воды – 2-3 столовые ложки соды), раскладываем по формочкам, замораживаем. В 200 мл воды растворяем 2 столовые ложки лимонной кислоты и пипеткой или шприцем без иглы поливаем выложенные фигурки, они шипят и красиво пенятся.
- Задача для тех, кто постарше. Как вынуть кубик льда из стакана воды, используя только веревку, не беря лед руками? Если знаете ответ, пишите в комментариях.
Получаем чистый лед
Эксперимент номер 6. Запаситесь водой (обычной, соленой и сладкой). Для начала сообщите детям о том, что хотя, как им известно, океанская вода соленая, но лед на поверхности Северного Ледовитого океана пресный. В ходе эксперимента вместе с детьми мы выясним, как происходит освобождение замерзающей воды от примесей в виде сахара и соли.
Для проведения опыта приготовьте заранее несколько ледяных кубиков. Каждый из них, полученный из сладкой, соленой, а также самой обычной пресной воды, аккуратно расколите пополам. Поинтересуйтесь у детей — как они считают, заморозив сладкую либо соленую воду, мы получим такой же лед?
Скорее всего, ответ будет положительным. Но это неправильно — на самом деле кристаллизующаяся в процессе образования льда вода избавляется от чужеродных молекул и примесей. Для подтверждения ваших слов разрешите детям лизнуть ледяные кусочки и убедиться в вашей правоте.
Раскрасим снег в разные цвета
Эксперимент номер 5. Продолжаем наши опыты со снегом и льдом. Запастись на этот раз придётся некоторым количеством пластиковых бутылок, в которые следует налить горячую воду, причём вода должна быть подкрашена гуашью в разные цвета. Пробку в каждой бутылке следует проколоть иголочкой, сделав небольшое отверстие.
Кроме того, нужно будет взять детскую лопатку и отыскать на территории садика несколько поверхностей, покрытых ровным слоем снега.
Знания, которыми обладают дети на момент начала эксперимента, заключаются в том, что всё (в том числе и снег, и лед) состоит из мелких частичек, именуемых молекулами. В ходе эксперимента мы наглядно продемонстрируем детям, каким образом окрашиваются различные предметы и вещества. А происходит это благодаря проникновению пигмента в структуру того предмета, который мы хотим разукрасить.
Отправляясь на прогулку после снегопада, когда дорожки покрыты свежим пушистым снежком, раздайте детям по бутылке с цветной водой, достаточно горячей, чтобы не сразу замерзла. Посмотрите, где именно снег лег слоями разной толщины.
Предложите детям сделать на его поверхности цветные рисунки, разбрызгивая окрашенную воду. Такое занятие само по себе очень интересно. Возможно, увлекшимся творческим процессом малышам и не захочется обсуждать научную сторону опыта, но это не страшно. Нарисовавшись, они вернутся к изучению предмета.
Предложите лопаткой приподнять снег и обратите детское внимание на то, что толщина прокрашенного слоя зависит от количества вылитой воды и степени пушистости сугроба. Если же мы попробуем покрасить плотные снежки или хорошо утрамбованную поверхность, цветная вода не сможет проникнуть глубже самого верхнего слоя. Результат будет тем нагляднее, чем сильнее мороз на улице.