Как провести утреннюю гимнастику в первой младшей группе детского сада


Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ

Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.

Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет

Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:

  • формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
  • укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
  • воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
  • стимулированию интереса к спорту;
  • развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
  • воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).

Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой

На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:

  • «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
  • активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
  • укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
  • повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
  • обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
  • переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
  • знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).

Приёмы проведения утренней гимнастики в первой младшей группе

Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе. Традиционно используется 4 вида приёмов.

Словесные приёмы

Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей 1,5–3 лет, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.

Объяснение

Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.

Педагог не только объясняет, но и показывает все действия

Загадки

Этот словесный приём, мотивирующий ребят на работу, требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому загадки начинают обыгрываться со второго полугодия.

В своей практике я отбираю загадки с договорками по рифме, чтобы детям было легче угадать, о чём идёт речь. К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:

  • Мы вернулись в поздний час. Кто в дверях встречает нас? Кто хвостом от счастья машет И на задних лапах пляшет, Лижет руки, лижет нос? Это — наш любимый … (Пёс) — игра «Лохматый пёс».
  • Может он идти и литься, В лужах из него водица. И не заяц, но косой, Иногда он проливной, Осенью нередкий гость. Догадались? Это … (Дождь) — игра «Дождик».
  • По сусекам поскребли, По амбарам помели. И по лесу, без дорог, Покатился … (Колобок) — игра «Катится колобок».

Стихотворения

В своей работе этот словесный приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику «Бабочка», то начинаем с прослушивания одноимённого стихотворения:

  • Удивительный цветок: Жёлтый, красный лоскуток! А по краю — кружева. Ой! С усами голова! Вот так чудо-чудеса: Это бабочка-краса! Летняя красавица Очень всем нам нравится!

Методисты также выделяют комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения (песенки), — «гимнастика в стихах».

Таблица: примеры гимнастики в стихах (составлено по материалам открытого доступа)

Название стихотворенияХод гимнастики
«Матрёшки»Собрались матрёшки Поиграть немножко. По кругу ходили, Хоровод водили. (Ходьба) Побежали друг за дружкой — (Бег) Вот весёлые подружки! Платочками махали, (Движения руками) Весело плясали, (Приседают) Ножками потопали, (Движения по тексту) Ручками похлопали. Вот какие мы матрёшки: (Наклоны) У нас красные сапожки, Платочки цветастые, (Дуют на платочки) Ленточки атласные. (Упражнение на дыхание).
«Зима»Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. А дорожка непростая, За собой нас увлекает. (Ходьба) На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать (Топают) И ладошками похлопать. (Хлопают) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по той же по дорожке Скачем мы на левой ножке. (Прыгают) Мы на лыжах все пойдём, Заберёмся мы на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. (Идут широким шагом) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Руки на поясе, поднимают колени) По дорожке побежим, До лужайки добежим. Хлопья белые летят, Холоднее стало. Только, зимушка-зима, Ребят ты не испугала. (Бег) С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Ходьба, хлопки руками над головой) На пушистом на снегу Мы затеяли игру. Ты снежок и я снежок, Становись в кружок, дружок.
«Ладошки»Покажи-ка мне ладошки И похлопай ты немножко: Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. На меня теперь смотри, (Делают любое движение) Точно всё ты повтори. Раз-два-три, раз-два-три. А теперь покажем ножки И потопаем немножко. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Покажи мне ручки, ножки, Ими поиграй немножко. (Произвольные движения руками и ногами) Раз-два-три, раз-два-три.

Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе под песенку

Короткие сказки

Такие истории по теме я придумываю сама. Периодически детям необходимо напоминать о важности выполнения гимнастики, поэтому одна из сказок может быть такой: «Жили-были два человечка — Хилячок и Толстячок. Один всё капризничал, ничего кушать не хотел, а второй только и делал, что жевал, ни в какую далеко от дома не уходил. Однажды сидели они во дворе, вдруг видят: идёт озорной мальчишка — Здоровячок. Стали они выспрашивать у него, чего это он такой довольный, радостный. И рассказал им Здоровячок, что он любит физкультуру, делает утреннюю гимнастику, кушает каши, овощи и фрукты. Тогда и Хилячок с Толстячком стали о своём здоровье заботиться, выполнять каждое утро физические упражнения и правильно питаться. И уже через месяц стали бодрыми и радостными мальчиками».

Придумывая сказки, нужно учитывать, что:

  • они не должны быть слишком длинными, иначе дети отвлекутся от гимнастики;
  • имена персонажей должны быть запоминающимися;
  • по возможности к сюжету нужно подбирать картинки.

Сказки можно рассказывать от лица персонажа, который проводит гимнастику

Наглядные приёмы

Дошкольники воспринимают мир, прежде всего, через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности малышей. И утренняя гимнастика не является исключением.

В работе со своими воспитанниками я использую:

  • картинки, изображающие персонажей упражнений — кошечек, собачек, медвежат и др.;
  • иллюстрации порядка выполнения всех элементов гимнастики (например, бегающие, прыгающие дети или ход работы над упражнением «Катится колобок»);
  • демонстрацию (для первой младшей группы это показ всех движений педагогом или просмотр видео, где гимнастику выполняют сверстники малышей).

Практические приёмы

К таким способам работы относятся виды творческой деятельности:

  • рисунки;
  • поделки;
  • аппликации.

Эти приёмы в первой младшей группе носят рефлексивный характер: так дети показывают свои впечатления от гимнастики. Например, после выполнения комплекса сюжетной гимнастики «Погремим погремушкой» мы с ребятами делаем аппликацию из заготовок погремушек для куклы Танюшки.

Выполнение аппликаций, помимо развития творческих способностей, помогает детям запомнить упражнения

Игровые приёмы

Игра как основной вид деятельности дошкольников представляет собой своего рода рамку для работы над физическими упражнениями. В утренней гимнастике активно применяются подвижные игры с элементами театрализации.

Таблица: картотека подвижных игр для утренней гимнастики (составлено по материалам открытого доступа)

Отрабатываемое умение (навык)Название игрыЗадачиХод игры
Бег«Солнышко и дождик» («Дождик», «Солнечные зайчики»)
  • Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;
  • обучаться действовать по сигналу воспитателя.
Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется.
«Бегите ко мне»
  • Упражнять детей действовать по сигналу;
  • выполнять бег в прямом направлении одновременно всей группой.
Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.
Ориентирование в пространстве«Лохматый пёс»
  • Учить детей двигаться в соответствии с текстом;
  • практиковаться в быстром изменении направления движения;
  • бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.
Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
  • Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим: «Что-то будет?».

Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место.

Развитие равновесия«Карусели»
  • Развивать у детей равновесие в движении, навык бега;
  • повышать эмоциональный тонус.
Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
  • Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите, карусель остановите. Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы«Катится Колобок»
  • Развить крупные мышцы туловища;
  • разгружать позвоноч­ник;
  • вызывать чувство удовольствия от выполняемых движений.
Дети изображают колобков: они ложатся на ковёр, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребёнку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился Колобок. Катится, катится, не дог­нать его». Затем дети перекатываются сами.
Формирование навыка подражания«Пузырь»
  • Побуждать детей действовать в соответствии со словами;
  • учить согласовывать свои действия с действиями других детей;
  • разви­вать подражание;
  • поощрять самостоятельность, инициативу.
Дети вместе со взрослым встают в круг. Воспитатель говорит:
  • Надувайся, пузырь, Оставайся такой, Надувайся большой Да не лопайся.

Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш».

Развитие ловкости«Лягушки»
  • Упражнять детей выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперёд;
  • тренировать перепрыгивание через лежащий на полу шнур.
На одной стороне зала на полу лежит шнур — это «болотце». Дети-«лягушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут, вытянувши ножки». Дети выполняют прыжки на двух ногах в соответствии с ритмом стихотворения, продвигаясь вперёд (примерно 16 прыжков) до «болотца», и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется.
Формирование навыка лазания«Обезьянки»Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке.Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться на 3–4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки.
Развитие внимания«Флажок»Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевая песенкуДети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Малыши идут по кругу и произносят текст. Выходит ребёнок по тексту, поднимает флажок, машет им и кладёт на место. Затем игра продолжается.
  • Дети встали в кружок, Увидали флажок. Кому дать, кому дать, Кому флаг передать? Выйди, Серёжа, в кружок И возьми скорей флажок!

Это интересно. Некоторые утренние комплексы включают также 1–2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательной гимнастики.

Консультация для воспитателей младших групп «Памятка воспитателю по проведению утренней гимнастики»

Консультация для воспитателей младших групп

«Памятка воспитателю по проведению утренней гимнастики»

Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья будущего взрослого человека.

Общие требования к проведению утренней гимнастики

Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.

Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически, с соблюдением ряда правил.

В режиме дня дошкольного учреждения, в который дети приходят из дома утром, утренняя гимнастика проводится до завтрака. После ее проведения необходимо предусмотреть некоторое время для перехода детского организма с двигательной деятельности на режим пищеварения, то есть не следует сразу после завершения занятия переходить к приему пищи, садиться за стол. Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка.

В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила – помещение должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; ковровое покрытие, если таковое имеется, чистое.

Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание. Нет смысла переодеваться в физкультурную форму, так как продолжительность гимнастики невелика, особенно для детей младшего возраста (5—6 минут), а умение одеваться у ребят 4-го года жизни, тем более быстро, усвоено не всеми малышами, особенно в начале года.

Обувь для занятий должна быть легкой – спортивные тапочки, в которых ребенок находится в течение дня в группе, при условии, что они ему подходят по размеру и имеют фиксированную пятку.

«Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением их по словесной команде под счет для дошкольников непригодна. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения в этом возрасте носят игровой, имитационный характер.

Утренняя гимнастика может проводиться с музыкальным сопровождением. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движения, тем самым, способствуя более четкому и правильному выполнению упражнения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. В утреннюю гимнастику включается и пение песен. Врачи считают пение лучшей формой дыхательной гимнастики.

Следует отметить, что всем практически здоровым детям можно выполнять утреннюю гимнастику. От участия в ней освобождаются дошкольники, имеющие серьезную патологию сердечно-сосудистой системы или двигательной сферы. Дети, перенесшие инфекционные заболевания, или дети после операций могут быть временно отстранены от занятий по усмотрению врача. Для некоторых детей медицинские работники вводят иногда ограничения по дозировке занятий или временно исключают бег, прыжки.

Утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.

Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут.

Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, воспитателю следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.

Методика проведения утренней гимнастики

Продолжительность утренней гимнастики 5-6 минут. Вначале выполняется ходьба разными способами, доступная детям этого возраста (обычная, на носках, с высоким подниманием колена), в чередовании с бегом, который выполняется в среднем темпе (2-3 раза). В начале года дети бегают стайкой за взрослым, врассыпную, постепенно начинает использоваться бег в колонне по одному, как на месте, так и в разных направлениях. Продолжительность бега без перерыва для младшего возраста составляет 10-20 сек. После бега дети младшей группы перестраиваются в круг и переходят к выполнению общеразвивающих упражнений.

Комплекс ОРУ для детей этой возрастной группы состоит из 3-4 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз в зависимости от сложности упражнения, а также от того, для развития каких мышц они выполняются, периода в годичном цикле и с учетом индивидуальных особенностей детей. Общеразвивающие упражнения педагог выполняет совместно с детьми.

Рекомендуется выполнять упражнения в следующей последовательности:

Если комплекс ОРУ состоит из 5-ти упражнений:

  1. для мышц плечевого пояса и рук
  2. для туловища И.п.стоя
  3. для ног (кроме прыжков)
  4. упражнения для плечевого пояса или туловища (И.п. сидя)
  5. упражнения для туловища (И.п. лежа на спине)
  6. для ног (прыжки или подскоки)

В том случае, когда в комплексы включены приседания или полуприседания, после них проводится упражнение для мышц плечевого пояса, чтобы дать детям возможность хорошо выпрямиться.

У малышей все упражнения проводятся в свободной стойке: с ногами, расставленными параллельно или несколько в стороны.

Общеразвивающие упражнения в младшем возрасте выполняются не только из положения стоя, но и из исходных положений сидя и лежа на полу; возможен вариант использования стульев.

Дети 3-го, 4-го года жизни еще не интересуется качеством движения, для него остается главным участие в самом процессе. Поэтому, чтобы не отбить желания ребенка выполнять упражнение, не следует делать замечания конкретному малышу. Так как с детьми младшего возраста воспитатель выполняет все упражнения, то главное, чтобы взрослый осуществлял правильный показ. Постепенно движения детей будут приобретать более четкое исполнение.

Нарушение правильного темпа движений – наиболее часто встречающаяся ошибка при проведении гимнастики. Следует помнить, что упражнения с участием большого количества групп мышц, например движения туловища, проводятся в более медленном темпе, чем упражнения для верхних и нижних конечностей.

Педагог показывает упражнения в зеркальном отражении.

После ОРУ проводится чередование ходьбы и бега 2-3 раза по 10-15 секунд.

Вместо бега в некоторых комплексах можно предложить детям прыжки. Прыжки вносят разнообразие в гимнастику и удобны в условиях тесного помещения. Для детей младшего возраста они выполняются на месте на двух ногах 6-8 раз, затем непродолжительная ходьба и вновь прыжки. В качестве альтернативы бегу и прыжкам после общеразвивающих упражнений можно предложить подвижную игру, хорошо знакомую детям, с очень простыми правилами и содержанием.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба.

Из упражнений составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.

Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Через некоторое время (2 – 3 месяца) целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.

При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа упражнений воспитателем, который является участником развертывающегося игрового сюжета.

Например, методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» будет такой: предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка, курочки, воспитатель рассказывает о них. Затем при выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Во время утренней гимнастики воспитатель следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.

Игровое проведение комплекса вызывает у детей желание участвовать в нем. Он проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений. Чтобы не надоедал сюжет комплекса, воспитатель проявляет изобретательность, творчество, вводит новые образы («Птички», «Бабочки» и т.д.). Действия остаются те же. Усвоение движения, сопровождающееся свободой легкостью его воспроизведения, доставляет маленькому ребенку большое удовольствие.

Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.

Проведение утренней гимнастики в первой младшей группе детского сада

При составлении комплекса утренней зарядки педагог руководствуется, прежде всего, тем, чтобы у детей была возможность всесторонне развиваться, то есть подбираются движения разных видов. Кроме того, все реплики персонажей, если таковые подразумеваются конкретным видом гимнастики, иллюстрируются движениями.

В один комплекс гимнастики желательно включать разнообразные упражнения

Таблица: картотека комплексов утренней гимнастики в первой младшей группе

Название комплексаХод упражненияСопроводительные слова
«Часики»
  1. Дети ставят ножки на ширину плеч, руки опускают вдоль тела, развернув ладошки внутрь.
  2. Показывают, как идут часики, раскачивая руки.
  3. Повторяют 4–5 раз.
«Покажите, как идут часики. Тик-так, тик-так».
  1. Имитируют бой часов. Дети выпрямляют руки и, наклонившись вперёд на прямых ногах, хлопают ладошками о колени.
  2. Выпрямляются.
  3. Закладывают руки за спину.
  4. Повторяют 2–3 раза.
«Часики звонят — бом-бом-бом».
  1. Приседают, чуть наклонив голову.
  2. Кулачками стучат по коленкам.
  3. Повторяют 2–3 раза.
«Часики сломались, нам нужно их починить специальным молоточком».
Повтор первого упражнения.«Вот и заработали наши часики снова — тик-так, тик-так».
  1. Подпрыгивают, поднимая руки вверх.
  2. Повторяют 2–3 раза.
«Теперь нам нужно повесить часики на стену повыше».
  1. Поднимают руки вверх.
  2. Бегут.
  3. Переходят на ходьбу.
«А теперь покажем, как быстро бежит время».
«Репка»Идут друг за другом.«У одного деда с женой его, бабкой, был огород».
Передвигаются на внешней стороне стопы.«Пошёл как-то дед репку сажать».
Прыгают вперёд, поднимая руки.«Как раз и погода хорошая, солнечная, птички поют».
Идут на носочках, выполняя махи руками.«Вдруг стал накрапывать дождик».
Бегут, соединив руки над головой «домиком».«Побежал дед домой».
  1. Ставят ноги на ширину плеч, опустив ручки вниз.
  2. Поднимают плечи, разводя руками.
«Собрался дед репку сажать, а лопату найти не может».
  1. Соединив ручки в «замочек», расставляют ножки на ширину плеч.
  2. Наклоняются вперёд.
  3. Выпрямляются, имитируя вытирание пота со лба.
«Стала репка большой, просто огромной. Захотел дед её из земли достать, а не смог».
  1. Расставляют ноги на ширину плеч.
  2. Обхватывают руками локти.
  3. Наклоняются влево, вправо.
«Стал дед звать помощников: бабку, внучку, собаку Жучку, кошку Мурку и, наконец, мышку».
  1. Прыгают на двух ножках.
  2. Делают хлопок над головой.
«Вот и вытянули репку!»
  1. Ходят друг за другом «паровозиком».
  2. Бегают.
  3. Спокойно ходят.
«Пошли они все домой, покушали, а потом помощники по своим домам побежали».
«Погремим погремушкой»
  1. Ножки ставят на уровень плеч, руки опускают.
  2. Поднимают руки вверх, «гремят погремушкой» (2–3 раза).
  3. Стучат кулачками по коленям (3–4 раза).
  4. Ножки на ширине плеч, попеременно поднимают левую и правую руки (3–4 раза).
«Давайте погремим погремушками».
  1. Присаживаются.
  2. Выпрямляются.
  3. Повторяют 2–3 раза.
«А теперь давайте возьмём погремушки».
Спокойная ходьба.

Отработка комплекса упражнений утренней гимнастики организуется в 3 этапа.

Таблица: хронометраж этапов утренней гимнастики

ЭтапЦелиВиды упражненийВремя
Вводный
  • Мотивация детей на выполнение упражнений;
  • отработка навыка согласованного выполнения движений;
  • подготовка организма к упражнениям посложнее.
  • Построения (врассыпную — в начале года, в круг, шеренгу, колонну — со второго полугодия);
  • повороты в разные стороны;
  • перестановка из одного круга в два, три;
  • недолгая ходьба, в том числе на носочках, с поднятыми, согнутыми руками, на пятках, на носках;
  • бег друг за другом, врассыпную.
1–2 минуты
Основной
  • Работа на укрепление мышц всего тела;
  • выработка правильной осанки.
  • Задания на разработку мышц плечевого пояса, рук;
  • задания на укрепление мышц туловища, ног и свода стопы;
  • бег;
  • прыжки.
2–3 минуты
ЗаключительныйВосстановление давления и пульса.
  • Игра, не требующая особой подвижности;
  • медленная ходьба.
0,5–1 минута

Это интересно. В одном комплексе может использоваться 2–3 вида упражнений из каждого этапа.

При распределении времени на каждый из этапов нужно делать поправку на темп выполнения упражнений детьми

Таблица: пример конспекта утренней гимнастики в первой младшей группе (фрагмент)

АвторАлёшина М., воспитатель МБДОУ Д/с №42 «Солнышко», г. Заволжье, Нижегородская обл.
Вводный этапВоспитатель вносит в группу медвежонка. Читает четверостишие, обращаясь к детям:
  • В гости к нам пришёл Мишутка. Вас зовёт он на минутку, Что-то хочет вам сказать, С вами вместе поиграть.

Медвежонок зовёт ребятишек вместе с ним поиграть.

  • Малыши, малыши, Дружные ребята, Малыши, малыши, Встали на зарядку…>
Основная часть<�… «Мишка большой, медвежонок маленький». Исходное положение (И. п.): Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Понимаем ручки, покажем, какой большой Мишка. Вот какой! Опускаем руки. Вот какой у Мишки маленький медвежонок. Выполняем 3 раза. «Мишка пляшет». И. п.: Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Покажем, как Мишка пляшет. Наклонился в одну сторону, в другую, вот какой весёлый Мишка. Выполняем 3 раза…>
Заключительный этап<�… Медвежонок предлагает ребятам идти кругом:
  • Раз, два, раз, два, Весело шагаем, Раз, два, раз, два, Ноги поднимаем! Вот так, вот так, Ножки поднимаем, Вот так, вот так, Весело шагаем. <�…>

Мишка хвалит детей:

  • Молодцы, малыши, Дружные ребятки, Молодцы, малыши, Сделали зарядку!
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/provedenie-utrenei-gimnastiki-v-pervoi-mladshei-grupe-gimnastika-s-mishkoi.html

Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе с персонажем-куклой

Картотека комплексов утренней гимнастики (младшая группа)

Ольга Николаевна

Картотека комплексов утренней гимнастики (младшая группа)

СЕНТЯБРЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС «КУРОЧКИ»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в медленном темпе (20 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Упражнение «Курочки машут крыльями»

. И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать
«ко-ко»
, опустить. Д-6 раз.

Упражнение «Курочки пьют воду»

. И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.

Упражнение «Курочки клюют зерна»

И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.

Упражнение «Курочки ищут червячка»

. И. п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.

Упражнение «Сильные крылья»

. И. п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.

Упражнение «Курочкам весело»

И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение «Найдем цыпленка»

(Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее,

2-Й КОМПЛЕКС «САМОЛЕТ»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в колонне по одному (20 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Самолет»

. И. п. ноги слегка расставлены, руки вниз. Руки в стороны –
«крылья самолета»
, вернуть в И. п. —
«улетел самолет»
. Д-6 раз.

Упражнение «Самолет выбирает место посадки»

. И. п. ноги врозь, руки в стороны. наклон вперед, поворот головы в одну, другую сторону, И. п. – Д-6 раз.

Упражнение «Посадки»

. И. п. ноги слегка расставить, руки за спину. Руки в стороны, присесть –
«опустился на землю»
, вернуться в И. п. Позже говорить
«сели»
– Д-6 раз.

Упражнение «Летчики отдыхают»

. И. п. лежа на спине. Повернуться на бок, живот, другой бок, и опять на спину, дыхание произвольное. Д-6 раз
(по 3 раза в каждую сторону)
.

Упражнение «Летчикам весело»

. И. п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Слегка сгибать и выпрямлять ноги (
«пружинки»
, затем перейти на подпрыгивания. Д-2-3 раза по 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Дыхательное упражнение
«Поиграем на дудочке»
.
(30 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
ОКТЯБРЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (15 сек., ходьба на носочках (10 сек., ходьба с высоким подниманием колен (10 сек., обычный бег (15 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Погремушки»

. И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки сжать в кулаки, поднять их вверх, потрясти ими, опустить за спину. Д-6 раз.

Упражнение «Барабан»

. И. п. ноги на ширине плеч, руки внизу за спиной. Наклониться, постучать указательными пальцами по коленям, сказать
«бум-бум»
, выпрямиться. Д-6 раз.

Упражнение «Дудочка»

. И. п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Подняться на носки, поднести руки ко рту, сказать
«ду-ду-ду»
, встать на полную ступню, опустить руки. Д-6 раз.

Упражнение «Гармошка»

. И. п. стоя на коленях, руки на поясе, развести руки в стороны,
«играем на гармошке, тра – ля-ля»
, поставить руки на пояс. Д-6 раз.

Упражнение «Пианино»

. И. п. сидя, ноги врозь, руки внизу. Наклониться, руки вытянуть вперед,
«поиграем пальчиками на пианино»
, выпрямиться, руки опустить вниз. Д-6раз.

Упражнение «Всем весело»

. И. п. ноги слегка расставить, руки вниз. 2-3 пружинки и 6-8 подпрыгиваний, чередуя с ходьбой на месте.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Ходьба мелким шагом. Дыхательное упражнение
«Надуем шар»
Дети возвращаются в
группу.
2-Й КОМПЛЕКС «ЧИСТЮЛИ»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (15 сек., прыжки на двух ногах с продвижением вперед (15 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Упражнение «Чистые ладошки»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Одну руку вперед, повернуть ладонь вверх. Вернуться в и. п. То же другой рукой. Повторить по 3 раза.

2. Упражнение «Стряхнем водичку»

И. п.: ноги слегка расставить, руки на пояс. Руки вверх; круговые движения кистью — «стряхивают водичку»

; руки на пояс. Дыхание произвольное. Повторить 4—5 раз.

3. Упражнение «Помоем ножки»

И. п.: ноги врозь, руки за спину. Наклон вперед, хлопнуть два раза по коленям, сказать «моем чисто»

. Руки за спину. Ноги в коленях не сгибать. Повторить 4—5 раз.

4. Упражнение «Мы — молодцы!»

И. п.: ноги слегка расставить, руки вниз. 8—10 подпрыгиваний и 8—10 шагов. Прыгать легко, мягко. Дыхание произвольное. Повторить 2—3 раза.

5. Упражнение «Чтобы чистым быть всегда, Людям всем нужна. (вода!»

И. п.: ноги врозь, руки на пояс. Подняться на носки; руки в стороны, вдох носом. Опуститься на всю стопу, руки на пояс, на выдохе произнести «вода-а-а»

. Повторить 3—4 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Упражнение на восстановление дыхания
(30 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
НОЯБРЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному с выполнением задания;на сигнал: «Лягушки!»

присесть, затем обычная ходьба; бег, как бабочки, помахивая руками, затем обычный бег.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения с флажками

1. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, флажки в обеих руках вни-зу. Поднять флажки вверх, помахать ими (рис. 4, опустить флажки, вернуться в исходное положение.

2. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, флажки в согнутых руках у плеч. Присесть, вынести флажки вперед (рис. 5)

. Встать, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — сидя ноги врозь, флажки в согнутых руках у плеч. На-клониться вперед, коснуться пола палочками флажков, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

4. И. п. — стойка на коленях, флажки в обеих руках внизу. Поднять флажки вверх и помахать ими вправо (влево, опустить, вернуться в исходное положение.

5. Игровое упражнение «Поймай комара»

.

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает им поймать комара — прыжки на двух ногах и хлопки двумя руками над головой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Ходьба мелким шагом. Дети возвр Дети возвращаются в
группу.
2-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба и бег вокруг кубиков (кубики по количеству детей поставлены по два, плотно один к другому)

. Ходьбу и бег проводят в обе

стороны по сигналу воспитателя.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения с кубиками

1. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Поднять кубики через стороны вверх и стукнуть ими, опустить кубики, вернуться в исходное положение.

2. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках за спи-ной. Присесть, положить кубики на пол; встать, выпрямиться, руки про-извольно; присесть, взять кубики, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — стойка на коленях, кубики в обеих руках у плеч. Накло-ниться вперед, положить кубики подальше; выпрямиться, руки на пояс; наклониться, взять кубики, вернуться в исходное положение. _

4. И. п. — стоя перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны, в чередовании с небольшой паузой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному с кубиками в руках. По сигналу воспитателя поднять кубик (не более чем на 3—5 секунд, опустить и так несколько раз во время ходьбы.

ДЕКАБРЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в медленном темпе (20 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения с платочками

2. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках у груди. Выпрямить руки вперед — показали платочек, вернуться в ис-ходное положение.

3. И. п. — стоя ноги на ширине плеч, платочек в обеих руках внизу. Наклониться и помахать платочком вправо (влево, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

4. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках внизу. Присесть, платочек вынести вперед, встать, вернуться в исход-ное положение.

5. И. п. — ноги слегка расставлены, платочек в правой руке. Прыж-ки на двух ногах, помахивая платочком над головой, в чередовании с небольшой паузой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Бег врассыпную
(15 сек.)
. Дети возвр Ходьба обычная
(20 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
2-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (15 сек., ходьба на носочках (15 сек., обычный бег (15 сек., ходьба в колонне по одному (15 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения без предметов

2. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, руки внизу. Поднять руки в стороны, опустить, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, руки на поясе. Присесть, руки вынести вперед, встать, вернуться в исходное положение.

4. И. п. — стойка на коленях, руки на поясе. Наклониться вправо (влево, выполнить 2—3 покачивания.

5. И. п. — сидя на полу, ноги прямые, руки в упоре сзади. Согнуть колени, подтянуть к себе, выпрямить ноги, вернуться в исходное по-ложение.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Упражнение на восстановление дыхания
(30 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
ЯНВАРЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба и бег змейкой между предметами (кубики, кегли, набивные мячи)

. Ходьба и бег врассыпную.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения с обручем

1. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч хватом рук с боков на груди. Поднять обруч вверх, посмотреть в окошко; опустить обруч, вернуться в исходное положение.

2. И. п. — стоя ноги на ширине ступни, обруч хватом рук с боков на груди. Присесть, обруч вынести вперед; выпрямиться, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — стойка ноги на ширине плеч, обруч хватом с боков в со-гнутых руках перед собой. Наклониться вправо (влево, вернуться в ис-ходное положение.

4. И. п. — стоя в обруче, ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах в обруче, в сочетании с небольшой паузой.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Бег по кругу
(15 сек.)
. Ходьба обычная
(20 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
2-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному,на сигнал воспитателя: «Зайка!»

дети останавливаются и прыгают на двух ногах,на сигнал: «Птички!»

легкий бег. Упражнения в ходьбе и беге чередуются

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения без предметов

1. И. п. — ноги на ширине ступни, руки перед грудью согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Круговые движения рук перед грудью, одна рука вращается вокруг другой (рис. 6)

.

2. И. п. — ноги слегка расставлены, руки за спиной. Присесть, обхватить руками колени, подняться, убрать руки за спину, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — сидя ноги врозь, руки на поясе. Наклониться, коснуться руками носков ног (рис. 7, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

4. И. п. — сидя ноги прямые, руки в упоре сзади. Поднять правую (левую)

ногу, опустить, вернуться в исходное положение.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Игровое упражнение «Поймай снежинку!»

Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает им, подпрыгивая на двух ногах, поймать снежинки
(хлопки в ладоши над головой)
.

Ходьба в колонне по одному.

ФЕВРАЛЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (15 сек., ходьба на носочках (10 сек., ходьба с высоким подниманием колен (10 сек., обычный бег (15 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения с погремушками

1. И. п. — ноги на ширине ступни, погремушки внизу. Поднять погремушки через стороны вверх, позвонить, опустить погремушки через стороны вниз, вернуться в исходное положение.

2. И. п. — ноги на ширине ступни, погремушки у плеч. Присесть, вынести погремушки вперед, позвонить, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — сидя ноги врозь, погремушки в обеих руках у плеч. Наклониться вперед, положить погремушки на пол, выпрямиться, убрать руки за спину; наклониться, взять погремушки, вернуться в исходное положение.

4. И. п. —стоя ноги слегка расставлены, погремушки у плеч. Прыжки на двух ногах, с поворотом вокруг своей оси вправо (влево)

; 2-3 раза. Игровое упражнение
«Найди свой цвет»(кегля, кубик)
.

5. Ходьба в колонне по одному.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колоне по одному (10 сек.)

. Медленный бег
(20 сек.)
. Обычная ходьба
(20 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
2-Й КОМПЛЕКС

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (15 сек., ходьба на носках (10 сек., ходьба приставным шагом вперед (10 сек., обычный бег (15 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнения без предметов

1. И. п. — ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднимаясь на носки, поднять руки вверх, потянуться, вернуться в исходное положение.

2. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поворот туловища вправо (влево, вернуться в исходное положение.

3. И. п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклониться вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, выпрямиться, вернуться в исходное положение.

4. Игровое упражнение «Пчелки»

.

5. Бег врассыпную, подняв руки в стороны и покачивая ими, про-тяжно произносить «Жу-жу-жу»
(пчелки жужжат, но никого не жалят)
.

6. Ходьба в колонне по одному.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба змейкой (25 сек.)

. Ходьба по залу в колонне по одному
(20 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
МАРТ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС «МЫШАТА»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (15 сек., ходьба в полуприседе (10 сек., обычная ходьба (10 сек., обычный бег (15 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Мышки проснулись»

. И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – руки вперед. 2 – руки в стороны. 3 –руки вверх. 4 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Мышки спрятались от кошки»

. И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1 – присесть, руки за спину, голову опустить. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Мышки завтракают»

. И. П.: сидя, ноги врозь, руки на плечах. 1 – наклон вперед, руками дотронуться пола. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Мышки отдыхают»

. И. П.: лежа на спине, руки на полу над головой. 1 – поворот вправо. 2 – И. П. 3 – поворот влево. 4 – И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Упражнение «Мышки радуются»

. И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (10 сек., ходьба змейкой (20 сек., ходьба в колонне по одному с заданиями для рук (20 сек.)

. Дети возвращаются в
группу.
2-Й КОМПЛЕКС «ЦИРКОВЫЕ МЕДВЕЖАТА»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в колонне по одному (20 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Сильные медвежата»

. И. П.: основная стойка руки в стороны. 1 – руки поднять к плечам. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Умные медвежата»

. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1– наклон вправо, 2 — И. П. 3–наклон влево, 4 — И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Упражнение «Медвежата отдыхают»

. И. П.: лежа на спине, ноги вместе, руки за головой. 1 – перекатиться на правый бок. 2 – И. П. 3 – перекатиться на левый бок. 4 – И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Упражнение «Хитрые медвежата»

. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 – присесть, руки вперед. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Веселые медвежата»

. И. П.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Повторить 2 раза по 8 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Упражнение на восстановление дыхания
(30 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
АПРЕЛЬ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС «ПОХОД В ЛЕС»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (15 сек., ходьба приставным шагом вперед (10 сек., бег змейкой (15 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Высокие деревья»

. И. П.: стоя, ноги вместе, руки опущены. 1 – руки вперед. 2 – руки вверх, встать на носочки. 3 –руки вперед. 4 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Деревья качают ветвями»

. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 – наклониться вправо. 2 – И. П. 3 – наклониться влево. 4 – И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Упражнение «Солнышко над полянкой»

. И. П.: сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади. 1 – поднять правую ногу. 2 – И. П. 3 – поднять левую ногу. 4 – И. П. Повторить по 3 раза каждой ногой. Темп умеренный.

Упражнение «Мышки отдыхают»

. И. П.: лежа на спине, руки на полу над головой. 1 – поворот вправо. 2 – И. П. 3 – поворот влево. 4 – И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Упражнение «Мышки радуются»

. И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (10 сек., ходьба змейкой (20 сек., ходьба в колонне по одному с заданиями для рук (20 сек.)

. Дети возвращаются в
группу.
1-Й КОМПЛЕКС «ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (15 сек., прыжки на двух ногах с продвижением вперед (15 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в колонне по одному (10 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Лисичка здоровается с ребятами»

. И. П.: основная стойка руки опущены. 1 – правую руку вытянуть вперед, повернуть ладошкой вверх. 2 – И. П. 3 – левую руку вытянуть вперед, повернуть ладошкой вверх. 4 – И. П. Повторить по 3 раза каждой рукой. Темп умеренный.

Упражнение «Лисичка ищет зайчика»

. И. П.: сидя на пятках, руки за спиной. 1– встать на колени, 2 — И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Лисичка отдыхает»

. И. П.: лежа на животе, руки на полу над головой. 1 – повернуться на правый бок. 2 – И. П. 3 – повернуться на левый бок. 4 – И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп умеренный.

Упражнение «Лисичка спряталась от волка»

. И. П.: сидя, ноги вместе, руки опущены. 1 – подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Лисичка веселится»

. И. П.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Повторить 2 раза по 8 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Упражнение на восстановление дыхания
(30 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
МАЙ

Комплексы утренней гимнастики

1-Й КОМПЛЕКС «ГУСИ»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек., ходьба на носках, руки вверх (20 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в колонне по одному (20 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Гуси гогочут»

. И. П.: основная стойка, руки опущены. 1 – поднять руки через стороны вверх. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Гуси шипят»

. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1– наклон вперед, 2 — И. П. Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Гуси тянутся к солнышку»

. И. П.: сидя на пятках, руки к плечам. 1 – встать на колени, руки поднять вверх. 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Спрятались гуси»

. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки за спиной. 1– низко присесть, голову наклонить и положить на колени, руки опустить, 2 — И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Радуются гуси»

. И. П.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Повторить 2 раза по 8 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Ходьба мелким шагом. Дети возвращаются в
группу.
1-Й КОМПЛЕКС «БАБОЧКИ»

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба за направляющим в колонне по одному (20 сек., обычный бег (20 сек., ходьба в медленном темпе (20 сек., построение в круг.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Бабочки машут крыльями»

. И. П.: основная стойка, руки опущены. 1 – поднять руки через стороны. 2 -3 – помахать руками. 4 – И. П. Повторить 5 раз. Темп умеренный.

Упражнение «Бабочки засыпают»

. И. П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. 1 – присесть, руками закрыть глаза, 2 – И. П. Повторить 5 раз. Темп медленный.

Упражнение «Бабочки отдыхают»

. И. П.: сидя, ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон вправо. 2 – И. П. 3 – наклон влево. 4 – И. П. Повторить по 3 раза в каждую сторону. Темп медленный.

Упражнение «Бабочки дышат»

. И. П.: стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. 1, 2 – вдох, 1, 2, 3, 4 — выдох. Повторить 4 раза. Темп медленный.

Упражнение «Радуются бабочки»

. И. П.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. Повторить 2 раза по 8 прыжков, чередовать с ходьбой на месте.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ходьба в колонне по одному (20 сек.)

. Бег врассыпную
(15 сек.)
. Ходьба обычная
(20 сек.)
. Дети возвращаются в
группу.
Источник: Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики»

Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ

Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:

  • методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
  • самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).

В обоих случая план диагностики будет один.

Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей

Схема анализа утренней гимнастики

Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:

  1. Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
  2. Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
  3. Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
  4. Сколько времени длилась гимнастика.
  5. Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
  6. Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
  7. Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
  8. Какой эмоциональный фон был создан.
  9. Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).

Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]