Потешки в младшей группе детского сада: большая подборка стишков-потешек для детей


Потешки в младшей группе детского сада: большая подборка стишков-потешек для детей


Детские потешки для дошкольников младшей группы детского сада — это особенный сборник стишков с более сложным смыслом, чем для младенцев, но с таким же полезным развивающим потенциалом, новыми словами и способностью развивать речь ребёнка 1, 2 или 3 лет.

Среди потешек, предназначенных для такого маленького ребёнка, очень популярны пальчиковые игры, которым посвящен отдельный блок наших потешек. Однако и здесь вы найдёте массу полезных произведений для развития не только моторики, но и умственных способностей малыша, памяти, артикуляции.

— Пальчик-мальчик, Где ты был? — С этим братцем В лес ходил. С этим братцем Щи варил. С этим братцем Кашу ел. С этим братцем Песни пел!

— Ладушки, ладушки Где были? — У бабушки! — Что ели? — Кашку! — Что пили? — Бражку! Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька. Попили, поели, Домой полетели, На головку сели, Ладушки запели.

— Сорока, сорока! Где была? — Далёко! Печку топила, Кашку варила, На порог скакала – Гостей созывала. Гости прилетели, На крылечко сели. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Он по воду не ходил, Дрова не рубил, Печку не топил, Кашку не варил…

Идёт коза рогатая, Идёт коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт, Забодает, забодает, забодает.

Ночь пришла, Темноту привела; Задремал петушок, Запел сверчок. Уже поздно, сынок, Ложись на бочок, Баю-бай, Засыпай…

Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать, Прибаюкивать.

Баю-баю, баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.

Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток К нам, волчок, не ходи, Нашу детку не буди.

Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот, Разобьёт весь хоровод.

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шёлкова бородушка! Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Ване спать не даёшь?

Травка-муравка Со сна поднялась, Птица-синица За зерно взялась, Зайка — за капустку, Мышки — за корочку, Ребятки — за молоко.

Дождик, дождик, пуще Будет травка гуще, Будут листья зеленей, Будут ягодки красней.

Радуга-дуга, Не давай дождя. Давай солнышка, Колоколнышка!

Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху — Грру-угрру! Грру-угрру! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споёт ку-ка-ре-ку!

Потешки

Народные потешки развеселят малыша во время кормления и помогут маме поскорее накормить непоседу.

***

Тили-час, тили-час! Подоспел обед у нас. Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, Воробей стучит в окошко: «Дайте ложечку и мне!» Вот и кончился обед.

***

Сорочка, сорочка, Бело-белобочка, На порог скакала, Гостей созывала. Гости, на двор — Кашка, на стол, Гости со двора — Кашка со стола.

***

Сорока-ворона Кашу варила, Детей кормила, Этому дала, Этому дала, — А ты где был? Дров не рубил, Печку не топил, Кашу не варил, Позже всех приходил.

***

Идет коза рогатая За малыми ребятами. Кто кашу не ест? Молоко не пьет? Забодает, забодает, забодает!

*** Я пеку, пеку, пеку, Деткам всем по пирожку А для милой мамочки Испеку два пряничка. Кушай, кушай, мамочка, Вкусные два пряничка. Я ребяток позову Пирожками угощу —

Кушайте, пожалуйста!

***

Люли, люли, люли, Прилетели гули, Стали гули ворковать, Стали гули хлопотать: Залетели в уголок, Зажигали огонек, Стали кашу варить, Стали Машу кормить.

***

Потихоньку, помаленьку, понемножку, не спеша, Ели мы с тобою кашку, Правда, кашка хороша?! Это — ложка, это — чашка, В чашке гречневая кашка. Ложка в чашке побывала, Кашки гречневой не стало.

***

Кто у нас любимый самый? — Ложку первую за маму, А вторую за кого? — Да за папу твоего, За кого же третью ложку? — За веселую матрешку, Съешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше не жалей! Съешь за праздник, шумный, яркий, За гостей и за подарки, За котёнка, за Тимошку Эту маленькую ложку И за рыжего кота, Вот тарелка и пуста!

***

Каша вкусная дымится, Даша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели по немножку.

*** Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко.

*** Пышка, лепёшка В печи сидела, На нас глядела, В рот захотела.

***

Тили-час, тили-час вот обед у нас сейчас Скушаем за маму ложку, Скушаем за папу ложку, За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко, дайте ложечку и мне… вот и кончился обед.

*** Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Сонечку кормить?» Один скажет: «кашкою», Другой – «простоквашкою», Третий скажет – «молочком, И румяным пирожком».

***

Наш Ванюша непосед, Не доест никак обед. Сели, встали, снова сели, А потом всю кашу съели.

*** Ой, люли, люли, люли, В море плыли корабли, Маше кашку привезли. Кашенька молочненька Для любимой доченьки. Маша, ротик открывай, Кашку сладкую глотай. А кто кашку кушает, Маму с папой слушает, Вырастает сильным, Здоровым и красивым.

***

Ам! Ам! Ам! Я тебе конфету дам, Но сперва за маму нашу Скушай ложку манной каши! Ам! Ам! Ам! Кушай, Ваня, кашу сам! Скушай-ка за папу ложку, Подрастешь еще немножко! Ам! Ам! Ам! Есть не будешь, съем я сам. И на целую версту С каждой ложки подрасту! Стану я большим совсем, И тогда тебя я съем!

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Педагогический проект «Потешки» (младшая группа) Тема: «Развитие познавательно – исследовательской активности детей»

Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад №21» Кашапова Е.М г. Лысьва Пермский край

Название проекта: «Потешки»

Разработчик проекта – Кашапова Е.М., воспитатель младшей группы

Руководитель проекта – Кашапова Е.М., воспитатель младшей группы

Тип проекта – познавательно-игровой

Срок реализации проекта – 09.01. 17-30. 01. 17.

Место реализации проекта – младшая группа МАДОУ

ЦРР «Детский сад №21»

Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители.

Краткое описание проекта:

Данный проект направлен на формирование познавательной активности детей. Целью проекта является – знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Цель предполагается достичь через решение следующих задач.

  • Повышать интерес к русским народным потешкам.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. —
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

Участниками проекта являются дети и родители младшей группы ДОУ.

Проект рассчитан на 3 недели.

Ожидаемый результат по окончании реализации проекта – это

  • Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.
  • Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

По результатам наблюдений, а также бесед с детьми своей группы можно сделать вывод, что дети в недостаточном объеме знают потешки, не умеют разыгрывать и инсценировать потешки.

Одним из путей решения данной проблемы может стать разработка комплекса мероприятий, направленных на формирование знаний у детей потешек и умение их инсценировать, а также тесное взаимодействие педагога, детей и родителей в работе в этом направлении.

Актуальность

В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает развивать связную речь. Свою работу я строила на принципах тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности.

Именно поэтому данный проект «Потешки» позволит расширить словарный запас малышей, активизировать познавательное и умственное развитие.

Знакомство с фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, многому учит.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь способствует разговорной речи. Они легко запоминаются детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений.

Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания.

Анализ ситуации в младшей группе:

Из бесед с родителями стало ясно: в большинстве семей нашей группы родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.

В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, сейчас они помнят лишь несколько загадок и поговорок, а из потешек называют одну «Сорока – белобока…».

Таким образом, я выяснила, что работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно. Родители не используют полностью их развивающий потенциал, в том числе и для развития речи.

Итак, я еще раз убедилась в том, что использование различных форм фольклора для детей дошкольного возраста просто необходимо.

Проблема: слабо развит познавательный интерес.

Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Задачи:

  • Повышать интерес к русским народным потешкам.
  • Побуждать детей активно включаться в игровые действия, употребляя разные по форме и содержанию обращения.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развивать мышление умение подхватывать и читать знакомые строки потешек, передавать жестами и действиями содержание потешки, песенки. —
  • Вызывать у детей эмоциональный отклик на художественное произведение.

Возможные риски:

  • нежелание родителей участвовать в совместной деятельности с детьми
  • отсутствие финансовых ресурсов
  • заболеваемость детей в период реализации проекта.

Продукт проекта:

  • Выставка рисунков
  • Альбом «Моя любимая потешка»
  • Книжки-малышки, книжки-картинки
  • Картотека потешек, игр
  • Коллаж «Любимые герои потешек»
  • Мини-музей «Потешки»

Предполагаемый результат:

Высокий уровень сформированности знаний у детей потешек (по результатам наблюдений и бесед с детьми).

План реализации проекта:

Мероприятия Дата ответственный

1 этап. Вводный.

Цель: Создать условия для реализации проекта.

Срок: 9.01.17. -13. 01. 17.

Создание условий для работы с детьми и родителями:

  • подобрать иллюстрированный материал к потешкам
  • подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей
  • составить картотеку потешек
  • подбор игр и другого материала по теме; 9.01.17. -13. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.

Работа с детьми

Наблюдения за детьми, беседы с ними (выявление уровня знаний о фольклоре) 9.01.17. -13. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.

Взаимодействие с родителями

  • ознакомить родителей с целями и задачами проекта
  • консультации для родителей «Игры с потешками дома», «Развиваем мелкую моторику», раздел в уголке для родителей «Что мы учим»); 10. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.

2 этап. Основной.

Цель: Организация работы с детьми и родителями

Срок: 16.01.17. -27. 01. 17.

Работа с детьми

  • Чтение и обыгрывание потешки «Как у нашего кота».
  • П/и «Мышеловка»
  • Хороводные игры «Колпачок», «Пузырь»
  • Рисование «Пушистый котенок» 16. 01. 17.

Воспитатель Кашапова Е.М.

  • Чтение и обыгрывание потешек «Киска, киска брысь», «Перчатки»
  • Рисование «Петушок» (ладошкой)
  • П/и «Вышла курочка гулять»
  • Хороводная игра «Шла коза по лесу…» 19. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
  • Чтение и обыгрывание потешки «Кисонька-мурысонька»
  • Хороводная игра «Мыши водят хоровод»
  • Лепка «Испечем прянички» 23. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
  • Игра-драматизация «Кошкин дом»
  • Хороводная игра «Ходит Ваня»
  • Конструирование «Домик для кошечки» 25. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
  • Чтение и драматизация сказки «Теремок»
  • Чтение потешек, закличек о солнышке.
  • Лепка «Лучики для солнышка», 27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.

Взаимодействие с родителями

Оформление папки-передвижки «Потешки наши друзья» В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.

Принять участие совместно с ребенком рисунок «Моя потешка» В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.

Домашнее задание: коллаж «Любимые герои потешек» 16. 01. 17. – 27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.

Индивидуальные консультации, беседы В процессе второго этапа Воспитатель Кашапова Е.М.

3 этап. Заключительный.

Цель: Оценка и представление результатов реализации проекта

Срок: 23.01.17. -27. 01. 17

  • Выставка рисунков 26. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
  • Создание мини-музея «Потешки» 23.01.17. -27. 01. 17. Воспитатель Кашапова Е.М.
  • Выступление на педсовете опыт работы В процессе третьего этапа Воспитатель Кашапова Е.М.

Анализ ресурсов, необходимых для обеспечения проекта:

  • Временные: 3 недели
  • Научно – методические: М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей», Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» журналы, интернет.
  • Организационные: план реализации проекта, беседы с детьми и родителями, индивидуальные беседы, наблюдения.
  • Мотивационные: агитация и мотивирование родителей, заинтересованность детей.

Схема управления проектом:

Функции воспитателя, руководителя проекта:

  • Разработка и внедрение проекта в группе ДОУ
  • Создание условий для реализации проекта
  • Организация и координация взаимосвязи между участниками проекта
  • Осуществление контроля за реализацией проекта
  • Проведение анализ – результатов
  • Организация мероприятий, предусмотренных проектом
  • Решение вопросов, возникших в процессе реализации проекта.

Функции родителей

  • Помощь в приобретении книг, игрушек
  • Взаимодействие с участниками проекта.

Функции детей:

  • Посещение всех мероприятий, предусмотренных проектом
  • Взаимодействие с участниками проекта.

Список литературы

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.
  2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП.: Детство- пресс, 2001.
  3. Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.
  4. Евдокимова Е.С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008
Следующая >

Долгосрочный проект в 1 младшей группе «Потешки для малышей»

Продолжительность проекта: 09.2020г.-06.2021г.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели 1 младшей группы.

«Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга»

Потешка – это малый жанр устного народного творчества , песенка-приговорка, напрямую связанная с жестом.

Актуальность. В малом дошкольном возрасте потешка играет особую роль, особенно ценно неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма , эмоциональная окраска, звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Поэтому потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи. Так же развивается речевой слух и произношение звуков. В потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит с множеством повторов ,что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие ,происходит обогащение словарного запаса ребёнка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи, развитие монологической и диалогической речи. В период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребёнка, интересным, музыкальным и развивающим средством, которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребёнка в дошкольный период детства.

В последнее время часто слышим высказывание «люди, перестали читать», из бесед и наблюдений за общением родителей с детьми, можно предположить, что современные родители и правда мало общаются и читают детям книг, в силу своей занятости или зависимости от современных средств информации (интернет, TV, всевозможные гаджеты).

Чтобы прояснить, нами были предложены родителям ответить на вопросы анкеты «Ребёнок и книга» в рамках недели детской книги. Из результатов анкетирования, видно: все родители, принявшие участие в анкетировании читают детям книги (100%), что очень отрадно. 60% читают детям несколько раз в неделю, 30% – ежедневно, а 10% – редко. Половина родителей читают по просьбе ребенка, а другая половина и по просьбе ребенка и по своей инициативе. У всех опрошенных дома есть книги: в наличии имеются стихи и сказки, есть потешки и дополнительно имеются энциклопедии. Половина опрошенных родителей ответили, что дома дети рассказывают, что читали в детском саду. Отрадно, что все родители читают различную литературу: художественную, познавательную, периодическую, что очень радует. Из анализа анкет сделали вывод, родители занимаются развитием своих детей, но для этого у них недостаточно времени и представлений о пользе народного фольклора (потешек), и заучивания небольших произведений для детей младшего дошкольного возраста.

Фольклор одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Принимая во внимание актуальность данного вопроса мной был разработан проект «Потешки для малышей», целью которого стало формирование эмоционально положительного отношения к книге средствами фольклора.

Задачи проекта:

  • Развитие речи детей ,обогащение и активизация словаря.
  • Воспитание бережного отношения к книгам.
  • Формирование потребности в чтении.
  • Повышение уровня развития речевой активности.
  • Знакомство с окружающим миром-природой, с укладом жизни и быта русского народа.
  • Привлечение родителей к созданию условий для развития интереса у детей к книгам дома и в детском саду.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Присутствует эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения фольклора.
  • Расширен круг детского чтения.
  • Обогащён словарь ребенка.
  • Формируется потребность в чтении книги.
  • Родители проявили активность при создании условий для развития интереса детей к книгам.

Продукт проекта:

создание картотеки «Потешки для малышей»

  • создание совместной с родителями книги «Наши любимые потешки» с последующим просмотром на родительском собрании. Создание лэпбука «Читаем детям», книжки-малышки «Потешки, песенки».

Работа с родителями

Анкетирование «Ребенок и книга» (Прил. 1)

  • Беседа «Роль потешки в развитии детей раннего возраста»(Прил. 2)
  • Выставка книг «Читаем с детьми»
  • Папка-передвижка «Как и что читать детям 2-3 лет»
  • Буклет «Читаем детям»

Построение работы с учётом следующих принципов: наглядности, последовательности, деятельности, преемственности с семьёй, вариативности. Методы: словесные беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, дидактические игры ,показ театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках.

Литература:

  1. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. 88 с.
  2. Винникова Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: развитие речи, художественной литературы, изобразительная деятельность. ТЦ Сфера, 2009. 128с.
  3. Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи). М.: Омега, 2007.

Содержание работы по самообразованию на 2020-2021учебный год

Сентябрь. Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора». Изучение темы, постановка цели и задач по данной теме. Планирование.

Октябрь. Разучивание и проговаривание потешек с детьми в повседневной жизни. Анкетирование родителей на тему: «Ребёнок и книга», родительское собрание «Роль потешки в воспитании ребёнка».

Ноябрь. Изучение темы «Настольно-печатные игры по русским народным сказкам». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций, картинок .Создание вместе с родителями творческих работ «Моя любимая сказка». Оформление книжного уголка на тему «Потешки».

Декабрь. Оформление уголка «Наше творчество». Изучение темы «Театрализованные игры как средство развития речи детей». Обогащение уголка ряжения. Разучивание стихов и песен к Новому году, театрализованное представление «Подарки Деда Мороза». Пальчиковые игры на тему «зима».

Январь. Оформление театрализованного уголка в группе, изготовление театра по русским народным сказкам. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Просмотр с детьми презентаций « Такие разные потешки».

Февраль. Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Совместное и самостоятельное рассматривание иллюстраций и картинок. Использование потешек во время умывания ,одевания ,раздевания, при подготовке ко сну. Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей».

Март. Знакомство с потешками и стихами о маме. Развлечение «Солнышко, как мама». Консультация «Речь и пальчики». Участие в общем празднике «Проводы масленицы», дидактические игры «Узнай из какой потешки отрывок», «Узнай потешку».

Апрель. Изучение темы «знакомство с закличками, потешками о солнышке». Развлечение «Маленькие солнышки-помощники большого солнца». Создание картотеки потешек. Создание совместно с родителями книги «Любимые потешки».

Май. Консультация для родителей «Как правильно учить стихи». Родительское собрание «Наши успехи». Пополнение развивающей среды: игры на шнуровку, спортивный уголок. Разучивание потешек о животных. Развлечение «Лесные звери в гостях у детей». Игра-викторина «Сказочные герои».

Самоанализ плана по самообразованию. Презентация проекта «Развитие речи детей посредством фольклора».

Предполагаемый результат

Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями. Произношение звуков стало яснее, выразительнее. Сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

Возник интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

У родителей формируется интерес и понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи.

Обогатилась развивающая среда группы в данном направлении.

Дети запомнили много потешек, песенок, русских народных сказок.

Улучшилась память и внимание.

Рисуем потешки: НОД «Светит солнышко….»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]