Сюжетно-ролевая игра: принципы организации и задачи
эльвира грезева
Сюжетно-ролевая игра: принципы организации и задачи
Введение
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, то есть происходит формирование детского общества. В игре, как в ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста, активно формируется или перестраиваются психические процессы.
Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе. Время, когда ребенка еще нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он уже сознательно живет внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Показательным в этом контексте является тот факт, что в процессе игры ребенок не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я — космонавт”, “Я — мама”, “Я — доктор”, но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя, и отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и общественные функции взрослых людей и в специально создаваемых самими детьми игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Сюжетная игра влияет на всестороннее развитие ребенка через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает моральными ценностями, узнает, что такое хорошо и что такое плохо, усваивает социальный опыт. В игре удовлетворяются его основные потребности в самостоятельности, в общении со сверстниками, происходит психическое развитие ребенка, развиваются все психические процессы,особенно воображение и образное мышление в игре происходит нравственное развитие: ребенок учится уступать, сопереживать, сочувствовать, формируется ответственное отношение к выполняемой работе, развивается волевое поведение, умение подчинять свое поведение игровому правилу развивается его эмоциональная сфера.
Этапы формирования сюжетно – ролевой игры
Организация сюжетно-ролевой игры для всестороннего развития ребенка требует систематического, умелого влияния на нее, поэтому воспитателю очень важно правильно её организовать, не нарушая детского творчества.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности;
• расширение тематики детских игр, углублении их содержания;
• приобретение положительного социального опыта;
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей;
•развитие всех сторон личности: движений, всех психических процессов (мышления, воображения, памяти, речи, качеств личности и черт характера, усиление и дальнейшее развитие эмоциональных и волевых проявлений ребёнка;
• подготовка ребёнка – дошкольника к жизни в социуме, социализация его личности.
Руководство игрой направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов,которые обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях дошкольного детства:
— на первом этапе (1,5-3 года)
Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит
сюжетный характер. Основные сюжеты — бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
— на втором этапе (3 года — 4 лет, как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становиться правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия)
. Объединения кратковременны. Основные
сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
-на третьем этапе (5-6 лет)
основное содержание игры по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются
(чаще всего по ходу игры)
в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность, определяется ролью. Это становится основным правилом.
Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжетыстановятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
На четвёртом этапе (6-7 лет)
основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же
играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок)
. Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до 5-6.
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста зависит от возраста детей, и на каждом этапе становления игры присущи свои задачи:
Принципы организации сюжетной игры:
1. воспитатель должен играть вместе с детьми, заняв позицию «играющего партнера, который умеет интересно играть».
2. воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали»
и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
4. на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
Приемы руководства сюжетно ролевыми играми дошкольников традиционно делятся на прямые и косвенные.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей жизни, обновления игрового материалов и т. д., т. е. без непосредственного вмешательства в игру. Это сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.
Знания о структуре конкретной трудовой деятельности: ее цели, средствах, последовательности действий, результате; знания о взаимодействии и взаимоотношении людей в процессе труда,распределении между ними обязанностей дети получают:
• на занятиях, во время наблюдений на прогулках,
• в разговорах с детьми,
• при чтении книг,
• путем бесед и рассматривания картин, иллюстраций,
• в свободное от занятий время и т. д.
Процесс ознакомления с окружающим должен охватывать чувства детей, вызывать у них глубокий интерес к событиям и явлениям.
Следующий прием косвенного руководства – внесение игрушек и создание игровой обстановки до начала игры, с целью вызвать интерес (и игровой и познавательный)
к новой теме или обогатить содержание уже бытующей.
Игрушки должны находиться в свободном пользовании детей. Обстановка в игровом уголке время от времени должна меняться, но с осторожностью, чтобы не навязывать игру вопреки желанию.
Прямые приемы руководства:
• ролевое участие в игре,
• участие в сговоре детей,
• разъяснение, помощь, совет по ходу игры,
• предложение новой темы игры и т. д.
Данные приемы целенаправленно влияют на содержание игры, на взаимоотношения детей в игре, на поведение играющих. Основное условие их использования – сохранить и развить самостоятельность детей в игре.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
В ходе комплексного руководства сюжетно – ролевой игрой выделяют 4 группы задач («Методика комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой» Е. В. Зворыгина и Н. Ф. Комарова).
1 — задачи, направленные на развитие сюжета игры.
2 — задачи, направленные на развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат)
.
3 — задачи формирования взаимоотношений.
4 — задачи формирования самостоятельности и творчества.
Эти задачирешаются 4 компонентами комплексного руководства:
1 компонент — Ознакомление с окружающим (планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей)
2 компонент — Обогащение игрового опыта (совместные (обучающие)
игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры)
3 компонент — Обогащение предметно-игровой среды (своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта)
4 компонент — Активизирующее общение взрослого с детьми (активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире).
Задачи и методика руководства сюжетно-ролевой игрой в разных возрастных группах
Ранний возраст.
Приемы прямого руководства — эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре
— показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого
— совместные с воспитателем игровые действия
— включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)
— демонстрация, обучение использованию в игре предметов-заместителей, прорисованных маркеров игрового пространства, воображаемых предметов
— применение активизирующего диалога воспитателя с ребенком
— подсказывающие вопросы
Приемы косвенного руководства.
— подбор игрушек с определенными свойствами
— рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении
— наблюдение за действиями взрослых, пользующихся предметами обихода и предметами ближайшего окружения
— разнообразные небольшие поручения ребенку (принеси стул, повесь полотенце на крючок)
— подключение малыша к посильному участию в трудовых действиях (уборка игрушек, вещей)
— рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций
— создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом)
— изменение знакомой игровой ситуации (замена игрушек, добавление новых)
— постановка педагогом проблемной ситуации
Вывод: В повседневной жизни ребенок приобретает практический опыт оперирования предметами и переносит этот опыт в самостоятельную игру. Игра в раннем возрасте носит ознакомительный характер и представляет собой предметно-игровую деятельность. К концу раннего возраста игра приобретает статус отобразительной игры, в которой операции с предметами переходят в ранг действии, направленных на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта.
Младший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
Вторая младшая группа
Обучение способам игрового отражения действительности:
— включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
— обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
— вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
— поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
— помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой)
Средняя группа
— включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
— вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога)
Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
— внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
— экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
— создание ситуаций, побуждающих ребенка вступать во взаимоотношения с окружающими (поручения)
— чтение художественных произведений, драматизация сказок
— наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация предметно-игровой среды
— сочетание игрушек, предметов заместителей, ролевых атрибутов, воображаемых игрушек
— внесение в среду новой игрушки
— изготовление детьми атрибутов для игры
Обогащение социального опыта детей в повседневной жизни:
— ознакомление с окружающим в активной деятельности (наблюдения, экскурсии, беседы, использование ТСО, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин)
— создание педагогом специальных ситуаций с целью налаживания контактов ребенка с окружающими.
Организациявоспитателем игр обучающего характера:
— театрализованные игры
— игры типа «Угадай, кто пришел?»
«Угадай, кого я изображаю?»
— дидактические игры «Кому что нужно для работы»
…
Создание игровой проблемной ситуации: — с помощью игрового оборудования (атрибутов, декораций, предметов одежды, игрушек)
— с помощью активизирующего общения педагога с детьми.
— поощрение
— привлечение в игру малоактивных детей.
Вывод: На основе углубленных знаний об окружающем мире дети в игре творчески реализуют интересные замыслы. Игра претерпевает изменения от образно-ролевой игры до сюжетно-ролевой. К 5 годам дети хорошо осваивают способы предметно-игровых действий, свободно играют с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами, легко дают словесные обозначения, способны передать характерные особенности роли с помощью средств выразительности. Дети способны вступать в ролевое взаимодействие на более длительное время.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства.
— Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной)
– не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения
играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно — игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница»
,
«Парикмахерская»
, где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)
— расположение разнообразного игрового материала в прикладах (коробки, контейнеры, ящички с условными и реалистичными игрушками и атрибутами,
— включение с среду «игрушек-полуфабрикатов»
для изготовления самоделок,
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
Помощь взрослого:
— вспомнить более подходящие для игры события, установить их последовательность
— спланировать ход игры, последовательность действий
— распределить роли, согласовать замысел,
— помощь в решении игровых задач, поддержание познавательного интереса в игре,
— наблюдение за игрой детей,
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности,
— создать игровую ситуацию,
— индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей.
Вывод: к пяти годам дети умеют самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру – выбрать тему, создать условия, выполнять соответствующие игровые действия и правила поведения. Педагог использует в основном косвенные приемы руководства игрой.
Старший дошкольный возраст.
Приемы прямого руководства:
— включение педагога в игру, принятие на себя роли – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры).
Приемы косвенного руководства:
1.Обогащение реального опыта детей в активной деятельности:
— обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, беседы)
;
— привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей.
2. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры:
— создание предметно-игровой среды (тематические игровые уголки)
;
— расположение разнообразного игрового материала в коробках, контейнерах, ящиках с условными и реалистичными игрушками и атрибутами;
— включение в среду «игрушек-полуфабрикатов»
для изготовления самоделок;
— пополнение и обогащение игровой среды в соответствии с полученными на занятиях знаниями.
3.Помощь взрослого:
— при планировании хода игры, последовательности действий;
— при распределении ролей, согласовании замысла;
— при решении игровых задач, поддержании познавательного интереса в игре;
— наблюдение за игрой детей;
— направление замысла и действий детей (совет, подсказка, вопрос, изменение игровой среды)
.
— создание проблемных ситуаций (гибкое воздействие на замысел игры, развитие сюжета, усложнение способов отображения действительности);
— при создании игровой ситуации.
4. Индивидуальная работа (ребенок не владеет игровыми способами, можно использовать опыт хорошо играющих детей).
• работе с шестилетками — особенно эффективны косвенные воздействия, прежде всего через игру, сказку, песню, музыку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.
Нет таких положительных качеств, которые нельзя было бы развить у ребенка в ходе игры. Игра – основной способ развития этих качеств, так как она более привлекательна для детей и дети занимаются ей с большим удовольствием, чем, например, просто учёбой в школе. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.
Игра, затем уже, после окончания ребенком школы, реализует себя и в его взрослой жизни в качестве деловых и «взрослых»
ролевых игр. Современному человеку достаточно трудно реализовать себя в обществе без игры. Так что,
игра, будучи важнейшим фактором развития ребенка, является не только реализацией этого развития, но и способствует совершенствованию умений и навыков взрослого человека.
Виды и примеры детских развлечений
Ролевые игры — это одна из важных составляющих развития малышей. Подобные мероприятия способствуют стимулированию лучшего воображения. Притворство либо художественная игра становятся значимой составляющей развития детей.
«Дочки-матери» и другие эмоционально-сопряженные занятия
С помощью таких развлечений у ребенка можно сформировать в коллективе четкую социальную модель поведения. Например, привить девочкам материнский инстинкт, механизмы обращения с будущим новорожденным. К тому же мероприятие помогает развить коммуникативный опыт в полной мере.
В этой же категории эмоциональные игры, которые вызывают недоступные пока переживания: воспитание детей, взрослые семейные отношения. Стоит показать малышам собственный пример: взять на руки куклу, поцеловать ее, затем убаюкать. Дочка быстро научится повторять такие действия. Самым маленьким крохам полезно демонстрировать на пупсе части тела.
«Школа», «больница», «магазин», прочие ситуационные действия
Эти занятия достаточно часто сопровождаются применением специального реквизита: игрушечных касс, денег, докторских наборов. Помимо моделирования поведения и формирования реакции на разные форматы ситуаций, развивается представление о функционале дополнительного реквизита. Во время игры с малышом взрослым нужно показать приемы правильного счета денег. Например, научить, сколько будет пятьдесят и десять, какую «денежку» необходимо покупателю вернуть в качестве сдачи.
«Репетиция поведения»
Это мероприятие представляет собой моделирование происшедшей либо воображаемой ситуации, повторное переживание которой поможет приобрести некоторый опыт в игре. «Отрепетируйте» предстоящий день рождения малыша, вспоминая ошибки прошедшего праздника. Можно представить «мнимый зоопарк», вернувшись из реального мероприятия. Такое времяпровождение позволяет избавиться от психологического напряжения, оно нередко используется, чтобы вызвать «повторное переживание» как положительных, так и отрицательных эмоций. После этого проще проанализировать события, помочь крохе победить стресс (по ходу этой игры желательно задавать малышу наводящие вопросы).
Когда ребенок получил испуг от животного в зоопарке — тогда повторное переживание подобной ситуации с резиновым зверем поможет избавиться от страха. Для маленьких детей подойдет повторение определенных мероприятий: покачивание ребенка, вращение руля. Помогите крохе и покажите пример, сделав для закрепления его несколько раз.
Театр и маскарад
Одной из наиболее любимых игр для детей является сцена, переодевание. Объясняется это не только включением в развлечение взрослых, но и приближением любимого праздника (дня рождения, Нового года, Первомая). Костюмированное представление поможет в полной мере «влиться» в роль, а также получить восхищение от окружения, а еще ощущение «анонимности». Это позволит избавить кроху от фобий, комплексов, он раскрепостится, поскольку на нем маска и его никто не сможет узнать.
Ролевые игры важны в развитии детей — они составляют весомую часть обучения, воспитания. Подобные мероприятия помогают лучше усилить воображение, отработать различные навыки. Познание мира через развлечение очень нравится детям, поскольку общение позволяет им обмениваться идеями. Посредством таких игр малыш представляет себя в будущем.