О нас
Воспитательно-образовательные, оздоровительно — развивающие и лечебно-профилактические мероприятия для разных возрастных групп, проводимые в нашем детском саду, направлены на решение этих задач.
Увеличение информационной нагрузки и соответственно количества и продолжительности занятий – всё это приводит к утомлению детей, нарушениям в режиме дня: сокращению прогулок, дневного сна, свободного времени, и, конечно же, отрицательно сказывается на состоянии здоровья дошкольников. Педагоги нашего ДОУ понимают важность и нужность оздоровительных мероприятий в такой ситуации. Для успешного решения задач по оздоровлению и всестороннему развитию используется разнообразная методическая литература, в первую очередь программа, чётко определяющая основные направления работы по каждому возрасту, а также «Зелёный огонёк здоровья» (М.Ю. Картушиной), помогающая организовать занятия и оздоровительные мероприятия более интересно и увлекательно.
Именно в дошкольном возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создаётся фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека. Если учесть, что двигательная активность – одновременно и условие, и стимулирующий фактор развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов физического воспитания дошкольников.
Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, компьютером и т.д.), которое увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие и задержку возрастного развития.
Проведя диагностический осмотр стоп воспитанников (совместно с врачом), мы обратили внимание, что количество детей, имеющих нарушения ОДА, год от года увеличивается. (Согласно исследованиям, 75% дошкольников в детском саду имеют различные заболевания ОДА). В процессе роста у детей возникают различные виды деформации позвоночника, ног и стоп.
При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений. Главная причина его возникновения – слабый мышечно-связочный аппарат стопы.
Проанализировав все данные, педагоги поставили перед собой очень важный вопрос: как, каким образом можно снять у детей признаки утомляемости и тем самым укрепить свод стопы? Были разработаны теоретико- и организационно- методические подходы, позволяющие компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Появилась идея использовать нестандартные методы профилактики плоскостопия, например, «Дорожку здоровья», оборудованную как в спортивном зале (для занятий в холодное время года), так и на улице (летний вариант).
«Дорожка здоровья» — это набор природных, экологически чистых материалов с различными поверхностями (для развития тактильных ощущений стоп): — мелкие деревянные шарики (диаметром 1,5-2 см); — массажные дорожки с шипами разной высоты; — речные камни (диаметром 5-8 см и 10-15 см);
«Дорожка здоровья» может использоваться как полностью, так и по отдельным ячейкам. Например, сухой бассейн в играх и т.д.
Проходя по различным поверхностям дорожки, дети получают последовательное воздействие на биологически активные зоны, расположенные на поверхности стопы, связанные с иммунной системой, способствующие укреплению мышц стопы и голени и оказывающие положительное влияние на формирование сводов стопы.
При ходьбе по различным поверхностям стопа сначала несколько уплощается, затем (по мере её прохождения) с помощью активного сокращения мышц возвращается в исходное положение. Закаливанию детского организма способствуют активные точки и зоны, расположенные на стопе. Они являются еще и прекрасным средством профилактики и коррекции плоскостопия, предупредить которое легче, чем лечить.
Стопа — фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение её развития может отразиться на ребёнке. С древних времен человечество владело знаниями о том, что отдельные участки нашего тела взаимодействуют с другими частями тела и всем орга-низмом. В человеческом теле присутствует бесчисленное множество систем соответствия, представляющих собой энергоинформационные копии всего организма или его отдельных частей. Для большей наглядности и убедительности в поисках точек соответствия внутренним органам прямо по направлению движения детей по «Дорожке здоровья» полезно разметить схему стопы с изображением органов (сердце, уши, глаза, печень и т.д.). Во время занятий педагог акцентирует внимание воспитанников на соответствующий участок стопы, побуждает их находить точки, соответствующие внутренним органам, что в свою очередь является еще и непрямым массажем.
Кожные складки в области суставов пальцев являются границами между участками тела, последовательные их расположения на теле соответствуют голове, груди, животу. Наличие на стопе четких ориентиров для поиска лечебных точек позволяют дошкольникам безошибочно разбираться в размещении органов и стимуляции их в лечебных целях.
Стопы ног и кисти рук (в восточной медицине) — это пульты дистанционного управления здоровьем человека. Неправильное их использование никогда не принесет вреда ребенку — оно просто будет не-эффективно.
Каковы же цели разработанного нами мини-проекта?
Цели: — проводить профилактику развития плоскостопия у детей; — создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка.
Задачи (включения «Дорожки здоровья» в оздоровительный процесс с учетом возрастных особенностей и особенностей физического развития): — предупреждать развитие плоскостопия; — повышать защитные силы детского организма и воздействия различных раздражителей на стопу через самомассаж биологически активных точек; — подводить детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье; — обеспечивать нормальное физическое развитие, охрану и укрепление здоровья; — постепенно закаливать организм и повышать его сопротивляемость влиянием внешней среды; — содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.
Этапы реализации мини-проекта:
— использование нестандартных методов профилактики плоскостопия на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности, включение прохождения «Дорожки здоровья» в систему закаливания после сна; — использование «Дорожки здоровья» как физкультурно-коррекционного оборудования для повышения двигательной активности; — развитие статической и динамической устойчивости (равновесия).
Поэтапная работа в исправлении дефектов ОДА
Участники мини-проекта: воспитанники средних, старших и подготовительных к школе групп. Управление и обеспечение мини-проекта: — универсальность «Дорожки здоровья» (обыкновенной ходьбой по различным поверхностям можно лечить любую часть тела, любой орган и сустав); — доступность (не нужно никаких навыков и умений, один раз достаточно пройти, преодолев страх и легкий дискомфорт, а затем при повторной ходьбе получать удовольствие); — простота применения; — высокая эффективность (выраженный эффект наступает через 2—3 недели ежедневного хождения в течение 3—4 мин); — абсолютная безопасность (стимуляция биологически активных точек на стопе приводит к предупреждению образования плоскостопия и его излечению).
Эта лечебная система создана самой природой, а человек ее умело применяет. В этом ее сила и безопасность.
Оценка результатов мини-проекта: — снижение развития плоскостопия; — улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений; — общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей; — эстетическая привлекательность и игровая направленность; — универсальность конструкции; — применение недорогого, доступного материала, обладающего прочностью, гигиеничностью, приятного на ощупь; — простота конструкции, позволяющая достичь максимально возможного педагогического и коррекционно-развивающего эффекта.
Практическая значимость результатов состоит в возможности более эффективно корректировать регламентированные занятия физкультурой у дошкольников, способствовать целенаправленному акценту на развитие тех или иных физических качеств.
Методическая разработка «Дорожка здоровья»
Оксана Коваленко
Методическая разработка «Дорожка здоровья»
В наш век, заполненный до краев делами, причем, всегда неотложными, мы родители часто забываем, что самое главное –вовремя остановится и задуматься над простыми и вечными проблемами: как вырастить здорового ребенка. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровье сберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей,здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ.
На одном из родительских собраний мы познакомили родителей с различными видами закаливания: контрастным обливанием ног, контрастным воздушным закаливанием, солевым закаливанием, хождением по «дорожке здоровья»
. Обсудив все виды закаливания,родители пришли к единому мнению: проводить закаливание детей, используя
«дорожку здоровья»
.
«Дорожка здоровья»
представляет своего рода массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка.
Цель: Оздоровление организма ребенка при помощи массажных ковриков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.
Дорожки здоровья приобрели в последнее время огромную популярность. И думаю не случайно.
Во — первых, они являются хорошим помощником в оздоровительной работе (закаливание, профилактика плоскостопия)
.
Во- вторых, их можно изготовить своими руками.
В- третьих, их можно использовать, как дома, так и в детском саду.
Современный городской ребенок очень редко имеет возможность походить босиком. Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний.
Массажные коврики, которые ежедневно используем в целях, оздоровительной работы мы выкладываем в игровой комнате.
Описание массажных дорожек: все дорожки сделаны из винилискожи.
«Камушки»
За основу я взяла винилискожа, так как её очень удобно обрабатывать, вырезаем круги, на один камушек два круга, между ними кладем плотную ткань, края обшиваем тканью, желательно из плащевой, дольше прослужит. Берём губки разной жесткости и пришиваем к основе по две губки, так чтобы дети могли наступать двумя ногами. Эту дорожку хорошо использовать для развития равновесия и координации.
«Речка»
Из винилискожи вырезаем дорожку 40х90, из этого же материала вырезаем рыбок разной формы, и разных цветов, чтобы получилось ярко и красиво, наклеиваем на основу. Затем берём колпачки от фломастеров и вырезаем одинаковой высоты, я вырезала канцелярским ножом. Затем пришиваем на рыбок по цветам. Эта дорожка хорошо тонизирует и массирует стопы
«Стебелёк»
Нам понадобится много пробок от бутылок и леска. В пробках по, середине мы делаем отверстие, шилом. Затем на одном конце делаем узелок, так чтобы пробка не смогла выйти, и начинаем нанизывать пробки на леску примерно с 1 метр, и закрепляем узлом. Наш стебелек готов.
«Цветочек»
Из основы вырезаем цветок, пришиваем разноцветные пружинчатые резинки в разброс, получается, разноцветный цветочек.
«Разноцветная радуга»
Из основы вырезаем дорожку 40х90 ,так же из основы вырезаем следы и приклеиваем клеем, я пользуюсь ПВА. На следы пришиваем колпачки из фломастеров по цветам радуги.
«Цветочная полянка»
Так же вырезаем дорожку 40х90,вырезаем цветочки, приклеиваем на основу, на цветы пришиваем пуговицы разноцветные. Наша полянка готова.
«Аленький цветочек»
Из основы вырезаем большой цветок, сверху нашиваем пробки из сока в виде Аленького цветочка.
Очень важно, чтобы хождение по массажным коврикам было детям в радость!
При ходьбе можно использовать словесные игры-сопровождения, которые способствуют повышенному интересу детей к двигательной активности. Дорожки можно использовать в комплексе, разложив «змейкой»
и отправиться в весёлое путешествие.
Представляю одно из путешествий, которое очень нравится детям.
«Сказочное путешествие к Аленькому цветочку»
Выходя из спальни, дети попадают, не просто на коврики, а на дорожку с препятствиями.
1. «С камушка на камушек»
.
Наступая с одного камушка на другой, дети не знают, какой он по ощущению. Пройдя это препятствие, перед ними лежит следующая задание.
2. «Речка»
.
Перед ними речка, с разными видами рыб, детям нужно пройти по речке не пропустив ни одной рыбки. Пройдя реку, детям вновь предстоит выполнить следующее задание.
3. «Стебелек»
.
Детям нужно подняться вверх на цветок, это можно сделать только по стеблю цветка. Вот они оказываются на высоте, от куда можно все увидеть.
4. «Разноцветный цветок»
.
Поднявшись на цветок яркий, очень нежный, детям нужно преодолеть сказочное препятствие, ходьба по радуге.
5. «Радуга»
.
По радуге детям нужно пройти, не пропустив ни один цвет радуги. Дойдя до конца, они опускаются на полянку.
6. «Полянка»
.
Дети на полянке увидят много красивых цветов и разные виды грибочков. Пройдя эту полянку, они увидят Аленький цветочек. На этом наше путешествие заканчивается.
Всем детям очень понравилось сказочное путешествие!