Игры на знакомство в детском саду, старшая группа
- Мое имя – воспитатель загадывает действие, например, попрыгать, как заяц. Потом спрашивает: «Кто у нас Рита?». Услышав свое имя, ребенок встает и выполняет движение.
- Паровозик – первый ребенок едет, как паровозик. Подходит к любому ребенку из группы, чтобы прицепить к себе «вагон». Сигналом для сцепки будет имя сидящего ребенка. Игра заканчивается, когда все вагончики прицепятся к паровозу.
- Встаньте все – воспитатель произносит, а ребята выполняют: «Встаньте все, у кого имя Павел», «Встаньте все, у кого в имени есть буква О» и т.д.
- Ласковые имена – воспитатель просит ребенка назвать своего соседа справа ласкательным вариантом имени: Игорь – Игорек, Марина – Маришка.
- Гусеница – дети друг за другом, изображают гусеницу. «Голова» поворачивается к туловищу и спрашивает: «Как тебя зовут?». Первая часть «туловища» отвечает и спрашивает дальше поворачиваясь назад. Пока гусеница не узнает, из каких имен она состоит, игра не прекращается.
Игры на знакомство в летнем лагере
- Животные – игрок должен жестами показать животное, но с условием, что его название совпадает с первой буквой имени ребенка. Ребята должны отгадать не только название животного, но и имя ребенка.
- Снежный ком – первый ребенок называет свое имя. Второй называет имя первого и свое, третий имя первого, второго воспитанника и добавляет свое и так по кругу, пока не будут перечислены имена всех ребят.
- Любимое дело – детям вручают списки с делами: люблю кататься на сноуборде, танцую брейк-данс, люблю читать. Всего около десяти позиций. Ребятам нужно напротив этих дел вписать имена ребят, которые имеют такие же увлечения, что в списке.
Чтобы дети легче запомнили имена – ассоциируйте их с чем-то, объедините с тезками, поиграйте в игру на имена несколько раз. Дети сами могут постесняться переспросить имена друг у друга, поэтому задача учителя и воспитателя – громко и часто называть детей по имени.
Игры на знакомство в детском саду, младшая группа
- Чей голос? – ведущий стоит спиной к детям, сидящим полукругом. Один из ребят должен произнести любое слово, например, предмет, который он видит в комнате. Ведущий отгадывает, кому голос принадлежит.
- Чьи вещи? – в коробку складывают вещи ребят: игрушки, заколки, рукавички. Потом воспитатель вынимает вещь, а дети должны назвать, чья она.
- Отыщи игрушку – игрушка прячется в детскую кроватку или шкаф. Воспитатель подсказывает: «Она в Катиной кроватке», «Игрушка в Лешином шкафчике».
- Как пройти – ребята разбегаются по группе и садятся в разных местах. Вторая часть детей поочередно подходит к воспитателю и интересуется: «Как пройти к Диме? Как пройти к Полине?». Воспитатель отвечает: «Сделай три шага» или «Дима за цветком».
- Давай к нам – дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии нескольких метров, держась за руки. Одна команда просит у второй игрока, например, Колю. Тот должен пробежать между ребятами команды-соперника, чтобы расцепить их руки. Если удалось – забирает одного из игроков к себе в команду, нет – становится между этими игроками.
Цель. Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям в группе, выяснить целевое назначение и функции отдельных предметов, показать их расположение.
Примерный ход э к с кур с и и. Воспитатель предлагает детям покататься на поезде. Все занимают места в поезде (дети встают за воспитателем или в произвольном порядке садятся на стульчики, поставленные друг за другом). Педагог объявляет, что посадка на поезд окончена. Все поют песенку:
Вот поезд наш едет, колеса стучат;
А в поезде нашем ребята сидят.
И вот остановка, пора выходить.
— Вставайте, ребята, пойдемте бродить…
Возможные остановки: «Книжная» — книжный «уголок; «Рисовальная» — уголок изодеятельности; «Игровая» — игрушки; «Мойдодыр» — умывальная комната; «Спят усталые детишки» — спальня и т. п.
На каждой остановке воспитатель вместе с детьми выясняют, какие предметы находятся в данном месте (живут на этой станции); рассматривают отдельные предметы (2—3 предмета) в такой последовательности: что это, какой это предмет (внешние признаки), для чего этот предмет нужен детям, как им пользоваться, где и как он хранится.
Примечание. В течение одного занятия можно побывать в двух-трех местах, посещение остальных станций и рассматривание предметов переносятся на другие дни. Путешествие можно разнообразить нейтральными остановками, на которых детям предоставляется возможность подвигаться («Плясовая», «Заюшки-на», «Топотушки» и пр.).
Желательно закреплять полученные представления детей о конкретных предметах через соответствующую их деятельность. Например, на станции «Книжная» дети выбирают книгу, воспитатель забирает ее с собой и после возвращения из путешествия читает книгу детям. После прочтения воспитатель интересуется у детей, где живет книга, где ее дом, и предлагает детям положить книгу на место. На станции «Рисовальная» дети берут карандаши и бумагу, и после возвращения педагог предлагает детям сесть и порисовать («Помните, карандаши рассказали нам, что очень любят, когда дети рисуют ими»). После рисования воспитатель вспоминает с детьми, где карандаши живут (в коробочках, в стаканчиках, которые стоят на столе около окна) и т. п.
Знакомство с участком группы (экскурсия)
Цель. Помочь детям адаптироваться к изменившимся условиям на участке, выяснить целевое назначение и функцию отдельных предметов и объектов, показать их расположение.
Примерный ход экскурсии. Знакомство с объектами на групповом участке (игровое оборудование) проводится по аналогии со знакомством с предметами в групповой комнате.
Обязательным моментом данной экскурсии является знакомство с растительным миром, представленным на участке группы. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда все дети уходят с участка, на нем остаются деревья, кусты, трава, цветы, для которых участок — родной дом. Они никогда не покидают его, им очень хочется познакомиться и подружиться с детьми. Можно привести названия деревьев и кустов.
Примечание. Знакомство с участком группы можно продолжить в другие дни. Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на групповой участок и сказать, кто еще там бывает (птички, муравьи, червяки, жуки, бабочки и т. п.). Призывает детей быть внимательными к гостям, ведь дружба с ними принесет всем много удивительных и интересных встреч.
На основе своеобразного очеловеченного общения с представителями животного и растительного мира строятся наблюдения за природой, вводится ритуальное приветствие деревьям, кустам, солнцу, дождю, снегу, ветру, птицам, пробегающей по участку кошечке и т. п.
Например, дети, выйдя на прогулку, приветствуют свой тополь, подбирают ласковые слова (милый, красивый, замечательный, стройный и т. п.). Воспитатель говорит детям, что тополь сегодня рад их видеть, ждал их и приготовил им подарки — осенние листья. Дети рассматривают листья, играют с ними и самые красивые относят в группу для создания копилки «Подарки осени». В течение года ритуальные приветствия постепенно пополняются за счет введения художественного слова, фольклора.
Наша группа (наш участок)
Цель. Обобщить и закрепить полученные детьми представления о своей группе.
Материал. Птичка (игрушка или картинка).
Примерный ход занятия. Педагог сообщает детям, что сегодня к ним прилетит в гости знакомый Воробей.
Воспитатель достает игрушку (картинку). Дети приветствуют птицу, она здоровается с ними (называет каждого ребенка).
Воробей говорит, что соскучился по детям, осматривается вокруг и сообщает, что ему очень нравится их группа. Но у людей все не так, как у птиц. Воробей просит детей показать ему группу и рассказать, где и что у детей находится, чем они занимаются, зачем им нужны те или иные предметы.
Воспитатель и дети обходят группу, останавливаются в разных местах комнаты. Дети рассказывают, что это за место, какие предметы там живут, для чего они нужны, как ими пользоваться. Обязательно демонстрируются результаты деятельности детей. «Посмотри, Воробей, какие чудесные рисунки нарисовали дети этими карандашами. А вот эти книги мы любим читать. Здесь мы храним и твой подарок — книгу С. Маршака «Где обедал воробей». Здесь живут кубики. Воробей, хочешь дети построят тебе дорожку из кубиков?» Дети берут по одному кубику и ставят их в ряд. Воробей прыгает по выстроенной дорожке.
Далее идут игровые упражнения.
Воробей. Когда мне надо крылышки почистить, я ищу лужицу и купаюсь в ней. А вы, дети, где умываетесь? А чем вы умываетесь? Чем вытираетесь? (Дети ведут воробья в умывальную комнату.)
Воробей. Когда я устаю, то спать ложусь. Спрячусь под крышу, перышки распушу, глазки закрою и сплю. А вы, дети, где спите? (Дети ведут воробья в спальню.) Зачем вам нужны все эти вещи (подушка, одеяло, простыня)? (Дети стараются объяснить назначение этих предметов.)
Закончить занятие можно подвижной игрой «Воробушки и автомобиль».
Дети прощаются с Воробьем, просят не забывать их и приходить к ним в гости.
Примечание. По аналогии с этим занятием проводится работа на групповом участке.
Вне занятий
«Сокровищницы» детей
В начале учебного года каждый ребенок приносит в группу свою «сокровищницу». Это может быть сумочка, рюкзачок, косметичка и т. п. «Сокровищницы» выбираются ребенком дома вместе с его родителями. Хорошо, если родители проявят творчество и сделают эту «сокровищницу» для своего ребенка сами (сошьют, вышьют, украсят, свяжут и пр.).
В «сокровищнице» ребенок хранит наиболее значимое и ценное для себя. Ее содержимое — неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребенком в течение всего учебного года
Дети имеют право в свободное время взять свои «сокровищницы» и погрузиться в их содержимое. Именно в такие минуты педагог должен проявить интерес к ребенку и его занятию, подсесть к нему, завести беседу. Дети с охотой отзываются на подобное общение, так как оно построено на близком и интересном для ребенка содержании.
Продумайте место хранения детских «сокровищниц». Это может быть полочка, шкаф в группе; ребенок может хранить «сокровищницу» в своем шкафу в раздевалке.
Помните!
«Сокровищницы» — личная собственность ребенка. Взрослые не имеют права без детей трогать их, что-либо выбрасывать из них.
Игры на знакомство для подростков
- Родились вместе – дети должны узнать, с кем у них одинаковые или близко расположенные даты рождения. Потом им необходимо узнать как можно больше друг о друге. По сигналу подростки становятся на место и пытаются дать короткий рассказ о новых друзьях.
- Символ – припишите каждому подростку определенный символ. Например, представьте, что Оля – это животное. С каким животным она ассоциируется? Почему? Можно ассоциировать ребят с днями неделями, продуктами, фруктами, месяцами, уроками и прочим.
- Отгадай, как зовут – ведущий просит участников назвать свое имя так, чтобы не говорить его напрямую. Каждый имеет право дать две подсказки о своем имени, остальные отгадывают. Например, имя переводится «избранная» — Елена; такое имя носил герой романа Пушкина – Евгений; мое имя похоже на женское украшение – Сергей (серьга).
Конспект тренингового занятия «Знакомство»
(Для дошкольников 4-5 лет)
Описание. Данное занятие представляет собой начало цикла занятий развивающей программы. Может использоваться в вводном блоке развивающих программ, позволяя в игровой форме ориентировать детей на занятия, принимая правила работы и эффективно реализовывать другие поставленные цели.
Цель – сформировать тренинговую группу дошкольников 4-5 лет для эффективной последующей реализации развивающей программы.
Задачи:
- организовать знакомство участников группы с психологом;
- организовать условия для принятия правил занятий группой;
- снизить эмоциональное напряжение дошкольников;
- создать благоприятную психологическую атмосферу в группе;
- создать ситуацию успеха для дошкольников;
- введение в развивающую программу.
Оборудование: игрушка бабочка, картинки бабочек (3-4 картинки), музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский «Полька», музыкальный проигрыватель, игрушечный фотоаппарат, раскраска «общего фото», цветные карандаши.
Занятие ориентировано на 5-7 дошкольников 4-5 лет.
Ожидаемый результат: начальная стадия формирования тренинговой группы дошкольников обладающей представлениями о правилах поведения на занятиях и положительным отношением к ним.
Ход занятия:
1. Приветствие. Цель – мотивация к деятельности, первичное знакомство с правилами на занятиях. Форма – беседа.
Описание: Психолог приходит в группу, собирает около себя детей и предлагает им отправиться вместе с ним в путешествие к одной его знакомой. При этом предупреждает, что возьмет ребят в путешествие, если они пообещают идти всем вместе (не разбегаться), говорить по очереди, идти дружно (помогать друг другу, не драться, не обижать друг друга) и как только услышат три хлопка – должна наступить тишина. После чего предлагает всем становиться в паровозик и отправиться в гости.
2. Паровоз. Цель – сформировать эмоциональный настрой на занятие. Форма – игра.
Описание: психолог предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь. При этом предлагает спеть по дороге песенку: Едет, едет паровоз, в гости он друзей повез. Две трубы, сто колес, в гости он друзей повез. Две трубы, сто колес в гости он друзей привез. Ту-ту-ту… .
3. Знакомство с бабочкой. Цель – развитие навыков представления себя, поддержание интереса к деятельности. Форма – беседа, упражнение.
Описание: психолог с детьми подъезжает на «паровозе» к лежащей на столике игрушке – бабочке. Психолог обращает внимание на то, какая красивая его знакомая бабочка и предлагает ребятам сесть на ковер вокруг игрушки. «Бабочка» приветствует своих гостей и рассказывает, что ее зовут бабочка-Зоя и она очень любит летать и отдыхать на цветочках. Спрашивает как зовут каждого ребенка и что он любит делать, каждому пожимает руку.
4. Полет бабочек. Цель – снижения мышечного напряжения, усвоение правила три хлопка и тишина, повышение эмоционального фона, создание условия для самовыражения. Форма – подвижная игра.
Описание: «бабочка» предлагает ребятам сыграть в ее любимую игру и представить, что они стали бабочками и красиво летают-танцуют над полем. Но как только прозвучать три хлопка, бабочки тут же должны присесть на цветочки и должна наступить тишина. Игра проводится под музыкальное сопровождение — П.И. Чайковский «Полька». Игра проводится в 3-4 приема.
5. Блиц-опрос. Цель – создание ситуации успеха. Форма – беседа.
Описание: «Бабочка» приглашает всех присесть, хвалит их за красивые танцы и внимательность. Рассказывает, что у нее тоже есть друзья они тоже любят играть и начинает показывать фотографии своих друзей (картинки бабочек). Психолог задает ребятам вопросы какого цвета эта бабочка, какого размера, какого размера, на какую фигуру похожи крылья бабочки.
6. Общее фото. Цель – переживание комфорта вситуациях взаимодействия со сверстниками. Форма – совместное рисование.
Описание: психолог спрашивает у бабочки почему она расстроилась. «Бабочка» отвечает, что она ей так весело с ребятами играть, они такие дружные и веселые а без них ей будет грустно. Психолог предлагает ребятам сделать совместное фото с бабочкой на память на волшебный фотоаппарат, что бы ей не было так грустно без них. Ребята встают около бабочки, психолог их фотографирует и показывает рисунок-раскраску детей с бабочкой. И предлагает ребятам раскрасить, чтобы фото у бабочки осталось красивым, приглашает их за стол. По окончании работы психолог с детьми вручает получившееся «общее фото».
7. Прощание. Цель – принятие правил занятия, развитие рефлексии. Форма – беседа.
Описание: «Бабочка» хвалит ребят, что они так много знают и как дружно они играли вместе с ней. Указывает, что это потому что ребята соблюдали правила: играть всем вместе (не разбегаться), говорили по очереди, помогать друг другу и после трех хлопков наступала тишина.. Спрашивает ребят помнят ли они во что играли с бабочкой. Приглашает их в следующий раз в гости, прощается со всеми
8. Паровоз. Цель – сформировать эмоциональное завершение занятие. Форма – игра.
Описание: психолог предлагает ребятам становиться в паровозик и отправиться в путь в группу. И спеть по дороге песенку: Едет, едет паровоз, в группу он друзей повез. Две трубы, сто колес, в группу он друзей повез. Две трубы, сто колес в группу он друзей привез. Ту-ту-ту… . В группе психолог прощается с ребятами
Использованные источники:
Текст песни С. Эрнесакса, В. Татаринова «едет едет паровоз две труды и сто колес».
Игры на знакомство в детском саду, средняя группа
- Я даю игрушку – дети стоят полукругом возле воспитателя с мешком игрушек. Каждый ребенок поочередно вынимает игрушку и говорит кому он ее даст: «Я даю игрушку Алене».
- Пирог – дети делают совместную работу, пекут пирог. Дети произносят имя ребенка, а воспитатель дает ему задание: просеять муку, раскатать тесто, помыть фрукты и т.д.
- Кто потерялся – дети стоят в кругу. Воспитатель просит их закрыть глаза и отводит одного ребенка за дерево, в беседку или заводит себе за спину. Потом ребята открывают глаза и угадывают, кто потерялся.
- Назови имя в движении – необходимо добавить имени движение: бегущая Алина, играющий Сеня.
- Повтори – ребенок произносит свое имя и показывает движение. Второй должен повторить и имя, и движение. Например, «Я – Люда», делает реверанс, второй ребенок произносит: «Ты – Люда» и повторяет реверанс.
Игры на знакомство для младших школьников
- Волшебная кисть – на листе бумаги выдавить ручкой без пасты имя ребенка. Потом вместе с детьми заштриховать бумагу простым карандашом, чтобы появилось имя. Попросить ребят с таким именем подняться.
- Калейдоскоп имен – учитель называет буквы алфавита. Если имя ученика начинается н эту букву, он должен подняться и представиться.
- Посылка – первый участник говорит: «Хлоп – сове имя – топ – имя того, кому он передает эстафету (посылку)».
- Группы – учитель предлагает ребятам объединиться в группы с одноклассниками с одинаковыми именами. У кого имя редкое – объединяются в группу «Ассорти».
- Веселые задания – учитель называет имена одноклассников и придумывает им задания. Например, Женя и Соня берутся за руки и прыгают, Ваня и Лера танцуют польку.