Эффективные занятия и упражнения для художественно-эстетического развития дошкольников


Что это такое?

В педагогике под художественно-эстетическим развитием дошкольника понимают формирование способности воспринимать красоту окружающего мира, так и развитие способности проявлять творческую активность.

Эти качества закладываются у ребенка уже в дошкольном возрасте.

Художественно-эстетическое развитие выполняет следующие задачи:

  • Развивает эмоциональную сферу внутреннего мира ребенка.
  • Помогает накапливать эстетические знания и эталоны.
  • Формирует умение наслаждаться эстетическими объектами, а так же высказывать собственное отношение к ним.
  • Развивает способности в творческой сфере.


Эти задачи достигаются разнообразными формами и видами эстетического развития.

С дошкольниками проводят беседы на темы о возвышенном и прекрасном.

Большую роль играет общение с природой, которая является неисчерпаемым источником красоты.

Кроме того, важно, как организовано пространство, в котором находятся дети, оно так же несет воспитательное значение.

Дошкольники непосредственно участвуют в разнообразной творческой деятельности – рисование, танцы, музыка, ремесло и т. д. В праздниках и играх дети воплощают художественные идеи, с которыми познакомились в процессе обучения.

Существуют разнообразные формы организации художественно-эстетического развития:

  • Игры.
  • Учебные занятия.
  • Выставки.
  • Экскурсии.
  • Праздники.

ВАЖНО! Подбирать форму и вид занятия в художественно-эстетической сфере необходимо в соответствии с возрастом и интересами воспитанников. Следует учитывать цели, к которым стремится педагог.

Цели и задачи

В ходе осуществления педагогической деятельности воспитатели решают следующие задачи:

  • Помогают развить ребенку эстетическое восприятие.
  • Формируют представление об эстетике.
  • Развивают художественно-творческие способности.
  • Формируют эстетический вкус.

Целью этого обучения является приобщение ребенка к миру искусства. У него закладываются элементарные представления о его разновидностях. У детей формируются предпосылки ценностно-смыслового восприятия.

Занятия для развития способностей в дошкольном возрасте

Существует огромное разнообразие творческих занятий, которые способствуют развитию художественного восприятия дошкольников, которые различаются по возрасту и виду творчества.

Занятия в 3-4 года

СПРАВКА! В этом возрасте малыши пока только учатся выражать позитивную реакцию, когда видят знакомые предметы. Они еще не готовы воспринимать художественный образ, но выбирают те или иные картинки просто потому, что они нравятся или напоминают знакомые предметы.

Один из эффективных способов развития художественно-эстетических навыков у детей младшего дошкольного возраста — нетрадиционное рисование. Это дает стимул для развития способности нестандартно мыслить, экспериментировать. Арсенал нетрадиционного рисования очень разнообразен:

  • Рисование с помощью трафаретов – при этом краску накладывают на заранее подготовленный трафарет с помощью разнообразных инструментов: губки, кисточки, валика или даже обычных тряпочек.
  • Рисование штампами, ладошками, листьями, ватными палочками и т. п. – в этом случае краску наносят на штамп или то, что его заменяет и делают оттиск на бумагу. Оттиски могут складываться в узоры, можно экспериментировать с цветом.
  • Рисование по мокрой бумаге – отличается от обычного рисования тем, что краску наносят на заранее увлажненный лист и она растекается, создавая неожиданные узоры. При этом ребенок учится следовать за тем, что получается, направлять процесс рисования.

Лепка из пластилина не только формирует художественно-эстетическое восприятие, но и способствует развитию мелкой моторики, что очень важно в дошкольном возрасте. Чтобы углубить эффект от этих занятий, пластилиновые фигурки, вылепленные детьми, используют для инсценировки сказок.

ВАЖНО! Музыкальные занятия могут быть как самостоятельным видом творчества, так и сопровождать творческий процесс в других направлениях. Например, когда педагог включает музыку во время рисования или исполняет песенки вместе с детьми во время инсценировки сказок.

Занятия в 5-7 лет

СПРАВКА: В 5 лет ребенок уже способен получать эстетическое удовольствие от созерцания картины, но для него важнее цветовое решение, чем композиция. В 6-7 лет восприятие становится гораздо тоньше, дети улавливают внутреннее настроение изображения.


В этом возрасте возможности проведения творческих занятий с детьми расширяются, поскольку расширяются и способности малышей.

Старшие дошкольники владеют более сложными навыками и могут выполнять более сложные задания.

Например, дети 6-7 лет могут заниматься флористикой, квиллингом, бумагопластикой и т. п.

Флористика – создание композиций из растительных материалов. Требует от ребенка умения видеть образ, подбирать необходимые формы и оттенки цветов, аккуратно работать с хрупким материалом.

Для работы можно использовать листья, цветы, веточки, мох и другие растительные материалы.

Квиллинг – изготовление картин из скрученных полосок бумаги. Это довольно кропотливое занятие, требующее терпения и усидчивости. В художественном отношении дети учатся составлять композицию, подбирать цвета.

Бумагопластика – прекрасный инструмент для развития образного мышления. Изготавливая объемные модели из бумаги, дошкольники решают конструкторские задачи, проявляют фантазию и эстетический вкус. Кроме того, занятия бумагопластикой можно дополнить рассказыванием историй, театральной постановкой и другими формами творческого развития.

ВАЖНО! В старшем дошкольном возрасте дети начинают знакомиться с шедеврами мировой художественной культуры – картинами, архитектурой, литературой (сказки, стихи) и т. д. Это происходит в форме бесед, просмотра фотографий, чтения.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника. Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием. Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет. Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками. Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Особенности развития технического творчества дошкольников

Техническое творчество учит ребенка дошкольного возраста не только усидчивости и терпению, но и помогает развить определённые способности:

  • Умение находить нестандартные решения, поставленных перед ними задач, и подбирать средство для этих решений.
  • Планировать свою деятельность.
  • Сравнивать, находить различия и сходства, обобщать.
  • Выделять части и объединять их в целое.
  • Анализировать свои действия пошагово, делать выводы, давать отчет своим действиям, предполагать дальнейшие варианты развития событий, исправлять недостатки, выявлять достоинства и использовать их в будущем.

Значение дидактических игр для подготовительной группы

Помимо этого, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, получают опыт работы в коллективе, учатся договариваться, искать выход из сложившейся ситуации и развивают фантазию.

Обратите внимание! Основным видом активности дошкольника по ФГОС является игра, которая неразрывно связана с игрушкой. Одно вытекает из другого: игрушка зарождает игровую деятельность, а игровая деятельность развивая, привлекает новые игрушки. Поэтому техническим творчеством с крохами лучше заниматься через игру. Игра помогает увлечь дошкольника, заинтересовать его и достигнуть необходимого результата.

Оптимальным вариантом для технического творчества малышей являются:

  • магнитные конструкторы;
  • строительные наборы;
  • различные кубики;
  • блочные конструкторы;
  • наборы для моделирования;
  • конструкторы с суставным креплением;
  • конструкторы с болтовым креплением.

Примеры занятий с дошкольниками

Эстетическое воспитание дошкольников – это организованный педагогом или родителями процесс. Используют не только теоретическую основу, но и практическую. С детьми занимаются чтением художественной литературы, рассматривают картинки, а также создают предметы искусства.

Интегрированное занятие «Сказочная птица»

Изначально детей знакомят с произведением о сказочном пернатом. Можно использовать художественную литературу о Жар-Птице. Ребятам читают сказки, демонстрируют картинки с описанием волшебного существа.


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (аппликация)


Интегрированное занятие «Сказочная птица» (пластилин)

После этого беседуют с детьми. Просят дать описание птицы. Детям, сложно идущим на контакт, задают наводящие вопросы. Например, «Какого цвета у нее перья?». После того как дети оценили привлекательность персонажа, им предлагают сделать свою Жар-Птицу.

В зависимости от возраста детей им раздают краски или карандаши. Можно использовать пластилин. После того как материал роздан, предоставляют ребятам поработать воображением и сделать собственную поделку.

Аппликация «Украшаем посуду»

Это занятие способствует развитию творческих способностей ребенка, формирует у него чувство прекрасного. В ходе деятельности вырабатывается усидчивость, проявляется аккуратность.

Воспитатель заранее подготавливает раздаточный материал:

  • Шаблоны кружек, тарелок – на выбор.
  • Вырезает узоры или орнамент.
  • Подбирает демонстрационный материал.

Это занятие можно приобщить к циклу о народном творчестве. Перед практикой детям рассказывают о том, как в старину было принято расписывать посуду. Какое значение придавали узорам. В качестве примера показывают фотографии народного творчества.

После теории приступают к практике. Раздают каждому ребенку по предмету посуды и предлагают украсить его, руководствуясь личным вкусом.


Занятие «Украшаем посуду» может быть выполнено также с пластилином

Обращают внимание детей на аккуратность, лаконичность деталей, подобранную цветовую гамму. Можно немного поправлять ребенка в ходе работы, предлагать ему подходящие по цвету детали. В конце занятия устраивают любование созданными творениями.

Поделка к 8 марта «Букет для мамы»

Это занятие подойдет как творческий мастер-класс, так и возможность сделать поделку к определенному празднику. Для проведения мероприятия понадобится предварительная подготовка. Необходимо подобрать материал, из которого дети будут создавать букеты. Это могут быть пуговицы, лоскутки ткани, цветная бумага, ленты.

Самый простой способ сделать букет:

  • Использовать вырезки цветной бумаги.
  • Подготовить красивые шаблоны.

Для работы педагог вырезает из бумаги красивые цветы. На чистом листе обязательно делают очертания растений, чтобы ребенок видел, куда наклеивать заготовку. Перед началом практической деятельности воспитатель рассказывает детям теоретические основы. После этого раздает материал.

Желательно сделать пальчиковую гимнастику, а затем приступить к созданию поделки.

Создаем натюрморт

Предварительно детей знакомят с таким видом искусства в живописи как натюрморт.

Демонстрируют полотна выдающихся художников:

  • «Рябинка», Машков И. И.
  • «Васильки», Левитан И. И.
  • «Ваза с фруктами», Пикассо П.

Предварительно воспитатель подготавливает шаблоны с пустой вазой для фруктов. После того как дети ознакомились с натюрмортами, педагог демонстрирует им пустой лист. Он рассказывает, что в изображении не хватает фруктов, из-за этого натюрморт не получается.

Дети должны дорисовать в шаблон с вазой фрукты. Используют карандаши, краски или восковые мелки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]