Развитие сюжетно — ролевой игры дошкольника на разных возрастных этапах


Рекомендации для родителей

Маленькому «режиссеру-постановщику» трудно на первых этапах придумать интересный сюжет. Он еще недостаточно освоил мир, в котором живут взрослые люди. В этот период необходимо помочь малышу, показать, как и во что можно играть. От фантазии родителей будет зависеть разнообразие сюжетов, их продолжительность и эмоциональная насыщенность. При организации развлечений взрослым нужно соблюдать несколько правил:

  1. Не принуждать. Если у дитя нет настроения или он просто планировал сложить картинку из пазлов, не стоит разворачивать строительство космического корабля. Прежде нужно спросить, хочет ли малыш этим заниматься и только получив согласие приступать к активным действиям. При первых признаках потери интереса лучше прекратить занятие.
  2. Не загонять в жесткие рамки. Пусть малыш проявляет фантазию и вносит свою лепту в развитие сюжета.
  3. Создавать дружелюбную атмосферу. Отставить строгие интонации, раздражение и авторитарные замашки, они здесь совершенно не нужны. Играйте на равных, а лучше возьмите на себя второстепенные образы: больного в поликлинике, растрепанной модели в парикмахерской; неумелого участника дорожного движения. Направляйте действия своего чада потихоньку, исподволь, чтобы он этого не почувствовал.

Сюжетно-ролевые занятия не только развлекают, но и являются элементом образовательного процесса, позволяющего понять законы, по которым живут люди. Кроме того, они прививают подрастающему поколению коммуникативные навыки, помогают стать самостоятельными личностями, готовыми преодолеть любые жизненные невзгоды. Больше интересной информации про игрушки и развитие детей можно прочитать в нашем блоге.

Уровни сюжетно-ролевой игры: от 3 до 7 лет

Основным показателем развития игры считается ее последовательность: начало процесса, кульминация и логическое завершение. Наблюдение за детьми во время занятий помогает взрослым заметить поведенческое отклонение в раннем возрасте и приложить усилия, чтобы его устранить. Детские психологи находят взаимосвязь между возрастом ребенка, уровнем его развития и сложностью игровой деятельности:

  • 3-4 года. В основном малыши играют со взрослыми, помощь которых на данном этапе довольно значительна. Родители придумывают сюжет, удерживают воображаемую ситуацию, направляют ребят и осуществляют руководство. Нередко детки пытаются играть самостоятельно, но такие занятия, как правило, кратковременны и ограничиваются парой действий: помыть посуду, уложить куклу спать, накормить медвежонка. Дальше сюжет не разворачивается — никто не ест, не хвалит за чистые тарелки и не просыпается. На данном этапе игра должна научить детвору действовать согласно сценарию, развивать фантазию и обогащать словарный запас.
  • 4-5 лет. С этого возраста ребята начинают осваивать простые сюжетные направления, в которых примеряют на себя различные образы: мамы, сестры или врача из детской поликлиники. Они активно взаимодействуют с игрушками, разговаривая за себя и за них. В этом возрасте ребятишки уже могут объединяться в группы (2-3 человека) для совместных занятий. Компания помогает 4-5 летним игрокам развивать коммуникативные способности, учит вести диалог, самостоятельно распределять обязанности и подбирать игрушки.
  • 5-6 лет. Основным направлением игры становятся отношения между людьми, роли которых дети распределяют между собой. Игрушки подбираются под придуманный сценарий. Бытовая тема дополняется трудовой деятельностью и яркими событиями в жизни. Нужно соответствовать характеру и действиям порученной роли. Играя, ребенок развивает умения определять правила и менять сюжет, активизирует диалогическую речь, обогащает свой социальный опыт (узнает правила поведения на дороге, в транспорте, кафе, магазине и т.д.)
  • 6-7 лет. На данном этапе дети действуют осмысленно, осознавая свои отношения с партнерами. Проигрывая сцены, они ревностно следят за соблюдением друзьями общепринятых правил: «Папы так не поступают», «Обед не начинают со второго блюда», «Девочки себя так не ведут» — подобные фразы часто звучат в компании детей старшего дошкольного возраста. На первый план выходят творческие сюжетно-ролевые забавы с захватывающими сюжетами, содержанием, новыми героями, сказочным миром. Детвора сама готовит декорации и атрибуты, подбирает игрушки, добавляет в сценки элементы танца, пения.

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника и занимает важное место в его жизни. Малыши переносятся из повседневной рутины в воображаемую ситуацию, примеряют на себя интересные роли, используют образы и фантазию для действия в игровом пространстве. Взрослые же в это время получают в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребенка, его поступки и характер. О пользе деревянных игрушек можно прочитатья в статье — «Деревянные развивающие игрушки: особенности и польза для детей».

Сюжетно-ролевые игры для детей 4-5 лет

В этом возрасте деткам важно подобрать ту роль, которая им больше всего понравится. Важное значение в процессе имеют диалоги с другими участниками, с помощью которых происходит обмен информацией и эмоциями. Дошкольники в состоянии придумать цельный сюжет с развитием событий, распределить роли между участниками. Они с удовольствием фантазируют и придумывают интересные истории.

Подходящие игры для дошкольников:

  • «Цирк»;
  • «В космосе»;
  • «В ресторане»;
  • «Путешествие на другой континент»;
  • «СТО»;
  • «Самолет»;
  • «На корабле», и многое другое.

Что говорят мамы

Мария, мама четырехлетней Даши: «Дочка очень любит играть с куклами. Мы придумываем разные сюжеты: мама выходит на прогулку с ребенком, кормит малыша, купает, переодевает. Так трогательно смотреть, как Даша утром кормит пупса кашей, при этом усаживает его в игрушечный стульчик. Потом в коляске катает по улице, вечером купает в игрушечной ванночке с пеной, укутывает полотенцем. Я считаю, такие игры подготавливают деток к дальнейшей жизни, ведь когда-то Дашенька будет воспитывать собственного ребенка».

Ольга, мама пятилетнего Мирослава: «К сыну часто приходят в гости друзья, и они вместе играют в стройку: возводят здания из кубиков или конструктора. Часто играют в больницу, где кто-то из детей становится доктором, а остальные озвучивают игрушек, которые заболели и нуждаются в помощи.

Знаю, что сюжетно-ролевые игры важны для развития детей, поэтому сама придумываю интересные сюжеты. Например, недавно мы устроили театральное представление: сочинили сценарий, рассадили плюшевых медведей на стульчики, включили музыку. Мирославу очень понравилось выступать «на сцене».

Родители должны помнить, что сюжетно-ролевые игры имеют важное значение в развитии интеллекта, а также коммуникативных и творческих навыков у детей. Нужно всячески поощрять желание ребенка поиграть в «Дочки-матери» или «Больницу», а также придумывать новые сюжетные линии, в которых малыш сможет научиться чему-то новому.
Оставить комментарий

Для чего дошкольникам игры

Малыш в первые 5-6 лет изучает все, что его окружает, знакомится с новыми явлениями, формирует собственное мнение. Именно в это время происходит формирование привычек и навыков, которые в будущем будут основой характера. Благодаря играм, дети познают много нового, делают собственные выводы, учатся общению, расширяют кругозор и мировоззрение. Важное значение имеют сюжетно-ролевые игры, которые помогают освоить коммуникативные навыки. Ребенок учится общаться с другими детьми, высказывать свою точку зрения, перевоплощаться в человека определенной профессии или социального статуса.

В чем состоит польза сюжетно-ролевых игр:

  1. Происходит развитие личности ребенка.
  2. Активизируются познавательные процессы.
  3. Малыши примеряют на себя различные социальные роли.
  4. Детки учатся взаимодействовать с другими игроками.
  5. Малыш должен соблюдать определенные правила игры.
  6. Развивается самодисциплина.
  7. Идет развитие творческого потенциала.
  8. Игры помогают интеллектуальному развитию.
  9. Улучшается речевой аппарат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]