Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Татьяна
Художественно-эстетическое развитие дошкольников: понятие, задачи и принципы
Эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательно – образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей.
Эстетическое воспитание
– это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – музыкальная, изобразительная, художественно – речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является развитие у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский рассматривал эстетическое в поведении человека как форму проявления его нравственности. Границы между нравственным и эстетическим условны. Воспитывая эстетически, мы совершенствуем нравственные качества человека, его представления о добре и зле, долге и чести, совести, дружбе. В этом основное значение эстетического воспитания.
Еще в 70 годы ХХ века, в целом положительно оценивая систему эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях, Н. И. Киященко отмечал, что сделана попытка поставить некоторые вопросы, без решения которых не может быть построена система воспитания и развития: сущность эстетического развития, его отличие от художественного, роль условий жизни и быта, соотношение между различными воспитательными средствами.
Весь круг выдвинутых автором вопросов находится в тесной зависимости между собой.
Что же принято сегодня понимать под художественным развитием, которое, моделируя разнообразные проявления жизни, способно через искусство ярко раскрывать эстетическую и духовную ценность?
М. С. Коган в книге «Человеческая теория ценностей»
определяет
художественное воспитание исходя из понимания художественной культуры. По его мнению, художественная культура это:
1) всеобщее пространство художественной деятельности, т. е. охватывает все ее разнообразные проявления – литературные, музыкальные, сценические и пластические, киноискусство и т. д. ;
2) художественная культура характеризуется общим для всего мира искусственно-художественным содержанием – определенным образом представлением о мире и человеке, а затем и творческим методом и художественным стилем, в котором эти представления воплощаются;
3) художественная культура представляет собой исторически изменчивый способ социальной организации всей художественной деятельности.
Исходя из такого понимания художественной культуры, художественное воспитание в широком смысле этого слова, представляет собой способ включения личности в художественную культуру общества.
Художественноевоспитание предполагает:
1) воспитание любви к искусству и художественного вкуса
2) развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)
3) сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства.
Художественное воспитание
– целенаправленная деятельность, имеющая своей задачей более широкое включение личности в художественную жизнь общества. Решение этой задачи имеет 2 уровня:
1. Приобщить личность к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм.
2. Приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов, начиная с древнейших времен и включая художественную культуру всех народов мира.
Такая структура художественного воспитания объясняется тем, что великое искусство переживает время своего создания и входит как необходимый компонент в художественную культуру каждой новой эпохи; точно также искусство каждого народа принадлежит всему человечеству, органично входя в жизнь других народов.
Художественноевоспитание предполагает объединение трех направлений воспитательной деятельности:
1. Художественного воспитания в узком смысле слова, т. е. воспитание художественного вкуса как психологического механизма, способного обеспечить адекватное восприятие искусства и формирование художественного сознания – взглядов, позиций, идеалов.
2. Художественного образования, имеющего целью расширение знаний человека в области истории и теории искусства.
3. Художественного научения, призванного развивать способности к художественному творчеству в одной или нескольких областях искусства (независимо от того, станет ли человек профессионалом или любителем)
.
Эстетическое воспитание
– понятие гораздо более широкое, чем воспитание художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности. Эстетическая культура человека предполагает развитость всей его чувственной сферы («эстетическое»
значит
«чувственное»
, эмоционально откликающейся на многообразные явления природы и самые различные стороны действительности. Главным критерием тут служит наличие чувства прекрасного.
В эстетическом воспитании детей ведущая деятельность – художественная. Воспитание, в процессе которого осуществляется художественное развитие детей, имеет большие возможности, но процесс усвоения художественного опыта всегда индивидуален. Знакомство с искусством, приобщение детей к художественной деятельности является одним из признанных в педагогике путей формирования личности, развития ее задатков и качеств.
При этом под развитием мы будем понимать особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно предполагающий качественные преобразования.
Эстетическое воспитание – сложный и длительный процесс. Под эстетическим воспитанием понимается целенаправленное развитие в человеке эстетического отношения к действительности, «формирование творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты».
Основными задачами эстетического воспитания в отечественной педагогике принято считать:
1. Воспитание и развитие у человека эстетического восприятия, эстетических чувств, эмоций, переживаний, воспитание эстетического вкуса, т. е. умения понимать прекрасное в жизни, в искусстве.
2. Эстетический вкус выражается в оценочном суждении. Он отражает определенный эстетический идеал, который свидетельствует о способности человека понимать сущность прекрасного.
3. Развитиеэстетического отношения к действительности: умение и стремление вносить красоту в окружающую жизнь
По мнению Ветлугиной Н. А. особое значение имеет формирование эстетического отношения к действительности, которое начинается уже в раннем детстве. В эстетическое отношение ребенка к окружающему входит его эмоциональный отклик на прекрасное, его творческая деятельность, стремление к оценке гармоничных сочетаний красок, звуков и т. д. А. А. Мелик-Пашаев эстетическое отношение определяет как особое восприятие и оценку окружающей жизни; как художественную практику детей; как адекватное восприятие произведений искусства.
Главным средством художественного воспитания является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного воспитания, когда искусство обладает эстетической ценностью. Вот почему «художественное и эстетическое воспитание стянуты в один узел».[26,c.18] Поэтому правомерен термин «художественно-эстетическое воспитание«.
В дошкольном возрасте дети получают первые художественные впечатления, овладевают разными видами художественной деятельности. Характерная особенность трактовки эстетического воспитания в детском саду состоит в том, что это целенаправленный процесс, организованный в единую систему и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
Н. А. Ветлугина в теории эстетического воспитания дошкольниковотмечает важность системного подхода и определяет его основные признаки:
а) целостность эстетического воспитания как подструктура всестороннего воспитания и развития;
б) определяющая роль задач воспитания обучения в эстетическом развитии ребенка;
в) совокупность всех средств воспитания и форм организации художественной деятельности ребенка при руководящей роли взрослого;
г) взаимовлияние частей этой подсистемы.
Каждый из перечисленных признаков имеет определенное место в процессе формирования личности.
Характеризуя системный подход в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, Н. А. Ветлугина пишет, что все компоненты эстетического воспитания тесно взаимосвязаны, хотя одни являются ведущими, определяющими, другие – более производными. Они воздействуют на личность каждого ребенка в целом, проходя сквозь призму его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Очень важно, указывает автор, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
В этой связи к перечисленным выше задачам системы эстетического воспитания следует отнести (по мнению И. Ф. Харламова)
и такие как:
– формирование эстетических потребностей в области искусства;
– овладение учащимися знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения по вопросам художественного отражения действительности;
– приобщение детей к художественному творчеству, раскрытие их склонностей и способностей.
Система художественно-эстетического воспитания и развития является органичной частью общечеловеческого воспитания; в основе ее организации, как отмечает И. Ф. Харламов, лежат следующие основные принципы.
1. Принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества (его суть в том, что эстетические явления жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формируют эстетическое отношение к действительности). Эстетическое воспитание не ограничивается сферой искусства и тем более каким-либо одним его видом. Эстетическое воспитание должно происходить непрерывно и повсеместно в ходе приобретения знаний, в процессе научения навыкам любой деятельности, во всех контактах ребенка с окружающей средой.
2. Принцип единства художественного и общего психического развития (художественно-эстетическая деятельность обеспечивает интенсивное развитие воображения детей, их эмоциональной сферы, памяти, речи, мышления).
3. Принцип последовательности предполагает постоянное совершенствование эстетических чувств, вкусов, расширение эмоциональной сферы и т. п.
4. Принцип эстетизации всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения детей по законам красоты.
Названные принципы целесообразно дополнить теми, которые подчеркивают своеобразие художественно-эстетического воспитания и развития дошкольников. В программе «Творчество», например, разработанной авторским коллективом под руководством А. И. Смоляр, художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников строится в соответствии с принципами: учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности; природосообразности; создания художественно-творческого пространства; комплексности.
Все предпосылки художественно-эстетического развитиядетей тесно связаны с игрой: они ее создают и в ней создаются, развиваются и укрепляются. Художественный потенциал игрового опыта ребенка огромен, игровой опыт выступает основным фактором художественно-эстетического развития детей. Этому будет посвящен отдельный параграф в настоящей главе.
Принцип природосообразности предполагает учет природы ребенка и природы искусства (дошкольное детство самоценно, это один из самых важных этапов в жизни ребенка).
Принцип создания художественно-творческой среды через совместную эстетическую деятельность и деятельное общение. Описанию среды как фактору художественно-эстетического развития будет посвящен материал во второй главе нашей работы.
В художественно-эстетическом развитии комплексность понимается как единство разных видов деятельности,в котором соблюдаются следующие условия:
а) научно-обоснованное содержание и методы;
б) осуществление задач нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания и развития;
в) возникновение новых возможностей и путей художественного освоения действительности, обогащение детей различными способами передачи образного содержания, сознания поисковых ситуаций, формирование творческих способностей.
Принцип комплексности проявляется в том, что содержание работы с детьми строится в соответствии с единой целью (развитие эстетического отношения к миру, имеет одни психологическое предпосылки, общую направленность творческих заданий и игр, раскрывается через тематическое единство, выражается в методической стратегии проведения занятий. Процесс художественно-эстетического воспитания и развития ребенка (детей)
строится таким образом, что искусство становится основой жизнедеятельности и жизнетворчества ребенка.
Комплексность воспитания предполагает решение всех актуальных проблем системной организации художественно-эстетического воспитания и развития, в том числе и реализацию принципа преемственности как одного из основополагающих принципов в формировании и развитии системы воспитания подрастающего поколения. Совершенствованию преемственности в процессе художественно-эстетического воспитания способствует тесная связь между комплексом педагогических воздействий в ДОУ и в школе и процессом художественно-эстетического развития детей. Преемственность предусматривает использование наиболее эффективных форм, средств и методов художественно-эстетического воспитания; выявление новых форм, средств, при опоре на достигнутый уровень художественно-эстетического развития детей. Значимость данной проблемы сейчас особенно возрастает в связи с созданием экспериментальных программ по различным видам искусства (ИЗО, музыке, а также комплексных.
Итак, можно сделать некоторые выводы.
Эстетическое развитие – понятие гораздо более широкое, чем развитие художественное. Оно не ограничивается сферой искусства, а тем более каким-либо одним его видом, одной из возможных форм соответствующей деятельности.
Главным средством художественного развития является само искусство, опыт непосредственного общения с ним. Задача педагогов – организация этого опыта. Только тогда возникает эффект художественного развития, когда искусство обладает эстетической ценностью. Поэтому можно говорить о единстве художественного и эстетического развития.
Основными задачами художественно-эстетического развитияс нашей точки зрения являются:
• развитие у человека эстетического восприятия;
• развитие эстетического вкуса;
• развитие эстетического отношения к действительности;
• воспитание любви к искусству и художественного вкуса;
• развитие у ребенка определенных практических умений (рисовать, петь, представлять, танцевать)
;
• сообщение ребенку определенных знаний в области теории и истории конкретного вида искусства;
• широкое включение личности в художественную жизнь общества;
• приобщение личности к современному искусству во всем многообразии его видовых и жанровых форм;
• приобщение личности к художественному наследию, к многообразию его исторических пластов.
Принципами художественно-эстетического развития дошкольников являются:
• принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества;
• принцип единства художественного и общего психического развития;
• принцип последовательности;
• принцип эстетизации всей детской жизни;
• принцип учета игрового опыта ребенка и его развития в игровой деятельности;
• принцип природосообразности;
• принцип создания художественно-творческого пространства;
• принцип комплексности.
Анализ литературы по возрастной психологии позволил нам выделить возрастные особенности, на которые необходимо опираться в опытной работе по художественно-эстетическому развитию детей.Они следующие: детский анимизм, повышенная впечатлительность и восприимчивость; нестандартность и не утраченная первичность восприятия; ориентирочно — исследовательский характер сенсорных процессов; достаточно развитая двигательная память; наглядно-образное мышление (как новообразование дошкольного возраста)
; начало возникновения творческого воображения; способность действовать осознанно и произвольно.
Художественное развитие детей через изобразительное искусство
Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.
Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.
Художественное развитие детей через чтение книг
Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.
Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.
Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.
Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.
Художественное развитие детей через просмотр фильмов
Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.
Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.
Художественное развитие детей через прослушивание музыки
Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.
Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя, слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.
Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.
Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.