Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья».
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья».
Сюжет «В гости к девочке Залине».
Цель:
формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Образовательные задачи:
— приучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет;
— выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов;
— обогащать словарный запас (касса, чеки, кондитерские изделия); развивать диалогическую речь детей; — обогащать социально — игровой опыт детей (учить правильному взаимоотношению в игре).
Развивающие задачи:
—
развивать интерес к игре;
—
учить объединятся в группы в игре;
— знакомить детей с правилами поведения в магазине.
Воспитательные задачи:
— воспитывать уважение к труду взрослых; способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал:
«Семья» — атрибуты для оборудования комнаты; посуда; мебель; сумка; кошелек; деньги; предметы заместители. «Магазин» — одежда продавца; касса; овощи, фрукты, сладости и т.д. «Водитель» — руль; билеты.
Предварительная работа:
— беседа о родном городе, о республике в которой проживают дети;
— рассматривание национальной одежды; посуды; — рассматривание картинок о семье; — чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме; — настольная игра «Семья»; — беседы о профессиях людей; — дидактическая игра «Кто, где работает? »; — изготовление атрибутов для игры; — беседы о культуре поведения в общественных местах; — сюжетно-ролевые игры с детьми «Семья», «Магазин».
Содержание организованной деятельности детей
I.
Организационный момент:
— Ребята, хочу вам сообщить, что мне сегодня принесли очень красивое платье. Но это женский национальный костюм кабардинок. Дети рассматривают костюм. Какие женские имена кабардинцев вы знаете? Дети называют.
А вы знаете, что сегодня девочка Залина пригласила нас в гости. Может все вместе отправимся к ней в гости.
II. Основной ход игры:
Воспитатель:
Кто хочет примерить костюм. Аня, я предлагаю тебе быть мамой, а Камилле дочкой, а папой у нас будет Тимур. Вы будете у нас кабардинская семья, и мы к вам отправимся в гости. Но нам еще нужна еще одна семья. Дети выбирают маму, папу, дочку и сына. Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться в гости? Дети предлагают отправиться на автобусе.
Воспитатель:
Хорошо, едем на автобусе. Но тогда нам нужен еще водитель. Дети выбирают водителя. Я предлагаю по пути заехать в магазин за гостинцами для друзей. Значит нам нужен продавец. Предлагаю семье Залины идти готовиться встречать гостей. Водитель готовит автобус. А другая семья собирается в гости. Девочки наряжаются. Папа читает газету. Сын играет с машинкой.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку. Мама:
Аккуратно садимся в автобус.
Водитель:
Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Магнит».
Водитель:
Осторожно, двери открываются, остановка «Магнит».
Мама:
Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса. Папа предлагает зайти в магазин и купить гостинцы для Залины.
Мама:
Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу.
Дети:
Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама:
молодцы, правильно. Заходим в магазин. Дети поздоровались с продавцом. — Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для друзей.
Продавец:
Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте. Дети и родители выбирают коробочку «Чоко пай», пачку чая и коробочку «Раффаэло». Подходят к кассе. Мама обращается к продавцу: Посчитайте ,пожалуйста сколько ,мы вам должны.
Продавец:
Спасибо за покупку, с вас 250 рублей. Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.
Переходят через дорогу на остановку. Опять садятся в автобус.
Водитель:
Осторожно, двери закрываются, следующая остановка: «Дружба».
Водитель:
Осторожно, двери открываются, остановка «Дружба».
Подходят к дому. Звонят в дверь. Дверь открывает папа. — Здравствуйте, мои дорогие, проходите. Папа с папой, пожимают друг другу руку. Все заходят в дом, их встречает мама. Все здороваются и приветствуют друг друга.
Мама Залины:
Проходите, проходите. Вы, наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю чайник (мама, выходит, якобы, поставить чайник). Возвращается. Ну, рассказывайте, как у вас дела, как успехи в школе, в садике?
Дети:
возьмите, пожалуйста, мы вам принесли, гостинцы к чаю.
Мама Залины:
Спасибо, большое. Я испекла наше национальное блюдо лакумы. Затем они все дружно пьют чай с лакумами, пирожными.
Мамы:
дети могут пойти поиграть в игры, а мы пока приготовим обед. А папы пойдут в магазин за продуктами. Вот вам список продуктов.
Мама:
Детки, а что вы хотите на обед?
Дети:
я хочу пирожки; а я хочу сосиску.
Мама:
Хорошо. Дети выходят из – за стола и начинают игру с игрушками. Папы уходят в магазин. А мамы приступают к приготовлению обеда. Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
КАФЕ
Авторы:
- Ченцова О.Н.
- Хохлова Г.Т.
воспитатели МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №31 «Аленький цветочек» г. Губкин Белгородская область
Задачи:
- закреплять знания о профессии повара – кондитера, официанта, назначении кафе
- развивать умения строить сюжет игры, ведения игрового диалога, исполнения роли в соответствии с сюжетом
- развивать воображение, речь, коммуникативные способности
- формировать чувство коллективизма.
Роли: официант, повар – кондитер, охранник
Игровые действия:
- Выбор меню
- Прием заказа
- Обслуживание
- Оплата заказа
Предметно – игровая среда:
- Посуда, подносы
- Меню
- Муляжи продуктов питания
- Калькулятор
- Кассовый аппарат
- Телефон и рация для охранника
ФОТОАТЕЛЬЕ
Задачи:
— расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.
Роли: администратор, фотограф
Игровые действия:
- Выбор фотографии
- Прием заказа
- Работа с администратором (благодарность)
- Оплата заказа
- Фотопозирование
Предметно – игровая среда:
- Фотоаппараты
- Каталоги фотографий
- Мольберт (панно)
- Компьютер
- Конверты
- Фотографии
- Квитанции
СЕМЬЯ
Задачи:
- побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи
- совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку
— формировать ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).
Роли: мама, папа, сын
Предварительная работа: беседы, экскурсии в фотоателье, кафе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Подготовка к игре: совместное изготовление атрибутов.
Ход игры
С целью развития игры воспитатель раскрывает нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь, коллективный характер труда.
Педагог побуждает детей творчески воспроизвести обстановку фотоателье, кафе, поездки в автомобиле. Распределяются роли. Воспитатель предлагает «семье» изобразить в игре один из выходных дней своей семьи.
Воспитатель
Сегодня мы будем играть в игру «Выходной нашей семьи».
Давайте распределим роли. Кто кем хочет быть? (Дети выбирают роли).
Воспитатель
Ранним осеним утром семья семена и Вероники решили… (Дети ведут диалог).
«Мама», «папа» и «сын» садятся в автомобиль и едут в фотоателье. Там их встречает «администратор», с которым они оформляют заказ, просмотрев образцы фотографий. «Администратор» сопровождает «семью» к «фотографу», где проходит фотосъёмка.
«Администратор» выдает квитанцию и провожает клиентов. «Семья» отправляется в «кафе». Их встречает охранник, сопровождает в зал. «Официант» предлагает пройти за столик, приносит меню. «Семья» делает заказ. «Официант» обслуживает клиентов. После приема пищи «семья» получает счет, оплачивает, благодарит за хорошее обслуживание работников кафе и возвращается в фотоателье за фотографиями.
«Администратор» выдает фотографии. «Семья» рассматривает снимки, благодарит работников фотоателье и возвращается домой на своём автомобиле.
Итог: вернувшись домой, «члены семьи» делятся впечатлениями о проведенном вместе выходном дне.
Воспитатель
Понравилась вам игра?
А где больше понравилось в фотоателье или кафе?
Будем еще играть в эту игру?
А кто кем хочет быть в следующий раз?
Следующая > |
Значение сюжетных игр
Развитие маленького человечка невозможно без разнообразных игр. В раннем возрасте малышу достаточно взять в ручки погремушку и потрясти ее. Взрослеют дети, их привлекают новые игрушки, усложняются игровые правила. Малыш стремится вовлечь в игровой процесс окружающих, сначала маму, потом других детей. Проявляется творческое начало в личности дошкольника.
В игровой деятельности появляется сюжет: ребятня начинает распределять игровые роли, договариваются о правилах. Сюжетно-ролевые игры дошкольников в старшей группе уже становятся более конкретизированными по теме: не просто «поиграть в куклы», а изобразить сюжетную сцену, например, чаепитие с гостями, где у каждого ребенка есть конкретная роль или разыграть сценку непослушания. Ребенок создает воображаемую ситуацию, которая позволяет примерить на себя любую роль, почувствовать себя главным действующим лицом.
В своих действиях дошкольник абсолютно самостоятелен: он может воображаемым ножом отрезать хлеб, маленькой палочкой, представив ее ключом, открыть замок в двери. Малыш представляет себя в больнице, в школе, в магазине, разыгрывая различные ситуации. Самовыражение ребенка проявляется особенно ярко в сюжетных игровых ситуациях.
Специалисты выделяют сюжетно-ролевые игры как отдельный творческий вид, которые характеризуются обязательным наличием сюжета, распределением ролей, при этом подчиняются определенным игровым правилам. Любой игровой процесс с сюжетом и распределенными ролями – это игровая деятельность коллектива. Здесь принимают участие несколько человек.
Значимая социализация происходит именно в совместной деятельности, когда дошкольники взаимодействуют друг с другом в соответствии с принятыми ролями. Малыш учится нормам социального, нравственного поведения, развивается коммуникативность. Непоседа учится проявлять самостоятельность, находить выход из запутанных ситуаций, идти на конструктивное общение во время конфликтов. У ребенка появляется опыт поведения в разных ситуациях.
К характерным особенностям всех сюжетно-ролевых игр старших дошкольников многие специалисты относят двойственность характера игрового процесса, которая проявляется в соединении вымышленного, воображаемого мира взрослых с реальностью действий дошкольников в игре. Например, малыш сидит на стуле, и одновременно в игровой реальности этот ребенок – водитель автобуса.
Игровые предметы заменяют в воображаемом мире предметы, которые присущи миру взрослых. Двойственность ситуации позволяет дошкольникам получать информацию и усваивать знания о неизвестных им ранее сторонах действительности. Малыш не может вылечить больного, вырвать зуб, но в игровом процессе он узнает, что делает врач, как надо вести себя в больнице, о том, что помогать людям – это хорошо.
Роль педагога в организации игрового процесса
Нередко взрослые считают, что не стоит организовывать детский досуг, достаточно подарить куклы, машинки, пазлы, конструкторы и предоставить полную самостоятельность ребенку. Не стоит забывать, что игровой процесс способствует полноценному развитию, воспитанию детей.
Брошенный на самотёк, неорганизованный досуг дошколят не будет нести никакой познавательной информации. Возможна и обратная ситуация, когда дети, оставленные без присмотра взрослых, могут в процессе игровой деятельности оскорблять друг друга, устраивать драки.
Большинство дошкольников по характеру поведения – консерваторы – они предпочитают играть и разыгрывать те сюжетные линии, в которых им знакомы все правила и условия. Если перед дошколятами ставят задачу самостоятельно выбрать, во что поиграть, то, скорее всего, это будут «дочки — матери», «больница», «магазин» или военные игры с догонялками, которые обычно предпочитают мальчики.
Постоянно повторяемые сюжеты не способствуют расширению кругозора и получению новых умений, знаний. Иногда у детей начинает вырабатываться неприятие любых изменений. Предложение изменить или дополнить сюжет вызывает резко негативную реакцию. Ребенок, предложивший что-то новое, не принимается в коллектив, его начинают игнорировать.
Невозможность изменить сюжет, разыграть новую сценку или бесконечный повтор одинаковых действий, – это следствие неумения призвать воображение и недостаток знаний. Очень рано в любом детском коллективе появляется лидер, признанный остальными малышами. Он быстро организует игровую деятельность, распределяет, кто и кого будет изображать, устанавливает правила.
Жесткие правила, диктуемые подобным лидером, не дают проявить себя другим малышам, ограничивают их развитие как самостоятельной личности. Именно воспитатель, педагог или родители должны проявить руководящую, направляющую роль в организации игрового досуга. Взрослые, с целью расширения кругозора дошкольников, организовывают новые ролевые игры, следят за развитием сюжета, ненавязчиво помогают в игровом процессе.
Нельзя просто предложить игру, в которую можно поиграть: для дошкольников важен процесс подготовки, обсуждение сюжетной линии, распределение ролей, соблюдение обговоренных заранее правил. Необходимо дать возможность каждому дошкольнику пофантазировать, предложить свой вариант развития сюжета, чтобы у малышей развивалось желание придумывать, творить.
Любая сюжетная игра предусматривает наличие игровых атрибутов: для больницы потребуются белые халаты, шапочки, для магазина – весы, касса. С организацией игровой деятельности могут помочь взрослые, при этом немного усложняя игровые правила и добавляя новые условия. Например, при игре в «дочки — матери» можно обыграть появление еще одного ребенка в семье.
В домашних условиях родители также могут устраивать совместные сюжетные игры с ребенком: поиграть в больницу, в школу, в кафе. Взрослые оказывают определяющее влияние на детей, их поведение, соблюдение норм морали, умение договариваться, общаться.
«Семья»
Одной из самых популярных является сюжетно-ролевая игра «семья» для детей в старшей группе. Каждый ребенок часто представляет себя на месте мамы или папы. Дошкольнику нравится разыгрывать различные семейные сценки, при этом часто меняясь ролями.
Цель:
- воспроизвести бытовую жизнь семьи, научиться создавать самостоятельно обстановку для данного сюжета с использованием игрушек и других вещей;
- формирование чувства ценности семейных отношений, взаимопомощи, любви;
- вовлечение в трудовую деятельность по дому через игровой процесс;
- создать понимание, что такое семейный бюджет, совместное ведение хозяйства.
Подготовка:
- предложить дошкольникам вспомнить, как отмечают праздники дома, например, день рождения члена семьи;
- обсудить, чем заняты родители дома, как семья проводит свободное время, как дома наводят порядок, готовят еду, встречают гостей;
- выбрать тему.
- каждому малышу обязательно надо выделить самостоятельную роль в игровом сюжете.
Предметы: куклы, игрушечная мебель и посуда, машинка, фартук, косынка. Разнообразные предметы, которые понадобятся в процессе.
Сюжет. День рождения бабушки. Ждем гостей. Генеральная уборка. Дочка капризничает. Прогулка на машине на природу. Ребенок заболел.
Действия. Например, при выборе сюжета «День рождения» потребуется много действующих лиц. Одни малыши готовят праздничный обед, другие покупают подарки. Необходимо сервировать красиво стол, навести дома порядок, подготовить торжественные поздравления. Взрослые наблюдают, как общаются члены семьи, как помогают друг другу, подсказывают правильное поведение дошкольникам.
В процесс вводятся и элементы трудовой деятельности: необходимо постирать белье и погладить его, починить телевизор или утюг. Для реалистичности разыгрывают бытовые сценки: лопнула труба, перегорела лампочка, планирование совместного бюджета.
«В кафе»
Дошкольники должны уже знать правила поведения в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра «в кафе» малышам поможет понять, как надо правильно себя вести в общественных местах.
Цель – знакомство с общественными местами, работой и обязанностями официанта, повара, директора кафе, формирование культуры поведения.
Предметы: мебель, посуда для кафе, куклы, фартуки для официантов, колпак для повара, деньги, банковские карточки.
Сюжет: после прогулки зайти в кафе с друзьями.
Действия: дети заходят в кафе, занимают столики, делают заказ. Официанты приносят заказ, обслуживают клиентов. Дети благодарят официанта и повара за работу, рассчитываются.
Дошколята могут меняться ролями: те, кто были клиентами, в следующий раз станут официантами и будут угощать гостей кафе. В игровом процессе малыши должны понять, что некрасиво громко кричать, размахивать руками, бегать между столиками. Непоседы должны научиться себя хорошо вести.
«Библиотека»
В настоящее время мало кто из детей знает о работе библиотекарей, о том, зачем нужны сами библиотеки. Дошкольники привыкают с раннего детства пользоваться компьютером, не уделяя внимания книгам. Сюжетно-ролевая игра «библиотека» для дошкольников в старшей группе открывает важность, ценность книг.
Цель – воспитание бережного отношения к литературе, к книгам, увеличение словарного запаса, расширение кругозора. Дать понятие о работе библиотекаря, воспитание уважения к профессии. Научить находить нужную книгу в библиотеке, уметь пользоваться каталогом.
Предметы: книжные полки, столы, книги, раскраски, наборы открыток.
Подготовка и сюжет. Дошколята вспоминают, что такое библиотека, кто там работает, что он делает, как можно взять книгу в библиотеке? Выбираются несколько малышей на роль библиотекарей, остальные – читатели, посетители библиотеки.
Действия. У каждого библиотекаря есть несколько книг, журналов. Читатели подходят и просят показать книги. Когда ребенок выбрал книгу, библиотекарь спрашивает, почему именно эту книгу выбрал читатель? Оформление формуляра читателя. Библиотекарь дает книги настоящим любителям чтения, а чтобы доказать это, малыш — читатель рассказывает стихотворение.
Библиотекарь предлагает посмотреть в читальном зале журналы, наборы открыток. После завершения игры дошколята делятся мнениями, какие книги они видели, какие им понравились. Оценивают работу библиотекарей.
«Поликлиника»
К сожалению, все малыши сталкиваются в своей жизни с заболеваниями, как следствие, с врачами. Сюжетно-ролевая игра «поликлиника» знакомит непосед с работой врачей.
Цель – познакомить дошкольников с профессией врача, воспитать чувство сострадания, доброты к больным. Малыши учатся проявлять внимательность, чуткость.
Предметы: игрушечные наборы для врачей, белые халаты и шапочки, одноразовые маски, бахилы. Градусник, шприцы для уколов, бинты, ножницы. Бумага для рецептов.
Подготовка, сюжет. Для сюжета выбираются действия разных врачей. Например, прием у педиатра, у зубного врача, окулиста. К разновидностям сюжета можно отнести: взятие анализов, проведение прививок.
Прежде чем предложить подобный сюжет, педагог проводит предварительную подготовку. Рассказывает о работе разных врачей, может организовать посещение поликлиники или пригласить медицинского работника в группу. Дошколята делятся на врачей и группу больных. Кто-то может взять роль медсестры.
Действия. Больной пришел в поликлинику, надевает бахилы, берет в регистратуре карточку и направление на прием к врачу. Врач осматривает больного. Спрашивает, какие есть жалобы, внимательно слушает. Проверяет давление, осматривает горло, уши. Назначает курс лечения. Медсестра делает перевязки, уколы, меняет старые повязки.
«Больница»
Нередко игра в поликлинику переходит в сюжетно-ролевую игру «больница».
Цель – воспитание уважения к работе врачей, медицинских сестер, санитаров, других медработников. Формируется и укрепляется чуткость, внимательность, сострадание, желание помочь. Создается понимание важности работы врача.
Предметы: халаты, шапки, фонендоскоп, шприцы, ножницы, бинты, вата, таблетки, тонометр.
Сюжет, подготовка. Больной лежит в больнице, проходит курс лечения. Воспитатель спрашивает, что делают врачи в больницах, знакомит малышей с правилами лечения, обязанностями врачей, медсестер. Рассказывает о режиме дня для больного, правилах его посещения. Выслушиваются все предложения, и обсуждается развитие сюжета и роли.
Действия. Больной приехал в приемный покой больницы. Медсестра берет документы, оформляет его и ведет в палату. Приходит врач, проводит осмотр. Слушает жалобы, измеряет давление и температуру, назначает курс лечения. Медсестра дает таблетки, делает уколы, перевязки. Санитарка следит за порядком и чистотой. Больного навещают знакомые, родственники.
«Школа»
Дошкольники с большим нетерпением ждут, когда пойдут в школу. Подготовиться к этому им поможет сюжетно-ролевая дидактическая игра «школа» в старшей группе.
Цель – дать малышам представление о школе, подготовить к правилам поведения, принятым в учебных заведениях. Приучить к вежливому обращению, привить уважение к труду учителя, любовь к школе.
Предметы: тетради, ручки, книги, карандаши, пеналы, портфели. Мебель для занятий.
Прежде чем приступить к самой игре, воспитатель предлагает непоседам придумать несколько сюжетных линий. Например, учитель проводит урок или директор пришел с проверкой на урок. Дошколята знакомятся с правилами, которые надо соблюдать. Ребятам объясняют, что на уроках нельзя кричать, вскакивать с места, перебивать учителя или других учеников. Задания надо выполнять аккуратно, старательно. Внимательно слушать учителя.
Воспитатель организовывает просмотр фильма о школе, вместе изучают книги, учат песни о школе. Совместно с дошколятами готовится учебный класс, школьные принадлежности. Делаются пеналы из коробочек. Готовятся тетради, учебники, классный журнал. Чтобы писать на доске и стирать надписи, на подставку у доски выкладывают мел, тряпочку.
Действия. В класс входит учитель, ученики приветствуют педагога. Учитель объясняет задание, ученики решают задачи, отвечают на вопросы. Учитель может попросить посчитать до 10 или назвать буквы, написать их на доске. Учитель проверяет тетради, ставит оценки за ответы. Ученики должны сидеть за партой. Если ребенок хочет ответить, он должен поднять руку. Учитель хвалит ученика, ставит оценку за правильный ответ.
Игровые занятия можно сделать по подобию школьных уроков. Первый урок – математика. Учитель просит назвать цифры, решить нетрудную задачу на сложение или вычитание. Второй урок – физкультура, чтобы малыши могли побегать, попрыгать. Третий урок – рисование. Предложить нарисовать школу или лето. После второго урока отвести непосед в школьную столовую.
На занятия может зайти директор школы, который делает заметки в тетради. После уроков директор просит зайти учителя к себе и дает ему задания. После окончания урока раздается звонок, ученики должны дождаться сообщения учителя, что урок окончен. На перемене учащиеся не должны бегать.
Для подобной сюжетной игры с множеством событий и участников, обязательно составляется конспект занятий, где детально прописываются все правила. Стремление дошколят играть в школу должно поддерживаться, поощряться.
«Ателье»
Дошколята должны иметь информацию о разных видах трудовой деятельности, уважать, ценить чужой труд, понимать, что создание любой вещи требует много сил, времени и труда. Сюжетно-ролевая игра «ателье» знакомит дошкольников с работой портных, закройщиц, модельеров.
Цель – научить ценить труд, предоставить знание о работе в ателье, привить уважение к людям трудовой профессии.
Предметы: выкройки, сантиметровая лента, отрезы материи, лекала, мел, куклы.
Для участия в игровом процессе можно привлечь и мальчиков, которые могут проверять швейные машинки, ремонтировать их, доставлять заказы клиентам ателье. Воспитатель знакомит дошкольников с работой ателье. Рассказывает, чем занимаются портные, что делают закройщики, как снимают мерки.
Действия. Клиент приходит в ателье. Вместе с портным выбирает фасон, цвет материала, оформляет заказ. Портной снимает мерки, делает выкройки, шьет изделие. Примерка в ателье, подгонка по фигуре. Клиент получает готовый заказ и оплачивает его.
«Почта»
Сюжетно-ролевая игра «почта» позволяет познакомиться с тем, как организована работа в почтовых отделениях связи, прививает уважение к труду почтальона и других почтовых работников.
Цель – увеличить словарный запас, выучить и понимать значение новых слов: посылка, бандероль, заказное письмо. Развить умение выслушивать, быть вежливыми, умение работать в коллективе.
Предметы: конверты, марки, коробки для посылок, журналы, газеты. В отделе посылок – весы, почтовые штампы. Сумка почтальона.
Данная сюжетная игра характеризуется большим количеством участников. Тут есть роли почтальона, оператора почты, шофера, заведующей, клиентов. Дошкольники могут отправлять посылки и бандероли, получать заказные письма, оформлять подписку на газеты. Шофер привозит и разгружает посылки. Почтальон разносит почту, пенсии, газеты. Оператор оформляет почтовые переводы, сортирует письма, продает газеты. Заведующая почтой контролирует всю работу, проверяет, как все работают. Делает заказы на поставку свежей прессы для реализации, выдает зарплату работникам.
Действия. Клиенты посылают посылки, задают вопросы. Сотрудник почты быстро взвешивает, выписывает квитанцию, ставит печать и клеит марки на бандероль. Люди пишут письма, приходят на почту, кидают в почтовый ящик. Почтальон с сумкой разносит газеты и письма.
Конспект занятия в средней группе по теме «Семейные традиции»
Ход занятия
1. Психологический настрой.
Становитесь, дети в круг, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу вам его передать, давайте за руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся. – Почувствовали тепло в своих руках? Это моё настроение вам передалось.
2. Мотивационно – ориентированный этап.
Обращаю внимание детей на дом. На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь открыт. Мы ворота открываем. В этот домик приглашаем! А кто в домике живёт, Узнаете, если загадку отгадаете. 3. Поисковый этап.
Дидактическая игра «Отгадай загадку». — Перед сном, надев пижаму, почитать мы просим… (маму) — Ароматное варенье, пирожки на угощенье, вкусные оладушки у любимой… (бабушки) — Он трудился не от скуки, у него в мозолях руки, а теперь он стар и сед, мой родной любимый … (дед) — Кто научит гвоздь забить, даст машину порулить и подскажет, как быть сильным, смелым, ловким и умелым? Все вы знаете ребята, это наш любимый … (папа) — Кто весёлый карапузик – шустро ползает на пузе? Удивительный мальчишка – это младший мой… (братишка) — Кто так любит наряжаться? Очень модная девчонка, старшая моя… (сестрёнка). По мере отгадывания загадок, дети находят и выставляют картинки – отгадки. Выясняем, что в доме живёт большая семья, а членов семьи называют одним словом – родственники.
4. Игровое упражнение « Продолжи предложение:
«Я живу с…».
Дети по очереди называют своих членов семьи (родственников). 5. Игровое упражнение «Кто старше, кто моложе?»
— Денис, а кто старше ты или папа? — Ева, кто моложе мама или ты? И т.д.
6. Малоподвижная игра с мячом «Скажи ласково».
— С давних времён, существует традиция, когда ребёнок рождается, ему дают имя. Вот и у каждого из вас есть своё имя. Пока вы маленькие, как вас называют? А когда вырастите, как будут называть? — В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что любят, а как можно ласково назвать сына? (дочь, внука, маму, деда, внучку, папу, брата, и т.д.). Игра проводится с мячом, каждый должен образовать уменьшительно-ласкательную форму.
7. Двигательная минутка.
Мы во двор выходим дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку вместе делаем зарядку. Мама руки поднимет, Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево, Делает мой братик Сева. Ну, а сам бегу трусцою И качаю головою.
8. Игровое упражнение «Четвёртый лишний».
Чтобы уточнить, кто является членом семьи, я предлагаю определить, кто из этих людей является лишним: — мама, соседка, бабушка, сестра — бабушка, подруга, сестра, мама — сестра, бабушка, продавец, брат, — дедушка, папа, водитель, сын, — дворник, папа, брат, дедушка.
9. Дидактическая игра «Дочки матери».
— А сейчас вы выберете себе роль (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра) с помощью эмблемы и предмет (молоток, посуда, лейка, нитки, удочка, погремушка, кукла, книга и т.п.). Расскажите, что будите делать в данной роли сегодня вечером. Например, я – дедушка, вечером буду читать книгу, я – папа, вечером пойду на рыбалку и т.п.
10. Рефлексивно — оценочный этап.
— Ребята, о чём мы сегодня говорили? (в помощь предлагаю мнемокарточки) — Что вам понравилось? — Молодцы, вы очень постарались!
Ожидаемые результаты:
обогащение и систематизация представлений о своей семье, осознание себя членом семьи; расширение представлений о семейных традициях; эмоциональное и познавательное включение детей в процессе индивидуального и коллективного взаимодействия с действительностью; демонстрация определённых умений, опираясь на свои знания и умения в конкретной деятельности.