Речевое развитие в средней группе детского сада — нормы и особенности


Развитие речи в средней группе ДОУ

Развитие навыков общения и речи, которое включает в себя обогащение словарного запаса и выработку четкого произношения, считается одной из основных задач для дошкольников.

Занятие по речевому развитию

Обратите внимание! Для правильного речевого развития у детей в средней группе воспитатели проводят колоссальную работу. Она базируется на комплексе специальных упражнений и методических приемов, направленных на совершенствование речевых навыков и формирование высокой культуры и вежливости речи.

Для развития речи в средней группе ДОУ используются различные направления:

  • углубляются знания и представления детей об окружающих предметах;
  • дети знакомятся с деталями и названиями частей вещей;
  • изучаются слова, обозначающие свойства предметов и явлений;
  • пополняется словарный запас в сфере профессий;
  • изучаются слова, обозначающие отношения между людьми;
  • дети учатся выражать собственные мысли сложноподчиненными предложениями, которые грамматически правильно оформлены.

Для решения поставленных задач в средней группе воспитатель должен ответственно подходить к процессу и целенаправленно вести занятия.

Требования ФГОС по речевому развитию

Все образовательные учреждения, независимо от того государственные они или частные, должны ориентироваться на определенные программные требования, которые указаны в ФГОС.

Что касается речевого развития дошкольников, то требования следующие:

  • постоянно должен обогащаться словарный запас;
  • ребенок должен в соответствии с возрастом владеть речевыми навыками;
  • должен расширяться звуковой и интонационный диапазон выразительности речи;
  • развиваться умение воспринимать звуки на слух и при этом слышать, идентифицировать и при наличии ошибок, исправлять их;
  • развиваться умение слушать и запоминать сюжетную линию;
  • формироваться логически последовательная и осмысленная речь;
  • навыки пересказа и обыгрывания диалогов;
  • ребенок должен обучаться эмоциональной передаче смысла и чтению стихотворения наизусть с выразительностью;
  • должна проводиться работа по расширению кругозора дошкольников о предметах, свойствах, явлениях и понятии системы координат;
  • вводится в лексикон обобщающие понятия;
  • проводиться обучение совершенствованию грамматического построения предложений.

Обратите внимание! Все обучающие занятия должны проводиться воспитателем так, чтобы они одновременно включали в себя решение поставленных задач и игровые моменты. Только в таком случае детей можно будет заинтересовать и добиться желаемых результатов.

Направления речевого развития (ФГОС ДО)

Возрастные психологические особенности детей средней группы ДОУ

Средний дошкольный возраст в плане развития является продолжением раннего возраста. В этот период дети осваивают мир постоянных вещей, овладевают культурой речи, а также происходит формирование и становление психологического восприятия.

В среднем возрасте дети продолжают активно развивать речь, способность к замещению, мышление и воображение. С помощью речи воспитанники средней группы выражают свои эмоции и делятся впечатлениями.

Обратите внимание! Происходит стремительное развитие запоминания информации и удерживание ее в памяти, а также усиливается способность к концентрации внимания.

Как правило, в этом возрасте в детских садах воспитатели проводят специальные плановые занятия по развитию речи. Они предусмотрены специальными образовательными стандартами. Но, несмотря на это, педагогическая работа в данном направлении, не ограничивается определенными рамками. Самое главное, чтобы при подборе инструментов воспитатель должен учитывать все возрастные особенности своих воспитанников.

Логопедические упражнения для постановки звука [л]

Методические средства

Перед педагогом в рамках требований речевого развития стоят серьезные задачи, которые вынуждают подходить к процессу вдумчиво, ответственно и в соответствии с определенными стандартами.

Основные педагогические приемы

Каждое занятие по развитию речи в средней группе должно быть основано на определенном педагогическом приеме. В настоящее время выделены три основные группы приемов развития речи в дошкольном учреждении. Это словесные приемы, наглядные и игровые.

Их суть заключается в следующем:

  • Обучение рассказу по сюжетным картинкам.
  • Ежедневное чтение художественной литературы, которая предусмотрена образовательной программой.
  • Проведение работы с детьми в формате беседы.
  • Применение игровых технологий.
  • Систематическое и ненавязчивое повторение нового слова.
  • Мотивирование на выполнение учебного плана.

Обратите внимание! Кроме выполнения перечисленных выше педагогических приемов, воспитатель обязательно должен организовывать для воспитанников физкультминутки. Они тоже являются частью учебного плана и помогают формировать у детей серьезное отношение к физической культуре.

Игры по речевому развитию

К пяти годам дети должны научиться правильно, произносить все звуки. Добиться цели можно благодаря ежедневной дыхательной гимнастике.

Дидактические игры по «Развитию речи»

А сформировать грамматически правильную речь можно благодаря играм и упражнениям:

  • «Больше-меньше».
  • «Назови ласково».
  • «Чья игрушка».
  • «Продолжи предложение».
  • «Какой».

Оборудование речевого уголка

Чтобы стимулировать самостоятельность и неформально игровое общение с детьми согласно требованиям ФГОС должна быть создана эстетически привлекательная, комфортная и специальная предметно-развивающая обстановка, в которой дети не будут бояться, а наоборот чувствовать себя легко и непринуждённо.

Важно! Речевой уголок лучше всего располагать удаленно от игровой зоны в хорошо освещенном месте. Он обязательно должен быть оборудован дидактическими и наглядными пособиями, а также необходимыми материалами, которые используются воспитателем во время занятий.

Речевой уголок

Таблица: заполнение речевого уголка по разделам

РазделСодержание
ГрамотаСхемы слов, предложений и соответствующие игры («Сложи слово», «Подбери слово»), ребусы и кроссворды.
Связная речьСюжетные картинки, «Играем в профессии», «Угадай по описанию».
ГрамматикаИгры «Назови ласково», «Один-много».
ЛексикаКартинки, лото, пазлы.
ЗвукопроизношениеИгровые упражнения, игры на автоматизацию звуков.
ДыханиеДудочки, пузырьки, шары для надувания.
Мелкая моторикаКарандаши, пазлы, мозаика, волчки.
Фонетический слухИгры на дифференциацию звуков.
Артикуляционная гимнастикаКартинки, комплексы упражнений, методическая литература.
Высшие психические функцииДомино, разрезные картинки.

Обратите внимание! Помимо всего прочего специалисты рекомендуют иметь в речевом уголке книгу Ушаковой «Развитие речи» В ней подробно рассмотрены все проблемы развития речи детей средней группы, подобраны методические рекомендации и составлены конспекты занятий.

Дистанционное образование

Планирование работы по ЗКР в средней группе (дети 4-5лет)

  1. Основные направления работы:
  • Формирование правильного произношения
  • Развитие слухового восприятия, фонематического слуха
  • Развитие длительного ротового выдоха, речевого дыхания
  • Работа над интонационной выразительностью речи (высота и сила голоса, словесное ударение, выработка дикции)
  • Развитие мелкой моторики
  • Работа над морфологическим рисунком слова
  1. Рекомендации по планированию работы по ЗКР:
  • Как элемент речевого развития в образовательных областях, проводится не реже 2 раз в неделю
  • В календарном плане работа по развитию ЗКР (дыхания, слухового внимания, интонации) учитывается ежедневно
  • Развитие мелкой моторики также осуществляется ежедневно
  • В планировании должна быть отражена индивидуальная работа

Дидактические игры и упражнения:

  • Игры на формирование правильного произношения звуков – 7в, с.54-95, логопедическое лото, домино,
  • «Волшебные кубики» (на звукоподражания и артикуляцию),
  • «Волшебный мешочек»,
  • «Звуковые часы»,
  • «Рыбалка» (7г, с. 28),
  • «Логический поезд»,
  • «Кто быстрее соберёт вещи?» (7д, с. 49),
  • «Собери букет» (7д, с.52),
  • «Найди пару» (7д, с.53),
  • «Магазин» (7д, с.50), «Поезд» (7д, с. 61),
  • «Найди место картинке» (7г, с.29),
  • «Волшебная палочка» (7л, с.24),
  • «Чей рассказ лучше?» (7в, с.99),
  • «Покатаем на машине» (7б, с.27), «Назови продукты» (76, с. 141),
  • «Угадай последнее слово» (дополнение стихотворений, фраз — 7е с,59),
  • «Кто больше увидит?» (нахождение на картине слов с заданным звуком),
  • «Кто вернее и быстрее?» (аналогично можно работать с любыми звуками) (7е, с.30),
  • «Кто больше вспомнит?» (подбор любых слов — все части речи — с заданным звуком),
  • «Кто больше услышит?» (выбор слов с заданным звуком из прослушанного текста), составление предложений по сюжетным картинкам, рассказов по сериям картинок, инсценировки сказок.
  1. Игры и игровые упражнения, используемые для развитияобщих речевых навыков:
  • Развитие слухового внимания, речевого и фонематического слуха:

Необходимо наличие в группе звучащих игрушек, муз. инструментов (молоточки, колокольчики, металлофон, бубен, дудочки, барабан, погремушки…) Вести работу по воспроизведению серии звуков. Отрабатывать способность к воспроизведению серий звуков в различном темпе.

Дидактические игры на развитие слухового внимания:

  • «Повтори за мной» («Попугай», «Магнитофон»),
  • «Продавец и покупатель»(7г,с. 16),
  • «Телефон»(7 л, с.89,94),
  • «Кто что услышал?» (7г, с.15,16),
  • «Кто позвал?» (7г, с.22),
  • «Где звучит?» (7г,с 15),
  • «Жмурки» (со звучащими предметами, с голосом — 7г,с. 18),
  • «Чей голос?» (птицы и животные — 7г, с.21),
  • «Кто лучше слышит?» (7 л, с. 89), «Эхо» (7 л, с. 89),
  • «Переполох», «Ветер и птицы», («Солнце и дождик» — 7г, с. 19,20),
  • «Улитка» (7г, с.22),
  • «Лягушка» (7г, с.22),
  • «Найди ошибку» (7б, с.25), стихи, небылицы…

Дидактические игры на развитие фонематического слуха:

  • «С какого звука начинается твоё имя?»,
  • «Найди ошибку и назови слово правильно» (76, с. 151),
  • «Рифмушки» (настольно-печатная и устный вариант),
  • «Испорченный телефон», «Выдели голосом» (произнесение ребёнком слова с выделением голосом заданного звука – ззззайка, коззза,…) +д/и из пункта №3
  • Развитие артикуляторного аппарата:

Необходимо наличие:

  • картотеки игр и упражнений для артикуляторной гимнастики (7в с.32-39, 7е, 7д, 7м с.125)
  • сказки о « Весёлом язычке» (7л с.31,53,79,111; 7д;…)
  • материал, содержащий описание уклада органов артикуляции при произношении изучаемых звуков (7и, 7е)
  • Развитие длительного выдоха, речевого дыхания:

В группе должны быть игры и игровой материал для развития длительного плавного выдоха (пособия из папиросной бумаги, листики, снежинки, игрушки-подвески, вертушки, лёгкие игрушки на поддувание, надувные игрушки, воздушные шарики, мыльные пузыри, кусочки ваты, дудочки,…) Необходимо сделать картотеку игр и упражнений на дыхание.

Дидактические игры для выработки длительного выдоха:

  • «Футболисты», «Чья снежинка,… дальше полетит?» (7г, с.40),
  • «Насос», «Дровосеки», «Чей пароход лучше гудит?» (7г, с. 40),
  • «Узнай по запаху» (любые ароматы — 7г, с. 40),
  • «Король ветров», «Бульканье» (дуть в воду через соломинку), «Кто сильнее?» (сдувать лёгкий шарф… – 7 л,с87),
  • «Пузырь.» (дифференциация С — Ш — 7г, с.42),
  • «Вьюга» («Гудок» — 7г, с. 51)

Дидактические игры для развития речевого дыхания:

  • «Придумай фразу» (7г, е.44),
  • «Назови соседей» (7г, с.44),
  • «Эхо» (повторить фразу з 3-5 слов),
  • «Волшебное зеркало» (7г, с.45),
  • «Определи место игрушки» (7г, с.49),
  • «Кто кого?» (7г, с.52)
  • Работа над выразительностью речи:(темп, ритм, словесное и логическое ударение, дикция…):

Отработка произношения скороговорок, чистоговорок, стихов (Подбирать слова со сложной слоговой структурой).

Игры-драматизации («Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Медведь и ёлка» — 7в с.53,54).

Хороводные игры, ролевые игры («Гости», «Автобус», «Почта», «Телефон»,…). «Произнеси фразу с … настроением», «Выдели голосом слово во фразе», «Твоё настроение», «Кот и мыши» (дети вынуждены говорить медленно), «Вьюга» (7г, с.51), «Перебежки» (7в с.51), «Угадай, какой поезд» (7б с.36)

  1. Развитие мелкой моторики:

В группе необходимо иметь:

  • картотеку пальчиковых игр, речь с движением
  • различные мозаики с мелкими деталями, конструкторы, крупные бусы, …
  • пособия на застегивание пуговиц, шнуровки
  • пособия на штриховку, трафареты, лабиринты, печати, «Выложи узор из палочек», …

Дидактические игры на развитие мелкой моторики:

  • «Пианино», «Волшебный мешочек», «Найди пару» (пуговицы или другая парная мелочь),
  • «Сухой пальчиковый бассейн» (7и, с.74),
  • «Прищепки» (7и, с.67 ),
  • «Составь цепочку (скрепки)», «Пальчиковый театр», «Теневой театр», «Фанты», «Рисуем ножницами» (7и, с.69,75),
  • «Вышивалыцицы» (7и, с.70),
  • «Найди сюрприз» (7и, с.66),
  • «Маленький аптекарь» (7и, с.69),
  • «Цветные капли» (7и, с.68),
  • «Смотай клубочек», «Пёстрый коврик»
  1. Организация уголка ЗКР:
  • Для уголка необходимо выделить определённое место, где должны быть собраны:
  • систематизированные речевой и наглядный материал
  • картотеки игр и упр. на развитие мелкой моторики
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки артикуляционных упражнений
  • картотеки игр и упр. на развитие дыхания
  • картотеки игр и упр. на развитие слухового и речевого внимания
  • картотека речевого материала для работы с изучаемыми звуками
  • Материал на развитие мелкой моторики должен быть доступен детям (кроме очень мелких деталей)
  • Уголок пополняется ежемесячно:
  • речевой и наглядный материал согласно планировать
  • материал на развитие общих речевых навыков и мелкой моторики согласно данным рекомендациям на усмотрение воспитателя
  • любая д/и для работы со звуками (одна) и для развития общих речевых навыков (одна)
  1. Рекомендуемая литература:
  • а. Ефименкова Л.И. «Формирование речи у дошкольников»
  • б. Максаков А.И. «Правильно ли говорит Ваш ребёнок»
  • в. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите, играя»
  • г. Ред. Селивёрстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми»
  • д. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
  • е. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. «Д/и на уроках русского языка в 1-4 кл. вспом. шк.»
  • ж. «Тру-ля-ля» из серии «Карапуз»
  • з. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика»
  • и. Галанов А.С.«Психическое и физическое развитие ребёнка от 3 до 5 лет»
  • к. Бородич А.М. «Методика развития речи детей»
  • л. Хватцев М.Е «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
  • м. Ред. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи в датском саду»
  • н. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей группе»

Учитель-логопед
МикушинаЕ.С, высшая квалификационная категория

Методическая копилка

Занятие развитие речи в средней группе

Планирование занятий должно выполняться согласно методическим рекомендациям.

Занятия по сказкам

Структура занятия

Каждое занятие должно проводиться по определенной схеме:

  1. Организационная вводная часть — характеризуется мотивирующим и стимулирующим характером. Основной задачей воспитателя на данном этапе является настрой детей на работу и пробуждение в них интереса в теме.
  2. Практическая часть — воспитатель устанавливает задачи, объясняет суть задания.
  3. Активная работа — происходит выполнение детьми задания в совокупности со словесной оценкой деятельности воспитанников.
  4. Подведение итогов — целью педагога является обращение внимания детей на результат.

Автоматизация звука Ж

Требования ФГОС по речевому развитию

В 2013 году в нашей стране был принят ФГОС – специальный образовательный стандарт, на основе которого педагоги детских садов разрабатывают образовательные программы, по которым занимаются дошкольники. ФГОС состоит из требований по результатам освоения образовательных программ. Согласно им, развитие речи в средней группе детского сада включает следующие компоненты:

  1. Ее формирование на том уровне, который необходим для установления контактов со взрослыми и детьми разных возрастов.
  2. Расширение словарного запаса.
  3. Развитие способности строить диалоги, а также вести монолог.
  4. Развитие речевого творчества, т. е. умение составить рассказ или придумать стишок.
  5. Чтение книг, улучшение навыка понимать прочитанное.
  6. Умение разделять слова на отдельные звуки, а звуки соединять в слова.
  7. Усваивание принципа произношения и постановки ударения в словах, способности к выразительной речи.

Возрастные психологические особенности детей средней группы

Дети 4-5 лет более подвижные, их эмоционально окрашенная деятельность становится способом психологической разрядки, но, самое главное, они начинают испытывать острую потребность в общении со сверстниками. Если раньше ребенок мог спокойно находиться в обществе игрушек, книг или мультфильмов, то теперь он хочет говорить, делать это много и долго. Именно поэтому в средней группе детского сада должна быть сформирована развивающая речевая среда, проводиться занятия, которые будут стимулировать речь. Тем не менее, по большей части речь детей развивается за счет их общения друг с другом. Также новые черты появляются и во взаимодействии дошкольников с воспитателями, они начинают стремиться к познавательной, интеллектуальной коммуникации. Именно в этот момент актуально начинать развитие культуры речевого общения, подавать речевой пример детям. В этот период нельзя отмахиваться от вопросов ребенка, отвечать с раздражением, неохотой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]