Лекция «Обучение детей дошкольного возраста пожаробезопасному поведению»

Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности

Дидактический материал – особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных, демонстрируемый педагогом перед всем классом (группой). Использование дидактического материала способствует активизации образовательной деятельности обучающихся, экономии учебного времени.

В процессе обучения мерам и правилам пожарной безопасности в детских дошкольных организациях и общеобразовательных организациях может быть использован следующий дидактический материал:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, раскраски, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Плакат «Спички – не игрушки!»

Противопожарные поделки направлены на закрепление навыков безопасной жизнедеятельности. Очень часто родители и дети идут по пути наименьшего сопротивления и используют в поделках спички.

Инспектора МЧС и ВДПО категорически не рекомендуют это делать! Потому что сейчас ребенок приклеил спичку для придания «жизненности» рисунку, а потом решит поджечь бумажку, чтобы приклеить её, обожжённую, тоже для жизненности. Поэтому, как ни хочется сэкономить время и силы таким образом, лучше не рисковать.

Правильному обращению со спичками учат плакаты, которые и в школе и в детском саду можно делать по группам.

Берём лист ватмана форматом А 1 или А 3. Создаём «спичку». Её можно вырезать из бумаги. Можно нарисовать фломастером, гуашью или акварелью.

Пририсовываем пламя красками или создаём аппликацию по трафарету из цветной бумаги. Если пламя приклеить не полностью, а только в начале или конце, то получится объёмная аппликация. Дополняем плакат надписью «Спички – не игрушки!». Нужно постараться правильно рассчитать место для букв. Для этого измеряем расстояние, которое у нас имеется для надписи.

Считаем все буквы, знаки препинания и пробелы в слове. Делим расстояние в сантиметрах на количество знаков. У нас получается расстояние, которое мы можем выделить на одну букву. Делим отрезок на равные части-прямоугольники. Теперь можем по линейке прорисовать буквы. Поскольку буквы все прямые, то нам останется лишь линейкой прорисовать центральные и средние детали.

Организация класса, уголка пожарной безопасности

Одна из самых часто встречающихся чрезвычайных ситуаций это пожар. Как правило, в экстремальных условиях люди теряют способность адекватно реагировать на происходящее. Поэтому, во избежание трагедии, необходимо заранее информировать людей о действиях во время пожара. Эта информация должна быть наглядна, доступна и легко запоминаться. С этой целью в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации могут быть созданы классы, уголки пожарной безопасности. При этом их создание и функциональное наполнение не регламентируется нормативными правовыми актами и нормативными документами.

В классе пожарной безопасности могут быть размещены:

— элементы систем противопожарной защиты зданий и сооружений;

— первичные средства пожаротушения;

— средства индивидуальной защиты;

— пожарно-спасательное оборудование;

— дидактические материалы, связанные с пожарной проблематикой (книги, печатная продукция (плакаты, листовки, инструкции и т.п.), видеофильмы, диафильмы, аудиофайлы и т.д.).

Один из эффективных методов достижения цели информирования людей о действиях во время пожара — оформление и размещение на видном месте с хорошей проходимостью уголка пожарной безопасности.

Существует многообразие типов, видов, вариантов оформления уголков пожарной безопасности, методов их печати, способов размещения (напольный, настенный, мобильный).

Уголок пожарной безопасности должен отражать специфику деятельности организации и может содержать как методический, так и раздаточный материал.

На стендах уголка пожарной безопасности может быть представлена следующая информация: план эвакуации, инструкции о мерах пожарной безопасности, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, порядок действий при пожаре, требования пожарной безопасности, инструкции по использованию первичных средств пожаротушения, знаки пожарной безопасности и т.п.

Примеры оформления уголка пожарной безопасности представлены на рисунках 1 – 3.

Рис. 1. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Рис. 2. Пример оформления уголка пожарной безопасности

Рис. 3. Пример оформления уголка пожарной безопасности

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. В соответствии с каким нормативным документом по пожарной безопасности осуществляется обучение мерам пожарной безопасности?
  2. Каким документом регламентирована периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  3. Кто осуществляет контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций в соответствии с Приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645?
  4. Какой характер носит обучение обучающихся мерам пожарной безопасности?
  5. Периодичность проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций составляет?
  6. Какая информация может быть размещена на стендах уголка пожарной безопасности?
  7. Что является задачами проведения практических тренировок по эвакуации людей из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  8. Должен ли быть разработан план эвакуации для зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  9. Кто должен сообщить об обнаружении пожара в здании дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации в пожарную охрану?
  10. Какую информацию необходимо сообщить в пожарную охрану при обнаружении пожара или признаков горения?
  11. Когда начинается процесс эвакуации при пожаре обучающихся и персонала из зданий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций?
  12. Какие действия предпринимает персонал дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций по окончании процесса эвакуации при пожаре?
  13. Что учитывается при проведении обучения мерам пожарной безопасности?
  14. Что является основой обучения мерам пожарной безопасности?
  15. Укажите последовательность действий персонала, воспитанников и обучающихся дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации при обнаружении пожара или признаков горения, которая состоит из следующих элементов: а) проверка наличия воспитанников, обучающихся, персонала дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации; б) сбор в заранее определенном месте; в) сигнал оповещения о пожаре; г) эвакуация

На конкурс


Дети стараются сделать красивые и оригинальные поделки, которые будут представлены на конкурсе.

Для начала нужно определиться с тематикой:

  • «Пожар в лесу»;
  • «Дети и огонь»;
  • «Огонь — наш враг и друг» и так далее.

На втором этапе малыши делают поделки. Например: модель вертолета для тушения пожаров, пожарную машину из пуговиц или оригинальную объемную экспозицию.

Для детского сада

Для средней группы

Для старшей группы

Для школьников

Ученики 3–4 класса делают сложные аппликации. Дети уже могут сшить фигурку спасателя, нарядить его в одежду пожарного. Мальчики конструируют большие пожарные машины, вертолеты и другую технику из спичек.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». — «Российская газета», № 3, 05.01.1995;
  2. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 «О противопожарном режиме». — «Собрание законодательства РФ», 07.05.2012, № 19, ст. 2415;
  3. Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 года № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций». — «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 13, 31.03.2008;
  4. Методические рекомендации по обучению в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. (Утв. МЧС России 20.06.2014). Документ опубликован не был;
  5. Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум. (Утв. МЧС РФ). – «Библиотека инженера по охране труда», №N 1 — 2, 2007;
  6. Методические рекомендации «Организация тренировок по эвакуации персонала предприятий и учреждений при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях» (Утв. Главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору 4 сентября 2007 года № 1-4-60-10-19);
  7. Обеспечение пожарной безопасности объектов народного хозяйства. ч. 3. Организационно-технические мероприятия. Под общ. ред. В.И. Козлачкова. – Минск: «ФОИКС», 1998. — 317 с;
  8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Избр. пед. соч.: в 3-х т. — М., 1979, т. 1, с. 33.
  9. Интернет-ресурс https://ddt2mariinsk.ucoz.ru/index/pozharnajabezopas nost/0-16;
  10. Интернет-ресурс https://www.profi-ra.ru/agit/stend1/;
  11. Интернет-ресурс https://marina-tcherepanina.narod.ru/index/0-4.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]