Наглядно-дидактическое пособие. Сюжетно-ролевая логопедическая игра «Супермаркет»
Наглядно-дидактическое пособие. Сюжетно-ролевая логопедическая игра «Супермаркет»
Логопед может работать без кабинета, но без наглядных пособий никогда. Эти слова моего руководителя вспоминаю на протяжении всех 20 с лишним лет своей практики. За эти годы приходилось работать в совершенно неподходящих условиях, вплоть до лавочки в коридоре школы. Но отсутствие условий не снимает с меня ответственность за качество коррекционной помощи, оказываемой ребенку.
Отрабатывая навык произношения фраз у детей, мы часто добиваемся значительных успехов в формировании так называемой «кабинетной речи». Сделав шаг за его пределы, ребенок тут же возвращается к привычному произношению. Поэтому, в практике важно, как можно чаще создавать и использовать игровые ситуации, в которых дети самостоятельно конструируют фразу и проговаривают ее, а не зазубривают бездумно готовые предложения и чистоговорки.
Сегодня хочу представить на суд жюри очередное наглядное пособие для автоматизации звука [Ц] в словах и фразах. Идея использования темы «Магазин» далеко не новая в логопедии, но она неизменно пользуется успехом у детей, благодаря своей актуальности и повседневности. Разрезные элементы пособия делают игру динамичной и не скучной для ребенка, позволяя манипулировать фигурками людей, животных и предметов.
Работая с детьми с ЗПР, часто сталкиваемся с несформированностью зрительного и слухового гнозиса (узнавания) и мнезиса (запоминания). Недостаточное развитие этих функций мешает успешному становлению навыков чтения и письма и как следствие, ведет к развитию оптической формы дисграфии и дислексии. Даже работая с дошкольниками, коррекционные специалисты обязаны обращать на это внимание и строить занятия с учетом коррекции этих функций.
Мое пособие учит ребенка сравнивать и находить отличия между карточками, замечать произошедшие изменения в форме сюжетно-ролевой игры.
Достаточный набор карточек позволяет сделать пособие вариативным по отношению к каждому ребенку. Слишком сложные для произношения ребенка в данный момент карточки можно смело исключить и заменить доступными.
Игра достаточно объемная и может занимать много времени для выполнения. Поэтому можно разделить ее на несколько занятий. Полки-кармашки позволят не разбирать «товары», а оставить их на полках до следующего раза.
Цели:
Данное игровое пособие позволяет добиваться одновременно нескольких целей.
Автоматизация произношения звука [Ц] в словах и фразах.
Формирование умения грамматически правильно строить предложения с предлогом «в» и без него.
Отработка темы «Вопросы «Кто или что?»; Одушевленные и неодушевленные предметы»
Повторение лексических разделов продукты питания, игрушки, посуда, хозяйственные товары, школьные принадлежности и др.
Отработка навыка произношения слов сложной слоговой структуры, типа «сахарница, салатница, полотенце, индеец» и т.д. (Сложные слова произносим с ребенком по слогам, помогая «замочками» из рук).
***Давая ребенку задания такого рода, логопед должен быть уверен, что ребенок сможет использовать помощь специалиста и справится со словами такой сложности. В противном случае эти карточки следует исключить из игры и оставить более простые в произношении.
Описание:
Игра представляет собой набор из 1 большой карты, изображающей магазин, маленьких карточек с изображением товаров и карточек-покупателей.
Ход игры:
На первом этапе работы, ребенку предлагается все маленькие карточки распределить на 2 группы – живые и неживые предметы. Обсуждаем с ребенком, в каком случае необходимо употребить вопрос «Кто?», а в каком «Что?».
Карточки, отвечающие на вопрос «Кто?», превращаются в покупателей магазина.
На втором этапе ребенок на время превращается в «мерчендайзера» и поочередно расставляет на разных полках магазина продукты питания, затем игрушки, посуду и т.д.
На первых двух этапах закрепляется произношение звука [Ц] в словах с различным расположением его в слове (начало, середина, конец).
На третьем этапе для ребенка начинается сюжетно-ролевая игра. Ребенок берет фигурку «покупателя» и проговаривает фразу, типа «В магазин пришел … заяц».
*** Логопед следит за употреблением предлога «В» и за правильным произношением звука [Ц] во фразе.
Ребенок закрывает глаза, а логопед убирает одну или две карточки с полок магазина. После этого, ребенок сравнивает свой магазин с образцом и находит «товары», которые «купил» заяц. Далее проговаривает фразу, уже более насыщенную звуком [Ц]. Например, такую: «Заяц купил леденцы и рукавицы» или «Певец купил полотенце».
*** Логопед следит за правильным произношением и помогает ребенку в случае необходимости. Можно использовать прием отраженной речи или повтора фразы вслед за взрослым.
По ходу игры можно задавать ребенку вопросы, например, такие:
— Что продал зайцу продавец?
— Кому продавец продал полотенце?
Таким образом, формируем умение отвечать на вопросы или задавать их, в том случае, когда вопросы ребенок придумывает сам.
***Если уровень развития зрительной памяти ребенка позволяет находить изменения без сравнения с образцом, то работаем без образца по типу привычного для логопедов задания «Что пропало».
Практика показала, что детям эта игра нравится, часто не хотят завершать игру посередине и просят продолжить до тех пор, пока не кончатся «покупатели».
С точки зрения специалиста, видны заметные результаты в закреплении произношения звука, в составлении и проговаривании фраз, насыщенных звуком [Ц].