В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми. Сегодня воспитатели всё больше предпочтения отдают практическим методам обучения, ведь когда ребёнок сам взаимодействует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому педагогу стоит сделать интерактивное пособие — лэпбук по развитию речи.
- 2 Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи
2.1 Для младших дошкольников - 2.2 Для старших дошкольников и подготовительной группы
- 2.3 Тематический лэпбук
- 3.1 Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков
Для какого возраста подойдёт «речевой» лэпбук
Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.
В младшем возрасте педагог сам увлекает малышей лэпбуком, вызывает к нему интерес
Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.
В старшей и подготовительной группе ребята могут заниматься с пособием самостоятельно
Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Развиваем речь»
Автор:
Учитель-логопед МДОУ № 20 комбинированного вида г. Железногорска Курской области
Трашенкова Людмила Владимировна.
Предмет:
логопедия
Актуальность
: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Аудитория:
данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.
Цель:
активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
- Формировать правильный речевой выдох;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать мимику;
- Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;
- формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- Расширять и обогащать глагольный словарь;
- Расширять и обогащать словарь признаков;
- Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
- Развивать связную речь.
Лэпбук «Развиваем речь»
— это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.
Разделы лэпбука:
1. «Весёлая гимнастика»
Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.
2. «Весёлый футбол» «
Весело играть в футбол — задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку – награду.
3. «Один – много»
Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже.
4
.
«Большой — маленький».
С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.
6
.
«Говорящие дорожки»
Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.
7.
«Собери картинку»
и
«Придумай рассказ»
Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке
8. «Какой?»
Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)
9. Игровая карусель «Сколько?»
Игра учит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегося импровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов – правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.
10. «Что делает?»
Эта игра позволяет уточнить и расширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.
11. «Из чего это сделано?»
Игровое упражнение позволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.
Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» – замечательный помощник в моей работе.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!
Лэпбук «Насекомые» печатный вариант
Лэпбук «Птицы» электронный
Лэпбук «Мир цвета» готовый вариант
Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками
Безусловно, лэпбук — это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. Можно выделить следующие направления его использования:
- Лэпбук для детей. Это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
- Лэпбук для педагогов. Это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
- Лэпбук для родителей. Это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.
Развитие речи в детском саду осуществляется в самых разных видах деятельности и в разных формах. Современный подход к организации данной работы, в частности использование лэпбука, позволит заинтересовать детей, систематизировать их знания, превратить обучение в увлекательный процесс. Заниматься с такими пособием вполне можно и дома.