Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности: основные принципы и приемы

В дошкольном возрасте все дети любят рисовать, это помогает им самовыражаться и осмысливать полученные знания об окружающем мире. Поэтому так эффективно и результативно развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

В течение длительного времени обучение рисованию в детском возрасте рассматривалось почти исключительно как часть эстетического воспитания. Однако в конце прошлого века психологи окончательно признали, что изобразительная деятельность является важным условием развития детской психики, причем не только творческих способностей.

Развитие детей в изобразительной деятельности

В материале вы можете увидеть подборку рисунков студентов автора статьи, Марины Голубевой. Ученики сделали эти изображения, выполняя упражнение «Нарисуй звук». Получились очень интересные рисунки, которые иллюстрируют, как творческий потенциал и воображение воплощаются на бумаге.

Нарисуй звук – звук падающего снега

Сознание дошкольников, их мышление и миропонимание во многом остаются загадкой для педагогов и психологов. Но изучение возможностей развития творческих способностей в изобразительной деятельности привело исследователей к очень интересным выводам. Оказывается, когда ребенок занимается рисованием, активизируются все психические процессы, в том числе, происходит развитие творческого мышления. Но речь идет не только об этом высшем виде познавательных процессов. Развитие детей в ИЗО протекает в самых разных сферах и областях психики.

  1. Рисование удовлетворяет важнейшие потребности малышей: в общении и осмыслении мира, в выражении своих эмоций и релаксации.
  2. Развитие мелкой моторики руки в изобразительной деятельности оказывает положительное влияние на все зоны головного мозга, активизируя мыслительные процессы.
  3. Развитие зрительной памяти: рисование не только обеспечивает запоминание и длительное сохранение образов, но и стимулирует их воспроизведение. Причем происходит это напрямую, вне связи с речью, которая у малышей (да и у многих взрослых) недостаточно развита, чтобы передать все детали и нюансы зрительных образов.
  4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности связано и с тем, что рисунок формирует навыки осознанного, целенаправленного воображения.
  5. В дошкольном возрасте важную роль играет образное мышление, и ничто так не развивает его, как рисование.


Развитие творчества в рисовании – Звонок

Развитие творческих способностей в ИЗО не единственное, что определяет роль рисунка в жизни детей. Не менее важно и то, что рисование обладает огромным психотерапевтическим воздействием. Оно помогает малышам снимать эмоциональное напряжение, выплескивать на бумагу негативные эмоции, успокаиваться и настраиваться на позитив.

Развитие детского изобразительного творчества

Взаимосвязь изобразительной деятельности с другими видами детской деятельности в детском саду.

Взаимосвязь различных видов детской деятельности позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоционально положительное влияние на процесс воспитания, сделать этот процесс более эффективным. Воздействие на ребенка, происходит посредством интересных для него деятельностей.

Изобразительная деятельность в детском саду является частью всей воспитательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач всестороннего воспитания дошкольников. Взаимосвязь изобразительной деятельности в детском саду с другими сторонами воспитательной работы с детьми способствует развитию интереса к рисованию, лепке, аппликации, к овладению средствами изображения, повышению эффективности всестороннего воспитания детей.

Программные задачи по изобразительной деятельности взаимосвязаны с целями и задачами других разделов работы. Решение конкретных задач опирается на то, что дети узнали, чему научились раньше. Работа в учреждении строится по тематическим неделям. Детям каждый раз предоставляется возможность открывать для себя окружающий мир заново. Столько интересного, нового таит он в себе!

На недельке «Насекомые» рассматриваем и изучаем жизнь насекомых. Вот ползет муравей – такого еще малыш не видел! И все внимание приковано к насекомому. Его можно слепить, нарисовать, сделать аппликацию. На недельке «Весна пришла» наблюдая за первыми подснежниками, ребенок снова испытывает удивление и радость познания. На недельке «Транспорт» наблюдая с детьми за проезжающими мимо детского сада автобусом, подъемным краном, «пожарной» машиной, наблюдаем восторженные детские глаза, провожающие их взглядом.

Окружающее вызывает у детей положительные эмоции и желание рассказать о том, что увидели, что восхитило и приковало к себе взор. А познав возможности рисования, лепки, аппликации дети стремятся передать этот увлекательный мир в своем изобразительном творчестве. Окружающая жизнь предоставляет широкие возможности для обогащения рисунков, лепки и аппликаций новым разнообразным содержанием. Дети младшего и старшего дошкольного возраста всегда находят объекты и темы для своих изображений окружающей жизни.

Изобразительная деятельность тесно связана с ознакомлением детей с окружающим. Важно, чтобы взаимосвязь этих разделов воспитательной работы носила естественный, логически обоснованный характер, не была надуманной, а знакомство с окружающим не подчинялось только задачам обучения рисованию, лепке, аппликации.

Работа воспитателей, специалистов ДОУ в рамках единой темы недели и интеграция разных видов деятельности помогает ребёнку всесторонне ознакомиться, изучить и увидеть предмет, объект или явление с разных сторон. Отразить свои впечатления, полученные знания в продуктивной деятельности.

Например, запланировав рисование по теме «Машины едут по улице», воспитатель начинает знакомить их с проезжающими по улице автомобилями, предлагает рассмотреть разные машины, понаблюдать за ними на улице, послушать об этом интересный рассказ, поиграть в игру «Перекрёсток». Зная о большом интересе детей к машинам, воспитатель планирует деятельность, в которой ребята смогут отразить свои впечатления.

Особое значение придаем взаимосвязи деятельности по рисованию, лепке, аппликации с работой по развитию речи детей, чтению художественной литературы.

Читаем детям сказки, рассказы, разучиваем с ними стихотворения, сочиняем вместе рассказы, загадки, стихи, небылицы. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, лепят, вырезают и наклеивают изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируются их фантазия, стремление выразить свое отношение к тому, что узнали в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание.

С целью активизации речи предлагаем им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы – рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Детям нравится этот процесс, и каждый стремится высказаться. Систематическое проведение такого анализ в итоге деятельности способствует приобретению детьми умения создавать развернутые высказывания, и даже небольшие рассказы о работах, при этом их речь обогащается, приобретает образную окраску благодаря включению эпитетов, образных сравнений, поэтических строк и положительному эмоциональному отношению. Дети очень любят рисовать, лепить, создавать аппликации на темы сказок, рассказов, стихотворений. Предложение создать изображения на темы литературных произведений всегда находит живой, эмоциональный отклик у детей. Ребята рисовали почтальона из стихотворения С. Я. Маршака «Почта», девочку с голубыми волосами из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик», доктора Айболита из одноименного произведению К. И. Чуковского.

Особенно нравится детям рисование обложки к сказкам. На тематической неделе «Книжки малышки» дети рисовали обложки к книгам сказок, делали книжные странички. Этому предшествовала интересная работа по знакомству с детской книгой, ее созданием. Воспитатели рассказывали детям о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники и др.).

В группах были организованы выставки детской книги. Для них использовались не только те книги, которые имелись в группах, в детском саду, но и книги, принесенные детьми и взрослыми из дома. Дети внимательно рассматривали книги: как они оформлены, кто из художников создавал обложку и рисунки, обращали внимание на особенности в манере оформления книг у таких замечательных художников, сравнивали оформление одного и того же произведения разными художниками.

Работая на неделе «Книжки малышки» с большим интересом и радостью ребята совместно с родителями создавали книжки с рисунками по сказкам «Конек-горбунок П. Ершова, «Мальчик с пальчик» Ш. Перро и многим другим. В учреждении появилась целая коллекция книжек малышек со сказками, стихами, персонажами. Коллекция книжек изготовленных детьми и родителями была представлена на общей выставке детского сада.

Особое значение мы придаем и взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой. И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Связь этих видов детской деятельности определяется спецификой изобразительной деятельности ребенка, заключающейся в игровых проявлениях в процессе создания изображения и в игровом отношении к образу.

Создав изображение того или иного предмета, животного, ребенок начинает с ними играть: у нарисованного самолета начинает «гудеть» мотор, и вот он уже летит. Игра «оживляет» образ, а это в свою очередь определяет образное, эмоциональное восприятие, представления о предметах и явлениях окружающего, является непременным условием развития воображения, без чего невозможно художественное творчество.

Большое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра. Ценной в воспитательном отношении является ее взаимосвязь с изобразительной деятельностью, которая не только обогащает детское творчество новыми темами, но и углубляет познание окружающей действительности, способствует развитию игры. Для того чтобы отразить события окружающей жизни, ставшие содержанием детских игр, дети должны вновь как бы пережить эти события, ясно их себе представить и осознать.

События, пережитые ребенком в игре, окрашивают его художественную деятельность положительными эмоциями: в своем рисунке он рассказывает о том, во что и как играл. Отражение игр в рисунках, как показывает опыт, способствует углублению и обогащению содержания игр – они становятся продолжительными, в них включаются новые действующие лица, новые эпизоды.

Наблюдения за играми детей позволяют выделить наиболее распространенные сюжеты. Это поликлиника (больница), семья, аптека, магазин, пожарные, лётчики, строительство, школа и другие. Игры, в которых отражаются впечатления повседневной жизни. Чем богаче впечатления детей, тем интереснее, содержательнее игра.

Педагоги, стремясь обогатить содержание детских игр, обращают внимание на расширение их кругозора, это служит и обогащению изобразительной деятельности детей. Предложение нарисовать, как они играли, дети встречают с радостью.

Большие возможности в осуществлении задач всестороннего воспитания заключаются и во взаимосвязи рисования, лепки, аппликации с игрой-драматизацией. Игры-драматизации осуществляются по мотивам литературных произведений. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов, движений, голоса и других средств, что невозможно без воображения.

Воспитатели с детьми готовят для игры-драматизации декорации, детали костюмов персонажей, маски. Предложение воспитателя нарисовать, как дети играли в ту или иную сказку, вызывает живой интерес к изобразительной деятельности, способствует обогащению детских рисунков. В основном игры-драматизации осуществляются по сказкам. Предпочтение отдаём сказкам с большим количеством действующих лиц, чтобы в них принимало участие как можно больше детей. Учитываем и изобразительные возможности детей.

Связь изобразительной деятельности с играми-драматизациями может осуществляться со средней группы. Для игр-драматизаций используем такие сказки, как «Теремок», «Три медведя», Волк и семеро козлят», «Заяц и еж» (по сказке братьев Гримм) и другие. В процессе подготовки к драматизациям этих сказок продумываем, что дети могли бы сделать для игры в изобразительной деятельности: раскрасить вырезанные воспитателем маски животных (водка, козы) или нарисовать маски зайца, трех медведей.

Игра, для которой дети много сделали своими руками, идёт более живо и интересно, вызывает положительные эмоции, которые объединяют ребят общей радостью, оставляет глубокие впечатления.

В старшей и подготовительной группах, используем более сложные сказки, с большим числом персонажей, сюжетов, декораций.

Игры-драматизации в педагогическом отношении интересны тем, что к их подготовке и проведению могут привлекаться все дети группы: одни в качестве исполнителей ролей, другие как мастера и художники по подготовке деталей костюмов, масок, декораций, третьи – как зрители, активно воспринимающие действия героев, глубоко эмоционально переживающие все события. А затем дети все вместе рисуют на тему того, как разыгрывалась сказка. Работами детей оформляются тематические выставки.

На неделе «Игры и игрушки» с большим интересом дети восприняли предложение создать рисунки про то, в какие подвижные игры они играли. При этом мы договорились с ребятами о том, чтобы они изображали игровых персонажей в образах животных и птиц, предметов и людей, являющихся действующими лицами игры, а не детей. Такое предложение дети встретили с большим интересом. Необычность задачи вызвало положительный эмоциональный отклик, а мысленные перевоплощения в образ животного или другого игрового персонажа способствовали развитию образных представлений.

Так, создавая рисунки на тему игры «Караси и щука», дети рисовали соответствующих рыб; изображая игру «Гуси-гуси» – бегущих гусей и поджидающего их под горой волка. Предложение нарисовать, как ребята играли в ту или иную подвижную игру, радует детей, и рисунки, как правило, получаются разнообразными и выразительными.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему. Благодаря средствам выразительности в рисовании – это форма, линия, штрих, цвет, пропорции, композиция, динамика, ритм; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оценки, ритмический рисунок.

С целью осуществления взаимосвязи изобразительной деятельности и музыки, используем песни, инструментальную программную и не программную музыку. Песня, являясь синтетическим видом искусства, включает не только музыку, но и художественное слово, образы которого воздействуют на ребенка, вызывая яркие, образные впечатления, положительное эмоциональное отношение к ним. Это определяет доступность песенного произведения для детей.

Именно поэтому осуществление взаимосвязи следует начинать с песни. Она может быть использована как средство обогащения детского творчества уже с 2—3 лет. Дети 3 лет слушали «Осеннюю песенку» (муз. А. Александрова, сл. Н. Френкеля), а затем с удовольствием рисовали, как кружатся в воздухе и падают на землю разноцветные осенние листочки. После пения песни «Цыплята» (муз. А. Филиппенко, сл. Т Волгиной), ребята наклеивали общую картину на тему «Цыплята гуляют по травке». Песни как средство обогащения содержания детских рисунков, лепки, аппликаций можно широко использовать в разных возрастных группах.

Прослушав произведение, дети высказывают свои впечатления о музыке, а затем в соответствии с этими впечатлениями создают изображения. Этот вид взаимосвязи интересен тем, что будит фантазию, рождает самые разные образы, обогащающие детское изобразительное творчество, что в свою очередь углубляет впечатления детей музыкальных произведениях, способствует их запоминанию.

Очень важна связь изобразительной деятельности с работой по ознакомлению детей с произведениями искусства. Рассматривая картины или репродукции, скульптуру, произведения народного декоративного искусства, дети получают представление о том, как художник отбирает объекты для изображения, какими средствами он пользуется для передачи образов, как по-разному может быть решена та или иная тема. Например, в натюрмортах разные художники по-разному изображают одни и те же фрукты, овощи, различную снедь, посуду. Разнообразие творческих решений при создании художниками образов природы показывает детям вариативные возможности искусства. Так на неделе «Игры и игрушки» работами детей старшего дошкольного возраста (декоративными барышнями, козликами, барашками..) была оформлена общая выставка детского сада.

Знакомство с изобразительным искусством обогащает новыми знаниями, представлениями о мире; раскрывает богатство и красоту окружающего мира; развивает эстетическое восприятие и воображение; знакомит с новыми выразительными возможностями рисунка, лепки, аппликации; способствует развитию творчества. Взаимосвязь разных видов художественно-творческой деятельности строится на выразительной передаче их образов и трансформации образов одной деятельности в другую (например, игры в рисунок).

В связи с этим в процессе обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формообразующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисовальных движений (по силе, размаху скорости). Обучение графическим навыкам и умениям является средством эстетического развития: положительные эмоции, которые испытывает ребенок, сумев удачно изобразить, что хотел, углубляют эстетические процессы и чувства, закрепляют интерес к деятельности. Навыки и умение позволяют детям свободно отражать в своих рисунках предметы, явления окружающей жизни, содержание литературных произведений. Неумение сковывает, вызывает отрицательные эмоции и даже вызывает отказ от изобразительной деятельности.

Подробное раскрытие взаимосвязи изобразительной деятельности с различными видами деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми представляет собой интеграцию изобразительной деятельности со всеми направлениями воспитания и обучения, обеспечивающую повышение интереса детей к окружающему к явлениям и объектам природы, разнообразным играм и к самой изобразительной деятельности.

Литература:

1. Богатеева З.А. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием // Дошкольное воспитание. 2007. – № 8.- С. 49—53.

2.Горькова Л.Г. Интеграция разделов программы в дошкольных учреждениях. – Воронеж, 2001.

3.Климова Е.П. Художественно – эстетическое развитие дошкольников. – Волгоград, 2005

4.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2009.

5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

6. Матвеева А.Н. Подготовка руки к письму. – М., 2004.

7. Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Сохина Ф.А., Тарунтаевой Т.В. – М., 2008.

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование

Все дети – исследователи, они с увлечением узнают ранее неизвестное, осваивают новые виды деятельности. Поэтому полезно использование необычных техник и развитие творческих способностей детей через нетрадиционное рисование.


Воображение на бумаге – стук каблуков

Использование нетрадиционных техник и методик помогает детям преодолеть страх и неуверенность, ведь они еще плохо владеют карандашом и кистью, и собственные рисунки не всегда им нравятся. А неудачи очень сильно снижают мотивацию и интерес к рисованию и затрудняют развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

Методик, которые относятся к нетрадиционным, довольно много, и они предназначены для детей разных возрастов. Так, для самых маленьких подойдут следующие:

  • Рисование пальчиками очень полезно в раннем детстве, так как оно развивает не только образное мышление, но и тактильную чувствительность.
  • Дорисовывание отпечатков ладошек очень увлекательно, и развивает фантазию и образное мышление.
  • Использование разнообразных печатей, которое позволяет малышам полюбоваться красивыми оттисками.
  • Кляксография – совершенно удивительная техника. Ее очень любят дети, с восторгом рассматривающие оригинальные картины, созданные из простых клякс.
  • Рисование песком позволяет малышам освоить совершенно необычный материал.


Как изобразить Шорох – нарисуй звук

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Формирование художественно-творческих способностей детей через изобразительную деятельность (лепка)

С внедрением ФГОС ДО проблемы одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности.

Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих способностей является ведущей целью образования и воспитания.

Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности. Причём основным критерием творчества стала новизна.

Творчество детей — естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим.

У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности: ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность.

Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе.

Педагогическая практика располагает целым комплексом инновационных методов и средств по развитию творческой ЛИЧНОСТИ.

Наиболее эффективным средством достижения развития творческих способностей и самостоятельности являются нетрадиционные виды изобразительной деятельности детей.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Согласно требованиям ФГОС одним из условий развития творческой личности – это возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; поддержка инициативы и самостоятельности детей. Всё это я стараюсь реализовывать через такой вид изобразительного творчества, как лепка.

Лепка — это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Трехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения.

Лепка из различных пластических материалов это — увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать с материалами, а самое главное, самовыражаться.

Традиционно считается, что лучшим материалом для лепки в детском саду является глина. К сожалению в последнее время этот материал редко используется для работы с детьми. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, их можно окрасить, покрыть росписью. Главное же состоит в том, что глина одноцветна и работая с нею, ребенок основное внимание направляет на создание образа, пролепливание формы предмета в целом. Из глины дети лепят с большей последовательностью и внимательнее следят за превращениями куска пластичного материала в готовый предмет, чем из цветного пластилина. Навыки, полученные при лепке из глины, могут быть легко перенесены на лепку из других материалов.

Пластилин является одним из самых доступных и простых в использовании материалов для лепки. Однако одним из минусов работы с пластилином является то, что перед началом работы его необходимо размять. Рука от такой работы устает, и тонкая работа пальцами затрудняется. Поэтому лепку из пластилина желательно брать ближе к старшей группе. Трудность может вызвать также то, что лепка из цветного пластилина ведется главным образом приемами соединения, прикрепления мелких цветных кусочков друг к другу. При такой лепке ребенок теряет из виду общую форму предмета. Но, несмотря на перечисленные сложности в работе с пластилином, именно этот материал позволяет наиболее творчески подходить к работе.

Лепка из нетрадиционных пластических материалов собственного изготовления (как соленое тесто или бумажная масса) — это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

В соответствии с ФГОС ДО основной модели организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.

На занятиях по лепке предполагаю совместное творчество взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать детей, обыгрываю ситуацию, показываю им способы действия с пластичными материалами. После того как у детей будут сформированы основные навыки работы с пластичными материалами, у них появляется больше возможностей для самостоятельной работы. Это позволяет предоставить детям определенную свободу выбора при изготовлении поделок. Ребенок сам выбирает, какого цвета будет пластилиновый цветочек или где будет располагаться пластилиновая снежинка. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

И, конечно же, очень важно эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательную игру. Готовые работы внимательно рассматриваем, а маленького автора хвалю за старание. Стараюсь внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Нельзя забывать, что детям необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата.

Поэтому организовываю выставки детских работ и регулярно обновляю их. Часто хвалю детей, и не боюсь их перехвалить. Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Путь в творчество имеет множество дорого, известных и пока неизвестных. Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс – это настоящее чудо.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, быть открытыми для новых контактов.

Следующая >

Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников

Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек.

Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.

Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности

Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:

  1. Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
  2. В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
  3. Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
  4. Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
  5. С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
  6. Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.

Творческий талант в театрализованной деятельности

Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.

  1. Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
  2. Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
  3. Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
  4. Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
  5. Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
  6. Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.

Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте

На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:

  1. Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
  2. Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
  3. Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
  4. Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
  5. Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
  6. Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.

«Экспертно-методический центр»

Аннотация: нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Ключевые слова: пальцевая живопись, метод тычка, проступающий рисунок, печать листьями, кляксография, монотопия, техника граттаж. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Цель работы с детьми по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.

Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изо-деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время.

В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное – создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Основными формами организации образовательного процесса являются фронтальные занятия и кружковая деятельность. В отличие от основных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, нужно придерживается принципа интегральности, который заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Также следует создатьпсихологические условия, чтобы сформировать у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Обязательно необходимо использоватьигровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Далее обратимся к рассмотрению различных способов рисования, предусматривающих доступное использование нетрадиционных материалов, которые позволят расширить творческие занятия воспитателей с детьми, разнообразить развивающую среду, дизайн групп и детского сада.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаемся разных вариантов приемовнетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Так длядетей младшего дошкольного возрастаподходит пальцевая живопись. Если говорить научным языком, это один из видов нетрадиционных техник рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

Детейсреднего дошкольного возрастаможно знакомить с более сложными техниками.

Вэтом возрасте они легко справляются с рисованиемметодом тычка. Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например, ватную палочку, опустить в краску и точным движением сверху вниз делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком.

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, какпроступающий рисунок.Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель – ознакомиться со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками). Затем поверх рисунка наноситься акварель. Акварельные краски скатываются с рисунка, и он как бы проявляется.

Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме, размеру и окраске. Используя технику печати листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Встаршем дошкольном возрастедетимогут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов .

Далее следует предложить техникумонотипии(получения изображения путем перевода его с одной поверхности на другую, т.е. оттиск изображения).

Монотипия – уникальная техника, сочетающая в себе качества эстампа (оттиска на бумаге с печатной формы – матрицы), живописи и рисунка. Её можно назвать и графической живописью, и живописной графикой.

С удовольствием и нескрываемым восторгом дети выполняют рисунки в технике граттаж(рисование на восковой основе).

Это способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Творческий процесс – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Помните, что очень многое зависит от вас, от того, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир красоты. Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
  3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста. – Айрис-Дидактика, Айрис-Пресс, 2010.
  6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
  8. Ланина И.В., Кучеева Н.В. Изобразительное искусство для малышей (4-5 лет). – М.: Ранок, 2012.
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2010.
  10. Бородкина Н.В. Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий с детьми от 3 до 7 лет. – М.: Академия развития, 2012.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]