Сущность игровых методов обучения
Игровые методы имеют преимущество перед иными методами обучения, так как они интересны детям и с самого начала привлекают к себе внимание. В основе игровых методов лежат различные игры, которые вызывают положительные эмоции, способствующие созданию комфортной психологической ситуации в процессе обучения. Использование игровых методов в обучении значительно снижает затраты нервной энергии и волевые усилия.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
В процессе исследования использования игровых методов обучения было установлено, что данные методы способствуют усилению умственной и моторной активности учащихся. Моторная активность оказывает положительное влияние на образование ассоциативных связей, облегающих процесс усвоения знаний и умений. Во время игры у ребенка процессы восприятия протекают намного быстрее и точнее.
Игровые методы обучения имеют ряд характерных признаков:
- Учебный материал или учебное действие приобретает условный план, который переносится в игровой сценарий.
- Игровой метод требует вхождения в процесс игры всех участников обучения, то есть в игре участвуют и учащиеся, и педагог, что способствует оказанию прямого обучающегося воздействия на детей посредством замечаний, указаний, направлений, порицаний, подсказок и т.д.
Игровые методы весьма разнообразны. Их разнообразие зависит от вида игры, используемого педагогом. Несмотря на то, какая игра используется, метод имеет две основные педагогические функции:
- Совершенствование и закрепление знаний. В процессе игры ребенку приходится использовать полученные ранее знания, при необходимости трансформировать, преобразовывать их, учиться оперировать своими знаниями и умения. Все это оказывает положительное влияние на расширение и углубление знаний учащихся.
- Успешное усвоение новых знаний и умений различной сложности и содержания. В процессе игры чаще всего с целью усвоения новых знаний педагогом используются различные воображаемые ситуации в развернутом виде, с использованием игрового оборудования и соответствующими игровыми действиями и ролями. Например, с целью совершенствования и расширения знаний о декоративно-прикладном искусстве могут быть проведены игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое» и т.п.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Игровые методы обучения 470 ₽ Реферат Игровые методы обучения 230 ₽ Контрольная работа Игровые методы обучения 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Подбор вида игр для использования игровых методов в обучении зависит от возраста учащихся, их психологического и физического развития, индивидуальных возможностей и потребностей. Учет данных критериев поможет педагогу подобрать действительно эффективные игры, которые помогут усилить педагогическое воздействие на учащихся и получить высокий результат обучения.
Таким образом, роль игровых методов обучения в педагогическом процессе достаточно велика. Эффективность данных методов зависит от профессиональных умений педагога, его понимания функций педагогических игр и их значения в воспитании и обучении детей.
Метод — способ воздействия или способ передачи знаний. Прием — варианты применения данного метода. Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности. 1.Игровые методы и приемы в обучении детей: -дидактические игры, -подвижные игры, -игры-забавы, инсценировки. Приемы: а) Внесение игрушек, б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками) в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит») г) сюрпризность, эмоциональность (показ «Птичка и собачка» — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться «Кто это поет, поищите». Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.) д) Внезапность появления, исчезновение игрушки. е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом). ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает). з) интригующие обстановки. 2.Словесные методы и приемы: 1)Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок. 2) Разговор, беседа. 3)Рассматривание картинки, инсценировки. Приемы: -Показ с называнием игрушек, предметов. Кукла Маша идет, идет, бах — упала, упала. Маша, ой-ой, плачет. -Просьба произнести, сказать слово (это платье). -Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»). -Подсказывание нужного слова. -Объяснение назначения предмета (посуда — это из чего мы едим и пьем). -Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята). -Вопросы. -Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)», «Катя, ешь суп (с хлебом)»). -Повторение слова за воспитателем. -Пояснение. -Напоминание. -Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки). 3.Практические методы: 1)Упражнения (оказание помощи). 2)Совместные действия воспитателя и ребенка. 3)Выполнение поручений. 4.Наглядные методы и приемы: 1)Показ предметов, игрушек. 2)Наблюдение явлений природы, труда взрослых. 3)Рассматривание живых объектов. 4)Показ образца. 5)Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа. 6)Диафильмы. Приемы: -Непосредственное восприятие предмета, игрушки. -Показ с называнием (это кролик). -Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала). -Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку). -Многократное повторение слова. -Активное действие детей. -Приближение объекта к детям. -Задание детям (иди, Вася, покорми кролика). -Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные). -Художественное слово. -Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»). -Выполнение игровых действий.
Игровая форма обучения не является сама по себе новой. Лозунги типа: «Учи – играя», «Используй игру и игровые приёмы при обучении малышей» кажутся понятными и очевидными. Однако на практике дело обстоит совсем иначе. Зачастую воспитатели вводят в «скучные уроки» для дошкольников детские игрушки, отдельные игровые ситуации, считая, что они тем самым, используют игру в качестве формы организации занятий. Например, приходит какой-либо персонаж и начинает детям что-нибудь объяснять, просить о чём-либо. Однако ни персонаж, ни педагог, озвучивающий игрушку, не способны сами по себе превратить занятие в игру. Они как были, так и остаются занятиями – «уроками», строго регламентированными взрослыми, где ребёнок лишь пассивный исполнитель заданий, которые предлагает педагог. Обучение детей игре фактически сводится к применению в работе с ними игровых приёмов «обыгрывания» учебного материала. Подобные «игровые моменты» на занятиях чреваты тем, что не получается ни игры, ни обучения. Почему так происходит? Одной из причин сложившейся практики является непонимание педагогами сущности ролевой игры, её места в развитии у ребёнка навыков учебной деятельности.
Что же нужно знать педагогу об игровой форме обучения? В словаре понятие «обучение» трактуется как специально организованный процесс, целью которого является формирование знаний, умений, навыков у конкретного человека или группы людей. Любое обучение имеет под собой реальную основу. Игра имеет в своей основе – воображаемую ситуацию. Она складывается из сюжета, ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры. В игре всё происходит «как будто», «понарошку», а обучение – это всегда серьёзно. В ходе обучения мы формируем у детей конкретные знания, умения, например, о геометрических формах. Данные понятия – это не воображаемая ситуация. Это математическая реальность. Если при неразвитой функции игры предъявить детям математический пример в контексте воображаемой ситуации, это сильно отразится на развитии ребёнка. Не в том смысле, что он не запомнит геометрические формы, а в том, что произойдёт смещение между разными установками. Такое обучение не наилучшим образом скажется на развитии воображения, которое является основой для успешного обучения и развития в будущем.
Ребёнок учится писать палочки. Занятие скучное и неинтересное. Педагог предлагает ребёнку превратить лист бумаги в коробку с ячейками, а палочки – в конфеты, которые надо аккуратно уложить. Данное занятие становится увлекательным и интересным. Ребёнок научается тому, что предусмотрено образовательной программой (развитие мелкой моторики и координации движений руки). Сработать данный приём может лишь в том случае, если ребёнок, достиг в развитии игры стадии вербализации воображаемой ситуации. Овладение игрой имеет несколько ступеней. Сначала ребёнок обучается принимать воображаемую ситуацию от взрослого. Затем он способен не просто принимать воображаемую ситуацию, но и удерживать ее, развивать, переадресовывать. На следующем этапе ребёнок самостоятельно, без помощи взрослого создаёт воображаемую ситуацию, удерживает её при помощи слов. Как отмечал Д.Б.Эльконин, к концу дошкольного возраста дети часто уже не столько играют, сколько говорят об игре. В воображаемой ситуации ведущую роль играет воображение, которое в дошкольном возрасте становится центральным психологическим новообразованием. До возникновения этого периода (до 3 лет) воображение включается в другие психические процессы и функции. Появление его в качестве самостоятельной психической функции означает, что для ребёнка становится понятной и адекватной задача что-то вообразить. По словам Л.С.Выготского, привносить новое «в самое течение наших впечатлений и в изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ…». Существуют различные уровни развития воображения у детей дошкольного возраста. Находясь на первом уровне, ребёнок зависит от окружающей предметной среды. Он в палочке в одном случае «видит» ложку, а в другом – градусник. То есть меняется смысл ситуации, в которых ребёнок воспринимает этот предмет. Имея, второй уровень развития воображения, дети мало зависят, от предметной среды, вместе с тем они зависят от своего личного опыта, который они вспоминают. Третий уровень развития воображения определяется внутренней позицией, ребёнок перестаёт быть зависимым от предметной среды и личного опыта. Он свободно придумывает ситуации, даёт объяснение действиям персонажей своей игры. Две девочки сидят на скамеечке и увлечённо разговаривают:
Я поеду на бал к королеве и буду там самая красивая!
А что ты наденешь, ведь у тебя нет новых красивых платьев?
Я возьму самую красивую ткань и пойду к самой лучшей портнихе. Давай, ты будешь портниха. Сшей мне самое красивое платье, такое, как было у Золушки …
Кроме вербализации воображаемой ситуации, есть ещё один показатель готовности принимать игру в виде формы обучения. Это умение играть в игры с правилами. Игры с правилами имеют одну очень важную особенность – предварительный этап, на котором оговариваются условия игры (правила). Ребёнку их нужно запомнить, им надо подчиниться. Правилами задаётся способ деятельности. Сначала игровой, а затем и учебной. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Итак, игра может использоваться в качестве метода обучения в том случае, если она состоялась, освоена и пережита ребёнком в качестве самоценной деятельности. Педагогам необходимо соблюдать все этапы формирования игры, потому что ребёнок должен последовательно овладеть всеми видами игровой деятельности. Напомним данные этапы. Первый – ознакомительный этап в развитии игры (младенческий период). Второй этап – отобразительная предметно-игровая деятельность (конец первого – начало второго года жизни). Третий этап – сюжетно–отобразительная игра (конец раннего возраста). Четвёртый этап – ролевая игра (дошкольный возраст). Способность к созданию воображаемой ситуации на словах и способность к участию в играх с правилами являются необходимыми условиями для использования игры в качестве формы обучения.В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.
Игровые методы и приёмы.
Облекая обучение в форму игры, педагог использует различные методы. Метод обучения – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Методы обучения не ограничиваются деятельностью только педагога, а предполагают, что он с помощью специальных способов стимулирует и направляет деятельность детей. Таким образом, в обучении отражается деятельность педагога и детей. Каждый метод состоит из приёмов, который является его элементом, составной частью, отдельным действием в реализации. Игровым методам в классификации методов обучения отводится значительное место. Основным их достоинством является то, что в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно. Они переносят учебное действие в условный план, который задаётся соответствующей системой правил или сценарием. В дошкольной педагогике наиболее распространёнными методами и приёмами являются данные в таблице.
Игровые методы | Игровые приёмы |
воображаемая ситуация, дидактическая игра | внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, загадывание загадок, введение элементов соревнований, создание игровой ситуации |
Одним из видов игрового метода является дидактическая игра, в которой все действия регулируются игровой задачей и игровыми правилами. Руководство игрой заключается в ознакомлении детей с её содержанием и правилами, а также в контроле над выполнением правил. Такая игра не может рассматриваться как метод пополнения или сообщения знаний. В ней идёт активный процесс использования имеющихся знаний, обеспечивающих их совершенствование. Как метод обучения дидактическая игра может использоваться при фронтальных, групповых, индивидуальных формах специально организованного обучения. Занятия, состоящие из дидактических игр, могут носить тематический и сюжетный характер. На тематических занятиях на протяжении всего специально организованного обучения принимают участие какие-либо персонажи: Незнайка, Микки-Маус, Петрушка, Маленький человечек и другие. Интересной формой занятий, состоящих из дидактических игр, являются сюжетные занятия, например, путешествия. Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться. В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.
Приём внезапного появления объектов, игрушек своей неожиданностью, необычностью вызывает острое чувство удивления, вызывает эмоциональное реагирование, является залогом познания окружающего мира. Используется данный приём чаще всего в младших группах. К приёму выполнения воспитателем различных игровых действий можно отнести: подбор картинок, складывание, передвигание, имитацию движений. Игровые действия могут состоять из ряда отдельных действий или элементов. Они должны обязательно сопровождаться речью. Данный приём используется, в том случае, если воспитатель является непосредственным партнёром ребёнка в игре. Загадывание загадок позволяет в интересной, занимательной форме научить детей чему-нибудь, рассказать о чём-то. Загадка создаёт эффект неизвестного, непознанного. Она помогает устанавливать и осознавать связи между предметами и явлениями. Введение в занятия приёма соревнования в старших группах подготавливает детей к правильной оценке своих возможностей и достижений, делает игру увлекательной, занимательной и интересной для ребёнка. Отсутствие в занятии приёма соревнования превращает игру в упражнение. Использование приёма создания игровой ситуации на занятии направлено на развитие поисковой деятельности. Основой данного приёма является игровая мотивация (оказание помощи кому-то в решении их проблем). Например, побуждающим мотивом к деятельности может быть помощь взрослому «не очень умелому» и «рассеянному». В этом случае игра носит озорной, увлекательный характер. Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.
Виды педагогического воздействия игровых методов обучения
Игровые методы обучения включают в себя разнообразные педагогические игры.
Определение 2
Педагогические игры – это игры, имеющие конкретную образовательную цель и соответствующий ей педагогический результат.
Педагогические игры разнообразны и различаются в зависимости от:
- дидактического содержания;
- организационной структуры;
- возрастных возможностей детей;
- специфики содержания.
Игры, используемые в рамках игрового метода обучения, классифицируются по виду педагогического воздействия на учащихся:
- Дидактические игры – направлены на расширение кругозора учащихся, их познавательной деятельности, формированию конкретных умений и навыков, необходимых для успешного осуществления различных видов деятельности.
- Игры воспитательного воздействия – направлены на воспитание у учащихся воли, самостоятельности, различных жизненных установок (нравственных, эстетических, мировоззренческих), умения сотрудничать и взаимодействовать в коллективе.
- Игры, развивающего развития – направлены на развитие у учащихся речи, мышления, памяти, внимания, фантазии, воображения и иных разнообразных творческих умений, а также развитие мотивации на обучение и получение новых знаний.
- Игры, оказывающие социализирующее воздействие – направлены на приобщение учащихся к нормам и правилам поведения в рамках современного социума, формирование умения адаптироваться в новых условиях, эффективно взаимодействовать и общаться с окружающими, владеть навыками саморегуляции и самоконтроля.
Замечание 1
Таким образом, игровые методы обучения весьма разнообразны и направлены на всестороннее образование и развитие учащихся, посредством различных видов педагогического воздействия.
Что это за процессы?
Обучение, построенное на играх (или игровое обучение)
Это обучение, при котором используются игровые элементы для обучения определенному навыку или достижения определенного результата. Для этого образовательные материалы перерабатывают в формат игры и делают интереснее.
Геймификация
Геймификация — это применение игровой механики в неигровом контексте для поощрения желаемого поведения и достижения результатов обучения. Подумайте о баллах, значках, таблицах лидеров и поощрениях.
Основное различие между ними — интеграция игровой механики с обучающим контентом. Игровое обучение полностью объединяет эти две составляющие, так что игра — это и есть учеба. С другой стороны, геймификация использует игровые элементы в качестве награды за прохождение учебных модулей.
Применение игрового обучения
В игровой среде обучения пользователи изучают новые концепции и практикуют навыки в безопасной обстановке. Их прогресс напрямую зависит от их понимания изучаемого предмета.
Примеры игрового обучения:
- Тренажеры по инвестированию
- Программы для изучения иностранных языков (Duolingo, Busuu)
Игровое обучение оказывает значительное влияние на удержание и вовлечение сотрудников. Пользователи больше интересуются предметом, что делает обучение увлекательным. И когда уровень вовлеченности увеличивается, растет и удержание информации. Исследование Массачусетского института технологий показало, что тренировка с помощью технологий игрового обучения увеличила удержание более чем на 300% сразу после тестирования.
Игровое обучение также хорошо подходит для обучения сложным концепциям. Поскольку обучение является одновременно увлекательным и сложным, сотрудники дольше остаются вовлеченными. Сотрудники также могут практиковаться в применении новых навыков и знаний без последствий для реального мира. Они получают обратную связь, что помогает отточить новые навыки, прежде чем они будут опробованы в реальном мире.
Но у этого формата есть и недостаток. Он требует создания новых учебных модулей, а создание обучающей игровой среды может быть дорогостоящим и трудоемким. Это может стать серьезным препятствием для некоторых компаний.