Развитие речи в средней группе ДОУ
Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.
Занятие по речевому развитию
Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.
Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:
- углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
- дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
- изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
- пополняется словарный запас в сфере профессий;
- изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
- дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.
Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.
Требования ФГОС по речевому развитию
Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.
Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:
- постоянно должен обогащаться словарный запас;
- ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
- должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
- развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
- развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
- формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
- навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
- ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
- должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
- вводится в лексикон обобщающие понятия;
- проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.
Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.
Направления речевого развития (ФГОС ДО)
Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ
Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.
В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.
Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.
Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.
Логопедические упражнения для постановки звука [л]
Методические средства
Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.
Основные педагогические приемы
Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.
Их суть заключается в следующем:
- Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
- Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
- Проведение работы с детьми в формате беседы.
- Применение игровых технологий.
- Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
- Мотивирование на выполнение учебного плана.
Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.
Игры по речевому развитию
К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.
Дидактические игры по «Развитию речи»
А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:
- «Больше-меньше».
- «Назови ласково».
- «Чья игрушка».
- «Продолжи предложение».
- «Какой».
Оборудование речевого уголка
Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.
Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.
Речевой уголок
Таблица: заполнение речевого уголка по разделам
Раздел | Содержание |
Грамота | Схемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды. |
Связная речь | Сюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию». |
Грамматика | Игры «Назови ласково», «Один-много». |
Лексика | Картинки, лото, пазлы. |
Звукопроизношение | Игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков. |
Дыхание | Дудочки, пузырьки, шары для надувания. |
Мелкая моторика | Карандаши, пазлы, мозаика, волчки. |
Фонетический слух | Игры на дифференциацию звуков. |
Артикуляционная гимнастика | Картинки, комплексы упражнений, методическая литература. |
Высшие психические функции | Домино, разрезные картинки. |
Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.
Дистанционное образование
Планирование работы по ЗКР в средней группе (дети 4-5лет)
- Основные направления работы:
- Формирование правильного произношения
- Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
- Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
- Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
- Развитие мелкой моторики
- Работа над морфологическим рисунком слова
- Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
- Как элемент речевого развития в образовательных областях, проводится не реже 2 раз в неделю
- В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
- Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
- В планировании должна быть отражена индивидуальная работа
Дидактические игры и упражнения:
- Игры на формирование правильного произношения звуков – 7в, с.54-95, логопедическое лото, домино,
- «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
- «Волшебный мешочек»,
- «Звуковые часы»,
- «Рыбалка» (7г, с. 28),
- «Логический поезд»,
- «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
- «Собери букет» (7д, с.52),
- «Найди пару» (7д, с.53),
- «Магазин» (7д, с.50), «Поезд» (7д, с. 61),
- «Найди место картинке» (7г, с.29),
- «Волшебная палочка» (7л, с.24),
- «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
- «Покатаем на машине» (7б, с.27), «Назови продукты» (76, с. 141),
- «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
- «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
- «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками) (7е, с.30),
- «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком),
- «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок.
- Игры и игровые упражнения, используемые для развитияобщих речевых навыков:
- Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:
Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.
Дидактические игры на развитие слухового внимания:
- «Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»),
- «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
- «Телефон»(7 л, с.89,94),
- «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
- «Кто позвал?» (7г, с.22),
- «Где звучит?» (7г,с 15),
- «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
- «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
- «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89),
- «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» — 7г, с. 19,20),
- «Улитка» (7г, с.22),
- «Лягушка» (7г, с.22),
- «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы…
Дидактические игры на развитие фонематического слуха:
- «С какого звука начинается твоё имя?»,
- «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151),
- «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),
- «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука – ззззайка, коззза,…) +д/и из пункта №3
- Развитие артикуляторного аппарата:
Необходимо наличие:
- картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7в с.32-39, 7е, 7д, 7м с.125)
- сказки о « Весёлом язычке» (7л с.31,53,79,111; 7д;…)
- материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)
- Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:
В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.
Дидактические игры для выработки длительного выдоха:
- «Футболисты», «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
- «Насос», «Дровосеки», «Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40),
- «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
- «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
- «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42),
- «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)
Дидактические игры для развития речевого дыхания:
- «Придумай фразу» (7г, е.44),
- «Назови соседей» (7г, с.44),
- «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов),
- «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
- «Определи место игрушки» (7г, с.49),
- «Кто кого?» (7г, с.52)
- Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):
Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (Подбирать слова со сложной слоговой структурой).
Игры-драматизации («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» — 7в с.53,54).
Хороводные игры, ролевые игры («Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…). «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51), «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)
- Развитие мелкой моторики:
В группе необходимо иметь:
- картотеку пальчиковых игр, речь с движением
- различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, …
- пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
- пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», …
Дидактические игры на развитие мелкой моторики:
- «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
- «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
- «Прищепки» (7и, с.67 ),
- «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
- «Вышивалыцицы» (7и, с.70),
- «Найди сюрприз» (7и, с.66),
- «Маленький аптекарь» (7и, с.69),
- «Цветные капли» (7и, с.68),
- «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
- Организация уголка ЗКР:
- Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
- систематизированные речевой и наглядный материал
- картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
- картотеки игр и упр. на развитие дыхания
- картотеки артикуляционных упражнений
- картотеки игр и упр. на развитие дыхания
- картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
- картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
- Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
- Уголок пополняется ежемесячно:
- речевой и наглядный материал согласно планировать
- материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
- любая д/и для работы со звуками (одна) и для развития общих речевых навыков (одна)
- Рекомендуемая литература:
- а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
- б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
- в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
- г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
- д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
- е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
- ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
- з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
- и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
- к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
- л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
- м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
- н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»
Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория
Методическая копилка |
Занятие развитие речи в средней группе
Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.
Занятия по сказкам
Структура занятия
Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:
- Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
- Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
- Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
- Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.
Автоматизация звука Ж
Требования ФГОС по речевому развитию
В 2013 году в нашей стране был принят ФГОС – специальный образовательный стандарт, на основе которого педагоги детских садов разрабатывают образовательные программы, по которым занимаются дошкольники. ФГОС состоит из требований по результатам освоения образовательных программ. Согласно им, развитие речи в средней группе детского сада включает следующие компоненты:
- Ее формирование на том уровне, который необходим для установления контактов со взрослыми и детьми разных возрастов.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие способности строить диалоги, а также вести монолог.
- Развитие речевого творчества, т. е. умение составить рассказ или придумать стишок.
- Чтение книг, улучшение навыка понимать прочитанное.
- Умение разделять слова на отдельные звуки, а звуки соединять в слова.
- Усваивание принципа произношения и постановки ударения в словах, способности к выразительной речи.
Возрастные психологические особенности детей средней группы
Дети 4-5 лет более подвижные, их эмоционально окрашенная деятельность становится способом психологической разрядки, но, самое главное, они начинают испытывать острую потребность в общении со сверстниками. Если раньше ребенок мог спокойно находиться в обществе игрушек, книг или мультфильмов, то теперь он хочет говорить, делать это много и долго. Именно поэтому в средней группе детского сада должна быть сформирована развивающая речевая среда, проводиться занятия, которые будут стимулировать речь. Тем не менее, по большей части речь детей развивается за счет их общения друг с другом. Также новые черты появляются и во взаимодействии дошкольников с воспитателями, они начинают стремиться к познавательной, интеллектуальной коммуникации. Именно в этот момент актуально начинать развитие культуры речевого общения, подавать речевой пример детям. В этот период нельзя отмахиваться от вопросов ребенка, отвечать с раздражением, неохотой.