Лэпбук по развитию речи: интерактивные пособия для младших и старших дошкольников

В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми. Сегодня воспитатели всё больше предпочтения отдают практическим методам обучения, ведь когда ребёнок сам взаимодействует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому педагогу стоит сделать интерактивное пособие — лэпбук по развитию речи.

  • 2 Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи
    2.1 Для младших дошкольников
  • 2.2 Для старших дошкольников и подготовительной группы
  • 2.3 Тематический лэпбук
  • 3 Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки
      3.1 Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков
  • 4 Видео: лэпбук как средство развития речи дошкольников
  • 5 Видеопрезентация лэпбука по развитию речи «Речевичок» (воспитатель Н. А. Локтионова)
  • 6 Видео: изготовление лэпбука по развитию речи «Волшебная страна»
  • 7 Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками
  • Для какого возраста подойдёт «речевой» лэпбук

    Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.

    В младшем возрасте педагог сам увлекает малышей лэпбуком, вызывает к нему интерес

    Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.

    В старшей и подготовительной группе ребята могут заниматься с пособием самостоятельно

    Лэпбук для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) «Развиваем речь»

    Автор:

    Учитель-логопед МДОУ № 20 комбинированного вида г. Железногорска Курской области
    Трашенкова Людмила Владимировна.
    Предмет:

    логопедия

    Актуальность

    : Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.

    Аудитория:

    данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.

    Цель:

    активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.

    Задачи:

    • Формировать правильный речевой выдох;
    • Развивать артикуляционную моторику;
    • Развивать мимику;
    • Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
    • Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже;
    • формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;
    • формировать умение образовывать относительные прилагательные;
    • Расширять и обогащать глагольный словарь;
    • Расширять и обогащать словарь признаков;
    • Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
    • Развивать связную речь.

    Лэпбук «Развиваем речь»

    — это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.

    Разделы лэпбука:

    1. «Весёлая гимнастика»

    Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.

    2. «Весёлый футбол» «

    Весело играть в футбол — задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку – награду.

    3. «Один – много»

    Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа в именительном и родительном падеже.


    4

    .
    «Большой — маленький».
    С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.


    6

    .
    «Говорящие дорожки»
    Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.

    7.
    «Собери картинку»
    и
    «Придумай рассказ»
    Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке

    8. «Какой?»

    Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)


    9. Игровая карусель «Сколько?»

    Игра учит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегося импровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов – правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.


    10. «Что делает?»

    Эта игра позволяет уточнить и расширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.


    11. «Из чего это сделано?»

    Игровое упражнение позволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.


    Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» – замечательный помощник в моей работе.

    Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!

    Лэпбук «Насекомые» печатный вариант

    Лэпбук «Птицы» электронный

    Лэпбук «Мир цвета» готовый вариант

    Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками

    Безусловно, лэпбук — это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. Можно выделить следующие направления его использования:

    1. Лэпбук для детей. Это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
    2. Лэпбук для педагогов. Это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
    3. Лэпбук для родителей. Это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.

    Развитие речи в детском саду осуществляется в самых разных видах деятельности и в разных формах. Современный подход к организации данной работы, в частности использование лэпбука, позволит заинтересовать детей, систематизировать их знания, превратить обучение в увлекательный процесс. Заниматься с такими пособием вполне можно и дома.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]