Особенности адаптации детей раннего возраста к ясельной группе детского сада


Детям раннего возраста особенно тяжело привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Они ещё слишком привязаны к матери и боятся всего нового, незнакомого. Каждый малыш при посещении детского сада испытывает трудности во время адаптации – привыкания организма к отличающемуся от раннего опыту жизни.

С первых дней жизни дома ребёнку прививаются особые правила – определённый режим сна и бодрствования, виды деятельности, питание, характер взаимоотношений с окружающими, запреты и прочее.

Во время приспособления к яслям поведение и реакции ребёнка меняются – малыш много плачет и раздражается, меньше и реже ест, плохо спит, утрачивает уже приобретённые навыки, часто болеет. Однако подобные симптомы являются закономерной реакцией на новые условия жизни.

Ясли – это неизведанное пространство, новые лица, иерархия взаимоотношений. Процесс адаптации требует больших затрат психической энергии, физических сил. Особенности привыкания зависят от индивидуально-личностных качеств ребёнка.

Чтобы облегчить этот процесс, снизить воздействие психотравмирующих факторов, важно заблаговременно подготовить малыша к изменениям, а на протяжении всего периода адаптации оказывать комплексную помощь, поддержку.

Как проходит период?

Адаптация малышей к яслям проходит несколько периодов, характеризующихся выраженностью определённых негативных реакций.


  1. Острая фаза. На первом этапе наблюдается максимальная мобилизация детского организма. Малыш постоянно пребывает в возбуждённом, напряжённом состоянии.
    Он плаксив, нервозен, капризен, истеричен как в стенах дошкольного образовательного учреждения, так и дома.

    Помимо этого, можно наблюдать физиологические изменения, связанные с частотой сердечного ритма или кровяного давления. На данном этапе повышается восприимчивость ко всевозможным инфекциям, вирусам.

  2. Умеренно острая фаза. Выраженность негативных проявлений заметно снижается, малыш постепенно приспосабливается к изменившимся условиям жизни. отмечается уменьшение возбудимости, нервозности, улучшение аппетита и сна. Однако на любом этапе протекания данной фазы вероятно возобновление негативных эмоций – истерики, плаксивость, нежелание расставаться с родителями.
  3. Компенсированная фаза. Характеризуется стабилизацией психического состояния. Малыш успешно находит способы взаимодействия с воспитателем и сверстниками, активно начинает осваивать новые навыки.

Адаптации невозможно избежать – это естественная реакция организма на изменившиеся условия. Одни дети успешно справляются со стрессом за несколько недель, другие пребывают в эмоциональном напряжении несколько месяцев.

Сложности

Приспособление к новым условиям жизни в раннем возрасте осложнено возрастными особенностями развития. У малышей ещё не до конца развита подвижность нервных процессов – они менее мобильны, их сложно отвлечь или заинтересовать новой игрушкой.

Не все дети успевают освоить способы вербального взаимодействия – поэтому не всегда правильно воспринимают речь взрослого, обращённую к ним. Малыши не могут похвастаться опытом общения с разными людьми, успокоить их бывает крайне сложно.

Игры для детей от года

  • складывать предметы в коробку или корзину и выкладываем обратно;
  • строить «башни» из нескольких кубиков;
  • собирать пирамидки;
  • катать машинки;
  • «музыкальные» упражнения: стучать предметами друг о друга, звонить в колокольчик и т. д.
  • пальчиковые игры: делаем разные движения пальцами и кистями рук, проговаривая специальные потешки.

Все эти игры остаются и в более старшем возрасте, но постепенно усложняются.

Какие схемы существуют?

Практика позволила выработать определённые схемы по включению малышей в ясельную группу. Каждый родитель должен определиться с подходящим вариантом, опираясь на личностные особенности своего малыша.

Предварительная подготовка


Многие родители начинают жить по режиму детского сада задолго до первого дня пребывания в нём:

  • ранний подъём;
  • похожее меню;
  • обеденный сон;
  • знакомство с разными видами деятельности;
  • организация взаимодействия со сверстниками (например, на игровой площадке);
  • оставление ребёнка с другими родственниками или близкими друзьями.

Плюс такого подхода заключается в том, что ребёнок заранее, постепенно привыкает к альтернативной реальности. Он понимает, что дом и мама, знакомые игрушки – это не единственное, что есть в этом мире. Малыш с готовностью начинает проявлять познавательный интерес в ненавязчивой обстановке.

Минус этой схемы адаптации выражается в смешивании понятий – малыш не будет видеть разницы между пребыванием дома и в яслях, если станет жить по круглосуточному расписанию. Психофизическая разгрузка после посещения детского сада также важна и необходима.

Режим посещения

Некоторые родители предпочитают вводить малыша в новую среду постепенно – ходить пару раз в неделю по несколько часов. С одной стороны, ребёнок так будет чувствовать себя комфортно, с другой – появится капризность, нежелание соблюдать правила, режим, любые требования, противоречащие собственному желанию.

Другие взрослые предпочитают поместить малыша в ясли сразу на весь день, водить его в дошкольное учреждение систематически, без пропусков и прогулов по уважительной причине.

Безусловно, такие действия сократят период адаптации, но и могут нанести непоправимый вред психическому здоровью ребёнка.

Сопровождение

Некоторые родители предпочитают находиться неподалёку. Так, малыши, видя присутствие взрослого в непосредственной близости, безусловно, легче переживают нахождение на новой территории. Однако это не исключает усугубления ситуации, когда совместное посещение детского сада закономерно прекратится.

При выборе той или иной стратегии поведения следует опираться на индивидуальные особенности малыша. Если ребёнок энергичен и активен, с воодушевлением познаёт окружающий мир, имеет опыт общения со сверстниками, гиперопека ни к чему.

Если же малыш отличается замкнутостью, сторонится всего нового, чрезмерно привязан к матери, то к процессу адаптации стоит подойти с пониманием и сделать всё, чтобы малышу было максимально комфортно, спокойно.

Специализированные группы

Разделение детей в ДОУ проводится не только по возрасту, но и по целям, характеру пребывания. Также в учет берутся особенности психики и физиологическое состояние ребенка.
Сегодня в детсадах России действуют такие специализированные группы:

  • ГКП или кратковременного пребывания. Встречаются в ДОУ редко. Они предназначены для тех детей, которых родители еще не готовы оставить на целый день. Как правило, в такую группу входит не более 15 человек. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в развитии крохи. В некоторых садиках ГКП совмещена с обычной группой;
  • логопедическая. Подходит для детей, у которых наблюдаются проблемы с произношением. С ребятами занимаются логопеды. Цель занятий заключается в коррекции дефектов речи и обогащении словарного запаса;
  • для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Группа отличается своей неоднородностью. Ее посещают дети со зрительными, слуховыми нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Также сюда зачисляют малышей с задержкой развития, различными эмоциональными расстройствами. С детьми работают специалисты, которые помогают им устранить нарушение, овладеть необходимым уровнем знаний;
  • летняя. Это разновозрастная временная группа ДОУ. Создается на летний период. Упор делается на развлечения, а не на образование. Для детей организовываются походы, подвижные игры, экскурсии.

Как вести себя взрослым?

И воспитатель, и родитель могут поспособствовать благоприятному протеканию адаптации к яслям. Соответствующая помощь, поддержка способны облегчить психоэмоциональное состояние ребёнка.

Основная задача родителя – заранее подготовить малыша к посещению яслей.


Нельзя помещать ребёнка в незнакомую среду просто так, без предварительной подготовки.

  1. Само пребывание в дошкольном учреждении целесообразно начинать с нескольких часов и увеличивать это время впоследствии постепенно.
  2. Родителям рекомендуется обучить малыша всем правилам личной гигиены дома. Так ему будет проще привыкнуть к требованиям воспитателя.
  3. Целесообразно выработать и определённый режим питания, отказаться от перекусов, а также привить навыки пользования столовыми приборами. Важно объяснить ребёнку, что нужно съедать порцию целиком – иначе ему попросту не будет хватать энергии, а испытываемый физический дискомфорт он объяснить не сможет.
  4. Дневной сон – неотъемлемая часть подготовки к посещению детского сада, к этому тоже придётся привыкнуть. В яслях малыши спят, потому что их досуг динамичен, насыщен, разнообразен. Если ребёнок отказывается от дневного сна дома, следует более ответственно отнестись к организации свободного времени.
  5. Одежда и обувь должны быть удобными, практичными. Малыш не должен бояться испачкать или помять её. Движения не должны быть стеснены, а при необходимости ребёнок должен самостоятельно уметь обслуживать себя – целесообразно отказаться от сложной шнуровки, застёжек, креплений.
  6. Следует разрешать брать с собой в ясли только те игрушки, которыми он готов поделиться, которые не жалко испортить или потерять.

Нельзя забывать, что обман, даже обусловленный резким изменением обстоятельств, может стать очень тяжёлой правдой для ребенка, поколебать его доверие к родителю и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду.

Воспитатель также играет важную роль в процессе адаптации ребёнка. Качество взаимодействия с малышом и с родителями влияет на то, как в целом пойдёт весь процесс и как быстро он закончится.

Чтобы адаптация прошла безболезненно, воспитателю, в первую очередь, нужно установить контакт с родителями и договориться, чтобы они приводили детей с интервалами в 10 минут. Это позволит встретить каждого малыша и найти с ним общий язык, облегчить процесс расставания с родителем.

Важно установить доверительные отношения с детьми, чтобы они чувствовали себя в безопасности:

  • проявлять ласку, доброжелательность, интерес;
  • предлагать помощь;
  • чаще улыбаться;
  • тактильный контакт;
  • вовлечение в групповые игры;
  • интересоваться о настроении, самочувствии.

Интерьер помещения должен быть уютным – предметы декора, уголки для уединения, чистый, мягкий ковёр, разнообразие игрушек.

Логопедическая

В логопедические группы детей набирает логопед по предварительному тестированию и после тщательного обследования. В группу ОНР попадают дети с общими отклонениями речи, в группу ФНР – дети с проблемами в произношении некоторых звуков.

Воспитанники, кроме основных занятий, занимаются с логопедом и воспитателем специальными упражнениями, направленными на улучшение и совершенствование речи.

В таких группах детей обычно не много – 10-12 человек. Занятия с логопедом бывают индивидуальные и групповые, и проводятся по расписанию. Все остальные занятия проводятся по упрощённому и облегчённому плану, приемлемому для детей с такими дефектами.

Ошибки родителей и воспитателей


Главная ошибка родителей при переходе в дошкольное учреждение – это попытки воздействовать на ребёнка, не обращая внимание на явную демонстрацию негативных реакций.
Многих детей приводят в сад буквально насильно – в слезах и истерике. Для ребёнка такие обстоятельства становятся психотравмирующими.

Большинство родителей серьёзно загружены по работе, но это не повод проявлять незаинтересованность, не общаться с ребёнком по дороге домой, не спрашивать о проведённом в саду дне.

Малышам хочется и нужно:

  1. делиться эмоциями;
  2. опытом;
  3. получать одобрение со стороны.

Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, ведь впоследствии педагог становится для малышей второй мамой, значимым взрослым, к которому всегда можно обратиться за помощью.

Если какой-то малыш весь день отстранён и безынициативен, важно уделить ему особое внимание. Принципиально важная задача любого воспитателя – неустанно следить за поведением, настроением, самочувствием каждого малыша.

Халатное отношение к их физическому или психическому здоровью способно спровоцировать развитие серьёзных расстройств.

Игры от года до трёх лет

В этом возрасте незаметно добавляются новые игры и усложняются уже использованные.

  • сортировка предметов по разным признакам — цвет, форма, размер и т. д.
  • конструктор Лего из крупных частей, тематическое лото, домино с картинками, матрёшки, пазлы и многое другое.

Отдельно стоит упомянуть про сюжетные игры. В них могут разыгрываться разные ситуации — «день рождения», «магазин», «больница», «готовка еды» и многое другое, а также сюжеты знакомых ребёнку сказок, песенок.

Нужны ли ясли вообще?


Каждый родитель вправе самостоятельно решать, когда отводить ребёнка в садик и делать ли это в принципе.
Ранняя адаптация протекает куда сложнее, непонимание всей серьёзности происходящего может привести ко всевозможным негативным последствиям.

С другой стороны, раннее посещение детского сада, при чётком соблюдении всех рекомендаций, поможет облегчить дальнейший переход в школу, стать ребёнку более самостоятельным. В детском саду созданы все условия для полноценного, всестороннего развития, схожих показателей которого сложно добиться в домашних условиях.

Маленькие дети закономерно вызывают особое беспокойство у родителей, поэтому многие из них попросту отказываются от посещения яслей в целях сохранения психического благополучия.

Если хотя бы один из родителей имеет возможность уделять ребёнку внимание дома – организовывать полезный досуг, прививать навыки самообслуживания, заниматься обучением и воспитанием, обеспечивать условия для взаимодействия малыша со сверстниками, отказ от яслей может быть оправдан.

Во всех остальных случаях посещение детского сада – это полезный, жизненно ценный опыт, который нужен каждому ребёнку.

Старшая

Старшую группу детского сада посещают дети в возрасте от 5 до 6 лет. Занятия уже становятся более насыщенными, углубленными и длительными – по 25 минут.

Помимо основных, могут проводиться занятия по история родного края, прививаться начальные навыки рукоделия.

Дети уже могут выполнять несложные упражнения из таких видов спорта, как гимнастика, баскетбол и некоторых других.

Игрушки в группе должны быть разнообразные и соответствующие возрасту: мозаики, головоломки, объёмные конструкторы со множеством деталей.

Также детям прививаются навыки домашнего хозяйства. Поэтому среди игрушек должны быть миниатюрные кукольные газовые плиты, столовые приборы, гладильная доска с игрушечным утюгом, венички, совочки и метёлки. Можно предложить детям ухаживать за комнатными цветами, аквариумными рыбками, попугайчиками.

К праздникам и утренникам добавляются «Рождество», «День Защитника Отечества», «Пасха», «День Победы».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]