«ВЕСЕЛИНКА — 2» сборник танцев для детей старшего дошкольного возраста. (Авторские разработки)методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме


Младшая группа. Танцы с листочками

Малыши с листочками. Танец для детей младшего дошкольного возраста под композицию «Листики дубовые, листики кленовые». Исполнитель Ляйля Хисматуллина.

Покачайся надо мной, Мой листочек золотой. Листики дубовые, Листики кленовые.

Мы за листиком сидим, Из-за листика глядим. Листики дубовые, Листики кленовые.

Вдруг веселый ветерок, Хочет вырвать мой листок. Листики дубовые, Листики кленовые.

Мы листочек не дадим, Пригодится нам самим. Листики дубовые, Листики кленовые!

Старшая группа. Вход на утренник с листиками

Ребята в старшей группе танцуют под песню «Танец с осенью». Автор песни Татьяна Петрова, аранжировка Александр Зорин, исполнитель Алина Афанасова.

Посмотри, какой листочек — Как фонарик он горит. Танцевать листочек хочет — В танце с нами он летит!

На носочек ножку ставим, Постучим все каблучком. Плавных жестов мы добавим, И покружимся потом.

Нас на танец пригласила Королева красоты. По листочку подарила Всюду осени следы..

Осень в польке с нами кружит, Песню весело поёт. Всех сегодня нас подружит Наш осенний хоровод.

Подготовительная группа. Танец «Листопад».

Чем старше дети — тем сложнее движения и танцы. Подготовительная группа танцует под композицию «Нынче дождик не простой». Автор — Н. Найденова, аранжировка — Александр Зорин, вокал — Марина Мельник.

Нынче дождик не простой, Нынче дождик золотой! Он совсем не водяной, Нету тучки ни одной.

Листопад, листопад! Листья по кружатся, летят, Листья по ветру летят, Листопад!

День осенний так хорош, Сколько листьев соберешь! Золотой большой букет — Нам от осени привет!

Листопад, листопад! Листья по кружатся, летят, Листья по ветру летят, Листопад!

Авторские разработки ритмических танцев для детей старшего дошкольного возраста

Авторские разработки ритмических танцев

для детей старшего дошкольного возраста

Разработала:

Тагарова Людмила Петровна,

инструктор по физической культуре

МБДОУ ЦРР – детского сада № 37

Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э.Жак-Далькроз увидел в ритмических танцах универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Танец – это искусство, для которого не нужны ни кисть, ни ручка. Его единственным инструментом является человеческое тело, в каждом движении которого живет танец. Однако танец требует не только участия тела, но и души, и разума.

Дошкольники с удовольствием танцуют, им нравятся ритмические танцы. Практика показала, что систематическое занятие ритмическими танцами помогает формировать у дошкольников более точную координацию движений, правильную осанку, совершенствовать ориентировку в пространстве, вырабатывать чувство ритма и такта, музыкальный слух, способствует хорошему настроению детей, умению взаимодействовать друг с другом.

Каждый танец поделен на фигуры, которые дети последовательно разучивают, а в конце соединяются в единую танцевальную композицию.

Подбирая музыку, необходимо чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных движений.

С точки зрения доступности, музыка должна быть небольшой по объему, умеренной по темпу, двух или трех-частной, с четкой, ясной фразировкой для младших и разнообразной для старших дошкольников. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям, а танцевальные композиции разнообразными по жанру и по характеру, что способствует разностороннему развитию детей.

Разработанные танцы с успехом были применены в работе с детьми старшего дошкольного возраста на различных мероприятиях, посвященных таким праздникам как «Новый год», «День 8 марта», «День матери», «День защитника Отечества», «Золотая осень».

Танец «Кадриль»

(подготовительная группа)

«Когда-то россияне»

Слова Е.Темникова

Музыка В.

Темнова

1 фигура

Проигрыш— дети прогулочным шагом парами взявшись за руки идут через центр зала, у девочек в руке платочек.

Когда-то россияне – расходятся на права и лево.

Ванюши, Тани, Мани, Танцуя на гулянье, Открыли новый стиль: Штиблеты и сапожки —
ковырялочка (носок, пятка, 2 притопа)
Под русские гармошки, Под бересту и ложки Прославили кадриль.

2 фигура

Припев: Теперь почти забытая, — обходят друг друга спинами. У мальчиков руки

Гитарами забитая, —
на поясе плечи вверх и вниз.
Но все же непокорная,-
девочки, руки согнуты у плеч,
Жива кадриль задорная. —
пальцы щепоть, вперед, назад поочередно.
Эх…-
хлопок
Та ри да ри да ра та, —
звездочка парами руки на поясе ,
Та ри да ри да ра та, —
подскоки с захлестом голени.
Та ри да ри да ра та, Та ри да ри да.

Эх – хлопок. Звездочка в другую сторону.

3 фигура

На дедов мы похожи,- 1-воротики -2 делают прочес, немного отходят назад.

Веселье любим тоже,-
меняются несколько раз.
Кадриль забыть не можем – Улыбка в ней и стать. Окончена работа
,- 2 шага вперед выброс ноги вперед
Опять пришла суббота,-
2 шага назад выброс ноги назад
И нам с тобой охота –
повтор комбинации
Кадриль потанцевать.

4 фигура

Проигрыш- «
Выглядывание». Девочка руки на пояс ,мальчик сзади держит ее за талию.1 – девочка наклоняется в право, смотрит на мальчика
,
мальчик наклоняется в лево, смотрит на девочку.2- прямо,3 – наклон в другую сторону, 4-прямо.
«Окошки»- мальчик сзади, слева, держит девочку за руку, правая рука вверху, левая внизу. На конец проигрыша прыжок в бок меняясь местами и положением рук.

Припев:

Кадриль моя сердечная,- повтор комбинации припева

Старинная, но вечная, Фабричная, колхозная, Смешная и серьезная

Проигрыш – идут прогулочным шагом парами, девочка кладет голову мальчику на плечо.

Танец «Я тебя подожду» (подготовительная группа)

«Я тебя подожду» исполн. Кристина Орбакайте Музыка А. Островского Слова Л. Ошанина

1 фигура

Проигрыш – 6 девочек выходят с открытыми зонтиками, которые находятся с правого бока сзади, внизу, идут через центр зала, 3 шага вперед на 4 шаг припадание поворот головы назад (оглядываясь).

Ты глядел на меня,- 1,3,5 выпад вправо, зонт вверху, 2,4,6 выпад влево.

Ты искал меня всюду. –
выпад в противоположную сторону.
Я, бывало, бегу,
-1,3,5 выпад вправо, зонт вверху, 2,4,6 выпад влево.
Ото всех твои взгляды храня. –
выпад в противоположную сторону.
А теперь тебя нет.-
1,3,5 вправо, зонт вверху, 2,4,6 влево, шаг в стороны и в
Тебя нет почему-то
.- перёд на кружении.
Я хочу, чтоб ты был, Чтобы так же глядел на меня. –
выстраиваются в одну линию
2 фигура

Припев: А за окном то дождь, то снег, —приставные шаги в право, круговые вращения правой ладонью у груди, зонт на левом плече.

И спать пора, и никак не уснуть.-
кружатся на носочках, зонт вверху
Все тот же двор, все тот же смех,-
повтор комбинации влево
И лишь тебя не хватает чуть-чуть. .-
кружатся на носочках, зонт вверху
Проигрыш –
идут в конец зала выстраиваются друг за другом
3 фигура

Я иду без тебя – идут через зала

Переулком знакомым.-
расходятся направо и лево
Я спешу не с тобой,-
возвращаются в конец зала
Не с тобой, а с Наташей в кино.-
строятся парами
А тебе шлют привет —
идут через зала парами
Окна тихого дома Да еще старики,
— расходятся направо и лево
Что все так же стучат в домино.-
выстраиваются в линию
Припев-
повтор комбинации припева
4 фигура

Проигрыш –обходят друг друга лицом к зрителю, зонт вперед Во дворе дотемна – садится 1 ряд Крутят ту же пластинку.- садится 2 ряд Ты сказал, что придешь,- садится 1 ряд Хоть на вечер вернешься сюда.-садится 2 ряд Вечер мне ни к чему,- кружатся каруселью парами Вечер мал, как песчинка. Я тебя подожду, Только ты приходи навсегда. Припев- повтор комбинации припева

Проигрыш –малый полукруг назад

Припев — повтор комбинации припева

Проигрыш –уходят как в начале танца

Танец

«
Разбойники»
Песня из мультфильма «Бременские музыканты» Слова Энтин Ю.

1фигура

А как известно, мы народ горячий — 1номер выходит с права и с пистолетом перед елкой.2 номера выходят с лева перед елкой. И не выносим нежностей телячьих,

Но любим мы зато телячьи души,-рука у лба, выглядывает с права на лево

Любим бить людей, любим бить людей,-достают правый пистолет выставляя вперед, левый пистолет

Любим бить людей и бить баклуши.-поочередно приподнимают колени и бьют по ним рукой

2 фигура

Припев:

Мы раз…..-приподнимают правую ногу согнутую в колени, и правую руку вверх с пистолетом бо-бо…- тоже с левой и рукой Разбойники! — скрестить руки на груди, присев ноги во 2 позиции (выворотно)

Разбойники, разбойники, — кружатся перескоками в правую сторону

Пиф-паф, и вы покойники, — по очереди выставляют правую, левую руку вперед, руки к груди

Покойники, покойники, — кружатся перескоками в левую сторону

Пиф-паф, и вы покойники, — по очереди выставляют правую ,левую руку вперед, руки к груди.

Покойники, покойники. — кружатся перескоками в правую сторону

3 фигура

А кто увидит нас, тот сразу ахнет, — правая нога и рука вперед

И для кого-то жареным запахнет. — левая нога и рука вперед

А кое-что за пазухой мы держим, — прячут руки за спину и резко в перед

К нам не подходи, к нам не подходи, — скрещивают руки перед грудью и врозь, качают головой, семенящий шаг назад

К нам не подходи, а то зарежем. — на слова зарежем, проводят у горла правым пистолетом

Припев:

Мы раз-бо-бо-бобойники, — повтор комбинаций припева

Разбойники, разбойники,

Пиф-паф, и вы покойники,

Покойники, покойники,

Пиф-паф, и вы покойники,

Покойники, покойники. Проигрыш-бегут к зрителям пугая их, выбегают в центр зала прислушиваются, пугаются и пятятся назад, избегая из зала.

Танец «Снеговики»

(старшая группа)

«Марш снеговиков»

Слова Андрея Усачева Музыка Максима Дунаевского

1 фигура

Проигрыш- мальчики маршируют из- за елки, в костюмах снеговиков с кастрюлями на голове ( муляж). Проходят круг почета и выстраиваются в линию перед елкой. Предварительно мальчики делятся на 1 и 2 номер.

Шли в поход снеговики.- шагают

Что нам пули и штыки! –
говорят «ать – два»
Нам заряды не страшны, —
чихают, закрывая нос, небольшой наклон вперед
Лишь бы не было весны! –
грозят пальцем
2 фигура

Припев:

Ать-два, ать-два! –
1 номера шагают вперед, 2 назад
В кастрюле голова. –
стучат по кастрюле
Ать-два, ать-два! – 1 номера шагают назад, 2 вперед

В кастрюле голова. –
стучат по кастрюле
Проигрыш – качают головой

3 фигура

Не страшны сугробы нам! – опускают руки с верху вниз (показ сугроба)

Не страшны микробы нам! –
снизу вверх руками как –бы снимают микробов
Мы, как сталь, закалены,
— руки вверх согнуты в локтях (силачи)
Лишь бы не было весны! –
грозят пальцем
Припев
повтор комбинации припева
4 фигура

Мы — красавцы хоть куда! – руки на пояс ( красуются)

Из сосулек борода. –
показывают бороду
Пусть носы у нас красны, —
оттягивают накладной нос
Лишь бы не было весны! –
грозят пальцем
Припев
повтор комбинации припева
Танец с игрушками

(старшая группа)

«Банана-Мама» исполн. группа «Барбарики»

1 фигура

Проигрыш — дети вбегают на подскоках и становятся в 4 колонны, держа игрушку в двух руках.

Утро проснётся,- игрушку поднимают вверх, к груди

Выпьет чай с печеньем.-
вниз, к груди
Снова начнётся —
вправо, к груди
В городе движенье
— влево, к груди
Птиц, автомобилей, каруселей, горок. —
качают игрушку из стороны в сторону
Просыпайся детский город
.- кружатся вокруг себя на подскоках
2 фигура

Припев: БАНАНАМАМА –боковым галопом меняются местами 1 и 2, 3 и 4 колонны

Поверишь в чудеса,-
поднять игрушку вверх
БАНАНАМАМА —
боковым галопом меняются местами 1 и 2, 3 и 4 колонны
Сбываются мечты,-
поднять игрушку вверх
БАНАНАМАМА —
боковым галопом меняются местами 1 и 2, 3 и 4 колонны
Горящие глаза
— поднять игрушку вверх
Так сверкают, как в небе звёзды.-
кружатся вокруг себя на подскоках
3 фигура

Утро, зевая, — повтор комбинации 1 куплета

Открывает двери. Вновь оживают куклы и качели, Горы, небоскрёбы разноцветных полок. Здравствуй, здравствуй, детский город.

Припев- повтор комбинации припев, в конце припева положить игрушку на пол

.

4 фигура

Бегают глазки,- кисти рук у глаз, сжимать пальцы в кулак и разжимать

Ушки на макушке.-
руки на голове( уши)сгибать и разгибать ладожки
Это не сказки-
качают пальцем ( нет)
Это не игрушки.-
грозят пальцем
Город Детства — это город тот , который-
берут игрушку
Самый — самый добрый город.-
кружатся вокруг себя на подскоках
1 припев-
повтор комбинации припев.
2 припев –перестроение в круг на подскоках, в конце бросить игрушку вверх

Танец «Силачи»

(старшая группа)

Композиция «Увеселитель»

Музыка Р. Паулса

В танце участвует 4 мальчика и 1 девочка

1 фигура

Выходят мальчики машут рукой, проходят круг почета. Останавливаются в центре зала рукопожатия над головой справа и слева. Выполняют различные общеразвивающие упражнения. Хвастаются показывают свои бицепсы.

2 фигура

1 мальчик подходит к чаше с тальком, пудрит руки, идет брать штангу. Он пытается приподнять штангу, наклоняются то влево, то вправо кладет штангу, чешет затылок. Остальные смеются.

Подходит 2 мальчик- 1показывает свои бицепсы, мальчик подходит к чаше с тальком, пудрит руки и колени, идет брать штангу. Наклоняется, берет, встает на носочки, но штангу от пола оторвать не может. Обижается, махает рукой, уходи. Остальные смеются.

Подходит 3 мальчик – руку вперед, к груди говорит: «Щас я подниму». Мальчик подходит к чаше с тальком, пудрит руки, подмышками. Гордо идет брать штангу. Пытается поднять её, садится качает головой и уползает на четвереньках. Остальные смеются.

Подходит 4 мальчик, подходит к чаше с тальком, пудрит руки и голову, идет брать штангу. Хватает её, прокатывается вперед, оказывается на животе. Встает, плачет, уходит. Остальные смеются.

3 фигура

Идет девочка, нюхает цветочек, подходит к штанге, берет её одной рукой. Мальчики удивляются. Девочка зовет их за собой. Все уходят.

«Танец снежинок и метелиц»

(старшая группа)

Песня Снегурочки

Слова: А. Усачева

Музыка: М. Мокиенко, Л. Барабанова

1 фигура

Проигрыш-1

.
выбегают снежинки с двух сторон из-за елки шарфы спереди 2.качают шарфы вправо и влево
Кружится снежинок, —
бегут по кругу шарф с наружной стороны,
Кружится снежинок —
одна рука в верху другая внизу.
хоровод.- кружатся

На часах старинных,
повтор комбинаций
На часах старинных полночь бьет. И зима раскрасит,
раскручиваются в два круга
И зима раскрасит небосвод Белой краской.
Качают шарфы в право лево
2 фигура

Кто-то постучится, снежинки в двух кругах делают звёздочку

Кто-то постучится —
метелицы выбегают на носочках
за окном.- 1 сидя 2 стоя на коленях 3 стоя машут веерами

Елка загорится, Елка загорится волшебством. И преобразится, И преобразится все кругом –
снежинки выстраиваются в 2 колонны
Зимней сказкой. —
кружатся снежинки, метелицы становятся в3 стороны спинами друг к другу машут веерами
.

3 фигура

И поднимется завеса, — 1-2 снежинки бегут в полукруг, вперед

И Снегурочка из леса
, —3-4 снежинки бегут в полукруг
Словно снежная принцесса,-
5-6 снежинки бегут в полукруг
Поплывет.-
кружатся
И примчится птица-тройка, снежинки становятся на колени машут

И детей сбежится столько…-
шарфами. вверх вниз
И случится это только -. В Новый год! Проигрыш —
снежинки встают и бегут назад
Снежинки — музыка 1 звёздочка парами, музыка 2 качают 1-3 4 кружатся, шарф вправо, шарф влево 4 раза, музыка 3 машут шарфами и уходят за елку спиной вперед

Метелицы — музыка 1выходят вперед, садятся машут веерами. музыка 2 — встают кружатся с веерами, музыка 3 — стоят машут над головой, право влево, музыка 4 уходят спиной вперед, машут веерами.

Веселая зарядка с шуршиками

(старший возраст)

Исплн. детский хор «Великаны»

Построение в колонны

1 фигура

Эй, Лежебоки, ну- ка вставайте! — ведущий зовет детей

На зарядку выбегайте,- дети выбегают становятся в колонны

Хорошенько потянулись, — тянутся верх

Наконец-то вы проснулись — шагают

Начинаем! Все готовы? –
ведущий говорит
Отвечаем — Все готовы! — дети

Отвечаем, все здоровы?! —
ведущий говорит
Отвечаем — все здоровы! — дети

Становитесь по порядку, —
шагают
На веселую зарядку. Приготовились, начнем и все вместе подпоём.

2 фигура

Припев:

Солнышко лучистое любит скакать,- показывают большое солнце правой и левой рукой

С облачка на облачко перелетать!-
прыжки в право и лево
Вот так вот! Раз, два, три, четыре, раз, два, три, четыре – раз — правая рука в сторону

Раз, два, три, четыре, пять. –
два-левая рука в сторону
Еще раз! Раз, два, три, четыре, –
три правая рука вверх
Раз, два, три, четыре, — четыре


левая рука вверх
Раз, два, три, четыре, пять! –
пять –подпрыгиваем руки вверх
3 фигура

Все разрабатываем руки! — руки согнуты в локтях поочередно сгибать

Нету места больше скуки! — разгибаем руки вверх — вниз

Все разрабатываем плечи,
— плечи вверх-вниз
Чтоб походу было легче! Все разрабатываем ноги — правая рука и нога в перед поочередно с левой

Чтоб не уставать в дороге. Все разрабатываем шею, — наклоны головы

Что бы пелось веселее. — руки согнуты в локтях наклоны в лево и право

Припев: повтор комбинации припева.

4 фигура

Так, приготовились, сей момент,- правая рука вперед качает вверх- вниз

очень важный элемент

Надо пополам согнуться –пружинистые наклоны вниз

И руками земли коснуться! Ну-ка, ноги не сгибать! – стучим по коленкам

Раз, два, три, четыре, пять! Молодцы! все постарались,

Разогнулись, отдышались.! Не халтурить! Раз, два, три, четыре,

Раз, два, три, четыре, Раз, два, три, четыре, пять!

Припев: повтор комбинации припева.

5 фигура

Прыгают, скачут все на свете, — прыгают в право и лево

Даже зайцы и медведи. А жирафы и слоны скачут прямо до луны. Кошки, белки, утки, свинки,- прыгают вокруг себя

Все на утренней разминке Всем прибавилось настроенья

От такого пробужденья.

Припев: повтор комбинации припева.

6 фигура

С чувством полного удовлетворенье — шагают

В заключенье упражненья, Встали тихо на носочки, — встать на носочки руки вверх

Тянем руки что есть мочи! Прямо до неба дотянись

Выдыхаем, руки в низ!- опустить руки вниз

Поздравляем, все в порядке,–
поочередно правую и левую руку в перед
Молодцы, конец зарядки!

Припев: повтор комбинации припева.

Детские танцы в детском саду

Большинство взрослых считают, что занятия танцами — это пустое времяпрепровождение. Особенно если их чадо, будет в детском саду танцевать, а не заниматься дополнительно математикой. Правы ли они? Ответ однозначный – нет.

Танцы – это интереснейшее и приятное занятие. Через детские танцы в детском саду решается огромное количество задач, связанных с развитием мелкой и крупной моторики, музыкального слуха, гибкости и плавности движений, умений работать в паре, коллективе, дисциплинированности, творческих способностей, интеллекта и памяти. А самое главное, танец даёт возможность ребёнку хорошо провести время.

Детские танцы в детском саду дают правильную нагрузку на сердце, отлично тренируют всех групп мышц, суставы, вестибулярный аппарат, формируют правильную осанку.

Но стоит помнить, что танцами рекомендовано заниматься с трёх лет. Надо понимать, что в дошкольном возрасте начинают формироваться и закладываться основы личностного, умственного и физического развития. В данном виде деятельности дети запоминают танцевальные композиции, учатся взаимодействовать друг с другом, импровизировать и правильно ориентироваться в пространстве.

Педагог, проводя танцы в детском саду, приобщает детей к культурному наследию своей страны через народные танцы. Кроме того, дети любят выполнять ритмичные движения и под современную музыку, одно из направлений – хип-хоп. И неважно, правильно ли двигается ребёнок или нет, самое главное, выразить себя через выполнение движений под музыку.

Педагог, при организации занятий не должен держать ребёнка в определённых рамках, он обязан давать только положительную оценку его действиям.

В 4–5 лет дети изучают простые движения и несложные танцевальные композиции. В 6–7 лет овладевают более сложными движениями с привлечением реквизитов. Свои таланты дети демонстрируют на праздниках и развлекательных мероприятиях. Родителей восхищают выступления маленьких танцоров. Показ своего мастерства и таланта перед большой аудиторией позволяет избавиться от скованности, чувства страха, что, несомненно, пригодиться в дальнейшем.

Элементы хореографии используют при театральной постановке для более раскрытого и яркого развития сюжета.

Психологами давно доказан тот факт, что дети, которые занимаются данным видом деятельности, опережают своих сверстников в развитии, успешны в учебе лучше развиваются математические и логические представления, речь, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Детский танец помогает развитию таких качеств личности, как: трудолюбие, целеустремлённость, организованность. Замкнутые в себе дети становятся общительными и раскрепощёнными. Данный вид деятельности может помочь решить даже некоторые психологические проблемы, поэтому очень часто умственно отсталых детей записывают в специальные танцевальные кружки.

Как можно заметить детские танцы в детском саду приносят огромную пользу для гармоничного и всестороннего развития ребёнка и помогают ему без проблем сделать переход с позиции дошкольника к позиции школьника, успешно овладев учебной деятельностью.

Кроме того, танцы дают возможность ребёнку позитивно смотреть на проблемы, происходящие в нашем неспокойном мире.

Консультация «Обучение танцам дошкольников»

Пришел как — то человек к мудрецу и сказал ему: «О Мудрец, научи меня отличать истину от лжи красоту от безобразия. Научи меня радости жизни.» Подумал Мудрец и… научил Человека танцевать.

Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса.

Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем.

Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Виды танцев

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

Создание детских танцев

Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

Методические приемы

Метод показа: вовлекающий показ (совместное исполнение движений), опережающий показ, фрагментарный показ.

Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой.

Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Слова –символы, обозначающие движения: «солнышко», «домик», «мячики», «хвостики».

Жесты с проговариванием слов, которые раскрывают значение этого жеста: «почему вы тут сидите»…

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами. Разметка зала. Схемы-карточки.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение.

Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям

I этап – начальное обучение новым музыкальным движениям; II этап – углубленное разучивание; III этап – закрепление и совершенствование музыкально-ритмических движений.

Обучение на первом этапе направлено на создание у детей общего представления о новом движении во взаимосвязи с музыкой. Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы.

Основные действия педагога на первом этапе обучения:

  • объяснение;
  • выразительное исполнение;
  • показ нового танцевального движения воспитателем, соответствующего содержанию музыки.

На втором этапе обучения в результате активной работы педагога и детей (небольшими группами и индивидуально) происходит овладение основными движениями во взаимосвязи с музыкой.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания, использует подготовительные танцевальные упражнения.

Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Педагог должен постоянно наблюдать за выполнением детьми движений в соответствии с темпом, ритмом, динамическими оттенками музыки, исправлять ошибки, поощрять.

Главными признаками сформированного музыкально-двигательного навыка является сознательное выполнение движений в соответствии с характером музыки, качества выполнения (точность, ритмичность, выразительность).

На третьем этапе ставится задача довести приобретённые детьми умения и навыки в музыкально – ритмическом движении до степени самостоятельного творческого исполнения и использования танцев, игр в повседневной жизни. К самостоятельному творчеству дети подходят постепенно, путём посильных или творческих заданий, которые предлагаются в порядке последовательности от простых к более сложным.

Этапы разучивания упражнений:

1. Словесное объяснение педагога, затем показ упражнения воспитателем под музыкальное сопровождение. 2. Разучивание сложных движений («переменный шаг», «шаг польки»…) по

частям сначала под счет, затем под музыку. 3. Показ ребенка, освоившего это упражнение. 4. Закрепление упражнения всеми детьми на последующих занятиях. 5. Оценка выполнения упражнения детьми.

Танец — импровизация

Танцевальная импровизации – это способ развития творческих способностей и воспитания в дошкольниках творческого начала. Для детей свойственно богатое воображение и фантазия. Поэтому игры, свободные импровизации, пластические спектакли вызывают у них интерес, увлеченность, выполняются легко и непринужденно. Подобные упражнения должны выполняться детьми на занятиях в течение всего года.

«Хореография подразумевает «владение» телом, тело в этом случае является объектом, на который направлено действие.

Импровизация предполагает сотворчество с телом, признание одинаковой значимости заранее оформленных замыслов и опыта, и сиюминутных импульсов. Для импровизации нужно чувствующее и «думающее» тело, то, что присутствовало в древних культурах, основанных на идее «единства с природой» — Гришон А.Е.

Ощущения свободы тела способствуют развитию способности к импровизации.

В занятиях с дошкольниками можно выделить несколько направлений развития способности к импровизации:

1. Ощущение «тела».

2. Общение с партнером — партнеринг.

3. Осмысление движения в творчестве: рисунок, поделка….

4. Набор движений для создания базовой основы к импровизаци.

На подготовительном этапе танцевальной импровизации неоценимую помощь оказывают музыкальные этюды, например из методики Е. Горшковой «От жеста к танцу» («Встретились», «В лесу», «Давай дружить», «Секрет»). А также этюды на выражение эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера, на тренировку отдельных групп мышц М. Чистяковой из еѐ книги «Психогимнастика». Например, такие как «Штанга», «Сосулька», «Каждый спит», «Разное настроение», «Часовой», «Страх» и др. В них дети с интересом учатся общаться друг с другом с помощью языка движений, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту.

Полезно использовать коммуникативные, характерные и сюжетные импровизации со стихотворным или прозаическим сопровождением.

Коммуникативный танец – это танец с простыми, легкими, игровыми компонентами, и вызывает у детей массу положительных эмоций (Танец Бриске «У меня, у тебя», диск Железновых: «Карлики и великаны».)

Характерные танцы: какого-либо персонажа (Железновы «Три медвежонка»).

Логоритмические упражнения: «Кошкин дом», «Надувала кошка шар».

Затем, когда дети привыкают к подобного рода заданиям, свободно и непринужденно импровизируют, проявляют творческую самостоятельность и активность, можно вводить свободные импровизации с предметами (Бриске танец с обручами «В деревню к бабушке»: солнышко, шляпка, юбочка, домик.)

Главное требование к танцу-импровизации — каждая импровизация исполняется только один раз, так как, если композиция повторяется, она теряет характер творчества и импровизационности.

Игра «Части тела». Изучаем части тела. После знакомства, дается задание подвигать (потанцевать) определенной частью тела. Движения построены на импровизации. На следующей стадии игры задания усложняются: добавляется скорость, динамика движения.

Упражнением «Зеркало». Дети смотрят в зеркало, «строят гримасы» развивая мимические мышцы, затем задание усложняется, эти мимические ощущения ребенок должен передать, не глядя в зеркало. Тем самым развиваются внутренние ощущения. Вариант усложнения игры: дети становятся парами: один изображает зеркало, второй отражение. Задача, добиться неузнаваемости зеркала и отражения.

В коллективе важно создать комфортную атмосферу, научить детей общаться друг с другом, доверять друг другу.

Игра «Партнеринг». Дети становятся в пары (предварительно педагог наблюдает кто как с кем контактирует), один в паре закрывает глаза, полностью доверяясь своему партнеру, который ладошкой подает импульсы в спину партнера, направляя его движение. Задача второго -провести партнера без столкновений, первого -полностью довериться партнеру.

Прием «Представь, кто ты». Дети закрывают глаза. Педагог дает задание представить себя птицей. Рассказ о том какая это птица, помогает ребенку представить её в своем воображении. Затем представления необходимо показать в движении. Наблюдательность за явлениями природы, побуждает фантазию и двигает к импровизации. Необходимо чаще давать задание: понаблюдать за явлением, животным, предметом, а затем на занятии рассказать об этом.

Игра «Слово Действие». Педагог называет качество движения. Например: дерево качается (покачивание), сладкая тянучка (растяжка), скручиваем рулет (скручивание), опаздываем (ходьба, бег). Усложнение упражнения заключается в самостоятельном сочинении историй на основе полученного опыта. Освоение приема расширяет кругозор ребенка.

Игра «Молчанка» требует наличия небольшого опыта движений. Цель: внимательно следить за сменой движений педагога, который молчит и делает их в продвижении по залу, и повторять движения. Результат бывает очень неожиданным: дети, увлекаясь, активно входят в процесс и начинают самостоятельно сочинять движения, как бы не замечая всех вокруг, это сверх результат в развитии способности к импровизации дошкольников.

Не у всех детей получается выполнение заданий, т. к. речь идет о творчестве, которое требует наличия хореографической одаренности, таланта. У детей, не получивших ожидаемый результат, есть свои причины: личностные, психологические и др. И все же для них использованные приемы также полезны в плане арт-терапии.

“Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия” Эмиль Жак-Далькроз.

Литература:

1. Гришон А.Е. Импровизация и хореография [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.girshon.ru/index.php/moi-stati/articles/improvizacija-i-xoreografija.html (дата обращения 12.08.2013).

2. Литература и язык: современная иллюстрированная энциклопедия [Текст] /Под ред. А.П. Горкина. М.: Росмэн, 2006. — 584 с.

3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] /Н.В. Самоукина. М., 1993. — 144 с.

4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст]: Программа и репертуар /Э.Г. Чурилова. М., 2001. — 160 с.

Идеи для мам и малюток

Приведенная в статье подборка может использоваться в качестве музыкальных и танцевальных игр и конкурсов для детей на праздниках и мероприятиях, как дома, так и в детском саду.

Танец и музыка дают возможность духовного, эмоционального и физического развития детей, а также возможность развить фантазию и самовыражаться. Освоив танцевальные азы, дети чувствуют себя уверенней в детском саду, школе и других детских коллективах. Занятия музыкой и танцами способствуют общению детей, развивают их коммуникабельность и способность к коллективному творчеству.

Периоду активного роста детей свойственны неуверенность в себе и двигательная неуклюжесть, у девочек эти проявления особенно болезненны. Танцевальные игры для девочек разовьют координацию движений у малышки и вселят в нее уверенность в собственных силах.

Игровые формы развития дают возможность вашему ребенку внутренне раскрепоститься, победить свои комплексы и страхи, делают их более общительными и внимательными. Подобные занятия приносят большую радость вашему малышу и оказывают положительное терапевтическое действие.

Танцевальные занятия в виде игр развивают пластику, слух и ритмику. Возможности описанных ниже игр широки, в них можно играть с родителями дома на семейных праздниках и с друзьями в условиях детского сада.

Танцевальная игра «На корабле»

Необходимое оборудование: детское пластмассовое ведерко, швабра, фонограмма песни «Морячка» Олега Газманова.

Правила игры: на роль морячка выбирается один участник, ему поручается вымыть на корабле палубу. С помощью швабры и ведра морячок выполняет движения, имитирующие мытье полов. Вокруг него весело танцуют остальные ребята, которые участвуют в игре. Затем музыкальное сопровождение резко останавливают и дети вместе с ведущим должны быстро стать в пары. Морячком становится игрок, который остается без пары.

Танцевальная игра «Море волнуется раз»

Игровое оборудование: диск, на котором записана приятная мелодичная музыка.

Правила игры: выбирают одного ведущего. Все остальные участники игры кружатся и выполняют плавные танцевальные движения. После произнесенных воспитателем слов «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Фигура морская замри!» резко останавливается музыкальное сопровождение и дети должны замереть на месте. Ведущему поручается найти и замаячить тех, кто пошевелится.

Танцевальная игра «Зеркало»

Эта танцевальная игра для детей кроме магнитофона и диска с детскими песнями специального оборудования не требует.

Игровые правила: дети разбиваются попарно и становятся лицом друг к другу. По музыку один ребенок в парах танцует, а другому малышу нужно в точности повторять его движения. Затем роли меняются. Побеждает та пара, в которой движения были более синхронными.

Танцевальная игра «Сад»

Необходимое оборудование: картонные карточки, на которых написаны (или изображены) слова — ромашка, вишня, куст, пчела, воробей, ласточка, кролик, кузнечик, лилия и т. д.

Правила игры: каждому малышу раздают по карточке. Затем ребенок должен танцевальными движениями под музыку изобразить то растение или животное, которое написано на карточке. Вначале каждый ребенок выполняет свое задание, а затем дети вместе танцуют, изображая полностью весь сад.

Танцевальная игра «Распутай веревочку»

Подобные детские танцевальные игры использование оборудования не предусматривают.

Игровые правила: дети, взявшись за руки и встав в круг, закручиваются всевозможными способами, переступая ногами через руки, друг друга, ложась, садясь и т. д., чтобы получился перепутанный клубок. Ведущим включается музыка, под которую дети самостоятельно распутываются. По темпу можно использовать разную музыку, чтобы и распутывание было то быстрым, то медленным.

Танцевальная игра «Сказка о …»

Необходимое оборудование: карточки с ролями, диск сдетски

Правила игры: карточки раздаются каждому ребенку, участнику игры. В течение нескольких минут каждый игрок подготавливает танец. Затем дети садятся на стульчики в роли зрителей, а ведущий, читая сказку, приглашает по очереди каждого ребенка станцевать свою роль.

Сказка:

«Рано рано поутру вышло СОЛНЫШКО и своими лучиками осветило ПУСТЫНЮ. В пустыне росло очень много ЦВЕТОЧКОВ, ПАЛЬМ И КАКТУСОВ. Там также жила красавица БАБОЧКА. Она постоянно хотела пить, т. к. было слишком жарко. Поэтому бабочка отправилась искать воду. В это же время на небе появилась ТУЧКА, у которой БАБОЧКА попросила дождика. ТУЧКА решила помочь БАБОЧКЕ, и на землю полетело много дождевых КАПЕЛЕК…

Но тут вдруг налетел сильный ВЕТЕР! Он сильно дунул, и тучка улетела дальше, не успев напоить БАБОЧКУ. На пути БАБОЧКИ встретилась ЗМЕЯ, которая указала ей, куда держать дальше путь. Через некоторое время бабочка увидела зеленые КУСТЫ и ДЕРЕВЬЯ. Среди них бабочка заметила звонкий РУЧЕЕК.

Бабочка вдоволь напилась и все хорошо закончилось!»

Карточки: Пустыня, Солнышко, Бабочка, несколько Капелек, Ручеек, Кустик, Цветок, Кактус, Ветер, Змея, Дерево.

Придумывайте подобные сказки сами, вовлекая в игру еще больше сказочных героев!

Танцевальная игра «Придумай танец»

Эта игра из категории музыкально-танцевальные игры. Специального оборудования не требуется.

Правила игры: дети выстраиваются в круг, звучит музыкальное сопровождение. Выбирают из детей ведущего, который будет показывать танцевальные движения. Затем ведущим становится тот, у кого лучше получались движения. Игра длится, пока все малыши не побудут ведущими.

Танцевальная игра для детей «Сказочные герои»

Необходимое оборудование: карточки с именами сказочных героев, диск с подборкой веселых песен.

Правила игры: в игру смогут играть даже маленькие дети. Разбив детей попарно, ведущий раздает им карточки. После подготовки дети должны станцевать встречу между своими героями, даже если эти герои из разной сказки.

Примеры карточек: Красная шапочка, охотник, волк, Белоснежка, Лиса, Гном, Пьеро, Мальвина, Карабас-Барабас, Жар-Птица, Дюймовочка, Пятачок, Винни Пух, Колобок, Царевна-Лягушка, Незнайка, Старик-Хоттабыч, Буратино, Чипполино, Пантера, Маугли, Мышонок, Кощей Бессмертный, Ромашка.

Музыкальная игра «Оркестр»

Необходимое оборудование: стулья, чтобы рассадить оркестр.

Правила игры: каждый ребенок выбирает инструмент, на котором собирается играть — гитара, балалайка, баян, флейта, рояль, скрипка, валторна и так далее. Из детей выбирается с помощью считалочки один человек — он будет дирижером. Дирижер взмахивает палочкой и все дети — оркестр — начинают имитировать игру на музыкальных инструментах. Затем дирижер показывает палочкой на одного из музыкантом, например, на скрипача, и начинает имитировать игру на скрипке, а ребенок, игравший на скрипке, замирает. Все музыканты заметив это перестают играть на своих инструментах и начинают повторять за дирижером, изображать игру на скрипке. Далее дирижер переходит к следующему инструменту, а музыканты должны внимательно следить за ним и без ошибок повторять движения.

Танцевальная игра «Солнце и цветочки»

Оборудование: диск с приятной мелодичной музыкой.

Правила: выбирается солнце — ведущий, все остальные дети — цветочки. Первым просыпается солнышко и, кружа и танцуя, поглаживает цветочки, они начинают распускаться и танцевать. Детки выполняют движения имитирующие покачивания цветочка на ветру.

Танцевальная игра «Магазин игрушек»

Оборудование: магнитофон, диск с детскими песнями.

Правила игры: малыши изображают различные игрушки (робота, куклу, лошадку, кошку). В магазин заходит ведущий (покупатель), рассматривает игрушки и поочередно их включает. После включения каждая игрушка танцует. Затем ведущий игрушку выключает, и она перестает двигаться, замирает. Покупатель, рассмотрев все игрушки, выбирает понравившуюся, и она становится ведущим.

Подборка упражнений по ритмике для детей 3-4 лет

Подбирайте упражнения для занятий ритмикой таким образом, чтобы дети с удовольствием их выполняли и в то же время получали ощутимую пользу — развивали координацию движений и чувство ритма.

Ритмическое эхо

Цель: научить детей слышать ритм музыки.

Дети становятся в круг. Начинает звучать короткий отрывок простого музыкального произведения, например, «Цыплята» или «Два веселых гуся». Задача детей — в точности повторить ритм музыки хлопками в ладоши. Если дети справились с простой мелодией, можно увеличить продолжительность музыкального отрезка.

Быстрее-медленнее

Цель: научить детей реагировать на ритм музыки и быстро переключаться с одного ритма на другой, развить внимание и совершенствовать навыки ходьбы и бега.

Дети становятся в круг и начинают шагать друг за другом с левой ноги в такт музыке. Как только мелодия ускоряется, дети переходят на бег. Во время упражнения можно несколько раз менять скорость звучания композиций. Для музыкального сопровождения рекомендуем использовать мелодии «Полька» и «О чижике».

Солдатский марш

Цель: развить у детей чувство такта.

Дети становятся в шеренгу друг за другом и выбирают «командира». Воспитатель включает композицию «Солдатский марш». Задача детей — на каждую новую музыкальную фразу присесть-встать, на следующую фразу наклониться-встать. И так несколько раз подряд.

Замри

Цель: научить ребенка выражать свои чувства и эмоции с помощью танца.

Дети свободно передвигаются под музыку по залу и произвольно танцуют. Как только музыка перестает звучать, они должны застыть на месте в той позе, в которой были. Воспитатель проговаривает с малышами, почему они остановились именно в этой позе и что она означает с точки зрения эмоций. Затем начинает играть другая мелодия, и упражнение повторяется.

Ветер дует

Цель: расслабиться после активной части занятия и восстановить дыхание.

Дети становятся в круг, воспитатель включает медленную колыбельную мелодию и проговаривает: «Мы подуем далеко, мы подуем близко».

На словах «мы подуем далеко» дети начинают дуть сильно-сильно, а на словах «мы подуем близко», наоборот слабо-слабо. И так несколько раз.

Следуйте описанным рекомендациям при построении занятий ритмикой, и дети будут с радостью бежать на каждое занятие. В следующей статье вы узнаете об упражнениях по ритмике для детей 5-7 лет.

Средняя группа. Танец с рябинкой

Девочки средней группы танцуют с веточкой рябины. Песня «На тропинке тень», автор слов — Елена Благина.

На тропинке тень-тень-тень, Солнечная сетка. Через тын, через плетень Наклонилась ветка.

Прибегу, прискачу, На носках привстану! Ветку за косу схвачу, Ягоды достану!

Припев: Ягоды, ягоды, ягоды рябины. Ягоды, ягоды, ягоды рябины.

У плетня я посижу, И на шелковинку Осторожно нанижу Ягоду рябинку.

Бусы горькие надень, Стань нарядной, ветка! На тропинке тень-тень-тень, Солнечная сетка.

Основные позиции и танцевальные движения для дошкольников

Бекасова Светлана

Основные позиции и танцевальные движения для дошкольников

Описание основных позиций и танцевальных движений для дошкольников

Исходные позиции ног

Основная стойка

– пятки вместе, носки врозь. Для детей старшего возраста носки ног максимально развернуты в стороны (в хореографии – 1-я позиция, для младшего возраста – под углом 450 («домиком»).

«Узкая дорожка»

— пятки и носки вместе, ступни ног параллельны (для всех возрастных групп) в хореографии – 6-я позиция.

«Широкая дорожка»

— ступни ног – на ширине плеч, параллельны.

Сесть на колени – низко опустившись, сесть на оба колена. Колени крепко прижаты к полу.

• Для старшего возраста:

2-я позиция

– ноги на ширине плеч, только носки ног максимально развернуты в стороны.

3-я позиция

– опорная нога ставится под углом 450, пятка неопорной ноги приставляется спереди к середине ступни опорной ноги, тоже под углом 450.

4-я позиция

– опорная нога ставится так же, как в 3-й позиции. Неопорная нога выставляется вперед на длину небольшого шага под углом 450.

Находясь в любой их вышеописанных позиций, ноги следует держать прямыми, ягодичные мышцы напряженными, спину прямой, живот подтянутым, тяжесть тела равномерно распределить на обе стопы, опираясь на пальцы. Полной выворотности стопы в позициях от дошкольников требовать не надо. Достаточно, если носки ног будут развернуты под прямым углом.

Исходные позиции рук

Внизу

– руки опущены вдоль тела.

Впереди

– руки вытянуты на уровне груди (параллельно полу).

Вверху

– руки максимально подняты вверх над головой. В младшем возрасте высота рук произвольная.

В стороны

– плечи и руки составляют одну прямую линию.

Руки могут быть открытыми

– ладони вверх («к солнышку»).

Руки могут быть закрытыми

– ладони вниз (смотрят в пол).

«Поясок»

— ладони на талии, большие пальцы – сзади, остальные – впереди. Плечи и локти слегка отведаны назад.

«Кулачки на бочок»

— пальцы рук слегка сжаты в кулачки, которые ставятся на талию тыльной стороной внутрь.

«Полочка»

— руки согнуты в локтях, сложены перед грудью. На левой руке лежит правая (кисть правой руки лежит на локте левой и наоборот).

«Матрешка»

— руки (полочкой», указательный палец правой (левой) руки делает «ямочку» на одноименной щеке. Левая (правая) ладонь поддерживает локоть другой руки и чуть отведена вперед (на весу).

«Юбочка»

— большим, указательным и средним пальцами (щепотью) обеих рук взять края юбочки и развести руки в стороны – вверх.

«Фартучек»

— щепотью прихватить с обеих сторон перед юбочки и приподнять вверх.

За спиной

– руки соединены за спиной чуть ниже талии. Ладонь левой руки тыльной стороной лежит в правой ладони. Пальцы слегка сжаты, плечи и локти сведены назад.

Позиции рук в парах:

• Дети стоят рядом (смотрят в одну сторону):

«Стрелка»

— руки соединены в позиции «Вперед» от величины угла меняется название «стрелки»: узкая, широкая.

«Воротики»

— руки соединены в позиции «Вверх». Ладонь девочки подкладывается снизу под ладонь закрытой руки мальчика.

«Плетень»

— руки соединены крест-накрест.

«Бантик»

— то же, но локти округлены и приподняты вперед — вверх, руки не напряжены.

«Саночки»

— мальчик стоит перед девочкой к ней спиной и подает ей обе руки назад.

Девочка стоит лицом к спине мальчика и берет его за руки.

• Дети стоят, соединив одноименные плечи (смотрят в разные стороны):

«Бараночка»

— одноименные руки соединены накрест в локтевых сгибах, кисть сжата в кулачок. Свободные руки в любой из перечисленных позиций.

«Вертушка»

— одноименные руки соединены в позиции «Вверх».

Кружиться вертушкой – соединив руки в позиции «Вертушка»,двигаться как бы догоняя друг друга на месте.

«Звездочка»

(трое и больше детей) – стоят друг за другом, соединив одноименные руки в позиции «Вверх».

Кружиться звездочкой – соединив руки в позиции «Звездочка», двигаться как бы догоняя друг друга на месте.

«Двойной поясок»

— если дети стоят друг к другу левыми плечами, то левыми же руками обхватывают партнера за талию спереди и наоборот. Можно менять плечи на каждую музыкальную фразу.

• Дети стоят лицом друг к другу:

«Лодочка»

— руки соединены в позиции «В стороны». Они раскрыты на уровне груди.

«Воротики»

(узкие) – руки соединены вверху, (широкие) – в стороны — вверх.

Движения рук

«Ветерок»

— плавные перекрестные движения рук над головой. В работе участвуют плечо, предплечье, кисть.

«Ленточки»

— поочередные плавные движения правой и левой рук вверх-вниз перед собой.

«Крылья»

— плавные маховые движения руками, разведенными в стороны. Следует помнить, что при подъеме рук кисти опущены, а при опускании рук-«крыльев» локти слегка согнуты, кисти выразительно подняты вверх.

«Поющие руки»

— из положения «В стороны» мягким движением кисти направляются навстречу друг другу, словно собирая перед собой упругий воздух. Так же пластично руки разводятся в стороны. Корпус помогает выразительности движения, слегка наклоняясь вперед и затем чуть прогибаясь назад.

«Моторчик»

— руки согнуты в локтях перед грудью, ладони крутятся одна вокруг другой. Быстро или медленно.

Хлопки

«Ладушки»

— хлопки ладонями впереди или сзади (за спиной выполняются свободными, не напряженными, согнутыми в локтях руками, двигающимися навстречу друг другу.

«Блинчики»

— на «раз» — удар правой ладонью по левой, на «два» — наоборот (кисти расслаблены, стаккато, с поворотом кисти.

Хлопки могут быть громкими или тихими, в зависимости от динамики музыкального образа.

«Тарелочки»

— младший возраст – «отряхни ладошки», старший возраст – ладони обеих рук имитируют скользящие движения оркестровых тарелок: правая рука с размаху двигается сверху вниз, левая рука – снизу вверх.

«Бубен»

— левая ладонь опорная (как бы крышка бубна, пальцы правой руки ударяют по ней. Опорную руку менять. Удар сильный.

«Колокола»

— активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях ненапряженных рук. Для этого движения необходима полная свобода верхнего плечевого пояса.

«Колокольчики»

— мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Удары легкие, негромкие. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в сторону-вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.

«Ловим комариков»

— легкие, звонкие хлопки прямыми ладошками справа, слева от корпуса, вверху и внизу согнутыми в локтях руками.

Хлопки в парах:

«Стенка»

— ладони согнутых в локтях (впереди) рук идут навстречу рукам партнера. Хлопок выполняется на середине расстояния между детьми.

«Большой бубен»

— поочередно один из партнеров держит открытыми ладони согнутых в локтях или вытянутых вперед рук, а другой ударяет по ним своими ладонями.

«Крестики»

— техника выполнения та же, что и в «Бубне», только руки партнеров двигаются накрест (правая с правой и наоборот).

Виды шага

Спокойная ходьба

(прогулка) – шаг начинается с носка вытянутой правой (левой) ноги, носок развернут в сторону. Амплитуда и длина шага небольшая. Движение рук произвольное (могут быть в любой позиции).

Шаг на всей ступне

(топающий) – исполняется с очень небольшим продвижением вперед: колени чуть согнуты, корпус прямой, ноги ставятся на всю ступню с легким притопом, от пола их почти не поднимают, но и не шаркают. Ребенок движется как бы «на колесиках» руки можно поставить кулачками на пояс.

Хороводный шаг

– этот вид шага используется в хороводах. Отличается от простого шага большой плавностью и устремленностью. Устремленный характер придают движению хорошая осанка, приподнятая голова. Движение связано с музыкой неторопливого, спокойного содержания.

Приставной хороводный шаг (без смены опорной ноги)

– на «раз» — небольшой шаг с носка правой (левой) ноги, на «два» — носок другой ноги приставляется к пятке опорной и т. д.

Приставной хороводный шаг (с поочередной сменой опорной ноги)

– ритмический рисунок шага: 2 восьмые, четверть. На «раз»- длинный шаг с носка правой (левой) ноги, и на «и» — приставление левого (правого) носка к пятке опорной ноги. На «два» — шаг на месте с правой (левой) ноги. На следующий такт движение с другой ноги.

Шаг кадрили

– на «раз» — шаг правой (левой) ногой, на «два» — легкий скользящий удар каблуком другой ноги рядом с опорной. Неопорная нога после удара каблуком вытягивается вперед, начиная следующий шаг. Этот шаг можно выполнять с легким полуприседанием на счет «два».

Высокий шаг

– нога не выносится вперед, а сгибается в колене и поднимается вверх под углом 900. носок максимально оттянут вниз или ступня параллельна полу) «утюжком». Это шаг на месте или с продвижением вперед (в образе петушка, лошадки).

Шаг с притопом на месте

– на «раз» делают шаг на месте левой ногой рядом с правой; на «два» — притоп правой ногой впереди левой, без переноса на нее тяжести тела. Затем на «раз» — шаг на месте правой, ставя ее рядом с левой; на «два» — притоп левой впереди правой; все повторяется сначала. Акцент постоянно падает на притоп (на «два»).

Переменный шаг

– выполняется на 2 такта в двухдольном размере или 1 такт в четырехдольном. В основе шага – хороводный шаг. На «раз» и «два» 1-го такта – длинные поочередные шаги с носка правой (левой) ноги. На «раз» и «два» 2-го такта – три коротких поочередных шага с носка другой ноги. На «и» пауза. Следующий шаг начинается с носка левой ноги.

Боковой приставной шаг

– на «раз» — вправо (влево, на «два» — левая (правая) нога приставляется к опорной. Носки ног вместе или врозь, в зависимости от исходного положения («узкая дорожка» или основная стойка).

Боковое припадание

– на «раз» — боковой шаг с носка правой (левой) ноги, колено сгибается (как бы маленькое приседание). На «два» — носок другой ноги приставляется к пятке опорной сзади, одновременно колено правой (левой) ноги выпрямляется. Элемент «припадания» можно выполнять и на месте в «точке» или с поворотом вокруг своей оси («часики»).

• Шаг на носках:

Пружинящий шаг

– это «пружинка» с продвижением на всей ступне.

Крадущийся шаг

– это «пружинка»с продвижением на подушечках и низких полупальцах (образ куклы, балерины и т. д.). движение выполняется только в подготовительной группе.

Боковой шаг («крестик»

) – на «раз» — шаг в сторону с правой (левой) ноги. На «два» — перед ней накрест ставится левая (правая) нога.

Шаг окрестный вперед-назад («косичка»)

– хороводный шаг, только ноги ставятся не под углом 450 вправо или влево а накрест перед правой или левой. При движении этим шагом назад левая нога ставится сзади правой и наоборот.

Семенящий шаг («плавающий»)

– плавный хороводный шаг с продвижением вперед (назад) на носках. При его выполнении сгибаются только подъемы ног. Исполняется в старшем возрасте.

Прыжки

• На одной ноге:

«Точка»

— исходное положение ног – основная стойка, руки в любой позиции. После толчка, приземлиться в ту же точку, ставя ногу сначала на носок, затем на всю ступню. Другая нога (неопорная) согнута в колене и отведена назад. Опорную ногу менять.

«Часики»

— техника та же, только прыжок выполняется с поворотом вокруг своей оси. Опорная нога равномерно (как стрелка часов) поворачивается по окружности. На 8 прыжков ребенок должен сделать полный оборот – 3600.

На «раз, два» — левым плечом вперед,

На «три, четыре» — спиной,

На «пять, шесть» — правым плечом,

На «семь, восемь» — лицом.

«Лесенка»

— техника та же, что и в «точке», но продвигаясь вперед или назад на определенное количество прыжков

«Заборчик»

— боковой прыжок вправо (на правой) или влево (на левой ноге). Сколько дощечек в заборе, столько и прыжков.

«Солнышко»

— техника та же, что и в «точке», только продвигаясь по окружности любого диаметра («вокруг солнышка»).

• На двух ногах:

Подскок

– поочередное подпрыгивание на правой и левой ноге.

Амплитуда прыжка зависит от характера музыки. Выполнять его можно на месте, с продвижением вперед или назад, а также с поворотом вокруг своей оси («часики»).

Прыжки с отбрасыванием ног назад – на «раз» — прыжок-«точка» опорной ногой, одновременно неопорная нога сгибается в колене и отбрасывается назад, пяткой кверху. Неопорная нога может удерживаться на весу или ставиться сзади на носок пяткой кверху. На «два» — смена опорной ноги.

«Веселые ножки»

(прыжки с выбрасыванием ног вперед) – то правая, толевая нога поочередно часто выбрасываются вперед, как бы хвалясь перед зрителями. Носочек ноги направлен вниз, к полу. Руки – в стороны, ладони смотрят вперед внутренней стороной.

«Качалочка»

— исходное положение – ноги вместе. Затем правая нога выносится чуть вперед и как бы толкает левую ногу назад, затем снова выносится вперед, а левая возвращается на место. Движение повторяется непрерывно.

«Ножницы»

— на «раз» — толчок, разведение ног в стороны и приземление в позицию
«Широкая дорожка»
. На «два» — толчок и скрещивание ног в «точке» впереди (правая ступня впереди левой и наоборот при повторении).

«Крестик»

— на «раз» — толчок и скрещивание ног в «точке» (правая нога впереди, на «два» — то же самое, только впереди левая нога.

«Метелочка»

— то же, что и «качалочка», только со сменой ног.

Боковой галоп

– то же, что и боковой приставной шаг, только на прыжке.

Галоп вперед

– техника та же, только продвижение не в сторону, а вперед. На «раз» — толчок и правая (левая) нога выносится вперед, приземляясь с носка. Носок другой ноги приставляется сзади к пятке опорной ноги. На «два» — повторение.

«Веревочка»

— на «раз» — прыжок-«точка» на левой (правой) ноге, одновременно другая нога ставится сзади и скользящим движением носка по полу выносится вперед. На «два» — все повторяется справой (левой) ноги. Этот прыжок можно выполнять как на месте, так и с продвижением вперед.

Танцевальные движения.

Исходное положение для всех вариантов (если не оговаривается дополнительно): ноги в основной стойке, руки в любой позиции.

«Качель маленькая»

— дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.

«Качель большая»

– то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.

«Пружинка»

— стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»).в этом случае колени ног не разводятся.

Притоп – стоя на левой ноге, ритмично притоптывать правой, чуть пружиня обеими.

«Три притопа»

(исходное положение – «Узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично.

Притоп поочередно двумя ногами

– техника та же, только на «раз, и» — притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» — левой (правой) ногой.

Притоп в сочетании с «точкой»

— пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.

Приседание – техника та же, только на «раз» — приседание, на «два» — возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.

Полуприседание – выполняется в сочетании с «точкой» — каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед.

Полуприседание с поворотом корпуса

– сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 900. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.

«Ковырялочка»:

1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.

2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.

«Распашонка»

— на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» — выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.

«Самоварчик»

— на «раз» — полуприседание и хлопок-«ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» — выпрямиться, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 900.

«Елочка»

— исходное положение: ноги – «узкая дорожка», руки – «полочка», «поясок» и др. На «раз» — повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 450. на «два» — то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.

«Большая гармошка»

— ноги вместе. На «раз» — разведение носков в стороны, на «два» — разведение пяток, на «три» — снова разведение носков и на «четыре – разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.

«Топотушки»

— исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.

«Рычажок»

— ноги на «узкой дорожке». На «раз» — правая рука сгибается в локте и рукой достает вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» — в исходное положение.

Все на «пружинке».

Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.

«Расческа»

— дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении.

1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д.

2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга – шеренги меняются местами.

«Играть платочком»

— держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.

• Танцевальные движения для мальчиков 6-7лет:

«Козлик»

— исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притоптывать правой. На счет «раз» — руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх, на счет «два» — возвращаются в исходное положение.

«Веселые ножки»

— положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.

«Гусиный шаг»

— исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке» широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не более 8-ми тактов.

«Волчок»

— опираясь о пол ладонью правой руки, вытянув корпус и ноги влево по диагонали, двигаться «семенящим» бегом вокруг своей оси (как циркулем описывая полный круг). Левая рука – произвольно.

Встать на колено – опуститься на правое колено, левая нога согнута в виде стульчика. Ступня левой ноги стоит у колена правой ноги.

Поклон

«Русский поклон»

— исходное положение ног: 4-я позиция.

Согнув правую руку в локте, коснуться пальцами правой руки левого плеча. Выпрямляя правую руку, опустить ее вниз пред собой по траектории дуги, одновременно наклоняя корпус вперед.

Построения

Колонна

– дети стоят друг за другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой.

Шеренга

– дети стоят рядом друг с другом, в одном направлении, соблюдая интервалы между собой.

Цепочка

– дети стоят вполоборота друг за другом, держась за руки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]