Уголок психологической разгрузки «Комната Фей».
Цель: сохранение психологического здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.
Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. На сегодняшних дошкольниках сказывается экономическая и ценностная нестабильность общества. Многопоколенная семья уступает место однодетной, соответственно процесс социализации происходит при дефиците общения. Другим детство делает и повсеместное внедрение раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития познавательных процессов. И как следствие всё чаще мы видим детей с внешними признаками взрослости (интеллектуализм, излишний рационализм) при внутренней социальной незрелости и инфантилизме. Ребёнок вынужден раньше взрослеть, но при этом остаётся беспомощным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Окружающие ребёнка взрослые способны создать условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье. Термин «психологическое здоровье» был введён И.В. Дубровиной. Что понимается под психологически здоровым человеком? Человек спонтанный и творческий, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Он полностью принимает самого себя и при этом признаёт уникальность окружающих его людей. Такой человек берёт ответственность прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Можно сказать, что ключевыми словами для описания психического здоровья являются «баланс, гармония». А в качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно назвать «саморегулируемость.
Само использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неразделимость телесного и психического в человеке. Проблема взаимосвязи психики и тела хорошо изучена психосоматической медициной, которая в качестве иллюстрации приводит результаты изучения психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным ситуациям. Дети, которые сегодня посещают дошкольные учреждения этими качествами обладают в недостаточной степени. Большой процент воспитанников детского сада — это дети, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе и не уважающие другого человека, его чувств, настроения и эмоций.
Принятие себя таким, каким ты являешься в действительности, — признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства необходимо уделять серьёзное внимание и развивать его у детей.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Для её решения необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду. К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что не каждое дошкольное учреждение может похвастаться наличием в штате психологической службы. Задача сохранения психологического здоровья детей ложится на плечи воспитателя.
С этой целью был создана предметно – развивающей среда в детском саду «УГОЛОК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ «Комната Фей». Для её создания были определены основные направления преобразования образовательной среды.
Основу разработки составили следующие принципы:
— гибкость и управляемость среды. Беря во внимание ограниченность пространства групповой комнаты, все материалы распределены в зависимости от удобства использования в групповой комнате, спальне. — активность, самостоятельность. Предоставлена возможность свободного доступа к материалам, инициирование и поощрение потребности дошкольников самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций; — индивидуальный подход к каждому ребёнку. Учёт особенностей личности (темперамента, настроения, интеллектуальных возможностей) в формировании положительных представлений о себе.
Материал для уголка подбирался с учётом его основного назначения, а именно:
*для психологической разгрузки воспитанников; *обучение способам выражения гнева в приемлемой форме; *обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции; *обучение детей бесконфликтному общению; *повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей; *обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Так, например, наличие в уголке мягкой мебели даёт возможность расслабиться и способствуют снятию напряжения, поднятию настроения.
Эти же задачи решает «Подушка с упрямками».
«Коврик злости» предназначен для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме. Для этой же цели в уголке присутствуют мешочек для крика.
В уголке размещен «Волшебный дуб» .
Его цель: поднимать самооценку ребёнку, формирование уверенности. Для этого ребенку предлагают присесть возле дуба, который символизирует лидерство и защиту. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, комплименты, адресованных их товарищу. После этого дети подходят к волшебному дубу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Так дети учатся положительному самопринятию, создают свой положительный «Я – образ».
Для снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния у детей раннего возраста на этапе адаптации используются игры, направлены на развитие мелкой моторики рук, потешки, при произнесения которых, дети могут прикоснуться и погладить того или иное лесного жителя в зоне «Добрых ласковых друзей» , сопровождая потешкой:
Скачет зайка маленький, Около заваленки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай- ка.
Успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции можно в «Зоне покойных игр и секретов» , здесь используются игры на телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является знакомства детей с различными эмоциональными состояниями, а также научить дошкольников передавать эти эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства – «Зеркальное озеро». Оно имеет форму озера на стене, рядом с которым располагается трава, камушки, лягушки, черепашки. Например, для активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, можно рассказать какую – либо историю.
В «уголке психологической разгрузки» находятся и материалы, которые использует в своей работе воспитатель. Это подборка психогимнастических игр, направленных на формирование положительного самопринятия и толерантности.
Таким образом, рекомендуется в каждой группе дошкольного учреждения создать условия для психологического здоровья дошкольников как важной составляющей в формировании открытой творческой личности.
Игры, применяемые в уголке психологической разгрузке «Комнате Фей»..
Автор: Сайфутдинова Татьяна Александровна, педагог – психолог, МБДОУ д/с «Солнышко» общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно-эстетического развития, ЯНАО, Тюменская обл, г. Губкинский, Россия
Статья размещена в авторской редакции
Уголок релаксации и психологической разгрузки.
Татьяна Пивоварова Уголок релаксации и психологической разгрузки
Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. Для этого в нашей 2 младшей группе «Гномики» и создан уголок релаксации и психологической разгрузки.
На стене 2 кота — «индикаторы настроения». Ребенок может подойти и «угостить рыбкой» грустного или веселого кота — в соответствии со своим настроением. Рыбки с закрепленными плоскими магнитиками крепятся на магнитные «мисочки»
В этот уголок ставится «домик»-палатка, где дети играют по одному-двое.
На полках игрушки, специально подобранные для отдыха и релаксации:
1. Водяные часы. Дети наблюдают за медленно падающими цветными каплями.
2. «Сухие бассейны» с желудями, цветными пуговицами, бусинками от новогодних гирлянд, контейнер с бусинками, которые можно нанизывать на веревочку.
3. Самодельные релаксационные игрушки:
— из пластиковой бутылки, пищевого красителя с водой и подсолнечного масла «Море»
— из пластиковых бутылочек и геля для душа (конечно же, бутылочки наглухо заклеены, в одну добавлен бисер. Дети любят наблюдать, как при переворачивании по гелю медленно бежит вверх пузырь воздуха, а вниз медленно-медленно падают бисеринки.
Вторая бутылочка (зеленая)
на изображении ниже.
5. Шарманка (монотонная спокойная музыка способствует расслаблению и психологической разгрузке)
6. Песочные часы (выдаются ненадолго и строго под присмотром)
7. Массажные шарики
8. Игрушки-фигурки, складывающиеся при нажимании
9. Логическая игрушка «Змейка»
10. Календарики с переливающимся изображением «Лошадки». Стереокартинки полезны для глаз: сосредоточивание взгляда на определённом предмете, напрягает, а после расслабляет глазную мышцу. Это положительно сказывается на остроте зрения: процент зрения увеличивается, оно становится более чётким.
11. Самодельная настольная песочница «Маша и медведь»
12. Сенсорная игрушка п типу настольной песочницы «Море в коробке»
13. «Стаканчик настроения» — когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели.:)
Буду рада если кому-нибудь пригодится!
Уголок настроения Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе был создан «Уголок настроения». Предлагаю свой уголок настроения,оформленный в.
Оформление ясельной группы Детский сад это второй дом у воспитателя, и конечно у детей. В группе раннего возраста, я решила оформить уголок по временам года, что.
Уголок уединения в детском саду.
Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения».
Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.
Данная форма работы позволяет решить такие задачи как:
- организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
- создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
А для групп раннего возраста – это ещё замечательная возможность облегчить протекание адаптации.
«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
Такое «детское место» позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.
Большое значение имеет оснащение такого уголка. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон».
Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения. Это могут быть:
— стаканчики для крика, подушки для битья;
— коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
— коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);
— зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
— набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);
— коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);
— кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
— «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.
Роль сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ
Как и обещала выше, напишу немного о том, чем помогает сенсорная комната в работе с детьми с ОВЗ. В принципе, она и была запланирована изначально для детей с отклонениями в развитии. И придумали их в 1970 году в Нидерландах врачи, которые работали в реабилитационных центрах с детками с ДЦП или с психоневрологическими расстройствами. Несмотря на то, что оборудование таких комнат тогда было примитивно, они давали положительный результат.
Итак, использование сенсорных комнат помогает решению следующих задач в процессе коррекционной-развивающих занятий:
- профилактика нагрузок в психофизической и эмоциональной сферах;
- создание хорошего настроения;
- выработка восприятия цвета, звука, ритма собственных движений;
- снижение уровня тревожности, переключение негативной энергии в нужное русло;
- формирование правильной самооценки, работа со своими страхами и агрессией;
- развитие памяти и речи, умения фантазировать и нестандартно мыслить.
В завершение статьи хочу порекомендовать еще несколько пособий:
- «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий» и программа для установки через Интернет;
- «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Рекомендации»;
- «Социальная психология» в электронном виде — для педагогов и умных студентов.
Вообще данная тема очень многогранна, сенсорные комнаты могут быть самые разнообразные. Сегодня я привела пример лишь одного варианта оснащения, а на самом деле простор для фантазии ее обустройства просто безграничен.
Также в уголке уединения могут находиться различные дидактические игры и игрушки:
— театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности (Би-ба-бо, пальчиковый);
— тактильные, сенсорные коврики;
— игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
— клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
— дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.
Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние. К таковым можно отнести:
«Ходьба по комнате»
Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.
«Потянулись»
И.п.: стоя, ноги вместе. Руки медленно поднять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И.п.– выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.
В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.
В детском саду «Уголок уединения» в группе.
Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду «Уголок уединения». Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.
Литература
- ВОЛНА. Обучение детей диафрагмальному дыханию: Методическое пособие / Сост. Ледина В. Ю., Зубова Н. А. — СПб., 2003.
- Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ВЛАДОС, 1999.
- Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М.: Просвещение, 1991.
- Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». — СПб.: Речь, 2009.
- Сенсорная комната: Аннотация и методические рекомендации по использованию. — СПб.: Альма, 2007.
- Сухой бассейн. Методика проведения игр-занятий и упражнений: Пособие для педагогов, психологов и родителей / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб., 2008.
Автор статьи — С.А. Петрушина. Материал предоставлен журналом ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, номер за октябрь 2012 года.
Назначение «Уголка уединения» в детском саду
У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.
Таким образом, «Уголок уединения» в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи:
- сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
- помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
- создать в детском коллективе положительный микроклимат;
- предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.
Рекомендации по оформлению
В детском саду «Уголок уединения» должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит в этой зоне. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика.
Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею.
Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть «окошко» — для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.
Как сделать «Уголок уединения» в детском саду? Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорная комната — это окружающая среда, организованная таким образом, чтобы в нее входили различные стимуляторы, так или иначе воздействующие на органы зрения,обоняния, осязания, слуха и вестибулярные рецепторы.
Наличие в такой комнате разнообразных элементов обеспечивает ощущение безопасности, умиротворённости и комфорта. К подобным элементам относится особая цветовая гамма, мягкий приглушенный цвет, спокойная музыка и благоуханные ароматы. Помимо получения приятных ощущений такая комната также называется лечебной, и в ней проводятся сеансы лечебно-профилактической терапии.
Очень широкое распространение сенсорные комнаты получили в лечении детей с различными отклонениями в развитии. Но об этом подговорим немного позже, а сейчас давайте рассмотрим преимущества данной методики в целом:
- улучшается эмоциональное восприятие мира;
- ребенок становится менее беспокойным и агрессивным;
- снижается уровень возбуждения и тревожности;
- приходит в норму сон;
- лучше происходит процесс восстановления после болезни;
- улучшение показателей в работе мозга.
В создаваемых условиях удается отлично бороться с детскими страхами, с разного рода неврозами и плохим поведением. Помещение может использоваться для всей группы в качестве профилактического средства, так и в лечебных целях для отдельных детей. Как правило, длительность сеанса составляет от 20 минут до получаса, но если воспитанник легко возбудим или находится в уже возбужденном состоянии, то время следует сократить, несмотря на то, что именно этот сеанс и призван снять возбуждение.
Результат сеанса — это состояние отдыха и покоя. Кстати, подобные комнаты есть и для взрослых. Особенно рекомендованы для тех профессий, которые связаны с работой с людьми. Особенно это касается учителей, воспитателей, педагогов, докторов и всех, кто после рабочего дня чувствует усталость и нервозность.
Для более близкого знакомства с методикой рекомендую несколько вебинаров:
- «Сенсорная комната как средство абилитация и реабилитация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования:Спешите дарить детям волшебство» и с пополнением личного счета;
- «Особенности работы педагога-психолога в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии»;
- «Игровые и коррекционно-развивающие занятия в сенсорной комнате».
Идеи оформления
«Уголок уединения» в детском саду своими руками можно сделать, например, в виде «сказочного шатра», «домика гномика», «волшебной пещеры», «солнечной комнаты».
Предлагаем простые и доступные способы изготовления такой игровой зоны:
- Отгородить один угол групповой комнаты с помощью портьеры, прикрепленной на карниз. По желанию можно украсить ткань, например, звездами, цветами, смайликами.
- Сделать уголок можно из фабричной детской палатки. На пол следует положить матрац соответствующего размера, много декоративных подушек.
- Можно построить полноценную конструкцию. Так, каркас изготавливается из пластиковых труб. Затем он обшивается тканью, украшается отделкой.
В зависимости от предпочтений малышей группы можно изготовить комфортный тематический «Уголок уединения» в детском саду. Фото, представленное ниже, демонстрирует зону личного пространства в виде «шатра принцессы».
Классификация стимулов
Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.
Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.
Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.
Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.
Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.
Игры для повышения настроения
«Выпустив пар», малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду «Уголок уединения» может содержать следующие предметы:
- сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики);
- фотоальбомы;
- материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги);
- «коробочка пожеланий» для детских рисунков;
- куклы, с которыми малыш может поделиться своими «секретами»;
- игрушечный телефон для «звонков маме».
Рекомендуется, чтобы в такой зоне звучала успокаивающая музыка (звуки природы).