Ключевые принципы составления плана тематической недели
Для организации процесса рассмотрения темы недели педагогу, работающему с детьми любого возраста, важно не упустить следующие моменты:
- учебная нагрузка должна соответствовать возрасту воспитанников — поэтому даже самый увлекательный рассказ по теме с играми и творческими заданиями на НОД должны укладываться в установленные нормы продолжительности занятия в подготовительной группе — 30 минут;
- материалы для работы должны подбираться с учётом общего уровня развития детей группы;
- совместная и самостоятельная деятельности должны чередоваться;
- в план должны быть включены все виды организации образовательной деятельности — НОД, утренник, режимные моменты, разработка проекта, например, в формате выпуска стенгазеты;
- план должен отражать интеграцию образовательных областей (познание, развитие речи, физическое, социально-коммуникативное, художественно-творческое развитие);
- изложение материала должно опираться на уровень работоспособности воспитанников — например, тема «Дети на войне» в утренние часы реализуется в форме НОД с рассказом о подвиге ребят, а во второй половине дня во время самостоятельной работы — рисунком на тему «Дети полка»;
- соотнесённость с тематическим планом также является обязательным условием составления плана тематической недели — то есть реализация поставленных образовательной программой задач, в частности, повторение ключевых аспектов темы (главные сражения, имена полководцев, названия крупных мемориалов и пр.).
В календарный план тематической недели включаются все виды образовательной деятельности
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Тип проекта:
- по доминирующему виду проектной деятельности: информационно-творческий
- по срокам реализации: краткосрочный
- по содержанию: интегративный (образовательные области: социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно * эстетическое развитие; физическое развитие).
Участники проекта:
- дети старшей группы;
- педагоги;
- родители воспитанников
Обеспечение:
Материально-техническое:
Слайды «Великая Отечественная Война», семейные фотографии военных лет, фотоальбом, картон, клей, цветная бумага (для изготовления памятных открыток), фотоаппарат, магнитофон, военная форма, фронтовые треугольники (письма), презентации.
Срок реализации проекта: 2 месяца
Проблемная ситуация: Артем принес книгу о войне, о победе. Решили узнать более подробно – дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у них не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты. Дети недостаточно знают о Великой Отечественной Войне, о подвигах, о героизме людей в те страшные годы, о том, какой ценой досталась победа советскому народу над фашистами. Проблема воспитания интереса к истории своей Родины — одно из приоритетных направлений патриотического воспитания.
Актуальность:
День Победы — самый трогательный, патриотический праздник. Это день памяти и почестей. Все дальше уходит от нас эта дата – 9 мая 1945 года. Задача педагогов – заключается в том, чтобы наши дети были проникнуты тем временем, теми впечатлениями и переживаниями.
В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели блиц опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что, дети имеют очень скудные знания о героях Великой Отечественной Войны. Не имеют представлений о причинах возникновения праздника. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление компьютерной зависимости, включая жестокие игры. К сожалению, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, с «помощью телевидения» формируются новые героические образы. В связи с этим проблема нравственного — патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Великий праздник — День Победы».
Цель проекта:
Воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
Познавательное развитие
- Дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет;
- Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.
- Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
- Познакомить детей с подвигами героев – школьников.
- Закреплять знания детей о родах войск, об их назначении.
Речевое развитие
- Обогащать и развивать словарный запас детей на основе углубления представления о событиях Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
- Обогащать музыкально-слуховой опыта детей в процессе восприятия песен военных лет.
- Познакомить с произведениями художественной литературы и музыки военных лет.
Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, грамотно аргументировать ответ.
Физическое развитие
- Учить построению, ориентировке в пространстве;
- Учить ползать, пролезать, метать;
- Формировать у детей умение ходить и бегать легко и ритмично, соблюдая согласованность движений рук и ног.
- Развивать психофизические свойства (быстроту, выносливость, ловкость).
Художественно-эстетическое развитие
Познакомить с символами ВОВ.
Побуждать детей самостоятельно изображать в рисунке свои впечатления, используя полученные знания и умения.
Формировать эмоциональный отклик на музыкальное произведение, внимание к теме.
Социально-коммуникативное развитие
Сохранять трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь к Родине, уважительное отношение к старшему поколению, к истории своей страны.
Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей.
Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.
Предполагаемый результат:
Расширение представлений детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
Формирование внимательного и уважительного отношения у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь.
Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности
Основные методы и приёмы проекта:
Занятия, беседы и вопросы, проблемные ситуации, чтение и изучение художественной литературы, рассматривание демонстрационного материала, интернет материалов по теме проекта, дидактические и словесные игры, физкультминутки и подвижные игры.
Итоговое мероприятие:
Тематический досуг «Детям о войне» с участием детей группы.
Возложение цветов к могиле воинов-освободителей.
Этапы реализации проекта
1этап
- Выявление первоначальных знаний детей о войне, о празднике победы.
- Информация для родителей о предстоящем проекте.
- Подбор литературы, презентаций, фотографий, плакатов.
- Включение темы бесед и занятий в календарно — тематическое планирование.
- Подготовка презентаций и музыкальных произведений.
- Совместно с родителями подобрать материал о родственниках – участниках ВОВ. Оформление выставки рисунков и плакатов, выполненных родителями совместно с детьми.
- Консультация с родителями на тему: «День победы».
2этап
- Проведение ООД, бесед о ВОВ.
- Привлечение родителей к участию в проекте.
- Организация сюжетно — ролевых, дидактических и подвижных игр.
3этап Заключительный
- Организация выставки работ ко Дню Победы (совместная работа детей и родителей).
- Возложение цветов к памятным местам.
- Литературно-музыкальный досуг «9 Мая».
Заключительный результат: воспитатели удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. Все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта.
Модель реализации проекта:
Познавательное развитие
Беседы
«История георгиевской ленточки — Повяжи. Если помнишь!»
«Этот День Победы»
«Что такое героизм?»
«Дети войны»
«Военная техника ВОВ»
Беседы с использованием иллюстраций
- «Поклонимся погибшим тем бойцам…»
- «Солдат – победитель»
- «Что такое героизм?»
- «О городах героях»
- «Москва – город герой» НОД
- рассматривание плакатов «Родина-мать зовет!» И.М. Тоидзе, «Письмо с фронта» А. Лактионова
- рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о войне
Занятия:
- «Они сражались за Родину»
- «Города-герои»
- «Дети-герои»
- «Какие они, ордена?»
- «Этот День Победы»
- Встреча с ветераном ВОВ
- Речевое развитие
- Заучивание и чтение стихов о войне, солдатах, ветеранах.
- Отгадывание загадок на военную тематику
- Чтение пословиц и поговорок о мужестве.
Чтение художественной литературой:
- Е. Благина «Шинель»;
- чтение глав из книги С. Баруздина «Шел по улице солдат»;
- Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»;
- А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»
- Л. Кассиль из книги «Твои защитники».
- загадывание загадок на военную тематику
Художественно – эстетическое развитие
Музыка
Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война»,
«День победы»,
разучивание песен, танцевальных движений;
— музыкальное занятие «Знакомство с песнями военных лет».
Изобразительная деятельность
Рисование:
- «Праздничный салют»
- «Война»
Лепка
- «Пограничник с собакой»
- «Танки»
Аппликация
- Открытка к 9 мая
Ручной труд:
- Поделка из бумаги «Голубь мира»
Конструирование
- «Военный корабль»
- Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры:
- «Подбери картинку».
- «Воину солдату своё оружие».
- «Колесо истории».
- «Как прадеды мир отстояли»
- «Великие люди России»
- «Раньше и теперь»
- «Назови пословицу»
- «Составь карту»
- «Чья форма».
- «Защитники Отечества»
- «Военный транспорт».
- «Что нужно артиллеристу»
- «Кем я буду в Армии служить»
- «Отгадай военную профессию»
- «Найди флаг»
- «Узнай герб нашей страны»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Наша Армия»
- «Моряки»
- «Разведчики»
- «Пехотинцы»
- «На границе»
- «Летчики».
- «Пограничники»
Физическое развитие
Подвижные игры
- «Школа молодого бойца»;
- «Разведка.»
- «Встречные перебежки»
- «Попади в цель»
- «Меткий стрелок».
- «Бомбардировщики»
- «Трап»
- «Собери патроны»
Работа с родителями
Оформление стенда «Слава тебе победитель солдат»
Консультация для родителей на тему: «Знакомьте детей с героическим прошлым России»
Оформление папки-передвижки «9 Мая».
Привлечение родителей к проведению выставки рисунков, тема: «Война глазами детей»
Список литературы:
- А. Н. Давидчук» конструктивное творчество дошкольника» Пособие для воспитателя. М., Просвещение» 1973.
- И. Е. Аверина» Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие/2006. -144с. (Дошкольное развитие).
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
- О. В. Дыбина «Ознакомление с предметами и социальным окружением». Старшая группа.-М.: Мозаика-Синтез, 2015. -80с.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
- Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
- Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/. Л. А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2006. — 192 с
- -А. П. Казакова, Т. А. Шорыгина» Детям о Великой Победе» Москва 2010 г. Т. А. Шорыгина «День победы» Москва 2010 г
Интернет ресурсы
- Презентации «Великая отечественная война», «Дети войны», «Военная техника»
Следующая > |