В брошюре представлен опыт методической работы по формированию у дошкольников основ патриотизма, приведены сценарии развлечений с детьми, сценарий читательского марафона «День Победы», спортивно-развлекательного праздника «А ну-ка мальчики! » в подготовительной группе, сценарий литературно-музыкальной композиции, Игра » брейн-ринг, рекомендации работы с родителями «Как рассказать ребенку о войне», а также небольшие рассказы о партизанах, блокаде, медицинской помощи, о тыловиках и другое. В брошюру также включен план мероприятий на апрель, май месяцы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Проект «Поклонимся великим тем годам, посвященный 72-летию Великой Победы». В брошюре представлены фотоматериалы детского сада. Пособие адресовано практическим работникам дошкольных образовательных учреждений.
Актуальность
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей. Современное поколение недостаточно знает и интересуется событиями Великой Отечественной войны. Очень важно, чтобы с дошкольного возраста дети как можно больше узнали о трагических событиях 1941-1945 годов. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
В преддверии празднования 70-летия Великой Отечественной войны с детьми старшего дошкольного возраста был проведен опрос по выявлению знаний и представлений о Великой Отечественной войне, о героях войны, причинах возникновения праздника, который показал низкий уровень знаний ребят. Таким образом, было принято решение создать единое образовательное пространство «Семья, Детский сад, ДШИ №14 п. Аэропорт, ДК «Авиатор», филиал библиотеки №20, МАОУ ДОП Детско-юношеский , МАОУ СОШ №37», разработать и реализовать проект «Поклонимся великим тем годам»,
Проект «9 Мая – День Победы» строился на основе взаимодействия взрослых с детьми, способствовал развитию и поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Автор проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Радуга» г.Улан-Удэ
Цель проекта:
- Разработать систему мероприятий по подготовке к празднованию 72-летия Победы;
- Сформировать знания о ВОВ через различные виды детской деятельности.
Задачи проекта:
- Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны;
- Дать представление о том, что народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;
- Познакомить с боевыми наградами героев, военной техникой, земляками-героями, прошедшими ВОВ.
- Формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
- Пополнить методический кабинет материалами о ВОВ.
- Укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов;
Участники проекта: Воспитатели, специалисты, музыкальные руководители, дети, родительская общественность, ДШИ №14 п. Аэропорт, ДК «Авиатор», филиал библиотеки №20, МАОУ ДОП Детско-юношеский , МАОУ СОШ №37.
Сроки реализации проекта: С 1 апреля по 9 мая 2017 г.
Тип проекта: творческий, краткосрочный (с 1 апреля по 9 мая)
Содержание
- 1 Авторы проекта
- 2 Тема проекта
- 3 Название проекта
- 4 Предмет
- 5 Краткая аннотация проекта
- 6 Актуальность и оригинальность проекта
- 7 Образовательная среда сетевого проекта
- 8 Направляющие вопросы 8.1 Основополагающий вопрос
- 8.2 Проблемные вопросы
- 8.3 Учебные вопросы
Этапы работы над проектом
I. Подготовительный этап
- Изучение методической литературы по теме проекта.
- Формулировка цели и задач.
II. Основной этап
Содержание деятельности по реализации проекта
№ п/п | Этап проекта | Срок выполнения | Участники проекта | Взаимодействие участников проекта | Продукт деятельности | |
Работа с детьми | ||||||
1 | Брейн-ринг «День Родины». | 04.04. | Дети старших групп | Воспитатели, муз. руководитель, логопеды. | Сценарий проведения брейн-ринга | |
2 | Брейн-ринг «Защитники Отечества». | 05.04. | Дети подготовительных групп | Воспитатели, муз. руководитель, логопеды. | Сценарий проведения брейн-ринга | |
3 | Шашечный турнир среди детей и педагогов, посвященный 70летию Победы | 06.04. | Дети подготов.групп | Воспитатели, | Фото-видео репортажи | |
4 | Экскурсия в библиотеку «Наш город в годы войны». | 07.04. | Дети старших и подг. групп | Воспитатели, ст.воспитатель. | Фото-видео репортажи | |
5 | Конкурс детского рисунка «Пусть всегда будет солнце». Выставка рисунков. | 10-14.04. | Дети млад., средних, старших и подг. групп | Ст. воспитатель, воспитатели. | Выставка рисунков | |
6 | Концерт детского коллектива музыкальной школы «Достойны памяти героев». | 13.04 -1корпус, 14.04. -2 корпус, 18.04. -3 корпус. 26.04.– для педагогов,работников и ветеранов д/с. | ДШИ №14 для детей сред., стар., подг. групп. | Ст. воспитатель, муз. руководитель, воспитатели. | Праздничный концерт | |
7 | Музейная выставка «Пусть поколения помнят и гордятся» | Апрель-май. | Воспитанники старших и подготовительных групп. | Воспитатели, ст. воспитатели, родители. | Создание музея: материалы для выставки: письма, фотографии, одежда военных лет, ордена и медали, каски, фляжки и др. | |
8 | Спортивный праздник «А ну-ка, мальчики! ». | 18.04. 20.04. | Воспитанники старших и подготовительных групп. | Инструктор по физической культуре. | Сценарий спортивного праздника. | |
9 | Конкурс чтецов среди воспитанников д/с «День Победы». | 25.04. | Воспитанники млад., средних, старших и подгот. групп | Логопеды, ст. воспитатель. | Фото-видео репортажи | |
10 | Конкурс поделок на тему «Подарок ветерану» (совместное творчество детей и родителей). Оформление выставки. | Воспитанники млад., средних, старших и подгот. групп | Воспитатели, семьи воспитанников. | Вернисаж поделок | ||
11 | Оформление выставки «Никто не забыт, ничто не забыто». | Конец апреля | Воспитанники млад., средних, старших и подгот. групп | Воспитатели, семьи воспитанников. | Акция « Бессмертный полк» | |
12 | Парад «Вперед к Победе», посвященный 72-летию Победы в ВОВ. | 05.05. | Все воспитанники детского сада | Ст. воспитатели, воспитатели, логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, родители, ветеран ВОВ,муз. руководители. | Сценарий проведения парада. | |
13 | Чтение детям художественной литературы военной тематики. Беседа об услышанном. | Конец апреля | Дети старших и подг. групп | Воспитатель, ст.воспитатель. | Создание библиотеки книг для чтения детям о Защитниках Отечества. | |
14 | Дидактическая игра «Колесо истории». | 28.04. | Дети подг. групп | Логопед, педагог-психолог, воспитатели, ст.воспитатель. | Методическая разработка дидактической игры. | |
15 | Концерт «9 мая – День Победы» в ДК «Авиатор». | 3.05. | Дети старших и подг. групп | Воспитатель, ст.воспитатель, муз. руководители. | Песня, литературно-музыкальная композиция «Защитники Отечества». | |
16 | «Дарить людям радость…» – изготовление сувениров для ветеранов ВОВ. | 04.05. | Воспитанники средних, старших и подгот. групп | Воспитатели. | Подарки для ветеранов. | |
17 | Концерт детей МАОУ СОШ №37, МАОУ ДОП Детско-юношеский для детей дошкольников. | 06.05. | Воспитанники средних, старших и подгот. групп | Муз. руководитель, воспитатели, ст. воспитатель. | Сценарий мероприятия. | |
18 | Праздничные утренники в честь празднования 70-летия Победы. | Начало мая | Воспитанники млад., средних, старших и подгот. групп | Муз. руководитель, воспитатели, ст. воспитатель, родители. | Сценарий проведения утренника. | |
19 | Участие в городском конкурсе детско-родительского проекта «Эхо войны в моей семье», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне | 29.04. | Федорова Диана, гр.№11, Жамьянова Валерия, гр. №11 | Воспитатель, ст.воспитатель | Проект | |
Работа с педагогами | ||||||
1 | Оформление тематических альбомов, фотовыставок, презентаций в коридорных и лестничных пространствах:
| Апрель | Ст. воспитатели, воспитатели, логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, муз. руководители. | Тематические альбомы, фотовыставки, презентации. | ||
2 | Литературно-музыкальное творчество педагогов «Поклонимся великим тем годам». | 26.04. | Ст. воспитатели, воспитатели, логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, муз. руководители | Театрализованная постановка, авторские стихи, рассказы, песни, танцы. | ||
3 | Деловая игра с педагогами «По страницам Победы». | Начало мая | Ст. воспитатели, воспитатели, логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, муз. руководители. | Сценарий игры, методические рекомендации по проведению. | ||
4 | Педагогический пробег «Великая Отечественная война: события и факты». | Май | Ст. воспитатели, воспитатели, логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, муз. руководители. | Методическая разработка проведения педагогического пробега. |
III. Заключительный этап
- Составление портфолио проекта.
- Трансляция результатов проекта в фотовыставке, видеофильме для родителей.
- Выпуск детской газеты «Радуга», посвященный празднованию 72-летия Победы в детском саду.
- Телевизионный репортаж на канале «Тивиком» Парада детского сада «Вперед к Победе» с приглашением ветерана ВОВ Худяковой Татьяны Яковлевны, майора танковых войск, ветерана войны Афганистана, Таджикистана, Чеченской республики Осипенко Геннадия Викторовича.
- Выпуск методических рекомендаций для педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию, посвященный 72-летию Великой Победы.
- Оформление групповых, коридорных, лестничных пространств.
- Шитье военных гимнастерок, пилоток, юбок.
- Сценарии праздников, всех мероприятий.
- Папки передвижки для родителей.
- Изготовление оружий, военной техники, триноги для костра.
- Участие в параде Победы 9мая на площади Советов.
Реализация проекта эффективна
Дети:
- Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны.
- Дети знакомы с символикой Российского государства.
- Дети имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ
- Более подробно познакомились с произведениями бурятских поэтов, писателей и художников на военную тематику.
- Дети владеют расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы»
- Также они имеют представление об истории памятных мест родного города Улан-Удэ, городах – героях.
- Умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени
- Дети толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Педагоги:
- Проявляют чуткость к интересам и возможностям детей;
- Вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики;
- Повышают профессиональный уровень.
- Диссимиляция педагогического опыта.
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
До работы над проектом | Ученики работают над проектом и выполняют задания | После завершения работы над проектом |
Формирующее оценивание «стартовых знаний» в форме фронтальной беседы в ходе вводной презентации учителя Список тем исследований Критерии оценивания исследований учеников | Оценивание работы учеников по предложенным материалам Обсуждение предварительных результатов в каждой группе Заполнение таблицы продвижения групп по проекту Консультации учителя | Самооценка работы группы Представление результатов работы групп в вики-статье Выступление на уроке-конференции Рефлексия |
Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся знакомятся с данными критериями. В ходе работы группы заполняют таблицу продвижения по проекту, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.
После завершения работы заполняются листы самооценки работы группы, создается обзорная вики-статья, отражающая результаты исследований и полученные выводы.
Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, краткость и емкость формулировок, умение логично представлять ход и результаты исследования, убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность.
В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности – презентации и публикации. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.
Статья об оценивании в сетевых проектах
в рамках проекта проводилась самооценка:
Рефлексия по итогам проекта
Результаты рефлексии
Критерии и пример оценки вики-страницы
Бородинское сражение
Генеральное сражение началось 7 сентября (26 августа) 1812 г. рано утром. Кутузов удачно расположил войска, пресек все попытки французов атаковать армию с флангов. Наполеону ни чего не оставалось, как бросить основные силы в лоб, на хорошо укрепленные позиции. Сражение продолжалось 12 часов, с обеих сторон были огромные потери –более 58 тысяч человек у французской армии и почти 46 тысяч человек у русских.
В этом сражении не было победителей. Но русская армия доказала, что она может сражаться на равных с «непобедимой» армией Наполеона. Уверенность Наполеона в победе над Россией была поколеблена.
Кутузов же понимал, что новое сражение может полностью уничтожить армию, поэтому в деревне Фили 13 сентября принял решение о дальнейшем отступлении. Пришлось оставить Москву.
Предпосылки и начало отечественной войны
В 1807 году Россия заключает мирный договор с императором Франции Наполеоном I, получивший название Тильзитский мир. Согласно этому договору русский император Александр I обязался участвовать в континентальной блокаде Англии.
Наполеон должен был вывести войска из Пруссии, граничащей с Россией. Никто из сторон не выполнял условия договора. Александр I подписал договор о нейтральной торговли, тем самым, отказавшись от блокады Англии, в свою очередь Тильзитский мир развязал Наполеону руки, что позволило ему оккупировать все государства Европы. Независимость сохраняла лишь Англия и только в Испании продолжили упорно сопротивляться захватчикам. Все это позволило Наполеону вплотную придвинуть войска к границам Российской империи. Война была неизбежна.
Наполеон прекрасно понимал, что перед ним серьезный противник. Подготовка к войне велась очень тщательно. Возле границ с Россией были созданы большие запасы продовольствия и боеприпасов. Французская разведка активно собирала сведения о вероятном противнике.
Была предпринята попытка экономического подрыва, путем выброса фальшивых денег. Российская дипломатия предпринимала ответные шаги. Заключались тайные соглашения с рядом европейских государств не желавших, воевать за чужие интересы. Они обязывались оказывать минимальную поддержку Наполеону.
Крах наполеоновской армии
Еще перед войной Наполеон утверждал, что если возьмет Москву, то поразит Россию в самое сердце. На деле именно Москва поразила наполеоновскую армию. Вступив в город 14 сентября, армия Наполеона прекратила свое существования как боевая единица.
Тотальный грабеж, насилие над населением превратили Великую армию в кучку мародеров. Некогда непобедимое французское войско разлагалось на глазах, когда Наполеон понял это, было слишком поздно. Он оказался в западне.
Чтобы спасти армию, Наполеон направил письмо императору Александру I с предложением заключить мир. Но Александр не ответил. Тогда Наполеон понял, что проиграл. Ему ничего не оставалось делать, как покинуть Москву. И он отдал приказ своим войскам оставить город.
Растянувшиеся коммуникации французской армии на сотни километров не могли обеспечить войска всем необходимым, к тому же пожар, бушевавший в Москве более недели, уничтожил все возможные запасы продовольствия. Наполеон отдал приказ об отступление, оставляя Москву, французская армия тянула за собой огромный обоз с награбленным добром, что сильно повлияло на ее маневренность.
Воспользовавшись этим, Кутузов отрезал войска Наполеона от южных губерний и с помощью вспомогательных войск с севера вынудил отступать французов по старой смоленской дороге. Армия Наполеона таяла на глазах, за отсутствием провианта начался голод, постоянные угрозы русской армии двигавшийся параллельно заставляли французов бросать все лишь бы быстрей идти в вперед.
В конце ноября достигшая реки Березины Великая Армия представляла жалкое зрелище. Полностью отсутствовала кавалерия, вся артиллерия была брошена, около 40 тыс. человек были безоружны, ранены и обморожены. Чтобы избежать полного уничтожения во время переправы от атакующей русской армии Наполеон приказал сжечь мосты, бежал, и бросил на произвол судьбы остатки армии.