Значение утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Утренняя гимнастика — это элемент режима дня, призванный укреплять и сохранять здоровье малышей, поднимать их эмоциональный тонус и настраивать на дальнейшую деятельность.
Цели и задачи утренней гимнастики для детей 1,5–3 лет
Образовательные цели утренних упражнений являются универсальными для дошкольников любого возраста и сводятся к:
- формированию, отработке и совершенствованию двигательных навыков (для детей 1,5–3 лет эта цель является главенствующей, так как младшие дошкольники только учатся координировать свои движения, определять направление движений рук, ног, туловища);
- укреплению здоровья (формировать правильную осанку, предотвращать плоскостопие, вырабатывать красивую походку);
- воспитанию культуры здоровья (дети учатся заботиться о своём здоровье, постигают основы физической культуры);
- стимулированию интереса к спорту;
- развитию умения согласовывать свои действия с действиями других людей;
- воспитанию личностных качеств (целеустремлённости, самостоятельности, трудолюбия).
Утренняя гимнастика создаёт у детей положительный эмоциональный настрой
На реализацию поставленных целей в первой младшей группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) направлено решение таких задач, как:
- «пробуждение» организма малыша ото сна (даже с учётом того, что до детского сада дошкольники проходят или проезжают какое-то расстояние, многие из них находятся в сонном состоянии, обусловленном ранним подъёмом);
- активизация сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма, органов и каналов восприятия окружающего мира (в основном с помощью бега, прыжков);
- укрепление опорно-двигательного аппарата малышей (за счёт повторений упражнений на тренировку мышц плечевого пояса, туловища, ручек и ножек);
- повышение работоспособности ребят (гимнастика способствует насыщению тканей и органов кислородом, а значит, дети становятся более энергичными);
- обеспечение организованного начала дня (дети выполняют движения вместе, и все последующие режимные моменты в детском саду также «по инерции» происходят слаженно);
- переключение малышей на совместные виды деятельности (даже если во время сбора детей в группе ребята играли в разные игры и отвлечь их было почти невозможно, гимнастика позволит перейти к общему занятию);
- знакомство с разными видами спорта (дети не только узнают название, но и соотносят вербальное описание с изображением, примеряют на себя некоторые спортивные занятия, например, коньки).
Противопоказания
Гимнастические упражнения для детей, которые нужно выполнять каждое утро, почти не имеют противопоказаний. Если ребенок отлично себя чувствует, у него нет проблем с суставами или кровообращением, то можно смело начинать зарядку, причем постоянно добавлять новые комплексы, либо увеличивать продолжительность старых.
Осторожнее следует быть, если есть проблемы со здоровьем. Врачи рассматривают следующий список противопоказаний:
простуда, любые другие временные инфекции. Во время борьбы с вирусом температура тела поднимается. А любые физические нагрузки поднимают ее дополнительно, что можно привести к осложнениям и хроническим заболеваниям;
- воспаления. Поднимается температура тела, и в областях воспаления могут развиться гангрены, гнойные инфекции, поскольку образуется благоприятная среда для роста бактерий;
- кровотечения. Физические упражнения ускоряют кровообращение, из-за чего течение становится еще сильнее;
- проблемы с давлением. Если они временные, то нужно до выздоровления прекратить утреннюю гимнастику. Когда давление постоянно не в норме, то следует проконсультироваться с лечащим врачом. Он расскажет, какие конкретно упражнения можно выполнять, и они не навредят здоровью;
- злокачественные опухоли. При таких серьезных заболеваниях организму не следует давать дополнительную нагрузку, поскольку ему приходится тратить много энергии на борьбу с болезнью.
Не рекомендованы физические нагрузки и на стадиях выздоровления. Нужно дать время организму, чтобы он окончательно окреп, и только после этого возобновлять гимнастику.
Приёмы проведения утренней гимнастики в первой младшей группе
Как и любой другой вид деятельности, выполнение утренних физических упражнений требует тщательного выбора способов взаимодействия в работе. Традиционно используется 4 вида приёмов.
Словесные приёмы
Речь взрослого имеет колоссальное значение для развития ребёнка. Тем более если это касается малышей 1,5–3 лет, которые только-только начинают говорить. Для того чтобы освоение речи происходило гармонично, с дошкольниками нужно разговаривать, иллюстрируя словом любое действие.
Объяснение
Упражнения утренней гимнастики должны быть обязательно разъяснены. При этом педагог старается подбирать короткие предложения с понятными словами, говорить не торопясь, чётко проговаривая все слова.
Педагог не только объясняет, но и показывает все действия
Загадки
Этот словесный приём, мотивирующий ребят на работу, требует от них не только определённого багажа знаний, но и словарного запаса. Поэтому загадки начинают обыгрываться со второго полугодия.
В своей практике я отбираю загадки с договорками по рифме, чтобы детям было легче угадать, о чём идёт речь. К примеру, перед выполнением комплекса в виде подвижных игр мы с детьми разгадываем загадки, в которых зашифрованы названия упражнений:
- Мы вернулись в поздний час. Кто в дверях встречает нас? Кто хвостом от счастья машет И на задних лапах пляшет, Лижет руки, лижет нос? Это — наш любимый … (Пёс) — игра «Лохматый пёс».
- Может он идти и литься, В лужах из него водица. И не заяц, но косой, Иногда он проливной, Осенью нередкий гость. Догадались? Это … (Дождь) — игра «Дождик».
- По сусекам поскребли, По амбарам помели. И по лесу, без дорог, Покатился … (Колобок) — игра «Катится колобок».
Стихотворения
В своей работе этот словесный приём я также использую для мотивации воспитанников. Во-первых, дети с удовольствием включаются в прослушивание рифмованных строк, а во-вторых, быстрее вникают в суть темы. Таким образом, стихотворения не только привлекают внимание малышей, но и дают им представление о тех заданиях, которые будут в утренней гимнастике. Например, если мы с малышами собираемся выполнять сюжетную гимнастику «Бабочка», то начинаем с прослушивания одноимённого стихотворения:
- Удивительный цветок: Жёлтый, красный лоскуток! А по краю — кружева. Ой! С усами голова! Вот так чудо-чудеса: Это бабочка-краса! Летняя красавица Очень всем нам нравится!
Методисты также выделяют комплексы упражнений, которые выполняются под иллюстрирующие их стихотворения (песенки), — «гимнастика в стихах».
Таблица: примеры гимнастики в стихах (составлено по материалам открытого доступа)
Название стихотворения | Ход гимнастики |
«Матрёшки» | Собрались матрёшки Поиграть немножко. По кругу ходили, Хоровод водили. (Ходьба) Побежали друг за дружкой — (Бег) Вот весёлые подружки! Платочками махали, (Движения руками) Весело плясали, (Приседают) Ножками потопали, (Движения по тексту) Ручками похлопали. Вот какие мы матрёшки: (Наклоны) У нас красные сапожки, Платочки цветастые, (Дуют на платочки) Ленточки атласные. (Упражнение на дыхание). |
«Зима» | Дети, стройтесь по порядку На весёлую зарядку. Чтоб размялись наши ножки, Мы пройдёмся по дорожке. А дорожка непростая, За собой нас увлекает. (Ходьба) На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать (Топают) И ладошками похлопать. (Хлопают) По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. И по той же по дорожке Скачем мы на левой ножке. (Прыгают) Мы на лыжах все пойдём, Заберёмся мы на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. (Идут широким шагом) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Руки на поясе, поднимают колени) По дорожке побежим, До лужайки добежим. Хлопья белые летят, Холоднее стало. Только, зимушка-зима, Ребят ты не испугала. (Бег) С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Ходьба, хлопки руками над головой) На пушистом на снегу Мы затеяли игру. Ты снежок и я снежок, Становись в кружок, дружок. |
«Ладошки» | Покажи-ка мне ладошки И похлопай ты немножко: Хлоп-хлоп-хлоп, Хлоп-хлоп-хлоп. На меня теперь смотри, (Делают любое движение) Точно всё ты повтори. Раз-два-три, раз-два-три. А теперь покажем ножки И потопаем немножко. Топ-топ-топ, Топ-топ-топ. Покажи мне ручки, ножки, Ими поиграй немножко. (Произвольные движения руками и ногами) Раз-два-три, раз-два-три. |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе под песенку
Короткие сказки
Такие истории по теме я придумываю сама. Периодически детям необходимо напоминать о важности выполнения гимнастики, поэтому одна из сказок может быть такой: «Жили-были два человечка — Хилячок и Толстячок. Один всё капризничал, ничего кушать не хотел, а второй только и делал, что жевал, ни в какую далеко от дома не уходил. Однажды сидели они во дворе, вдруг видят: идёт озорной мальчишка — Здоровячок. Стали они выспрашивать у него, чего это он такой довольный, радостный. И рассказал им Здоровячок, что он любит физкультуру, делает утреннюю гимнастику, кушает каши, овощи и фрукты. Тогда и Хилячок с Толстячком стали о своём здоровье заботиться, выполнять каждое утро физические упражнения и правильно питаться. И уже через месяц стали бодрыми и радостными мальчиками».
Придумывая сказки, нужно учитывать, что:
- они не должны быть слишком длинными, иначе дети отвлекутся от гимнастики;
- имена персонажей должны быть запоминающимися;
- по возможности к сюжету нужно подбирать картинки.
Сказки можно рассказывать от лица персонажа, который проводит гимнастику
Наглядные приёмы
Дошкольники воспринимают мир, прежде всего, через образы. Поэтому наглядность должна сопровождать любой вид деятельности малышей. И утренняя гимнастика не является исключением.
В работе со своими воспитанниками я использую:
- картинки, изображающие персонажей упражнений — кошечек, собачек, медвежат и др.;
- иллюстрации порядка выполнения всех элементов гимнастики (например, бегающие, прыгающие дети или ход работы над упражнением «Катится колобок»);
- демонстрацию (для первой младшей группы это показ всех движений педагогом или просмотр видео, где гимнастику выполняют сверстники малышей).
Практические приёмы
К таким способам работы относятся виды творческой деятельности:
- рисунки;
- поделки;
- аппликации.
Эти приёмы в первой младшей группе носят рефлексивный характер: так дети показывают свои впечатления от гимнастики. Например, после выполнения комплекса сюжетной гимнастики «Погремим погремушкой» мы с ребятами делаем аппликацию из заготовок погремушек для куклы Танюшки.
Выполнение аппликаций, помимо развития творческих способностей, помогает детям запомнить упражнения
Игровые приёмы
Игра как основной вид деятельности дошкольников представляет собой своего рода рамку для работы над физическими упражнениями. В утренней гимнастике активно применяются подвижные игры с элементами театрализации.
Таблица: картотека подвижных игр для утренней гимнастики (составлено по материалам открытого доступа)
Отрабатываемое умение (навык) | Название игры | Задачи | Ход игры |
Бег | «Солнышко и дождик» («Дождик», «Солнечные зайчики») |
| Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Педагог говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождик! Скорей домой!» бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять». Игра повторяется. |
«Бегите ко мне» |
| Дети стоят на одной стороне зала, так, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все-все бегите ко мне!». Дети бегут к воспитателю, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и делает вид, что хочет всех ребят обнять. После того как дети соберутся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!». Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. | |
Ориентирование в пространстве | «Лохматый пёс» |
| Дети стоят на одной стороне площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне, изображает «пса». Дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:
Дети приближаются к «псу». Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, «пёс» вскакивает и громко «лает». Дети разбегаются, «пёс» старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, «пёс» возвращается на место. |
Развитие равновесия | «Карусели» |
| Воспитатель предлагает детям покататься на карусели. Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками. Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем. Дети идут, а затем бегут по кругу. Воспитатель говорит:
Дети останавливаются. |
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Катится Колобок» |
| Дети изображают колобков: они ложатся на ковёр, выпрямляют ноги, руки и катятся сначала в одну сторону, затем в другую. Вначале взрослый помогает ребёнку, как бы переворачивая его, приговаривая: «Вот и покатился Колобок. Катится, катится, не догнать его». Затем дети перекатываются сами. |
Формирование навыка подражания | «Пузырь» |
| Дети вместе со взрослым встают в круг. Воспитатель говорит:
Дети, постепенно отходя назад, расширяют круг. На слова «Пузырь лопнул» дети опускают руки и произносят звук «ш-ш-ш». |
Развитие ловкости | «Лягушки» |
| На одной стороне зала на полу лежит шнур — это «болотце». Дети-«лягушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки, ква-ква, ква-ква-ква, скачут, вытянувши ножки». Дети выполняют прыжки на двух ногах в соответствии с ритмом стихотворения, продвигаясь вперёд (примерно 16 прыжков) до «болотца», и прыгают через шнур, произнося: «Плюх!». После паузы игровое упражнение повторяется. |
Формирование навыка лазания | «Обезьянки» | Упражнять детей в лазании по гимнастической стенке. | Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, встать лицом к ней и взобраться на 3–4 рейки. Это обезьянки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки. |
Развитие внимания | «Флажок» | Учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевая песенку | Дети стоят в кругу, в середине круга лежит флажок. Малыши идут по кругу и произносят текст. Выходит ребёнок по тексту, поднимает флажок, машет им и кладёт на место. Затем игра продолжается.
|
Это интересно. Некоторые утренние комплексы включают также 1–2 упражнения пальчиковых игр и/или дыхательной гимнастики.
Обучение гимнастическим трюкам
Обучаться гимнастическим трюкам можно ребенку, физические способности которого достаточно хороши для этого.
Если отдавать детей в профессиональный спорт с раннего возраста, то наблюдается следующая статистика:
- 1,5-2 г. Ребенок осваивает простейшие навыки, развивающие его ловкость и умение группироваться при падении.
- 3 г. Упражнения построены на удержании равновесия, а также растягиваются мышцы, развивается гибкость.
- 4 г. Тренера постепенно вводят в программу простейшие трюки – кувырки, шпагаты, мостики, колеса.
- 5 лет. Изучение сложных координационных движений по отдельности, которые впоследствии будут собираться в серьезные трюки.
- 6 лет. Вводятся упражнения на гимнастических снарядах. Сложные трюки выполняются со страховкой и под пристальным наблюдением тренера.
Чтобы ребенок выполнил свой первый сложный трюк, ему нужно тренироваться 4-4,5 года. Чем позже дети приходят в профессиональный спорт, тем сложнее им развивать гибкость, ловкость, разрабатывать координацию. Поэтому подросткам времени на выполнение первого трюка потребуется намного больше.
Они сказываются не только на их физической подготовке и выносливости. С помощью тренировок удается выработать дисциплину, стремления и желания работать над собой и своими навыками.
Проведение утренней гимнастики в первой младшей группе детского сада
При составлении комплекса утренней зарядки педагог руководствуется, прежде всего, тем, чтобы у детей была возможность всесторонне развиваться, то есть подбираются движения разных видов. Кроме того, все реплики персонажей, если таковые подразумеваются конкретным видом гимнастики, иллюстрируются движениями.
В один комплекс гимнастики желательно включать разнообразные упражнения
Таблица: картотека комплексов утренней гимнастики в первой младшей группе
Название комплекса | Ход упражнения | Сопроводительные слова |
«Часики» |
| «Покажите, как идут часики. Тик-так, тик-так». |
| «Часики звонят — бом-бом-бом». | |
| «Часики сломались, нам нужно их починить специальным молоточком». | |
Повтор первого упражнения. | «Вот и заработали наши часики снова — тик-так, тик-так». | |
| «Теперь нам нужно повесить часики на стену повыше». | |
| «А теперь покажем, как быстро бежит время». | |
«Репка» | Идут друг за другом. | «У одного деда с женой его, бабкой, был огород». |
Передвигаются на внешней стороне стопы. | «Пошёл как-то дед репку сажать». | |
Прыгают вперёд, поднимая руки. | «Как раз и погода хорошая, солнечная, птички поют». | |
Идут на носочках, выполняя махи руками. | «Вдруг стал накрапывать дождик». | |
Бегут, соединив руки над головой «домиком». | «Побежал дед домой». | |
| «Собрался дед репку сажать, а лопату найти не может». | |
| «Стала репка большой, просто огромной. Захотел дед её из земли достать, а не смог». | |
| «Стал дед звать помощников: бабку, внучку, собаку Жучку, кошку Мурку и, наконец, мышку». | |
| «Вот и вытянули репку!» | |
| «Пошли они все домой, покушали, а потом помощники по своим домам побежали». | |
«Погремим погремушкой» |
| «Давайте погремим погремушками». |
| «А теперь давайте возьмём погремушки». | |
Спокойная ходьба. |
Отработка комплекса упражнений утренней гимнастики организуется в 3 этапа.
Таблица: хронометраж этапов утренней гимнастики
Этап | Цели | Виды упражнений | Время |
Вводный |
|
| 1–2 минуты |
Основной |
|
| 2–3 минуты |
Заключительный | Восстановление давления и пульса. |
| 0,5–1 минута |
Это интересно. В одном комплексе может использоваться 2–3 вида упражнений из каждого этапа.
При распределении времени на каждый из этапов нужно делать поправку на темп выполнения упражнений детьми
Таблица: пример конспекта утренней гимнастики в первой младшей группе (фрагмент)
Автор | Алёшина М., воспитатель МБДОУ Д/с №42 «Солнышко», г. Заволжье, Нижегородская обл. |
Вводный этап | Воспитатель вносит в группу медвежонка. Читает четверостишие, обращаясь к детям:
Медвежонок зовёт ребятишек вместе с ним поиграть.
|
Основная часть | <�… «Мишка большой, медвежонок маленький». Исходное положение (И. п.): Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Понимаем ручки, покажем, какой большой Мишка. Вот какой! Опускаем руки. Вот какой у Мишки маленький медвежонок. Выполняем 3 раза. «Мишка пляшет». И. п.: Стоя, руки опущены вдоль туловища. В.: Покажем, как Мишка пляшет. Наклонился в одну сторону, в другую, вот какой весёлый Мишка. Выполняем 3 раза…> |
Заключительный этап | <�… Медвежонок предлагает ребятам идти кругом:
Мишка хвалит детей:
|
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/provedenie-utrenei-gimnastiki-v-pervoi-mladshei-grupe-gimnastika-s-mishkoi.html |
Видео: утренняя гимнастика в первой младшей группе с персонажем-куклой
На зарядку становись!
Просыпайтесь, поднимайтесь, На зарядку собирайтесь! Нужно распахнуть окошко, Свежести впустить немножко. Свежий воздух не простудит, Он на пользу детям будет!
***
Ручки-ручки — потягушки И ладошки — похлопушки. Ножки-ножки – топотушки, Побегушки, попрыгушки. С добрым утром, ручки, Ладошки и ножки, Щёчки-цветочки – чмок!
Потягушки
Мы на цыпочки привстали, Ручки кверху мы подняли, Мы вздохнули, потянулись И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз, Повторим теперь на «бис»!
***
— Мы проснулись, мы проснулись. (Ручки в стороны, затем скрестить на груди). — Сладко, сладко потянулись. (Тянем ручки вверх) — Маме с папой улыбнулись.
Анализ утренней гимнастики в первой младшей группе ДОУ
Любой вид деятельности в ДОУ подвергается систематическому мониторингу (диагностике), что позволяет не только увидеть прогресс в развитии у детей, но и оценить эффективность используемых педагогом приёмов в работе. Анализ утренней гимнастики может проводиться в двух форматах:
- методистами и педагогами (обычно утреннюю гимнастику оценивают как один из элементов работы с детьми для составления общего впечатления о методической грамотности педагога);
- самим воспитателем (для оценки уровня подготовки малышей и выявления организационных или содержательных недочётов в работе).
В обоих случая план диагностики будет один.
Анализ утренней гимнастики — один из элементов общего мониторинга уровня физического развития малышей
Схема анализа утренней гимнастики
Схема анализа гимнастики включает следующие критерии оценивания:
- Общие сведения о группе (название, общее количество детей и число присутствовавших в этот день).
- Оценка уровня подготовки к проведению упражнений (влажная уборка, проветривание).
- Внешний вид педагога (спортивная одежда, собранные волосы) и детей (спортивная форма, подходящая обувь, у девочек подобраны волосы).
- Сколько времени длилась гимнастика.
- Количество проработанных этапов (вводный, основной и заключительный).
- Описание и хронометраж каждого из этапов с указанием целей, которые были достигнуты или не достигнуты.
- Оценка степени участия педагога (объяснение заданий, демонстрация движений).
- Какой эмоциональный фон был создан.
- Общая оценка работы (высокая, хорошая, удовлетворительная).
Утренняя гимнастика в первой младшей группе — это не только важная часть соблюдения режима дня, способствующая укреплению здоровья, обеспечению условий для полноценного физического развития детей, но и способ организовать ребят на совместную деятельность, воспитать чувство товарищества. Поэтому к организации гимнастики педагог должен подходить с особой тщательностью. Нельзя забывать и о том, что проведение комплекса упражнений в начале дня создаёт позитивный эмоциональный фон в группе, где большинство малышей тяжело переживают утреннее расставание с мамами.
Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)
- Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
- Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
- Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
- Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
- Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
- Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.
Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу. Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.