Занятия математикой с детьми 3-4 лет: лучшие игры и упражнения

Для развития гармоничной личности очень полезными станут занятия математикой для детей, приступать к которым можно с 3–4 лет – именно в этом возрасте у малышей начинают возникать первые математические представления. Не стоит забывать, что обучать дошкольников следует в игре, используя куклы, картинки, необычные методы и приемы, позволяющие поддерживать интерес, – только так эффект будет максимальным, знания надолго отложатся в голове, а ребенок не утратит интереса к процессу.

Советы родителям

Чтобы занятия по математике стали не только полезными, но и интересными, веселыми, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Действовать по принципу «от простого к сложному»: сначала предлагать малышу те задания, с которыми он справится, не спешить, детально прорабатывать материал и не браться за новое, пока в старом имеются пробелы. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, ведь развитие у каждого идет по индивидуальному пути, и то, что понятно одному крохе, может быть очень сложным для другого. Это важно учитывать.
  • Похвала родителя – мощная мотивация, ее необходимо использовать всегда, даже если успехи не впечатляющие. Похвалить можно хотя бы за старание.
  • Из двух вариантов – любой ценой вбить в голову малыша полезный материал или привить ему любознательность и желание учиться, – без сомнения, нужно выбирать второй. Ребенок со временем запомнит цифры, величины, научится ориентироваться в пространстве, но если у него пропадет интерес к процессу, то вернуть его будет непросто.
  • Правильный выбор задания. Секрет успеха в том, чтобы подарить ребенку момент маленького открытия, поэтому и задания нужно подбирать так, чтобы он смог справиться. Успех поможет обрести и укрепить веру в себя.

Не стоит подгонять малыша. Если при изучении счета он будет использовать пальцы – ничего страшного. Очень часто те дети, которые уже научились считать устно, таким образом проверяют себя. Со временем у них появится уверенность в себе, и пользоваться пальцами они не будут.

Изучаем цвета

Ребенок легко может запомнить основные цвета, когда вы наглядно покажете ему несколько предметов.

Красный цвет

Покажите ребенку картинку и рассмотрите с ним внимательно, что на ней изображено. Проговаривайте предмет, который на ней нарисован и обязательно цвет этого предмета.

Любая картинка увеличится, если по ней кликнуть:

На картинке нарисован красный шарик.

На картинке нарисован красный бант.

На картинке нарисован красный помидор.

На картинке нарисована красная машина.

На картинке нарисован красный зонт.

Синий цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это синий цвет.

На картинке нарисован синий шарик.

На картинке нарисован синий зонт.

На картинке нарисована синяя машина.

На картинке нарисована синяя птица.

Желтый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это желтый цвет.

На картинке нарисован желтый перец.

На картинке нарисована желтая звезда.

На картинке нарисованы желтые бананы.

На картинке нарисована желтая машина.

На картинке нарисовано желтое солнце.

Зеленый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это зеленый цвет.

На картинке нарисован зеленый огурец.

На картинке нарисована зеленая лошадка.

На картинке нарисован зеленый шарик.

На картинке нарисована зеленая черепаха.

На картинке нарисован зеленый листочек.

Белый цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это белый цвет.

На картинке нарисован белый зайчик.

На картинке нарисована белая лошадь.

На картинке нарисована белая лиса.

На картинке нарисован белый голубь.

Черный цвет

Рассмотрите внимательно с ребенком каждую картинку и повторяйте, что это черный цвет.

На картинке нарисована черная птица.

На картинке нарисована черная кошка.

На картинке нарисован черный конь.

На картинке нарисована черная машина.

После изучения всех цветов посмотрите и выполните следующие упражнения. Ваш ребенок может укрепить свои новые знания. Изучив цвета, поиграйте с ребенком наглядно. Здесь у ребенка будут задействованы слуховая память, зрительная память, внимание.

Задания и упражнения по возрасту

Самые простые варианты для дошкольников 3–4 лет – это игры с пальцами.

  • Используя пальцы, показать одно и то же число разными способами (например, 5 – это 4 и 1, 2 и 3, 5 и 0).
  • Необходимо загнуть несколько пальцев, задача ребенка – назвать точное число.

Помимо пальцев, можно использовать и иной счетный материал – пуговицы, палочки, карандаши, ракушки – все, что интересно малышу.

Занятия дома

Есть множество интересных игр, в которые с малышами 3–4 лет можно сыграть дома. Например, обвести цифру. Заранее мама готовит материал – на листе бумаги пишет в хаотичном порядке знакомые ребенку цифры, потом простит его найти все двойки и обвести их. Задание можно усложнить, предложив обводить двойки синим цветом, тройки – зеленым, единицы – красным.

Математика – это не только счет, но и логика, поэтому можно сыграть с ребенком в игру «Составь букет». Для этого рисуется заготовка: простые горшки, из которых виднеются три стебелька. Также заранее нужно подготовить набор из пуговиц трех цветов. Далее мама дает задание – для каждого горшка подобрать «цветы» так, чтобы один из них обязательно был синего цвета или так, чтобы рядом в каждом горшке оказались синий и красный цветки. Задание хорошо еще и тем, что тренирует мелкую моторику.

Игры можно придумывать самостоятельно, используя подручные материалы. К примеру, предложить ребенку составить из разноцветных пуговиц гусеницу, используя 3 красных, 4 синих, 1 зеленую пуговицу. Чтобы кроха не забыл комбинации, нужно нарисовать квадрат, закрасить его соответствующим цветом, а рядом написать цифру. Из цветных прямоугольников аналогичным образом можно сделать поезд с вагончиками.

Многие дети любят рисовать и разукрашивать, этим также можно воспользоваться при занятиях, предложив малышам раскраски с цифрами (их можно нарисовать самостоятельно или же воспользоваться готовыми вариантами). Суть таких рисунков проста: ребенку дается картинка, которую ему необходимо раскрасить разными цветами. Изображение разделено на блоки, отмеченные цифрами, каждой из которых соответствует свой цвет.

В 3–4 года нужно познакомить малышей с геометрическими фигурами. Для этого подойдут такие задания:

  • Родитель рисует ряд из фигур (круг – квадрат – треугольник – прямоугольник), затем просит ребенка показать, например, круг.
  • Далее задание усложняется – необходимо раскрасить круг красным, квадрат – зеленым, треугольник – синим, а прямоугольник оставить белым.

Чтобы малышу не было скучно, можно придумать вместе с ним сказку про волшебный мир фигур, которые попали в беду. Только правильное выполнение заданий поможет их спасти.

Подвижные игры

Не стоит думать, что занятия по математике с дошкольником – это нечто скучное. Если подойти к делу творчески, то можно и повеселиться. Так, есть несколько забавных и полезных игр:

  • «От одного до четырех». Мама напевает песенку, а затем произносит число от 1 до 4. Как только оно прозвучало, ребенок должен занять определенную позицию, соприкоснувшись с полом количеством точек, обозначенных названным числом (например, если это 1, то нужно встать на одну ногу, если 2 – просто остаться стоять на двух ногах, 3 – опереться на руку и обе ноги, 4 – на руки и ноги одновременно).
  • «Мяу-гав». Мама дает установку: ребенок должен пропрыгать вперед столько раз, сколько она скажет «мяу», а назад – столько, сколько произнесет «гав». Для выполнения малыш сначала считает мамины фразы, а потом – собственные прыжки.

Заниматься математикой с крохой можно и на улице, предложив ему посчитать всех встретившихся на пути кошек или найти везде цифру 3, показать предметы, формой напоминающие круг. Также можно попросить малыша сравнить, какая машина больше, что дальше – лавка или магазин, и давать аналогичные задания.

Получение математических умений и навыков можно и нужно организовать в игровой форме. Только в этом случае ребенок будет получать удовольствие и незаметно для себя запоминать необходимый материал.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Тема: «Маленькие математики в гостях у Мухи-цокотухи» Подготовили воспитатели: Дьяконова С.А., Михайлюкова О.Н., Калашникова Л.А. Программные задачи: Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник). Формировать умение различать понятия «много», «один». Закреплять умение различать и называть части суток: (ночь, утро, день, вечер). Упражнять в назывании цветов спектра (красный, белый, желтый). Воспитывать доброжелательность к сказочным персонажам. Вызывать желание помочь тем, кому нужна помощь, получать от этого удовлетворение. Ход занятия Воспитатель. Ребята, мы идем на день рождения к сказочной имениннице, а к кому вы должны угадать. «Муха, муха – цокотуха, позолоченное брюхо». О ком эта сказка? Дети. «Муха-цокотуха». Воспитатель. Правильно, эта сказка называется «Муха-цокотуха». Воспитатель показывает детям нарисованную муху. Ночь прошла, темноту забрала, солнышко проснулось, показалось на полянке и наступило Дети. Утро. Воспитатель располагает нарисованное солнце над полянкой. Воспитатель. Наша Муха-цокотуха проснулась, потянулась и вышла на полянку. А на полянке выросли цветы необыкновенной красоты. На мольберте выкладывает воспитатель цветы разного цвета: синего, красного, желтого, белого цвета. Задумалась Муха, смотрит на цветы и не знает, какого они цвета? Давайте, мы ей подскажем, какого цвета этот цветок? Воспитатель показывает на цветы, дети называют их цвет. Воспитатель. Сколько на поляне цветов? Дети. Много. Воспитатель. Сколько синих цветов? Дети. Один. Дети перечисляют цветы. Воспитатель. Восхищается Муха красивыми цветами, а они так чудесно пахнут. Давайте все вместе понюхаем чем пахнут цветочки. Воспитатель проводит дыхательную гимнастику «Понюхаем цветочки». Насладилась муха цветочным ароматом и пошла дальше. Муха шла, шла, муха денежку нашла. Воспитатель показывает детям «нарисованную»денежку. Воспитатель. Какой формы монета?

Дети. Круглая.

Воспитатель. Как вы догадались, что она круглая.

Дети. У нее нет углов.

Воспитатель. Наша Муха-цокотуха сегодня именинница, она пригласила много гостей. Поэтому пошла она на базар, покупать самовар.

Воспитатель выкладывает на мольберт рисунки трех самоваров разного цвета и высоты.

Воспитатель. Какого цвета самый большой самовар?

Дети. Желтого.

Воспитатель. Какого цвета самовар поменьше?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Какого цвета самый маленький самовар.

Дети. Синего.

Воспитатель. Сколько воды для чая можно налить в большой самовар?

Дети. Много.

Воспитатель. А сколько в самый маленький?

Дети. Мало.

Воспитатель. Много гостей придет к Мухе-цокотухе. Чтобы всем хватило чая, какого цвета самовар ей нужно выбрать.

Дети. Желтого.

Воспитатель. Почему желтый самовар.

Дети. Он самый большой.

Воспитатель. Всем гостям хватит чая?

Дети. Да.

Воспитатель. Купила Муха-цокотуха большой самовар и пошла домой.

Игра «Выбери кружок нужного размера».

Воспитатель предлагает детям приемам наложения выбрать круги нужного размера.

Воспитатель. Дома она накрыла стол скатертью, поставила на него самовар и стала ждать гостей.

Воспитатель выставляет изображение праздничного стола с самоваром.

В это время солнышко поднялось высоко в небо и наступил…

Дети. День.

Воспитатель перемещает солнце вверху мольберта в центр.

Воспитатель. Ждет Муха гостей, а гостей всё нет. Сколько гостей пришло к Мухе?

Дети. Ни одного.

Воспитатель. Из-за этого у имениннице испортилось настроение, она стала грустная. Попробуем поднять ей настроение, споем ей праздничную песенку «Каравай». И тут первая прилетела бабушка Пчела, мухе-цокотухе меду принесла. Приходили к Мухе блошки, приносили ей сапожки. Прискакал Кузнечик, подарил Мухе подарок в квадратной коробке. Прилетел Комарик, подарил Мухе подарок в круглой коробке. Приполз к Мухе червячок и подарил подарок в треугольной коробке, и ребята хотят подарить тебе подарки сделанные своими руками.

Игра «Геометрические формы».

Воспитатель. Пока гости праздновали, солнышко стало опускаться, и наступил…

Дети. Вечер.

Воспитатель. Муха-цокотуха благодарит вас ребята, за то, что вы помогли ей весело провести свой день рождения: подсказали ей, какого цвета на полянке цветы, выбрали для ее гостей самовар, подняли своей песней настроение. Муха говорит вам: «большое спасибо!»

Наступил вечер и все насекомые спрятались в цветах.

Следующая >

Упражнения

Упражнение первое

Рассмотрите внимательно картинку с ребенком и задайте ему несколько вопросов по картинке.

Найди и покажи прямоугольник синего цвета.

На картинке есть квадраты красного цвета?

Какого цвета треугольники?

Найди и покажи круг черного цвета.

Какого цвета нарисованы квадраты?

Какого цвета нарисованы прямоугольники?

Упражнение второе

Рассмотрите внимательно картинку с ребенком и задайте ему несколько вопросов по картинке.

Из каких фигур состоит дом?

Какого они цвета?

На какую геометрическую фигуру похоже солнце?

Какого цвета солнце?

О счете на пальцах

На первом этапе обучения счета на пальцах нужно твердо усвоить все возможные комбинации. Ребенок не должен задумываться над ответом в пределах одной руки.

Малыши танцуют: как поддержать ребенка перед выступлением в саду

Развивается внимательность и память, в том числе и тактильная, ведь подсчет происходит в голове. Приходится удерживать в памяти несколько данных одновременно. Быстрое решение зависит от сообразительности и скорости восприятия.

Ребенок считает на пальцах

До обучения счету на пальцах ребенок уже ознакомлен с понятиями «больше», «меньше», «также». Может пересчитать предметы по порядку в пределах пяти.

Далее:

  • Нужно начинать с 1+1=2. Дети складывают два пальца вместе и получают 2.
  • Потом добавляют еще один палец = 3.
  • К трем добавляют еще один и получают четвертый результат (четыре).
  • К четырем добавляют еще один палец и получают пять.

Теперь осваивается вычитание:

  • От пяти отнять один палец и станет четыре.
  • От четырех отнять один палец и станет три.
  • Если от трех отнять один палец, их останется два.
  • От двух отнять один палец и останется один.

Занятие не должно превышать 20 минут. Дети быстро устают. Разнообразить урок можно сменой деятельности — разминка, спеть что-либо, разгадать загадки и так далее.

Важно! Нельзя заставлять. Всегда проще «заманить» куда-либо, чем заставить. Элементы игры, соревнования и поощрения сделают больше и лучше, чем все остальное.

Упражнения

Упражнение первое

Посмотрите внимательно на картинку на ней нарисованы разные предметы и цифры.

В первой строчке надо посчитать утят и соединить их с цифрой.

Во второй строчке надо посчитать зайчиков и соединить их с цифрой.

В третьей строчке надо посчитать квадраты и соединить из с цифрой.

Упражнение второе

В этом упражнении на против каждой цифры надо нарисовать предметы.

В первой строчке на против цифры надо нарисовать красные шарики.

Во второй строчке на против цифры надо нарисовать желтые кубики.

В третьей строчке на против цифры надо нарисовать зеленые кружочки.

Упражнения

Упражнение первое

Рассмотрите внимательно с ребенком следующую картинку. Надо ответить на вопросы.

Какой шарик меньше?

Какой шарик больше?

Какого цвета маленький шарик?

Какого цвета большой шарик?

Сколько шариков на картинке?

Упражнение второе

В этом упражнении надо правильно назвать понятия высокий, низкий, маленький, большой, один, много. Рассмотрите внимательно каждый предмет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]