Не секрет, что пожары чаще всего происходит по причине беспечности людей, а самые беспечные из нас – это дети. Поэтому так важно с самого раннего возраста задействовать игры по пожарной безопасности для детей. Через игру малыши учатся понимать, какие предметы могут загореться и что нужно делать в опасной для жизни ситуации.
В каком возрасте нужно учить правила пожарной безопасности?
Опасности подстерегают человека повсюду. В любой момент может случиться авария, пожар, укус животного и т. д. Взрослый на этот случай имеет определенную модель поведения, а ребенок – нет. Поэтому так важно давать ему знания о возможных угрожающих ситуациях и предметах. Первые уроки дети получают в семье: «нельзя трогать спички», «подходить к плите опасно». В саду они углубляют эти познания.
Знакомить с правилами пожарной безопасности детей рекомендуется начиная с 3 лет. Сначала проводится серия ознакомительных уроков, которые помогают усвоить, что опасно, а что нет. Дети учатся распознавать пожароопасные предметы и правильно с ними обращаться. Позже, начиная с 4–5 лет, они учатся понимать взаимосвязь событий: «зажженная спичка может привести к пожару в доме, непотушенный костер – сжечь лес».
Как вести себя при пожаре?
В младшем возрасте ребенок не в состоянии потушить пожар и следовать правилам, которые существуют для взрослых.
До 6 лет дети должны знать и соблюдать всего 3 пункта:
- Не трогать пожароопасные предметы.
- При пожаре как можно скорее уведомить родителей, соседей, воспитателя.
- Оставаться в поле зрения взрослых, слушаться их во всем и стараться вести себя спокойно.
В 7–8 лет, когда ребенок уже начинает оставаться без присмотра, ему рассказывают о первых правилах пожарной безопасности:
- Если огонь небольшой, попробуй затушить его, набросив плотную ткань, вылив кастрюлю воды или засыпав песком.
- Если это не помогло или огонь большой, немедленно покинь опасное место.
- Не прячься под кроватью или в шкафу, а по возможности выйди из дома.
- Если ты заперт внутри, закрой окна и двери в комнате, где случился пожар. Возьми телефон и закройся в ванной. Заткни все щели и вытяжку.
- Как можно скорее позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси это сделать взрослых: соседей, прохожих.
- Дым опаснее огня. Если чувствуешь, что начинаешь задыхаться, ляг на пол. Внизу дыма всегда меньше.
- Не используй лифт во время пожара – он может отключиться. Спускайся только по лестнице.
- Сохраняй спокойствие и не пытайся покинуть дом через окно.
- Когда приедут пожарные, слушайся их во всем и не бойся. Они тебе помогут.
Ход игры:
1. Орг.момент:Педагог предлагает детям ситуацию: «Прибегает Зайчик в гости и рассказывает историю о том, что у них в лесу волк и лиса развели костер и забили его затушить. Из-за этого в лесу начался пожар, и зайчик просит детей помочь потушить пожар…«
Распределение ролей: А) пожарная команда (разбирают необходимые атрибуты: шланги, ведра, надевают пожарную форму). Б) Рассаживаются в пожарной машине по местам. Обыгрывание с помощью педагога. Беседа. Подведение итога игры.
Как правильно рассказать ребенку о правилах пожарной безопасности?
Вы можете сколько угодно рассказывать ребенку о безопасном поведении, но вряд ли он запомнит и хорошо усвоит наставления. Основная деятельность детей – игровая. Любую информацию малышам легче донести через игру. В игровом процессе ребенок видит наглядный пример, разыгрывает действия, лучше понимает причинно-следственные связи.
Существует несколько видов игр по пожарной безопасности для детей:
- Дидактические. Включают в себя игры предметами и карточками, настольные и словесные игры с загадками. Например, нужно накрыть карточку с огнем картинкой с водой или продолжить фразу: «Дым увидел – не зевай и пожарных… (вызывай). «Печку ручкой ты не тронь, если в ней горит… (огонь)».
- Подвижные. Помогают развить внимательность, ловкость, сформировать модель поведения в угрожающей жизни ситуации.
- Сюжетно-ролевые. Дети принимают роли пожарных, родителей, детей и решают поставленную задачу.
Излагаемый устный материал рекомендуется подкреплять наглядным примером. Лучше всего подготовить для занятия презентацию с картинками-слайдами. Вместо сухого изложения можно использовать стихи:
«Мама-мышка темной ночкой Гладила костюм для дочки. Отвлеклась она и вдруг Позабыла про утюг. Тут уж дело не до шутки, Вспыхнуло за три минутки. Все в дыму, кругом угар, Вот так случается пожар!»
«У костра играли дети, Куртка вспыхнула на Пете, Заметался он с испугу, Но помог Никита другу: Петю на бок повалил И водой его облил… Забросать землёй пришлось Чтобы пламя унялось. В горящей одежде Бежать запрещается, От ветра сильнее Огонь разгорается!»
Для закрепления материала полезно делать поделки и аппликации. В саду воспитатели поручают родителям вместе с детьми нарисовать предупреждающие плакаты. Можно выполнить поделки из пластилина, цветного картона и других материалов. Пример:
Примеры ролевых игр
Сюжетно-ролевые игры проводят в средней и старшей группе детского сада. Рекомендуемый возраст – 4–5 и 6–7 лет.
- «Все на выезд». Игроки выстраиваются вдоль стены. В противоположном конце комнаты стоят стулья с амуницией: каской, перчатками, ремнем, шлангом, игрушечной лестницей и огнетушителем. По свистку дети бегут к стульям и надевают снаряжение. Кто быстрее это сделает, побеждает.
- «Командная работа». Дети делятся на 2 группы и выстраиваются в шеренги. В начале шеренги устанавливается таз с водой и черпаком, в конце – пустой таз. Нужно зачерпнуть воду и передать рядом стоящему игроку. Дети передают черпак с водой по цепочке и выливают в пустой таз. Последний игрок бежит с пустым черпаком в начало шеренги, набирает воду и передает команде. Игра продолжается, пока первый таз не станет пустым. Победителем становится команда, которая передаст всю воду раньше другой. Также берется во внимание количество переданной воды (не слишком ли много ее расплескали).
- «Огонь добрый или злой?». Каждому ребенку выдается по карточке. На всех карточках разные картинки: приготовление ужина на костре, освещение дома, салют, полет ракеты. А также пожар в лесу, горящий дом, кашляющий от дыма человек, испуганные дети. Перед детьми расположен стенд с 2 нарисованными огоньками – добрым и злым. Ребенку нужно подойти к огоньку в соответствии со своей карточкой и объяснить своими словами, почему огонь добрый или злой. В конце игры взрослый подводит итог: «Огонь и добрый, и злой. Все зависит от того, как с ним обращаться».
- «Отважные пожарные». Дети разбиваются на пары мальчик-девочка. Девочки садятся на стульчик и играют роль потерпевших от пожара. Мальчики – спасатели-пожарные, которые должны преодолеть полосу препятствий и увести девочку за руку в безопасное место. Пара, которая прибежит обратно первой, побеждает.
- «Тушение огня». В игре участвуют 2 игрока. Перед каждым на полу рассыпаны 6 красных лоскутков (огоньков) и 10 картинок с предметами, которыми можно потушить огонь. Среди них 4 неверные: бумага, дрова, кукла, надувной шарик. По свистку нужно накрыть «огоньки» правильными картинками. Кто выполнит задание первым, тот победил.
Для сюжетно-ролевых игр на тему пожарной безопасности будет полезно оборудовать уголок с бытовыми предметами: утюгом, плитой, спичками, а также игрушками, альбомом и всем тем, что есть дома. Дети отыгрывают заданный сценарий: «Родители ушли, а вы остались одни дома. Чем будете играть?» Или: «Вы играете в комнате и вдруг услышали запах дыма. Что будете делать?». Можно распределить роли среди детей и поделить их на родителей, пожарных, детей, соседей и т. д.
Дети 3–6 лет в своих играх копируют действия взрослых. И все «взрослые» занятия и предметы вызывают сильный интерес. Не стоит искушать судьбу и держать на видном месте спички, горючие жидкости, свечи, электроплитки и прочие пожароопасные вещи. Не используйте их в играх и регулярно проводите с ребенком профилактические беседы. Полноценное занятие по пожарной безопасности рекомендуется проводить 1–2 раза в год, начиная с 3 лет. В детском саду приглашают пожарных, показывают презентации и играют в игры. Затем уроки ОБЖ проводятся в школе. Детям дают углубленные знания и учат уже правильно обращаться с пожароопасными предметами, а не избегать их.
Картотека игр по пожарной безопасности
Транскрипт
1 Сюжетно-ролевая игра «Один дома». Картотека игр по пожарной безопасности Игра с напольным конструктором «Пожар в городе». Предварительная работа: Конструирование зданий, Игры с напольным конструктором, Рассматривание плана-схемы улиц города, Экскурсия по близлежащему микрорайону, Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города», Беседы о профессии пожарного, Отгадывание загадок, Игры с транспортными игрушек, Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице. Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППБ. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу. Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки. Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, разучивание пословиц об огне и воде, беседа на тему «Огонь спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», Знакомство с пословицами об огне, Дидактические игры по пожарной безопасности. Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППБ. Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.),предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы пожарные», игровой уголок, обустроенный. детской и кукольной мебелью. «Сложи картинку» Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость. Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре. «Хорошо плохо» Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине в нужное место.
2 «Доскажи словечко» Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память. Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой.(пожар) Раз,.два, три, четыре. У кого пожар в..(квартире) Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил..( утюг) Красный отблеск побежал. Кто со спичками (играл) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над (газом) Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому жог (траву0 Кто в огонь бросал при этом Не знакомые (предметы) Помни каждый гражданин: Этот номер:.(01) Дым увидел- не зевай. «Карточная викторина». Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности. Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек. Варианты вопросов: — Назови возможную причину пожара; -как правильно вызвать пожарных; — что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром; — можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных; — что нужно делать, если в доме запахло газом; — можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара; — можно ли поджигать тополиный пух; — можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери; — можно ли использовать лифт во время пожара в доме; — что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя; — как правильно покинуть задымлённое помещение; — можно ли играть спичками и зажигалками и почему. «Лото- пожарная безопасность» Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности. Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре ( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот, кто у кого окажется больше закрытых полей. «Назови причины пожара» Цель: формировать знания о причинах пожара.развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность. Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.
3 «Найди ответ» Цель: Закрепить знания о правильных действиях при возникновении пожара. Вопросы и ответы предлагаются в виде картинок (на одном подносе вопросы, на другом ответы). К каждой ситуации необходимо подобрать правильный ответ. Ситуации Ответы Возник пожар. Звони по телефону «01». В комнате много дыма. Пробирайся ползком к выходу. На тебе горит одежда. Падай на пол и катайся. Задымился телевизор. Отключи, накрой одеялом. Горит старая трава. Забросай землей, залей водой. Почувствовал запах газа. Открой окно, позвони «04». Трудно дышать от едкого дыма. Дыши через мокрую тряпку. «С чем можно играть» Цель: Развивать внимание, мышление Закреплять знания о пожарной безопасности. Перед детьми карточка с нарисованными на ней предметами. Ведущий называет предмет и спрашивает, можно с ним играть или нет. Если можно, то ребенок закрывает предмет желтым кружком. Если нельзя черным. При этом ребенок должен объяснить, почему нельзя играть с тем или иным предметом. Галина Лебедева «Пожарная машина» Машина пожарная — красного цвета. А ну-ка, подумай, зачем нужно это? Затем, чтобы каждый, увидев, бежал В сторонку и ехать бы ей не мешал. Ужасная скорость! Гудок, будто вой. «Стоять всем на месте!»- свистит постовой. Только машине красного цвета Проезд разрешен напрямик вдоль проспекта. Пожарные в касках сидят в два ряда. В цирке пожар. Они едут туда. Крыша горит и пылает арена! За дело пожарные взялись мгновенно. Только мелькают по лестнице пятки, Ныряют в огонь смельчаки без оглядки. Спасают верблюда, выводят слона… Вот где сноровка и сила нужна. Пожарный под куполом как акробат: Там две обезьянки от страха вопят. Под каждой подмышкой торчит по мартышке,- Он их достал и вернулся назад. Огонь побежден. Он утих и погас А цирк подновят и откроют для нас. Пожарной машине красного цвета И смелым пожарным спасибо за это! С.Я. Маршак «Пожар» Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила: «Печку, Леночка, не тронь. жжётся, Леночка, огонь!» Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой, в щелку красную глядит, а в печи огонь гудит. Приоткрыла дверцу Лена соскочил огонь с полена, перед печкой выжег пол, влез по скатерти на стол, побежал по стульям с треском, вверх пополз по занавескам, стены дымом заволок, лижет пол и потолок. Но пожарные узнали, где горит, в каком квартале. Командир сигнал дает, и сейчас же в миг единый Вырываются машины из распахнутых ворот. Вдаль несутся с гулким звоном. Им в пути помехи нет. И сменяется зеленым перед ними красный свет. В пять минут автомобили до пожара докатили, стали строем у ворот, подключили шланг упругий, И, раздувшись от натуги, он забил, как пулемет. Заклубился дым угарный. Гарью комната полна. На руках Кузьма-пожарный вынес Лену из окна. Он, Кузьма, пожарный старый, двадцать лет тушил пожары, сорок душ от смерти спас, бился с пламенем не раз. Ничего он не боится, надевает рукавицы, Смело лезет по стене, каска светится в огне. Вдруг на крыше из-под балки чей-то крик раздался жалкий, И огню наперерез на чердак Кузьма полез. Сунул голову в окошко, поглядел. «Да это кошка! Пропадешь ты здесь в огне. Полезай в карман ко мне!..» Широко бушует пламя. Разметавшись языками, лижет ближние дома. Отбивается Кузьма, ищет в пламени дорогу, кличет младших на подмогу, и спешат к нему на зов трое рослых молодцов. Топорами балки рушат, из брандспойтов пламя тушат. Черным облаком густым под ногами вьется дым. Пламя ежится и злится убегает, как лисица. А струя издалека гонит зверя с чердака. Вот уж бревна почернели… злой огонь шипит из щели: «Пощади меня, Кузьма, я не буду жечь дома!» «Замолчи, огонь коварный! говорит ему пожарный. Покажу тебе Кузьму! Посажу тебя в тюрьму! Оставайся только в печке, в старой лампе и на свечке!» На скамейке у ворот Лена горько слезы льет. На панели перед домом Стол, и стулья, и кровать… Отправляются к знакомым Лена с мамой ночевать. Плачет девочка навзрыд, а Кузьма ей говорит:«не зальешь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать,только чур не поджигать! Вот тебе на память кошка, Посуши ее немножко!» Дело сделано. Отбой.И опять по мостовой Понеслись автомобили, Затрубили, зазвонили. Мчится лестница, насос, Вьется пыль из-под колес. Вот Кузьма в помятой каске. Голова его в повязке, лоб в крови, подбитый глаз Да ему не в первый раз. Поработал он недаром Славно справился с пожаром.
4 «Продолжи предложение» Цель: закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление. Правило: у кого в руках шарик должен закончить предложение и после правильного ответа передать шарик другому ребёнку. Ход игры. У воспитателя в руках воздушный шарик красного цвета. В. Шарик красного цвета не случайно. Как вы думаете почему? ( Потому что огонь красного цвета, сегодня мы беседуем об огне, пожаре). У каждой игры должно быть свое правило. И в эту игру мы будем играть вот так мы встанем в круг. Я буду начинать стихотворение, а тот, у кого в реках будет шарик должен будет это стихотворение закончить и после правильного ответа передать шарик другому ребёнку. 1. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небо жар, Там всегда грозить нам будет Злой… ( пожар). ( Передача шарика) 2.Раз, два, три, четыре У кого пожар…( в квартире ). (Передача шарика) 3.Дым столбом поднялся вдруг Кто не выключил… \(утюг). (Передача шарика) 4. Красный отблеск побежал Кто со спичками… (играл). (Передача шарика) 5. Стол и шкаф сгорели разом Кто сушил бельё над…(газом). (Передача шарика) 6. Пламя прыгнуло в листву. Кто у дома жег…(траву). «Топаем, хлопаем» Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности Условие: Если дети поступают правильно хлопают, Если неправильно топают. Ведущий: Знаю я теперь, друзья, Что с огнем играть нельзя! (Хлопают) Спички весело горят, Буду с ними я играть. (Топают) Коля убежал задом, Там играет он с костром. (Топают) Он опасен, Лена знает, Утюг больше не включает. (Хлопают) Таня с Ниною играют, На печи газ зажигают. (Хлопают) Клим увидел дом: горит, Мальчик «01» звонит. (Хлопают) Д/и «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару» Цель: — закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара — рисование, — чтение, — поджигание бумаги, — пение, — игра с зажигалкой, — изготовление поделок, — прыгание через скакалку, — поджигание сухой травы и листвы. — баловство со спичками, — игра в снежки, — зажигание бенгальских огней возле ёлки, — умывание, — игра с зажигалкой, — игра в мяч. — забыли выключить утюг, — мытьё рук, — танцы, — полив цветов, — поджигание тополиного пуха, — игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами, — забивание гвоздей, — неисправный шнур у гирлянды, — игра с котёнком, — перегрев телевизора, — рассматривание книг, в близи, зажженной газовой плитой, — мытьё рук «Да» и «Нет» Цель: закреплять знания правил пожарной безопасности Ведущий: Всем ребятам нужно знать,что с огнем нельзя играть. Это все ребята знают? (Да) А с огнем они играют? (Нет) Для ребят пожары шутка? (Нет) Все ли дети тут послушны? (Да) На печи кипит варенье. Можно ли без разрешенья Детям к печке подбегать, Чтоб варенье помешать? (Нет) Палит листья мальчик Тихон, У костра он скачет лихо. Дети, дайте мне ответ, Хорошо ли это? (Нет) Под столом играет Света, Зажигает она свечи. Дети, дайте мне ответ, Хорошо ли это? (Нет) Вова спичками играет, Мама это запрещает. Дети, дайте мне ответ, Прав наш Вова или нет? (Нет) Непослушный мальчик Вова Спичками играет снова. Пусть мне дети отвечают, Маму Вова огорчает? (Да) Вот свеча, горит огонь, Ты огонь попробуй тронь! Дайте, дети, мне ответ, Будет больно или нет? (Да)
5 «Причины пожаров». Цель: закрепить знание основных причин пожара. Развивать мышление. Раз, два, три, четыре. У кого пожар в (квартире) Дыма столб поднялся вдруг, Кто не выключил (утюг) Красный отблеск побежал Кто со спичками (играл) Стол и шкаф сгорели разом Кто сушил бельё над (газом) Столб огня чердак объял Кто там спичками (играл) Пламя прыгнуло в траву Кто у дома жёг (листву) Дым увидел не зевай И пожарных (вызывай) Побежал огонь во двор Это кто там жёг (костёр) Кто бросал в траву при этом Незнакомые (предметы). Помни каждый гражданин, Этот номер (01). «Огнеопасные предметы». Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Игровые действия: разложить карточки на две группы. Вариант игры. Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара. Подвижная игра «Смелые пожарные» Цель: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях Игровые правила: выполнять задание поочерёдно Игровые действия. По команде игроки должны пройти полосу препятствий, добраться до стульчиков с куклой и вынести ее «из огня». Побеждает тот, кто придет к финишу первым. Игру можно усложнить, предложив «пожарным» двигаться с завязанными глазами. Игра-эстафета «Пожарная тревога» Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в пространстве. Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, брать только один кусочек ткани (огонь). Игровые действия: игроки делятся на две команды, выстраиваются в колонны; используя «ходули» дети поочерёдно собирают разложенные по залу кусочки ткани красного цвета, символизирующие огонь, складывая их в ведро (находится на противоположной от команд стороне зала).
6 Игра-эстафета «Собери рюкзак для спасателя» Цель: развивать координационные способности, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; стимулировать сообразительность, быстроту реакции, закреплять знания о назначении предъявленных предметов. Игровые правила: передвигаться на велотренажёрах строго по прямой, выбирать только необходимые предметы. Игровые действия: игроки делятся на две команды; поочерёдно доехать на велотренажёре до противоположной стороны; выбрать разложенные на скамейке предметы, которые могут пригодиться спасателям; вернуться обратно, положить предмет в рюкзак. Сюжетно -ролевая игра: «Мы — пожарные» Предварительная работа: экскурсия в пожарную часть, беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре ( Л. Толстой «пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «пожар»), рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры, ОО на данную тему. Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППБ; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры. Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»). Подвижная игра «НА ПОЖАР» Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде. Игровые правила: выполнять задание поочерёдно От каждой команды выбирается один игрок. По условному сигналу (пожарная сирена) игроки бегут от линии старта до стульчиков, на которых разложена «амуниция пожарного»: например, каска, перчатки, ремень и т.п. «Пожарные» должны приготовиться к выезду облачиться в амуницию. Выигрывает тот, кто быстрее оденется. Игру можно усложнить, если от каждой команды в ней будут участвовать несколько игроков например, три. Тогда каждый уже «одевшийся» игрок бежит к линии старта и передает эстафету своему товарищу. Выигрывает та команда, игроки которой раньше оденутся и построятся на линии старта. Можно сделать эстафету двухэтапной. Тогда каждая команда разбивается на две части. Одни игроки «одевающиеся пожарные», другие «готовящие пожарную машину». После того как члены первой группы оденутся и построятся на линии старта, они передают эстафету Д «Выбери нужное» Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности. Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель.ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.
7 Подвижная игра «ТУШИМ ПОЖАР» Цель: развивать быстроту, ловкость; укреплять уверенность в своих действиях; воспитывать умение работать в команде. Игровые правила: выполнять задание поочерёдно, бежать только тогда, когда «огнетушитель» коснулся земли. Игровые действия: дети делятся на 2-3 команды, каждой команде выдается «огнетушитель». Невдалеке ставятся (по количеству команд) предметы, которые нужно тушить ( большой кубик; резиновая надувная игрушка и т.п.) По команде участники бегут каждый к своему предмету, обегают его (тушат), ставят «огнетушитель» рядом и отбегают в сторону. Как только «огнетушитель» коснулся земли бежит следующий участник игры. Победа присуждается той команде, которая первой потушит пожар. «Пожароопасные предметы» Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания. Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши. Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы. Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт, пила, режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др. «Разложи по порядку» Цель: Ознакомить детей с порядком действий при пожаре. Используются карточки с изображениями: Сообщение по телефону «01» о пожаре; Эвакуация людей; Тушение пожара взрослыми до приезда пожарных, если это не опасно; Встреча пожарных; Работа пожарных; Дети должны разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях. Игра-эстафета «Потуши огонь» Цель: развивать быстроту, ловкость; воспитывать умение работать в команде. Игровые правила: стараться не разлить воду, действовать по сигналу. Игровые действия: команды становятся в шеренгу лицом друг к другу, около последних участников стоит 4 5 пластмассовых ведра с водой; по сигналу последний игрок передаёт поочерёдно вёдра детям (одно за другим), стоящим справа (слева) от себя; первый игрок выливает вёдра в большое ведро «с огнём» (с собранными кусочками ткани) «тушат огонь».
8