«Я и моё здоровье». Валеологические игры и упражнения


«Я и моё здоровье». Валеологические игры и упражнения

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».
На здоровье ребенка оказывает влияние целый ряд факторов:

  • наследственность ( доля влияния составляет 20%)
  • воздействие окружающей среды ( доля влияния — 20%)
  • медицинское обслуживание (доля влияния — 10%)
  • образ жизни (доля влияния — 50%).

Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Игры и упражнения , которые предлагаются в данном разделе позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

На кого я похож Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Материал: фотографии родителей , других близких родственников детей, призы.

Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.

Кто как на свет появился

Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.

Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.

Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

Садовник

Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.

Описание: дети встают в круг, в центре ведущий — садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.

Описание : дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.

Подбери одежду по временам года

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Материал: предметы одежды , используемые в разные времена года, 4 куклы.

Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.

Кому что нужно для жизни

Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе , пище, среде обитания.

Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.

Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.

Кто я?

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.

Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

Светофор здоровья

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.

Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.

Назови спортсмена

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Где спрятались витамины?

Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.

Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов( А, В, С); муляжи фруктов и овощей.

Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Почему заболели ребята?

Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).

Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий , объясняют свой выбор.

Назови правильно (медикаменты)

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».

Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты , объяснить свой выбор.

Выбери лекарственные растения

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».

Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.

Как нужно ухаживать за собой?

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

Вопросы

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Добрые слова

Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.

Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.

Составляем меню

Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Материал: игровая посуда, муляжи фруктов , овощей, продуктов питания.

Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.

Чтобы кожа была здоровой

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Картинки

Ребёнок облизывает ссадины, порезы.

Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

Что мы знаем о вещах?

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Автор: Моздукова Ольга Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3», г. Белово, Кемеровская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Дидактические игры по валеологии

Пожалуй, проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра. Итак, посмотрите интересные дидактические игры для дошкольников для использования как в условиях детского сада, так и дома.

Дидактические игры дошкольников.

1. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни»

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний

Материал: Большие карты — 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Ход игры

Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка — составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.

2. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров»

Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Материал: Мнемотаблица «Если хочешь быть здоров»

Ход игры

На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья, по мнемотаблице.

3. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь…» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

4. Состояние модели «Факторы, укрепляющие здоровье»

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Ход игры

Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

5. «Полезно – вредно»

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка — выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

6. Дидактическая игра по валеологии «Мы закаляемся»

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Ход игры

Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

7. «Свари борщ»

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Ход игры

Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

8. «Много – мало»

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый-сладкий, горький-солёный, овощи-фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами:

Ход игры

1 .Что будет, если съешь много (картинка)?

2.Много яблок съешь-это хорошо…

Много яблок съешь-это плохо..

Задание: разложить овощи-фрукты, «Вершки-корешки».

9. Дидактическая игра по валеологии «Витаминное лето»

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры

Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

10. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля»

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Ход игры

Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

11.Дидактическая игра «Угадай вид спорта»

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры: Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

12.Дидактическая игра «Одень спортсмена»

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов

Ход игры

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

Игры на тему: ЗОЖ для младшей группы ДОУ

Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду
Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.
Дидактические игры и упражнения
Игра «Овощи и фрукты». Цели: Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей; Воспитывать бережливое отношение к растениям; Развивать мелкую моторику рук, память, речь. Материал: Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан). Ход игры: Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке. Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их. Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам. В огороде, в огороде весело гуляли В огороде, в огороде грядки мы вскопали. В грядку семена сажали, в ямку их опускали А потом водою теплой грядку поливали. Ты расти скорей морковка, перец и чеснок! Грядку мы прополем. Водичкою польём! Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты. Мы за столик сели, Фартучки надели, Будем есть мы фрукты – Вкусные продукты. Ай да груша! Что за диво! И румяна, и красива. Очень просит груша: «Съешь меня, Ванюша Яблочко родное, Наше, наливное. Вырастет у нас в саду, Осенью за ним пойду. Спелый, сочный апельсин — В фруктах первый витамин. До чего же он хорош И на солнышко похож. Посмотрите-ка, арбуз, Вот забавный карапуз! Сверху важный, гладкий, А внутри-то сладкий. Воспитатель: Молодцы ребятки. Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам. Игра «Что растет на огороде» Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду. Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний вид и наощупь. Ход игры: Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа». Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус. Игра «Овощной магазин» Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. Ход игры: Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает. Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины). Игра «Угостим куклу чаем» Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом. Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла. Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно. Игра «Уложим куклу спать» Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей; уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды; закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья. Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее. Ход игры: Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную. Игра «Что, где лежит?» Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье. Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности. Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок — разложить предметы по местам. Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду» Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки. Ход игры: Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности. Упражнение «Оденем куклу на прогулку» Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания. Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия. Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться» Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье. Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него. Ход игры: Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки( пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д. Игра «Узнай и назови овощи» Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья. Оборудование: картинки или муляжи овощей. Ход игры. Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки. Игра «Куда положить урожай Зайчика»Цели: закрепить обобщающие понятия «овощи» и «фрукты», упражнять в умении их различать и называть. Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина. Ход игры. Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда , что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи — в корзину. Игра «Угадай на вкус» Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья. Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов. Ход игры. После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности( капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу. Игра «Назови правильно» Цель: уточнить знания об овощах, их качествах ( цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание. Оборудование: картинки овощей и фруктов. Ход игры. Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки. Игра «У нас порядок» Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме. Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика. Ход игры: Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы — разложить предметы по местам — и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения. Игра «Найди картинку» Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону. Оборудование: картинки с изображением одежды. Ход игры: Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде. Игра «Таня проснулась» Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком. Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки. Ход игры: Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман. Игра «Купание куклы» Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности. Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать. Ход игры: Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную. Упражнение «Как мы узнаем предмет» Цель: закреплять знание о роли органов чувств. Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей. Ход игры. Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает: -найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь( меховые, холодные, мокрые), -с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты, -понюхать и назвать предмет. Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах. Игра «Кто что умеет» Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы. Оборудование: мяч. Ход игры. Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю: Что твои умеют ручки? Что умеют делать тучки? Что твои умеют ножки? Что умеют делать рожки? Что твои умеют глазки? Кто умеет слушать сказки? Что умеют делать пальчики? Что умеют делать зайчики? Что умеет ротик твой? Кто пойдет гулять со мной? Упражнение «Запомни движение» Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их. Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения. Ход игры. Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры с песком для детей 3-4-5 лет Игры для младших дошкольников по теме Животные Дидактические игры для развития сенсорных способностей детей от 1 до 3 лет Развивающие игры для детей 2-4 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие восприятия у детей 3-4 лет

Игры на развитие внимания у детей 3-4 лет

Игровые валеологические технологии

На сегодняшний день оздоровление становится одной из главных социальных проблем, поэтому наука о здоровье-валеология-стала интенсивно развиваться. Появилось много новых книг, учебников, оздоровительных программ, цель которых –научить ребенка быть здоровым физически, психически, нравственно.

Я, как и любой педагог, конечно, хочу видеть в своем воспитаннике инициативную личность. Без личной активности и заинтересованности невозможно ни развитие природных(биогенетических)способностей, ни познание окружающего мира. Понятие «инитиативная личность» включает в себя прежде всего такие качества личности, как открытость (желание устанавливать новые контакты), подвижность (подстраиваться под ситуацию), способность к саморегуляции. Но дидактизм в дошкольном воспитании малоэффективен. Опыт многих тысяч поколений показал, что самый действенный метод воспитания-это игра. Переоценить роль игры ребенка невозможно; игра-это сама жизнь ребенка.

Новое (валеологическое)направление требует новых методических разработок: ими для меня и стали игровые валеологические технологии. Только используя ведущий для ребенка-игровой виддеятельности я могу подарить ему здоровье, делая это интересно, весело, и на всю жизнь.

Главная цель валеологических игр-формирование представлений о здоровом образе жизни. В этих играх объединяются образовательные и оздоровительные задачи. Без самого тесного сотрудничества общей медицины и общей педагогики нет гарантии не только прочных жизненно важных результатов, но и формирование и закрепления биолого-социальной устойчивости, высокой мобильности организма ребенка.

Исходя из основных положений валеологического образования, можно выделить три направления валеологических игр.

Игры-матрицы.

Это интегрированные игры, сочетающие в себе возможности для решения большого количества образовательных и оздоровительных задач, объединенных общей блок-темой. Выбор конкретной темы будет меняться в зависимости от задач, которые ставлю перед собой, исходя из своей программы. Психического, эмоционального состояния детей и других факторов.

Матрица-это базовая модель. Она может быть представлена в виде жилого дома, или замка с комнатами, залами, игровыми площадками, с соответствующими персонажами, атрибутами, игровыми заданиями. Такое строение базовой модели представляет широкие творческие возможности для моей работы как по изучению тем (правила гигиены, культура питания и т.д.), так и для обобщения знаний в целом по блок-темам(режим дня, спорт и т.д.).

Игры-матрицы рассчитаны на использование в различных возрастных группах. Сначала даются детям первичные знания об отдельных понятиях, а затем благодаря мобильности базовой модели, расширяются и закрепляются эти знания.

Примером служит валеологическая игра-матрица «Дом гномов», которая разработана в форме дома из шести комнат (прихожая, гостиная, ванная комната, спальня, игровая, кухня).

Например, если беру основную тему «Режим дня», тот по отдельности рассматриваются такие темы, как «Питание», «Одежда», «Культурно гигиенические навыки» и т.д. На первом этапе происходит знакомство с «хозяевами» дома-гномами и Белоснежкой. Затем исходя из поставленной цели, мы знакомимся с тем, как проходит день в домике (закрепляя и формируя знания о необходимости соблюдения режима дня), либо останавливаемся в одной из комнат для игры «внутри»нее. («Помоги Белоснежке накрыть на стол», «Собери гномов на прогулку» и т.д.).

Игры-путешествия

При ознакомлении детей с внутренним строением организма человека у меня часто возникали трудности. Детям было не всегда интересно и даже неприятно рассматривать анатомическое строение внутренних органов и систем организма. Когда я начала пользоваться анатомическим атласом для дошкольников, где основные системы и внутренние органы человека представлены в форме красочных

. сказочных карт, занятия превратились в игру, с путешествиями по карте. В забавной и доступной форме обитатели волшебной карты рассказывают о себе. О том, что он любят, а что наносит им вред.

Таким образом, дети не только усваивают доступные им научные знания. Но у них воспитывается желание помогать своему организму быть здоровым.

Сначала предлагаю детям познакомиться со строением и функциями отдельных органов, а затем совершать с ними путешествие по одной из систем, закрепляя знания о ее составляющих и о ее работе.

Научно-фантастический сюжет путешествия приводит детей к мысли о том, что каждый орган человеческого организма важен и необходим, что все органы взаимосвязаны и действуют вместе.

Игры-путешествия провожу в подготовительной группе по темам: «Путешествие пирожка»(знакомство с пищеварительной системой), «Путешествие принца Кислорода»(знакомство с дыхательной системой), «Мы капитаны»(знакомство с системой кровообращения).

Валеологические сказки

Новые знания о строении человека, о функциях и работе внутренних органов должны иметь для ребенка практическое значение. Основная идея валеологических сказок сводится к главной задаче-научить ребенка быть здоровым. В сказках моделируются ситуации, связанные с причинами возникновения болезней, травм, и практические уроки того, как эти неприятности избежать и что делать, если все же случилась беда.

Я не просто читаю детям сказки, а обязательно обыгрываю (пальчиковый театр, фланелеграф). Яркость образов помогает оживить сюжет, сделать его более наглядным. Детям легче «войти в сказку и «досочинить» ее, придумывая, как помочь главному герою. Таким образом формируется у детей модель правильного поведения.

В дальнейшем, столкнувшись с подобной ситуацией, они будут к ней готовы, будут знать, что делать и как себя вести.

Психологи уже давно используют метод сказкотерапии в своей работе и доказали его эффективность, особенно в тех случаях, когда нужно помочь ребенку преодолеть внутренние страхи перед посещением врача, уколами и т.д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]