Организация игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Ход игры:
Воспитатель рассказывает, что снеговик спешил в гости, но споткнулся и потерял один комочек. Нужно помочь снеговикам, воспитатель обращает внимание на то, что комочки у него белого цвета.
Воспитатель с детьми рассматривают картинку с изображением цветов, и обращают свое внимание на то, что у цветов нет серединки, он предлагает ребятам подобрать крышку, соответствующую по цвету каждому цветочку, и прикрутить ее к горловине.
«На что похожа фигура?»
Цель:
Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.
Ход игры:
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т.д.).
«Спрячимся от дождика»
Цель:
Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
Игровой материал:
Предварительно изготавливаются геометрические фигуры и три рисунка зонтиков. Взрослый выкладывает под каждый зонтик по одной геометрической фигуре, это образец для детей.
Ход игры:
Игровая ситуация: “В теплый солнечный денек вышли геометрические фигурки погулять. Как вдруг на небе появилась огромная серая туча, закрыла солнышко и пошел дождик. Квадратикам, кружочкам и треугольникам надо спрятаться от дождя, чтобы не промокнуть. А куда же спрятаться?”
«Выбери пуговки»
Цель:
Воспитывать умение группировать предметы по величине.
Игровой материал:
2 коробочки, большая и маленькая, пуговицы разные по величине (большие и маленькие)
Ход игры:
Педагог вместе с детьми раскладывает пуговицы на группы: самые большие, большие, маленькие и т.д. Рассматривая размеры пуговиц, сравнивает, прикладывает пуговку к пуговке. Взрослый активизирует речь детей.
«Найди домик»
Цель:
Воспитывать умение различать предметы по величине.
Игровой материал:
Изготовленные из картона домики разной величины, изготовленные из картона зайчики разной величины.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает ребятам, что зайчики потерялись и не могут найти свой домик. Педагог предлагает ребятам помочь зайчикам, найти каждому домик.
«Чудесный мешочек»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах и развивать умение угадывать предметы на ощупь. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша. Игровое действие Вариант 1. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки. Вариант 2.Предложить достать все квадратные блоки. Вариант 3. Ребёнок достает все прямоугольные блоки. Вариант 4. Предложить достать все треугольные блоки.
«Что лишнее»
Игровая задача — упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша. Игровое действие Выложить на стол три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
«Найди не похожую фигуру»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления. Материал: набор блоков Дьенеша. Игровое действие: Вариант 1. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету. Вариант 2. Найти фигуру, которая не такого размера. Вариант 3. Предложит найти ребёнку фигуру, которая не такой формы. Вариант 4. Ребенок находит фигуру, которая не такая как эта по толщине.
«Бусы»
Игровая задача — закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете. Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус. Игровое действие Вариант 1. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный… Сделать бусы как эти по образцу. Вариант 2. Предложить собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник. Вариант 3. Выложить перед ребёнком ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.
«Продолжи ряд»
Игровая задача: закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша. Игровое действие Вариант 1. Выкладываем на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило. Вариант 2. Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
«Угощение для медвежат»
Игровая задача: развить умения сравнивать предметы по одному — четырем свойствам. Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша. Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные. Игровое действие Вариант 1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата — сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем. Вариант 2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.
«Что изменилось»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Материал: набор блоков Дьенеша. Игровое действие Вариант 1. На стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения. Вариант 2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами. Вариант 3. Одна или две фигуры заменяется на новую.
«Улитка»
Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма). Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков. Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме. Игровое действие Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
«Помоги Мишке и Зайке»
Игровая задача: совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Материал: игрушки (мишка, кукла, заяц), логические блоки Дьенеша. Игровое действие Вариант 1. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки? Вариант 2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у мишки оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые. Вариант 3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).
«Поручения»
Игровая задача: формировать умение различать и называть игрушки, а также выделять их размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. Игровое действие Вариант 1. Показать ребёнку игрушки, предметы и предлагает назвать их, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается). Вариант 2. Покатать матрешку в большой машине. Вариант 3. Поставить маленькую собаку возле матрешки. Вариант 4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких. Вариант 5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер. Вариант 6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку. Вариант 7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.
«Угости зайчика»
Игровая задача: формировать умение у детей группировать предметы по величине. Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе. Игровое действие Вариант 1.Показатьзайца, предложить ребёнку его рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко. Вариант 2. Сгруппировать предметы по цвету.
«Заштопай штанишки»
Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине. Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. Игровое действие Вариант 1. Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками. Вариант 2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками. Вариант 3. Заштопать только зелёными прямоугольными. Вариант 4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными. Вариант 5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
«Весёлые человечки»
Игровая задача: совершенствовать умения группировать предметы по форме, закрепить название геометрических фигур. Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки. Игровое действие Вариант 1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры. Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики. Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат). Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.
«Помоги матрёшке найти свои игрушки»
Игровая задача: закрепить умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету. Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов. Игровое действие Вариант 1.Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье. Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.
«Вкладыши»
Игровая задача: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), развивать память, мышление внимание. Материал: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие), «Собачки» (по возрастанию). Игровое действие Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.
«Разноцветные клубочки и прищепки»
Игровая задача: продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение. Материал: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки. Игровое действие Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку. Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.
«Разноцветные капли»
Игровая задача: продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление. Материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра. Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет. Игровое действие Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком. Вариант 2. Усложнение — четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов
«Зашнуруй сапожок»
Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности. Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки. Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка. Игровое действие Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки. Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки. Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки.
«Сложи радугу»
Игровая задача: развивать сенсорные способности, цветовосприятие. Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки. Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги. Игровое действие Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета. Вариант 2. Усложнение — собирать самостоятельно.
Значение самостоятельной деятельности для развития ребенка
Разнообразные впечатления позволяют сделать игры более осознанными и детальными. Впечатления детей обогащаются в процессе наблюдений и тематических экскурсий. Полезно проследить за работой врача в медицинском учреждении, повара на кухне, помощника воспитателя в группе. Воспитатель акцентирует внимание детей на существенных моментах, тем самым помогая малышу усвоить увиденное. Сосредоточение на определенных деталях дает возможность разобраться во взаимосвязи между действиями, в основе взаимодействия взрослых. Полученные впечатления дают воспитаннику материал для новых игр с сюжетом, которые зафиксируют полученные знания об окружающем мире.
Обогатить содержание игры помогают организованные взрослым показы — инсценировки, знакомящие ребенка с социальными шаблонами поведения. Они помогают детям отличать хорошее от плохого, разбираться в причинно-следственных связях происходящего и примерять на себя образцы поведения.
Важную роль в самостоятельной деятельности детей выполняют сюжетные игры со строительным материалом. Увлекаясь разными видами конструктора, дошкольник закрепляет и совершенствует умения и навыки, которые приобрел. Строительство позволяет познакомить участников группы с формой предметов, развивая пространственные отношения. Кроме строительного материала, детям подойдут простые конструкторы, подходящие для возведения несложных построек, например башни из деталей конструктора, соединяющихся смыканием. Игрушки для стройки сочетают с другими элементами. Подойдут фигурки животных, куклы, машинки, которые помогут разнообразить игровой сюжет. Создание новых форм развивает воображение ребенка. Также игра способствует закреплению знаний о цвете.
Использование в занятиях дидактических игр помогает уточнить знания о цвете, форме и величине предметов. Такие игры содержат материалы различной тематики, позволяющие ознакомить дошкольника с миром животных и растений, изучить профессии и основные виды транспорта.
Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы дополняется книгами и картинками, которые развивают навык свободной работы книгой. Воспитанник учится анализировать изображения, составлять историю по ним, относится к книгам с аккуратностью, учится после занятия раскладывать книги по местам.
Развивать самостоятельную изобразительную деятельность можно с помощью специальной доски и цветных мелков. Занятие по рисованию проходит в группе или на улице во время прогулки.