Проект «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования»


Творческий проект по ИЗО в старшей группе Чудеса да и только (5-6 лет)

Творческий проект в старшей группе с использованием

методов и приёмов нетрадиционного рисования

«Чудеса да и только»

Автор проекта: Кривко О. Г. 2021 год.

Сроки реализации: октябрь-апрель.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Вид проекта: долгосрочный, групповой, долгосрочный.

Актуальность проекта:

Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Ребёнок творит, исходя из своего возраста.

Цель проекта: Изучение процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.

Задачи: Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования по возрасту детей.

Изучить развитие творческих способностей детей в ходе использования методов и приёмов нетрадиционного рисования.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, композиции.

Развивать творчество, фантазию.

Практическая часть

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок окрашивает ладошку с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Оттиск пробкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штапельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Оттиск печатками из картофеля

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с пропитанной гуашью подушечкой поролона, бумага, печатки из картофеля.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке и наносит оттиск на плотную бумагу.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушечка из поролона, смоченная гуашью, плотная бумага, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушечке и наносит оттиск.

Монотипия предметная

Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной половине рисует половинку изображаемого предмета. После рисования, пока не высохла краска, лист складывает пополам для получения отпечатка. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с трубочкой

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для напитков.

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно. Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали дорисовываются.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем окрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

Методы и приёмы реализации проекта: беседа, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, экспериментирование, продуктивная деятельность.

Ожидаемые результаты: выявление и осознание ребёнком своих способностей. Обогащается речь детей. Развиваются мелкая моторика рук, мышление, воображение, положительные эмоции на предложение рисовать.

Ход занятия.

На прямоугольную картонку наматываем пряжу, за тем с одного края отрезаем. Кладем на край зеленой бумаги пряжу и промазываем клеем. Вместе с бумагой скручиваем в трубочку.

Ребятам очень понравились эти занятия. Они эмоционально раскрепощались. Им было комфортно и радостно. Особенно им нравилось, что воспитатель давал возможность работать самостоятельно. Подчёркивая то, что они уже взрослые.

Я считаю, что такие занятия, приносят большую пользу. Они под силу детям старшей и даже средней группы.

Краткосрочный проект в старшей группе «Волшебство и краски»

Дети дорисовывают пузыри. По ходу дорисовывания, при необходимости, задаются наводящие вопросы.

  1. Рефлексия.

Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

Педагог ДОП:

Ребята, скажите, так что же хорошего в пузырях?

Дети:

Они красивые, ими можно играть, они нас радуют.

Педагог ДОП:

А, что плохого в пузырях?

Дети:

Они лопаются, могут попасть в глаза и защипать.

Педагог ДОП:

Молодцы, все вы знаете!

Педагог ДОП:

Вот и получилось у нас с вами настоящее волшебство, настоящее чудо.

-Давайте посмотрим у кого, что получилось (рассматриваются работы, педагог ДОП хвалит детей за их выдумку и находчивость).

-Ребята, вам понравилось рисовать пузырями?

-Что для вас было самым трудным?

-А что лёгким?

Дети делятся своими впечатлениями.

Ребята, вы тоже сегодня нарисовали пузыри и я предлагаю их в группе дорисовать и оформить выставку работ под названием «Сказка мыльных пузырей»

Консультация для родителей

«


Рисование нетрадиционными способами»

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность». Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, в группе разгорается настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография, рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!». Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Овладевание различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной, а по мере овладения разными материалами у детей формируется своя манера изображения. Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении. Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания. А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой, помадой, ступнями… Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]