ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Ананьева Е.В. учитель – дефектолог МКДОУ д/м 428
У детей с ЗПР наблюдается задержанный темп формирования мыслительных операций, что в дальнейшем отрицательно скажется на обучении в школе. Такому ребенку сложно будет осваивать общеобразовательную школьную программу. Поэтому очень важно, чтобы педагоги детского сада, а также родители, как можно раньше начали работать над развитием мышления у детей с ЗПР. В дошкольном детстве ведущей деятельностью для всестороннего развития ребенка является игровая деятельность. Поэтому в данной консультации представлена подборка игр направленных на развитие мышления у детей с ЗПР.
Мышление — это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы и операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами)
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений)
- словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений)
№
Игра и ее содержание | Ведущие мыслительные операции | |
1 | Игра « Найди такую же игрушку» Инструкция: детям предлагают найти одинаковые игрушки, среди предложенных (игрушки расставить в ряд). Найти одинаковые игрушки в группе. Нужно предложить детям объяснить, почему они думают, что игрушки одинаковые. | Сравнение |
2 | Игра «Чудесный мешочек» Инструкция: В полотняный мешочек кладут несколько предметов. Например: 1 катушка, пуговица, резиновую игрушку,2 ложки. Ребёнку предлагается на ощупь определить, что это за вещи, описать их и подумать, есть ли среди них одинаковые. | Сравнение |
3 | Игра « Бабочка и цветок» Инструкция: Бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно и никто не смог их поймать. Обращая внимание на то, что цвет бабочки и цветка совпадают. | Сравнение |
4 4 | Игра «Геометрическая мозаика» Детям предлагается рассказать, из каких геометрических фигур составлено изображение, сколько их и какого цвета. Затем выложить такие же картинки из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем усложняя задание: рядом с картинкой, а затем – по памяти. | Сравнение |
5 | Игра «Пирамидка» (большая) Пирамидка-неваляшка с яркими колечками. Инструкция: необходимо нанизывать колечки на стержень в произвольном порядке, а потом – по возрастанию или убыванию их диаметра или по цвету. | Синтез |
6 | Игра «Почтовый ящик» Перед ребенком ставят коробку с фигурами; фигуры вынимают. Педагог берет одну из фигур, показывает её основание. Обводит соответствующую по форме прорезь и опускает в нее фигуру. Жестом предлагает продолжить работу ребенку. Инструкция: « Опусти все фигуры в коробку». | Синтез |
7 | Игра «Что нарисовал художник» Инструкция: Детям раздаются натуральные предметы, подобранные по лексическим темам (фрукты, овощи) либо в произвольном порядке. Каждый ребёнок рассказывает о предмете, выделяя его свойства и признаки. Первоначально предмет называется, затем перечисляются его признаки, дети отгадывают предмет. | Синтез |
8 | Игра «Что здесь лишнее?» Ребенку предлагают предметные игрушки. Инструкция: Внимательно посмотрите на четыре предметные игрушки и определи, какой предмет и почему является лишним. | Анализ |
99 | Игра «Чередование» Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д. | Анализ |
9 10 | Игра «Угадай по описанию» Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. | Анализ |
11 | Игра «Отгадывание небылиц» Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера — иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» — и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу — гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю — сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду — и уплыла. | Анализ |
12 | Игра «Нелепицы» Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия, несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле. | Анализ |
13 | Игра «Слова наоборот» Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой — маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, пустой — полный, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, сильный — слабый, тяжелый — легкий, трусливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий и т.д. | Анализ |
14 | Игра «Верно — ложь» Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если — нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. | Анализ |
15 | Игра «Пирамидка» (маленькая) Пирамидка «пчелка» состоит из 3 деталей. Инструкция: Посмотрите внимательно и подумайте, в каком порядке необходимо нанизывает колечки на стержень, для того чтобы появилась «пчелка». | Анализ |
16 | Игра «Светофор» Педагог знакомит детей со светофором, показывает как загорается свет. Вспоминают на какой цвет, какие делают действия. Инструкция: Внимательно смотрите, какой цвет у светофора, при каком цвете светофора нужно двигаться, приготовиться, идти. | Анализ |
17 | Игра «Разрезные картинки» Игра, заключается в том, что ребенку предлагается собрать картинку из частей. Специальной подготовки материала для этой игры не требуется, можно разрезать на части открытки. Усложнять игру можно, разрезав картинку сначала на 3-4 части, затем 6-7 частей и т.д. | Анализ |
18 | Игра «Головоломки со спичками» Возьмите несколько палочек или спичек и сложите из них схематическое изображение какого-нибудь предмета. После этого предложите ребенку мысленно переложить одну или несколько спичек так, чтобы превратить данное изображение в другое или как-то его изменить. | Анализ |
19 | Игры «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Танграм», «Волшебный круг». | Анализ |
20 | Игра «Подбери узор» На картинке с определенным узором вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку. Необходимо обратить внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных прямоугольников, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке и вырезанных кусочках. Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение. | Анализ |
21 | Игра «Подбери нужный фрагмент» Эта игра подобная предыдущей. Только здесь ребенку предлагаются картинки не с определенным узором, а сюжетные иллюстрации. На иллюстрациях тоже вырезаны кусочки. Необходимо найти эти кусочки среди тех, что предложены ребенку, и «отремонтировать» картинку. | Анализ |
22 | Игра «Кто, что любит?» Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех «накормить». | Анализ |
23 | Игра « Зоопарк » Педагог строит «зоопарк» и располагает в одном вагоне зверей, а в другом – птиц. Инструкция: Посмотрите внимательно, подумайте и найдите дом для животных и дом для птиц. Расставьте всех по местам. | Обобщение |
24 | Игра «Назови одним словом» Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк — дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива — фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт — …, птицы — … | Обобщение |
25 | Игра «По грибы» Педагог расставляет на полу грибы трех цветов (шляпки грибов красного, желтого, коричневого цвета), берет три корзинки — красного, желтого, коричневого цвета. Инструкция: В корзинку нужно положить грибы такого цвета, какого цвета корзинки. | Обобщение |
26 | Игра «Четвертый лишний» Приготовьте предметы или картинки, которые имеют отношение к таким группам, как игрушки, посуда, инструменты, рыбы, фрукты, овощи, ягоды, напитки, продукты, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, деревья, звери, птицы, электроприборы. Выберите 4 картинки одной группы и одну картинку из любой другой группы. Расположите их в ряд на столе. Таким образом, получится, что основная часть картинок имеет один общий признак, который позволяет объединить их в одну группу. Одна картинка этого признака не имеет и потому отличается от остальных. Она является лишней. Ребенку необходимо внимательно рассмотреть все картинки, найти лишнюю и объяснить свое решение. | Обобщение |
27 | Лото «Цвет и форма» Для закрепления знаний геометрических фигур детям раздаются карты с изображением геометрических фигур. Ведущий показывает маленькие карточки с предметами, похожими на определенные геометрические фигуры. Дети находят подходящие к своей геометрической фигуре предметы и выкладывают их на своих картах. Для закрепления основных цветов и оттенков, используются цветные карты, где ребенок подбирает предметы соответствующего цвета. | Обобщение |
28 | Игра «Разложи предметы по местам» Педагог расставляет предметы, дети рассматривают их. Инструкция: Детям предлагается найти и поставить предмет, который похож на треугольник, назвать цвет предмета (например: пирамидка похожа на треугольник, красного цвета и т. д.). | Обобщение |
29 | Игра «Найди лишнюю картинку» Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая — лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил. | Обобщение |
30 | Игра «Найди лишнее слово» Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является «лишним». Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий; Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, творог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон. | Обобщение |
< Предыдущая | Следующая > |
Приемы, помогающие запоминанию
Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.
Например, называете семь фраз:
- Мальчику холодно.
- Девочка плачет.
- Папа сердится.
- Бабушка отдыхает.
- Мама читает.
- Дети гуляют.
- Пора спать.
К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз — очень хорошо.
Игры детей с задержкой психоречевого развития: особенности и примеры
На первый взгляд кажется, что игра для любого ребёнка – совершенно естественное состояние, которое не требует никаких усилий со стороны взрослого и даётся малышу легко и просто. Но каждый ли может играть? И есть ли особенности у игровой деятельности ребёнка с задержкой психоречевого развития?
Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро».
Что такое ЗПРР?
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы.
У детей с ЗПРР есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним.
Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.
Каковы особенности познавательного развития детей с ЗПРР?
Дети с задержкой психики и речи не очень любят познавать мир. У них есть проблемы с вниманием, памятью, концентрацией и волевой сферой. Зачастую игровая деятельность у них выше познавательной.
Например, школьник будет на уроке доставать свои игрушки. Сидеть и учиться ему очень сложно, не интересно. Двухлетний ребёнок с ЗПРР будет, в основном, катать машинки. Он не захочет собирать даже простые пазлы из двух комплектующих. Всегда игровая и познавательная деятельности у таких малышей будут отставать.
Чем отличается игровая деятельность детей с ЗПРР от норматипичных ребят?
В принципе, игровая деятельности ребёнка с задержкой психики идёт такими же этапами, как у обычных ребят. Но гораздо медленнее.
Например, обычный шестилетний ребёнок уже может развернуть сюжетно-ролевую игру. Допустим, поиграть с подружкой в доктора и пациента. При этом, участие взрослого необязательно – ребёнок может сам сказать: «А давай я тебя начну лечить!». Малыши сами придумают сюжет, распределят роли и так далее.
Могут ли дети с ЗПРР самостоятельно придумывать себе игры или им нужно помогать в этом?
Ребёнок 6 лет с задержкой психоречевого развития может использовать предметную игру. Например, резать овощи. Без помощи взрослого такой ребёнок может не понять, как играть во что-то сюжетно-ролевое: дочки-матери, доктор-пациент, продавец-покупатель и так далее.
Он сможет это сделать только если взрослый рядом сядет и скажет: «Давай я буду твоим пациентом, а ты врачом и будешь меня лечить». Возможно, ребёнок с задержкой психики лёгкой степени поймёт, что делать с предметами для игры – возьмёт молоточек, фонендоскоп, будет стучать, слушать. Но обычно для его игровой деятельности этого мало, ему скучно. Он захочет обратно вернуться к машинкам и лего.
Обычно на приёме я спрашиваю у родителей: если вашего ребёнка оставить в покое, во что он будет играть? Зачастую, если игровая деятельность однобокая и скучная, уже можно подозревать задержку психоречевого развития. Например, если малышу два с половиной года, а он только катает машинки и ему больше ничего неинтересно. Он не сортирует животных и предметы, не собирает пазлы. В случае скудности игровой деятельности ребёнка уже можно предполагать задержку развития.
Как играть с ребёнком, у которого диагностирована ЗПРР? Главные особенности, тонкости, о чём нужно помнить?
Вся терапия дефектологов, психологов и нейропсихологов проходит в игровой форме для детей с ЗПРР. Сам ребёнок из-за сниженной познавательной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности может не воспринимать многие игры. Но в компании со взрослыми он может поиграть.
В норме шестилетний ребёнок может найти себе игрушку-партнёра для игры. То есть даже не всегда нужен другой ребёнок или взрослый для этого. Но малышу с ЗПРР обычно это не по силам.
У детей с ЗПРР есть основные нарушения: например, слухового внимания. Также мы часто находим моторную неловкость: такие ребята не могут повторить какое-либо простое действие. Его нужно спланировать, представить и повторить. Зрительный анализатор при этом у них функционирует неплохо. Поэтому дефектологи часто используют картинки в работе с такими ребятами.
Приведите конкретные примеры игр для детей с ЗПРР?
Например, можно использовать игры на слуховое внимание с подвохом. Это отличный способ улучшения зрительного внимания, если ребёнку сложно удерживать глазами строчку.
Игра «Письмо Ежа» направлена на развитие зрительного внимания.
- Взрослому: задача ребёнка – прочитать фразу, собирая буквы по стрелке.
- В верхнем поле нарисованы 3 стрелки, показывающие путь слежения.
Нижнее поле заполнено буквами. Если собирать буквы по траектории, указанной стрелками, то получится зашифрованная фраза.
- Чтобы прочитать текст по стрелке, ребёнку нужно мысленно совместить два поля.
- Если это сделать трудно, пусть ребёнок нарисует точно такие же стрелки на поле с буквами и, проследив за их направлением, прочитает фразу.
- Ребёнку: «Однажды Ёж гулял по лесу и встретил на своём пути очень много букв. Из них он составил пожелание для тебя. Чтобы его прочитать, проследи за дорожками, по которым шёл Ёжик (они указаны стрелками), и собери буквы точно в такой последовательности».
Хотите, чтобы ребёнок слушал более внимательно, сам исправлял свои оговорки? А для дошколят это отличный навык слухового внимания, который пригодится и в школе: писать диктанты, слушать задание от учителя.
Для дошкольников и школьников важны игры на слух с подвохом.
По сложности смотрите сами.
- Простой: На пальме росли помидоры.
- Средний: Два брата Оля и Дима пошли гулять в лес.
- Сложный: На дорогу выбежал заяц, сел, посмотрел по сторонам и, помахав длинным пушистым хвостиком, побежал дальше.
Конечно, ребёнок от 5лет уже может понять подвох, в некоторых случаях раньше. Но основной возраст проверки – от 6 лет. Начинаете с простых, можно сочинять самим.
Добавим также, что опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как детям с ЗПРР сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, чем на выполнение определённых действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.
Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПРР – использование театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надёжной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.
Поделиться в соцсетях
Игры по лексическим темам для детей с ЗПР 5-7 лет.
Игры по лексическим темам для детей с ЗПР 5-7 лет.
Темы: ОВОЩИ, ФРУКТЫ
1.»Подбери пару»
— учить детей сравнивать предметы по форме,цвету,размеру,вкусу.
2.»Найди по описанию
«- учить находить предметы по признакам (цвету,форме,величине)
3.»Подбери по форме
«- закреплять умение классифицировать предметы,анализировать форму.
4.»Веселый счет»
— упражнять в счете,согласовывать существительное и числительное (одно яблоко,два яблока, три яблока,пять яблок,шесть яблок.)
5.»Чудесный мешочек»
— узнавать предметы на ощупь,развивать тактильное восприятие,описывать овощ или фрукт.
6.»Опиши, мы отгадаем
«- учить описывать предметы (овощи,фрукты,находить их по описанию.
Тема: ГРИБЫ
1.»Съедобные и несъедобные»
— учить группировать предметы, закреплять знания о грибах.
2.»Что изменилось?
«- развивать внимание,память (нет первого гриба,нет третьего и т. д.)
3.»Назови ласково»
— закреплять счет (один боровичок, три лисички, шесть опяток.)
4.»Расставь грибы по величине»
— развивать глазомер,понятие «величина».
Тема: ДЕРЕВЬЯ
1.»Один- много»
— употреблять множественное число (одна береза — много берез,один дуб — много дубов.)
2.»Какой, какая?»
— развивать зрительное восприятие,закреплять понятие «величина»,закреплять порядковый счет,расставлять деревья по высоте, толщине ствола.
Тема: ИГРУШКИ
1.»Веселый счет!
— сочетать существительное с числительным.
2.»Найди игрушку»
— учить ориентироваться в пространстве.
3.»Что такой формы?»
— учить анализировать форму предмета.
4.»Где игрушка?
«- использовать предлоги: за,между,перед, около, справа,слева
5.»Из чего состоит?
«- учить анализировать форму предмета, закреплять знание геометрических фигур.
Тема: ОДЕЖДА. ОБУВЬ.
1.»»Назови части одежды (обуви)», «Сложи целое»
— закреплять понятия «часть и целое»
2.»Что для кого?»
— учить группировать предметы.
3.»Магазин одежды
«- закреплять счет,цвет,величину,форму.
4.»Что где?»
— упражнять в ориентировке в пространстве (между,около,слева,справа,над,под)
5.»Укрась варежки»
— развивать умение составлять узор из геометрических фигур.
6.»Помоги девочкам подобрать шарф,сапожки».
Тема: МЕБЕЛЬ
1.»Что лишнее?»
— развивать внимание, логическое мышление.
2.»Назови части мебели»
— закреплять понятия «часть и целое».
3.»Что бывает такой формы?
«- закреплять умение анализировать форму предмета.
Тема: ПОСУДА
1.»Что для чего?»
— учить классифицировать предметы.
2.»Четвертый лишний
«- развивать внимание, закреплять знания о посуде.
3.»Веселый счет»
— упражнять в счете, сочетать существительное и числительное.
4.»Разноцветные чашки»
— порядковый счет (красная чашка первая,желтая- вторая,синяя-десятая)