Что дети должны знать об эмоциях
К старшему дошкольному возрасту у ребенка уже сформировано представление об человеческих эмоциях, к которым относятся:
- радость
- грусть
- страх
- гнев
- обида
- удивление
Дети определяют, называют психологические состояния, кратко описывают, приводят примеры житейских ситуаций, в которых человек их испытывает.
Картинки для детей с изображением эмоций учат ребенка рассуждать, описывать причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт.
В ходе логопедической работы полезно предлагать детям дошкольного возраста для составления рассказов-рассуждений темы, связанные с переживаниями людей. Например:
- Только ли у человека есть чувства?
- Что такое положительные и отрицательные эмоции?
- Когда я рад, а когда огорчаюсь?
Эмоции можно разделить на пары с противоположным значением. Например: радость — печаль, отвращение — восхищение, скука — интерес и др. Дети должны уметь узнавать и назвать чувство персонажа на рисунке, но и подбирать антонимы к определению. Упражнения в таком формате позволяют прочнее закрепить характеристики эмоций.
Дети должны знать, что о психологическом состоянии человека мы можем узнать как из слов, так и наблюдая за поступками, поведением. Каждой эмоции соответствует как словарь, так и набор:
- жестов
- мимики,
- действий
Со старшими дошкольниками полезны беседы о том, что эмоциональным состоянием нужно управлять, особенно, если речь идет о негативных чувствах. Нельзя давать волю гневу, раздражению, печали. Переживания выражать только допустимыми в обществе способами. Детям будет интересно узнать, что в странах мира люди выражают чувства разными способами.
Паспорт. Дидактическая игра «Эмоции»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 42»
Управление образования администрации Советского района г. Красноярска
ул. Ястынская, 11а, г. Красноярск, 660131, тел. (8-391) 2239-192 E-mail: [email protected]
Дидактическая игра «Эмоции»
Подготовительная к школе группа № 6 «Солнышко»
Воспитатель первой квалификационной категории
Попова Дарья Геннадьевна
Актуальность.
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
В последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная психолого-педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольника, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки личностного развития.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.
Цель
: учить детей определять и называть психоэмоциональное состояние человека.
Задачи:
- Научить детей понимать состояния свои и окружающих людей.
- Дать представление о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова).
- Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Возраст:
5-7 лет
Материал изготовления игры:
ламинированная бумага, липучка велькро, пано ковролин.
Оборудование:
— Игровое поле (ширма-пано)
— контейнер
Вариант 1а. «Собери и назови»
Цель игры:
учить называть психоэмоциональное состояние человека.
Ход игры:
ребёнок выкладывает разрезную картинку и называет психоэмоциональное состояние человека.
Вариант 1б. «Расскажи о ситуации»
Цель:
формирование умения понимать ситуацию и подбирать соответствующую персонажу эмоцию.
Ход игры:
ребёнок выкладывает разрезную картинку и описывает ситуацию, называет психоэмоциональное состояние человека.
Вариант 2. «Эмоции потерялись».
Цель:
формировать эмоциональную лексику дошкольников
Ход игры:
воспитатель предлагает подобрать такую же эмоцию мальчику или девочке.
Вариант 3. «Собери эмоцию»
Цель:
развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение соотносить выражение глаз с выражением рта.
Ход игры:
ребёнок собирает портрет правильно, подбирая выражение глаз и рта.
Определение эмоций для детей
Для логопедической работы с воспитанниками старшей и подготовительных групп детского сада используйте следующий перечень эмоциональных состояний:
Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также как и доставлять ее другим.
Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным.
Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок.
Страх — сильная отрицательная эмоция, которую люди испытывают, если им что-то угрожает. Опасность может быть реальной или ожидаемой, воображаемой. Каждый ребенок неоднократно чувствовал страх, поэтому он может легко распознать его изображение на иллюстрациях или фото, а также привести примеры событий, предметов и явлений, вызывающих у них это чувство. Дети должны знать, что страх бывает различным по своей интенсивности, от испуга до ужаса. Важно объяснить детям, что эта эмоция необходима человеку, так как она предупреждает об опасности. Можно добавить, что для иллюстрации страха на картинках часто используется черный цвет.
Восхищение — приятная эмоция, возникающая при встрече с чем-то очень красивым или необычным. Восхищение могут вызвать: необычная игрушка, сад в цвету, нарядная девочка. Люди, выражая восхищение, используют особые восклицания: (ох, ах, ух ты, вот это да) и слова (неужели, потрясающе, прекрасно, замечательно, необыкновенно). Восхищение бывает таким сильным, что выразить свое чувство словами очень сложно. По фотографии или рисунку дети-дошкольники легко узнают человека, который чем-то восхищается, хотя описать его чувства им трудно, для этого нужны специальные логопедические тренировки.
Стыд — неприятное чувство, которое возникает тогда, когда мы сделали что-то плохое и жалеем об этом. Чем старше дети, тем легче объяснить им суть и значение этого эмоционального состояния. Признаками стыда является не только определенная мимика, но и покраснение отдельных частей лица (щек, ушей, шеи). Знание этой особенности поможет дошкольникам быстрее и легче узнавать стыд на рисунках (кстати, этот признак часто можно увидеть на сюжетных картинках для детей и даже на самйликах) и в поведении окружающих людей. С детьми 6-7 лет можно провести беседу о разнице между стыдом и застенчивостью, эти состояния легко перепутать.
Обида — человек чувствует обиду тогда, когда ему чей-то поступок кажется несправедливым. Одни люди обидчивы, другие редко испытывают эту эмоцию. Описать состояние обиды трудно, дети дошкольного возраста должны уметь узнавать его изображение. Для этого можно использовать как схематичные изображения (например, смайлики – простые картинки эмоций для детей), так и реалистичные рисунки, цветные или черно-белые фотографии. Кстати, такой наглядный материал удобно распечатывать из подборок и презентаций на специализированных логопедических сайтах.
Нарисованные картинки
Эмоции в картинках для детей, используемые для занятий по развитию речи представлены в нескольких вариантах: изображения взрослых и детей, людей или сказочных персонажей. Для развития речи дошкольников подходят печатные картинки и рисунки, созданные детьми.
Предложите ребятам нарисовать себя или другого человека, испытывающих определенное чувство. Составление словесного пояснения к такой картинке — логопедическое упражнение, которое ребята выполняют охотно.
Если дети пока еще не могут справиться с самостоятельным изображением эмоциональных состояний, стоит предложить им создать коллаж из заранее подготовленных и распечатанных деталей лица. Дошкольники 6-7 лет способны воссоздать эмоции на бумаге самостоятельно, а вот для ребят младшего возраста стоит использовать готовые шаблоны и образцы.
В логопедической работе можно использовать не только рисование, но и раскрашивание. Тематические раскраски — это полезный и увлекательный материал, который незаменим для девочек и мальчиков в детском саду и дома.
Важно предварительно хорошо изучить с детьми не только названия разных эмоций, но и те художественные приемы, которые позволяют точно передать то или иное психологическое состояние человек. В этом очень большую помощь может оказать использование пиктограмм.
Как выглядят различные эмоции?
Злость — брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.
Страх — брови приподняты, глаза расширены, рот открыт
Грусть — внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.
Удивление — брови приподняты, глаза округлённые, рот приоткрыт.
Радость — брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.
Спокойствие — брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.
Правила игры «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ”
Детям от 5 лет
Количество игроков: 1-18
Уважаемые родители и педагоги!
Перед вами интересная и познавательная игра, которая направлена на развитие эмоционального мира детей и умения чувствовать эмоциональное состояние героев игры.
Подготовка к игре
Аккуратно разрежьте карты по пунктирным линиям. У вас получится 18 карточек с изображениями персонажей сказок, 12 карточек с изображениями частей лиц. Вырежьте и склейте бумажный кубик.
Вариант 1
Для игры потребуются кубик, на гранях которого изображены схемы эмоций, и 18 карточек с персонажами сказок. Ведущий раскладывает карточки на столе лицевой стороной вверх.
Определяется очерёдность ходов.
Первый игрок бросает кубик, смотрит на выпавшую схему эмоции, называет её (например, грусть) и находит карточку сказочного героя с таким же эмоциональным состоянием (Пьеро). Если игрок справился с заданием — оставляет карточку у себя, нет — кладёт её обратно.
Побеждает тот, кто соберёт больше всех карточек с героями сказок.
Ведущий раздает игрокам карточки с героями одной сказки и даёт задание: разложить карточки по порядку так, чтобы в начале оказалась карточка с самой приятной, положительной для игрока эмоцией, а в конце — с самой неприятной, отрицательной.
Игроки объясняют свой выбор. Самые точные и оригинальные ответы отмечаются ведущим.
Вариант 4
Количество игроков 1-18.
Для игры нужны карточки с изображениями сказочных героев.
Карточки перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Игроки поочерёдно берут карточки и смотрят на рисунок, а затем изображают эмоцию сказочного героя мимикой лица.
НЕМНОГО ОБ ЭМОЦИЯХ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Все эмоции выражаются на лице человека с помощью мимики — движения бровей, рта и выражения глаз. От этого внешность, в зависимости от эмоционального состояния, меняется.
Вариант 2
Количество игроков: 1-6.
Для игры потребуются 12 карточек с изображениями частей лиц и 6 карточек с героями сказок в различных эмоциональных состояниях: радость, злость, страх, удивление, спокойствие, грусть.
Ведущий раздаёт игрокам карточки с изображениями сказочных героев, уточняет их эмоциональное состояние и предлагает составить «портрет» сказочного героя, описать его, используя карточки с изображениями частей лиц.
Выигрывает тот, кто лучше других составил «портрет» сказочного героя.
Вариант 3
Количество игроков: 1 — 3.
Пиктограммы
Схематичные изображения различных эмоций очень помогают детям в изучении, запоминании и распознавании эмоциональных состояний человека. Особенно на ранних этапах знакомства с этой темой. Различные наборы «Эмоции смайлики картинки для детей» содержат карточки с условным изображением гнева, радости и других чувств.
Игры с пиктограммами
Игры с пиктограммами — это целое направление в работе логопедов и психологов. Схематические изображения эмоций (рожицы) — отличный материал для стимулирования речевой активности ребенка. Вот несколько примеров использования таких изображений:
Подбери и назови
Подготовьте для детей картинки пиктограмм с разными эмоциями, чувствами. Задание – узнать то или иное состояние, дать ему название, а затем придумать ситуацию, в которой оно будет уместна. Дети могут использовать как свой личный опыт, так и вспоминать героев известных сказок, мультфильмов. Ничего, если сначала описания эмоций будут звучать по-детски, постепенно регулярные речевые тренировки помогут этим рассказам стать более совершенными.
Найди пару
Если взять разрезной набор картинок-смайликов и перемешать, то получится увлекательная игра для команды дошкольников, которую можно использовать и на занятиях по развитию речи. Задача – собрать все изображения. Важно, чтобы каждый смайлик точно выражал то или иное чувство, тогда эмоцию будет проще узнать и описать.
Превращения настроений
Для этой игры нужно подобрать такие смайлики картинки эмоций для детей, которые можно разложить по парам-противоположностям. Например, грусть-радость, восхищение-отвращение и т. п. Попросите детей взять одну карточку или круглую рожицу-смайлик, а затем подобрать к выбранной картинке пару. После этого можно предложить детям придумать историю о том, что могло бы превратить одну эмоцию в другую.
Колобки
Изображение колобка похоже на смайл, поэтому картинки с этим персонажем тоже используйте в качестве пиктограмм, иллюстрирующих эмоции.
Используйте рисунки Колобка на прозрачном фоне, так детям проще анализировать психологическое состояние героя, а не сюжетные повороты, происходящие с ним.
Вариантов игр с этим сказочным персонажем много. Например, рассказать русскую сказку, описывая эмоции Колобка и других героев. Сделать такое занятие продуктивным поможет использование кукольного театра или масок.
Эмоции в стране Смешарии
Игрушки из мультфильма Смешарики — материал для занятий по развитию речи в ДОУ и дома. Изображения забавных круглых героев можно использовать для иллюстрации эмоциональных состояний. Купите готовое пособие или изготовьте сами, вырезая и подписывая героев из журнала или книжки.
Предложите детям картинки со смешариками и попросите назвать то чувство, которое испытывает Нюша, Кар-Карыч, Крош и другие герои.
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
СП ДС «Солнышко» ГБОУ СОШ с. Малая Малышевка
Муниципального района Кинельский Самарской области
Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 3-4 лет.
Воспитатель
1 квалификационной категории
Бикмурзина О.В.
Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности. Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.
Проводить данную работу мне помогает картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы.
№ 1 «Мое имя»
Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого
участника.
Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена., и как не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе. После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т. д.)
№ 2 «Кто тебя позвал узнай»
Цель: развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.
Дети, каждый по очереди, становятся в конец комнаты и закрывают глаза — водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего — отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.
№3 «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми
словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.Затем упражнение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, извинения.
№ 4 «Клеевой дождик»
Цель: развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласованности своих движений с окружающими.
Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают движение.На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизированному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.
№ 5 «Клубочек»
Цель: установление контакта, дружеских взаимоотношений.
Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры.
Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т д., тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
ЗАМЕЧАНИЕ: Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся ребенку, то он берет при этом клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребенку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении, — у ведущего с ними будут двойные, тройные связи.
№6 «Дружба начинаемся с улыбки»
Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
№7 «Доброе животное»
Участники встают в круг и берутся за руки.Ведущий тихим голосом говорит: «Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох — все делают шаг вперед. Выдох — все делают шаг назад. Вдох — все делают 2 шага вперед, выдох — все делают 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед, выдох — 2 шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
№8 «Потягушечки»
Дети собираются вокруг педагога, садятся на корточки и закрывают глаза.
Воспитатель говорит: » Вот мы и проснулись, сладко потянулись». Дети открывают глаза, медленно встают, вытягивают руки вперёд, затем поднимают их вверх, отводят за голову и поднимаются на носочки.
Воспитатель говорит: «Сладко потянулись, друг другу улыбнулись». Дети встают на ступни, отпускают руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
№9 «Я умею»
Дети садятся в круг. Воспитатель просит каждого закрыть глаза и вспомнить о том, как много он уже умеет делать сам. Это может быть любое умение, а не только самое важное и полезное. Затем педагог просит открыть глаза и начать игру.
По кругу каждый ребёнок называет, а по желанию показывает, своё умение.Например: » Я умею быстро бегать (забивать гвозди, поливать цветы, прыгать и т. д.)». Дети должны слушать друг друга, потому что каждое умение может быть упомянуто только один раз.
№10 «Кричалки, шепталки и молчалки»
Воспитатель говорит: «Ребята, внимательно следите за квадратами, которые я буду показывать. Если увидите красный квадрат — можно прыгать, бегать, кричать. Если жёлтый — можно только шептаться, а если синий — нужно замереть на месте и замолчать».