Средняя группа
Представляем игры на тему «Опасные предметы» для дошкольников средней возрастной группы.
Опасные ситуации
Для занятия необходим секторально разделенный круг, наподобие колеса в «Поле чудес». Секторов должно быть 12, на каждом должна стоять соответствующая цифра. Чередоваться цифры должны в произвольном порядке. На каждый сектор нужно положить карточку, изображающую чрезвычайную ситуацию, с которой ребенок может столкнуться дома, в детском саду, на природе, во время прогулки.
Воспитанники по очереди вытаскивают из мешочка карточку с цифрой. Находят соответствующий сектор. Рассматривают выпавшую сюжетную картинку, рассказывают, что изображено, почему так случилось, как исправить ситуацию.
Дидактическая игра «Опасные и безопасные предметы»
Игра организуется в форме домино, участвует группа от 2 до 18 детей. Игроки распределяют карточки. С помощью считалки или иным способом определяется игрок, начинающий игру. Он кладет любую из имеющихся карточек. На ней справа изображается предмет, а слева картинка, символизирующая, как этой вещью должен пользоваться ребенок. Есть три варианта:
- можно пользоваться под контролем взрослого;
- нельзя пользоваться — вещь опасная;
- можно пользоваться самостоятельно — вещь безопасная.
Игрок выбирает, как можно использовать изображенный предмет, аргументирует выбор, делает вывод — опасна или неопасна вещь. Кладет карточку игрок, быстрее товарищей определивший, какая картинка нужна. Игра продолжается, пока не будут правильно разложены все карточки.
Чем опасна вещь
Игра расширяет представление о том, как правильно вести себя в бытовых условиях, развивает концентрацию внимания, воспитывает дух взаимопомощи. Для занятия нужны карточки, изображающие разные травмы: порез, гематому, перелом, ожог, прокол. Также необходимы изображения бытовых предметов.
Дети разбирают карточки, изображающие травмы. Педагог по очереди демонстрирует изображения вещей. Игроки должны сообразить, какую травму можно получить, используя изображенный предмет. Игрок, у которого находится соответствующее изображение, поднимает руку, рассказывает, чем опасна демонстрируемая вещь, как с ней правильно обращаться, затем забирает карточку.
Сюжетно ролевые игры:
«Мы — пожарные»
Предварительная работа:
- экскурсия в пожарную часть,
- беседы о работе пожарных,
- рассматривание сюжетных картинок,
- чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой « пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова « пожар»),
- рисование на данную тему,
- обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре,
- ООД на данную тему.
Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.
Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).
Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».
Предварительная работа:
- Конструирование зданий,
- Игры с напольным конструктором,
- Рассматривание плана-схемы улиц города,
- Экскурсия по близлежащему микрорайону,
- Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина на улицах города»,
- Беседы о профессии пожарного,
- Отгадывание загадок,
- Игры с транспортными игрушек,
- Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице.
Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.
Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.
Дидактическая игра «Составь номер»
Цель:
закрепление знаний воспитанников о вызове сотрудников МЧС в случае пожара.
Дети делятся на две группы и совместно среди множества цифр находят необходимые и составляют номер телефона МЧС — 101. Выигрывает команда, которая завершит задание первой.
В.
Ребята, теперь каждый из вас знает, по какому номеру надо звонить, если случился пожар. Давайте еще раз повторим все вместе:
Дети.
«Пожарный номер: 101».
В.
Помните, что звонить по этому номеру можно и нужно только при пожаре. Услышав ответ дежурного, чётко называйте свои имя и адрес.
Дидактическая игра-ситуация «Юные пожарные спешат на помощь»
Цель:
обучение детей основам пожарной безопасности; развитие логического мышления.
Ход игры
Одни дети называют чрезвычайную ситуацию, другие — её возможные последствия и действия, которые необходимо предпринять. Например: «Горящая бумага упала на мягкое кресло… Кресло начало бы тлеть и загорелось. Если никого нет дома, мог бы случиться большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме. В случае возникновения огня нужно быстро вызвать пожарных по телефону 101».
Ситуационный ряд:
- Горящая бумага влетела в открытое окно квартиры…
- Горящая бумага упала на сухую траву у дома…
- Взрослые неосторожно обращаются с камином…
- Мальчики играют со спичками…
- На горящей плите вспыхнуло пламя в сковороде…
- На праздничном столе остались непогашенные свечи …
Анна Марченко
Игры по безопасности
Дидактическая игра «Оцени поступок»
Цель : Закрепить знания о правилах пользования огнем; воспитывать желание соблюдать правила пожарной безопасности
.
Оборудование : Предметные картинки, на которых изображены ситуации :
1) действия детей или взрослых с предметами, которые способствуют возникновению пожара;
2) действия детей или взрослых во время ликвидации пожара.
Ход игры
Вспомните вместе с детьми, каким внимательным должен быть милиционер, который регулирует движение, потому что по улице в разных направлениях ездят много машин. Куда они направляются? Об этом дети узнают, получив медальоны-путеводители с изображением машин различного назначения.
Милиционер-регулировщик спрашивает водителей, куда они едут, что везут и почему их нужно пропустить быстрее. Когда водитель ответит на все вопросы, ориентируясь на свой медальон, милиционер вместе с другими детьми решает, нужно его пропустить первым.
Проблемные ситуации : На перекрестке встретились три машины. Милиционер-регулировщик решает, кого нужно пропустить первым. Дети обсуждают его решение, соглашаются или возражают.
1. Автобус с детьми, грузовик со строительным материалом, фургон с мороженым.
2. Скорая помощь, машина с хлебом, фургон с книгами.
3. Пожарная машина, молоковоз, фургон с мебелью.
По сигналу «Путь открыт»
водитель объезжает комнату. Когда все водители вернутся, медальоны разбирают другие дети. Они придумывают новые проблемные ситуации.
Дидактическая игра «Экологический светофор»
Цель : Закрепить знания детей по соблюдению правил техники безопасности в природной среде
. Развивать логическое мышление, память, фантазию, умение любоваться красотой окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал : Картинки с изображением различных ситуаций поведения в природе, фишки зеленого и красного цвета.