Методическая разработка: «Игры с прищепками — как средство развития мелкой моторики руки»


В чем польза прищепок?

Обычные бельевые прищепки могут стать отличным игровым тренажером и развивающим пособием, если проявить немного фантазии.

Для чего можно использовать прищепки?

  • Для развития мелкой моторики.
  • Изучения цвета.
  • Развития речи.
  • Изучения счета.
  • Изучения цветов.
  • Развития сенсорики.
  • Фантазии.
  • Воображения.
  • Памяти.
  • Внимания.
  • Хватательных навыков.
  • Гибкости кистей рук.

Кроме этого, следует учитывать, что детям уже примерно с 8 – 9 месяцев гораздо больше нравится возиться с бытовыми предметами, чем с игрушками. Крупы, банки, бутылки, ложки, посуда, папины инструменты, и прищепки – в том числе, занимают малышей легко и надолго.

Тем более, что прищепки гораздо «волшебнее» всего остального: ими можно не только стучать друг о друга, брать или перекладывать, но еще и кусать, хватать, прищипывать. Родители могут с успехом использовать этот факт, организуя игры с прищепками – простые или с использованием дополнительных материалов.

Строить дорожки из домино

Для кого-то это покажется удивительным, но годовалый ребенок уже может играть в домино! Конечно, пока нет необходимости объяснять малышу подробные правила, рассказывать, что такое «базар» и «рыба», его это вряд ли заинтересует. Но вот сам принцип домино, основанный на подборе одинаковых картинок, ребенок уже легко может уловить.

Для игры понадобится детское домино с понятными малышу картинками (у нас, например, такое, еще варианты — Ozon, My-shop). Объясните ребенку, что из доминошек можно строить дорожки (или заборчики, как больше нравится). Только дорожки не простые: доминошки в них обязательно нужно подбирать так, чтобы совпадали картинки по краям. Мы с Таисией из домино строили большой заборчик, внутри которого у нас обязательно жила какая-нибудь зверушка. В домино Тася подолгу могла играть самостоятельно.

Как играть с малышами?

Для самых маленьких детей прищепка сама по себе уже игрушка. Она может «крякать», как утка, «квакать», как лягушка, «кусать», как крокодильчик, «лаять», как собачка (конечно, при помощи мамы). Примерно к полутора годам ребенок уже сможет снимать прищепку с различных поверхностей. Этим можно воспользоваться и предложить крохе самые простые игры:

  • «Покусайте» ребенка (только осторожно) за разные части тела (можно одновременно их называть), приговаривая, что это крокодильчик, который просит, например, чтобы его пожалели.
  • Разноцветные прищепки прицепите на себя или на малыша, предлагая ему снять этих «назойливых жучков». У крохи это легко получится и вызовет восторг.
  • Когда ребенок выйдет из комнаты, прицепите «жучков» на разные предметы и попросите его отыскать их всех и снять.
  • Соберите змейку из нескольких прищепок – кроха с удовольствием ее разберет.

Выбирайте прищепки, которые уже «разносились» и закрываются слабо – они не поранят кроху, если он нечаянно прищемит себе пальчик.

Ближе к 2 годам нужно научить малыша пользоваться такой игрушкой самостоятельно: показать, как держат ее тремя пальцами, как нажимают, чтобы открыть, как она закрывается, когда пальчики отпускают. После некоторой тренировки ребенок сможет делать это сам. А значит, можно переходить на новый уровень игр, когда кроха самостоятельно пристегивает прищепки. Теперь они могут превращаться в конструктор, пестрые бусы (если нанизать их на веревочку), заколки и зажимы для кукольных причесок, даже счеты (тоже на веревочке, но принцип игры – как при работе со счетами). А могут выполнять и свою роль, если ребенок постирает кукольные одежки и начнет их развешивать для сушки.

Простые дидактические игры с прищепками

Для этих игр не нужно ничего, кроме самих прищепок. Ну, или почти ничего.

Сними жучка с одежды.

Прицепите прищепки разных цветов на себя или ребенка и предложите ему снять жучка. Это веселая забава, с помощью которой можно закреплять знание основных цветов, частей тела, одежды, изучать понятия «право» и «лево» (правая рука, левая нога).

А еще можно вместе побегать за папой и спасти его от назойливых жучков. Или убегать от них самому.

Найди жучка.

Попросите малыша подождать вас в другой комнате, а сами закрепите прищепки к различным предметам – шторам, игрушкам, мебели и т.д. Расскажите малышу, что пока его не было, прилетели жучки, теперь их надо поймать и посадить в коробку или ведерко.

Игра прекрасно развивает внимание и идеально подходит для первых игр, когда пальчики ребенка еще не могут прикреплять прищепки.

Это очень веселая игра. Дети ее обожают. Можно и побегать, и ручки потренировать, и похвастаться уловом. А еще можно пойманных жучков считать. Мы так и играем — ищем 3 жучков.

Когда пальчики ребенка окрепнут, предложите ему посадить жучков, а вы будете их искать. Но мой опыт показывает, что первый вариант игры нравится детям больше.

Сушим одежду. Ваш ребенок наверняка не раз видел, как вы развешиваете белье после стирки. Дети так любят повторять за взрослыми! Если вы привяжете веревку между ножками стола или даже ручками тазика, с какой радостью малыш будет развешивать свои носочки или одежду для кукол!

Бусы из прищепок. Прищепки можно нанизывать на шнурок – получатся красивые бусы для мамы. Когда ребенок будет легко справляться с заданием, усложните задание и предложите ему чередовать прищепки разных цветов.

Прицепляем ко всему. Прицепляйте прищепки вместе с ребенком ко всему, что попадется под руку. Сделайте серьги мишке, украсьте вешалку, пластмассовые стаканчики, машинку, детали от конструктора.

Антошка любит цеплять прищепки по периметру коробки, в которой мы их храним. А если обклеить коробку цветной бумагой (на каждой стороне свой цвет), то это еще один повод повторить основные цвета.

Для тех же целей можно использовать детали конструктора.

Волшебная игрушка

Это действительно так. Прищепки, если их прицеплять к соответствующим заготовкам, могут по желанию играющих превращаться во что угодно:

  • в капельки дождя;
  • лучи солнца;
  • ножки или ручки персонажей;
  • веточки деревьев;
  • усики животных или насекомых;
  • ушки животных;
  • крылья или хвосты птиц;
  • ботву корнеплодов;
  • лепестки цветов;
  • плавники рыб и т. д.

Можно сделать своими руками целый прищепочный театр с такими деталями, или же открытые половинки прищепок могут играть роль открывающегося рта персонажей. Проигрывают как любимые сказки, так и простые сюжеты: пошел дождь, мишка ест малину, кукла собирает цветы, и т.д. Проигрывание таким образом потешек, скороговорок, детских стишков сделает их разучивание гораздо более продуктивным, потому что увлекательным.

Предложите малышу построить из прищепок забор, чтобы не расходовать на него детали конструктора – из них получатся другие предметы.

Изучение букв и цифр для дошкольника также станет куда интереснее, если им приделывать ручки и ножки из прищепок, вовлекать в разные приключения (скажем, буковки А и М постоянно приходят к малышу на обед, чтобы он сказал «Ам»; злой Минус отнял у Тройки Единичку, и она превратилась в Двойку).

Буквы или цифры могут ходить, прыгать, танцевать, падать, держаться за ручки… Фантазия может подсказать множество вариантов перевоплощений для прищепок.

Переливать воду из одной миски в другую при помощи губки


Игра во многом похожа на предыдущую, но все же дарит ребенку несколько другие ощущения. Несколько советов: во-первых, ставьте миску с водой слева, а пустую — справа, тогда ребенок будет переливать воду слева направо, такое направление действия важно для постановки руки перед письмом. Во-вторых, надо заметить, что удобнее играть с губкой, которая полностью мягкая (без жесткой части), если вам не удалось купить мягкую губку, то срежьте жесткую часть ножом.

Обучающие игры

Заготовив необходимые картинки или детальки из картона, можно достичь более глобальной цели, чем просто игра: научить ребенка многому из того, что необходимо для учебы в школе. Кстати, подобные пособия успешно изготавливают и используют в детских садах. Вот несколько примеров таких игр-занятий:

  • Вырежьте картонный круг, разметьте на несколько сегментов, раскрасьте каждый в свой цвет. В каждом сегменте нарисуйте несколько точек – от 1 до 5 – 9 (в зависимости от возраста ребенка). Пусть он прикрепляет прищепки соответствующих цветов по числу этих точек. (Учим цифры, счет, цвета).
  • С той же целью можно поиграть в посылки для ежей. Сделайте несколько заготовок ежей разных цветов, на каждом из которых напишите определенную цифру. Именно столько прищепок нужного цвета малыш должен прикрепить вместо иголок. Затем столько же картонных яблок нужного цвета ему нужно собрать в посылку для соответствующего ежика.
  • По такому же принципу можно заниматься рыбалкой (прищепки будут рыбками разных цветов, их нужно ловить и выкладывать на кружки соответствующих цветов в том количестве, которое на кружке указано).
  • Заготовка — тоже круг из картона. Только в каждом сегменте будет нарисована еда разных животных или птиц. На одну из сторон прищепки наклейте животных в соответствии с представленной пищей. Задача ребенка – накормить их, прицепляя к нужному сектору круга. (Изучаем окружающий мир).
  • Покажите малышу несколько одинаковых предметов разного размера (это могут быть как карточки с изображениями, так и вещи или игрушки – что будет интереснее конкретному малышу). Задача крохи – прикрепить к самому маленькому (низкому, короткому) предмету 1 прищепку, затем по возрастанию 2, 3,4… (Изучаем величины).
  • Произносите по слогам любое слово, а ребенок пусть цепляет на лист картона столько прищепок, сколько слогов насчитает. (Развиваем речь и фонематический слух).
  • Сделайте заготовки разных корнеплодов (морковь, свекла, репа, редиска), «посадите» их в коробку с мелкой крупой (огород). Малышу необходимо прищепками «собрать урожай», потому что всю ботву съели вредители, и вытащить корнеплоды стало не так-то просто. (Развиваем мелкую моторику и кругозор).

Если у родителей развита фантазия, они сами смогут придумать еще не один десяток вариантов использования такого простого подручного материала для развивающих занятий со своим чадом.

Не исключено, что, включившись в процесс, малыш сам подскажет новые возможности. Главное – не пресекать его творческие порывы, оставаться помощниками, советчиками и любящими друзьями. Тогда в ход могут пойти не только прищепки, но все, что окажется под руками. А это – новый уровень развития воображения ребенка, а также его отношений с родителями: они становятся союзниками, а не просто партнерами по игре. А начиналось все с обычной бельевой прищепочки…

Составлять картинку на кубиках-пазлах

Если ваш малыш уже знаком с простыми пазлами, теперь можно предложить ему собрать картинку на кубиках-пазлах (из 4 частей) (Лабиринт, Ozon, My-shop). Эта задача немного потруднее, потому что здесь прежде чем поставить кубик на нужное место ребенок должен еще и повертеть его и найти подходящую сторону. Поначалу, конечно, крутить кубик в поиске нужной стороны придется вам, но пока вы это делаете, объясняйте малышу, почему вы выбрали ту или иную сторону.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]