ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 398 «Ласточка» комбинированного вида»
Воспитатель 1 категории: Сысенко Т.И.
- Сценарий литературных посиделок «Там, чудеса, там сказка бродит».
- Консультация для родителей «Воспитание сказкой».
- Фото-вернисаж.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА.
Тип проекта:
— по составу участников: групповой (дети, родители, педагог, коллеги).
— по целевой установке: познавательно – творческий, участники проекта знакомятся с литературно-сказочным наследием А. С. Пушкина (собирают библиотеку, видеотеку, организуют выставку детских работ, участвуют в литературных посиделках)
Участники проекта:
- Воспитатели, специалисты.
- Дети старшей группы в количестве 20 человек.
- Родители.
Место проведения ДОУ № 398 «Ласточка» г. Новосибирск
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта
Сроки реализации: С 12. 05. 12017г. по 06. 06. 2021г. (среднесрочный)
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Сказка ложь да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
А. С. Пушкин.
Данный проект разработан для детей старшей группы, в преддверии юбилея великого русского поэта А. С. Пушкина.
Прошло два столетия с тех пор, как Саша Пушкин услышал старинную сказку про завистливых сестёр и жадную старуху, но она по-прежнему увлекает читателя чудным вымыслом и добрыми чувствами.
Легко представить радость человека, взявшего в руки книгу прекрасных поэтических сказок. Впечатление от такой встречи незабываемо – так велико эмоциональное воздействие стихотворного спектакля, который развёртывает перед глазами читателя, на страницах книги, великий русский поэт А. С. Пушкин. Его чудесный дар правдоподобно рассказать о самых невероятных событиях захватывает читателя, заставляя сопереживать героям, радоваться и горевать вместе с ними.
Открывая книгу, маленький читатель, как бы открывает волшебный ларец с драгоценностями – так красивы, празднично нарядны эти сияющие всеми красками поэтические строки. Сказочный мир поэта глубоко индивидуален и вместе с тем ни в чём не расходится со сказочным русским миром. По народной канве Пушкин рисовал свой многоцветный сказочный узор. Как и в других областях литературы, А. С. Пушкин и в сказке стал открывателем новых путей. Именно он, дав классические образы жанра, определил облик сказки, её законы, показал меру соотношения народных источников с вытекшими из них ручьями и реками письменной сказки. Сказки великого русского поэта не забываются на протяжении всего жизненного пути. Они отмечены высоким смыслом и поэтическим мастерством, заставляя помнить лучшие моменты окружающей действительности: добро, красоту, любовь к жизни.
ПРОБЛЕМА:
После прочтения одного из красивейших произведений А. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» от детей посыпались вопросы: «Кто такой А. С. Пушкин?», «Где и когда он жил?», «А какие сказки у него еще есть?»
Со стороны родителей тоже возник интерес к творчеству великого поэта. Они попросили педагогов помочь восполнить вакуум в литературном прочтении произведений А. Пушкина.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
- Приобщение детей к русской классической литературе посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина
- Развитие эстетических и познавательных устремлений детей старшего дошкольного возраста через лучшие образцы отечественного искусства
— Развитие творческих способностей в художественно-речевой, музыкально-художественной и продуктивной деятельности детей и взрослых.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить детей с творчеством Александра Сергеевича Пушкина,
его сказками для детей.
Способствовать развитию умения заинтересованно слушать сказки, осмысливать услышанное, заучивать отрывки сказок и стихотворений.
2. Развивать традиции семейного чтения; формировать интерес и желание детей отражать свои впечатления в изобразительной и музыкальной деятельности.
3. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У детей развит интерес к художественной литературе через знакомство с новыми книгами — сказками А. С. Пушкина. Они внимательно и заинтересованно слушают и смотрят сказки, стихи Пушкина А.С. в детском саду и дома с родителями. Выразительно, с естественными интонациями читают стихи, отрывки из сказок. Участвуют в чтении текста и разыгрывании сценок по знакомым сказкам, используя куклы, элементы костюмов, декорации, с удовольствием выступают перед сверстниками, родителями и другими гостями. Дети знакомы с понятием «народное искусство», «народные промыслы».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I этап — подготовительный:
- беседа с родителями об актуальности семейного чтения с детьми;
- теоретическое исследование по данной проблеме;
- постановка цели, разработка плана реализации проекта; определение способа представления результатов.
II этап — формирующий (практический)
- пополнение развивающей среды (сбор информации, материала, изготовление народных костюмов, его элементов, пополнение фонотеки и фильмотеки);
- знакомство с различными формами фольклора, приобщение к традициям народного творчества;
- усвоение характерных движений народной пляски;
- разучивание русской народной подвижной игры «Золотые ворота»;
- оснащение краеведческого мини-музея «Русская изба»;
- организация и проведение литературных посиделок с дошкольниками;
- приобщение и взаимодействие с педагогами и родителями.
III этап — Итоговый, презентация проекта.
- литературные посиделки с дошкольниками «Там чудеса, там сказки бродят»;
- выставка поделок детей и взрослых;
- выставка книг по произведениям А.С. Пушкина.
С ДЕТЬМИ, ПЕДАГОГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА.
В реализации проекта приняли участие: дети старшей группы и их родители, сотрудники детского сада.
Были получены следующие результаты: с восторгом были прочитаны все сказки великого поэта. Воспитанники и их родители познакомились с историей жизни и творчеством великого соотечественника. Возросло желание продолжить чтение других произведений А. Пушкина — не только сказок, но и стихов. Были изготовлены атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности. В группе организована библиотека и видеотека по мультфильмам, стихам и сказкам А. С. Пушкина, которая постоянно пополняется. Расширилось представление детей о народном искусстве, фольклоре, музыке. Итогом всей работы над проектом можно считать проведение литературных посиделок «Там, чудеса, там сказка бродит.
ВЫВОДЫ.
Результаты нашей работы показали, что сказки в жизни ребёнка занимают важное место. У нас получилось заинтересовать сказочной жизнью не только детей, но и их родителей. Сказка вернулась в дом, в семью, в жизнь. Надеемся, что заложенные сказкой в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты будут определять жизненный путь дошкольников, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА.
- Давыдова О. И., Майер А. А. Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. М. Сфера, 2012.
- Парфенова Е. В. Развитие речи детей в театрализованной деятельности. М.: Сфера, 2013.
- Деркунская В. А., Ошкина А. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2013.
- Богатырёва Ю., Богатырёв А. Дошкольникам о Пушкине. Гном и Д, 1999
- Ушакова О. С., Арушанова А. Г. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1998.
- Сказки Пушкина. Новый формат. 2003.
- Сказки русских писателей. Детская книга. 1985.
ВИДЕОТЕКА.
Союзмультфильм 1950 г. «Сборник мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина»
Следующая > |
Общая мораль
Какую бы сказку для сочинения ни выбрал ребёнок, вывод по ней может быть общим. Если на уроке дать задание сделать конспект нескольких историй, ученики увидят, что тема добра и зла в произведениях Пушкина выражена очень ярко. Положительные герои, обладающие такими качествами, как мудрость, справедливость, доброжелательность, всегда одерживают верх над теми, в чьих характеристиках присутствует жадность, злость или зависть.
Вот почему сказки Пушкина любят дети. Произведения, которые он сочинил, привлекают тем, что дают чёткие ориентиры, как нужно поступать, чтобы в жизни всё сложилось хорошо, и заставляют задуматься над последствиями плохих поступков.
Повествование о царе Салтане
«Сказка о царе Салтане» — название моего любимого произведения Пушкина. Оно начинается с разговора трёх девиц, каждая из которых делится мечтами о том, как она бы себя вела в роли правительницы. Царь случайно подслушивает беседу и решает жениться на младшей девушке, хотевшей родить сына-богатыря, а её сестёр делает ткачихой и поварихой сообразно их желаниям.
Однако сестрицы недовольны и оговаривают более удачливую девушку. Это приводит к тому, что царица вместе с новорождённым сыном оказывается запертой в бочке, брошенной в открытое море. Однако волшебный ребёнок растёт очень быстро и вскоре освобождает себя и мать. Далее он встречает царевну-Лебедь и освобождает её от Коршуна, за что в качестве благодарности получает целое царство.
Правление царевича Гвидона проходит честно и добро. Спустя время он обретает потерянного отца, и семья воссоединяется.
Таким образом, сказочник рассказывает о том, как важно быть добрым, смелым и решительным и не отчаиваться ни в каких ситуациях. Зависть и ложь других людей может принести много страданий, но нужно помнить, что с помощью любви и прощения преодолеваются все трудности. Однако даже самые добрые, мудрые и честные люди, как царь Салтан, могут ошибаться и быть слишком доверчивыми, поэтому решения нужно принимать, помня, что не все люди говорят правду.
О попе и работнике Балде
Моя любимая сказка Пушкина посвящена истории хитрого работника Балды, попавшего в дом к жадному попу. Начинается произведение с классического для сказки вступления «Жил-был…». Далее речь идёт о том, как «поп, толоконный лоб» нанял на базаре Балду. Привлекла его в работнике дешевизна предлагаемых услуг. За свой труд в течение года мужичок просил только разрешения дать хозяину три щелка по лбу.
Сделка состоялась, и Балда стал работать. Свои обязанности он исполнял усердно, но когда год стал подходить к концу, поп решил избежать даже и такой незатратной для него платы и дал мужчине якобы невыполнимое задание. Однако Балда с ним справился, хотя для этого ему и пришлось хитростью получить оброк с чертей.
Попу ничего не осталось, как расплатиться с работником, а тот дал такие щелчки, что у хозяина вышибло ум. Из этой книги можно извлечь мысль, что жадность и желание обмануть другого никогда не приведёт ни к чему хорошему, а хитрость и ум всегда помогут найти выход из любой ситуации.
О рыбаке и рыбке
Мой любимый герой сказок Пушкина — Золотая Рыбка. Об этом волшебном животном, умеющем выполнять любые желания, повествует соответствующая история. В ней главная героиня с помощью своей способности спасает собственную жизнь. Будучи пойманной в сети, она предлагает рыбаку исполнить его желание в обмен на свободу. Но добрый старик отпускает её просто так.
Однако на этом история не заканчивается. Жена рыбака, узнав о произошедшем, заставляет старика вновь искать волшебное существо, чтобы попросить о новом корыте. Когда желание исполняется, в женщине разыгрывается алчность, и она просит всё новых и новых подарков.
Не знающая меры старуха вскоре логично возвращается к первоначальной бедности. Это показывает, что чрезмерная властность и грубость, желание ничего не делать и жить в роскоши никогда не приведут ни к чему хорошему. Нужно довольствоваться тем, что есть, и ставить себе реальные задачи, иначе вмиг можно потерять все блага.
Жалко в этой ситуации только старика, который безропотно потакал желаниям своей жены, хоть в душе и противился им, ему было стыдно за свои просьбы. Но он смиренен и ничего не желает для себя, продолжая жить в нищете, даже когда его жена становится богатой.
О мёртвой царевне и семи богатырях
Больше всего среди сказок Пушкина мне нравится история, в которой царица, уверенная в том, что она одна должна быть самой красивой на свете, пытается избавиться от своей падчерицы, которая может выступить ей соперницей. Жестокая женщина приказывает служанке оставить девушку привязанной к дереву в лесу, чтобы её могли убить волки, но та не осмеливается на такой поступок и отпускает красавицу.
Девушка ищет укрытия в лесу и находит дом, где обитают семь богатырей. Мужчины сжаливаются над бедняжкой и принимают её к себе как сестру, но вскоре царица узнаёт, что её план не удался, и решается претворить его в жизнь снова.
На этот раз она принимает облик старухи и угощает падчерицу отравленным яблоком, от которого она впадает в глубокий сон. Нашедшие девушку богатыри не могут её разбудить и с печалью оставляют её в хрустальном гробу в пещере.
Спасает красавицу принц, сила любви которого будит несчастную. Молодая пара женится, а злая царица умирает от собственной злобы и бессилия.
Эту сказку в творчестве Пушкина можно считать примером того, как зло и зависть по отношению к другим могут разрушить много жизней. Но также она даёт веру в то, что верность и добродетель победят любые неприятности.
Сказка о золотом петушке
Сказка о золотом петушке — одна из самых необычных, потому что в ней главным героем является отрицательный персонаж. Это царь Дадон, который так привык к своей власти, что считает возможным делать всё, чего бы ему ни захотелось. Когда он был молод, он варварски нападал на соседские владения, но стал старым и ему было всё сложнее защищаться от ответных наступлений.
Ситуация справедливая, ведь он мог заключить мир ранее и спокойно доживать свой век, но в сложившейся ситуации нужно что-то делать, и Дадон придумал обратиться за помощью к звездочёту. Царь и мудрец пришли к соглашению, согласно которому первый получает золотого петушка, охраняющего государство, но обязуется выполнить любое желание старца.
Сначала всё было хорошо, но потом звездочёт потребовал расплаты в лице шамаханской царицы, а Дадон, не собиравшийся придерживаться клятвы, просто убил благодетеля. Однако недостойный и несправедливый поступок был тут же наказан. Волшебный петушок клюнул царя в голову, отчего он сразу умер.
Таким образом, петушок выступил в качестве высшей силы, творящей справедливость, а читатель понял, что любое обещание нужно выполнять, иначе последует наказание.