Беседа на тему: «Береги природу» во второй младшей группе.
Юлия Гармаш
Беседа на тему: «Береги природу» во второй младшей группе.
Беседа: «Что такое природа?»
Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.
Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т. д.
ХОД.
1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой»
.
Словно крыша над землёю,
Голубые небеса.
А под крышей голубою –
Горы, реки и леса,
И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.
— Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т. д.)
— Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
— А машина есть в природе?
— Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)
— Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.
— Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
— Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.
— На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.
— Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.
2. Игра «Живая и неживая природа»
. (называют объекты живой
природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)
3. Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.
— Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные, летать на самолёте и даже в космос.
— Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?
— Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.
— А в группе у нас есть природа?
Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.
— От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)
— А что можно сравнить с лампой в природе?
— Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)
— В природе идёт дождь.
— В доме есть душ.
— В природе – ветер. В доме – вентилятор.
— В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.
— В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.
— У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.
— В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.
— А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.
— В природе дикие животные. У нас – домашние.
— Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.
4. Дидактическая игра «Природа или руки человека»
(показ картинок)
Наш поделки
Конспект занятия по экологии «Как звери готовятся к зиме». Вторая младшая группа
Занятие по экологии в детском саду во второй младшей группе «Как звери готовятся к зиме»
Описание: представляю вашему вниманию конспект проведения занятия во 2 младшей группе по экологическому воспитанию. В ходе данного мероприятия дети узнают, как звери в лесу готовятся к зиме, характерные особенности лесных жителей, их внешний вид. Возрастная категория: вторая младшая группа. Цель: Формировать у детей общее представление о том, как звери готовятся к зиме. Задачи. Образовательные:
1. Формировать представления о сезонных изменениях в природе: становится холодно, выпадает снег, животные впадают в спячку, меняют окрас шубки. 2. Расширять представления о жизни диких животных в лесу, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях, их жилища.
Развивающие:
1. Развивать речевые способности (учить формулировать свои впечатления). 2. Развивать умение анализировать, наблюдать, сравнивать
Воспитательные:
1. Воспитывать познавательный интерес. 2. Воспитывать доброжелательное и заботливое отношение к природе и животным.
Предварительная работа. Беседа с детьми о зимних изменениях в природе, о животных; чтение рассказа Е.Чарушина «Волчишко», сказки «Заюшкина избушка», «Рукавичка»; подвижная игра «Поезд», д/и «Домашние и дикие животные», д/и «Оденемся на прогулку». Материал: изображения животных (волка и лисы, зайца в белой и серой шубке, белки рыжей и серой, медведя), изображения жилищ животных (дупло, нора, берлога). Дидактическая игра «Кто где живёт» (учить соотносить животное с его жилищем).
Ход
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, какое сейчас время года? Дети: Зима Воспитатель: А как вы узнали, что сейчас зима? Дети: Выпал снег, люди одевают теплые куртки, шапки, рукавички, валенки… Воспитатель: Молодцы, с наступлением зимы выпадает снег, воздух становится холодным и люди одеваются теплее, чтобы не замерзнуть. Ребята, а вы хотите отправиться в зимний лес? Дети: Да. Воспитатель: Отлично, но так как сейчас на улице холодно, прежде чем пойти в лес, мы должны одеться. Покажите нам, как вы будете одеваться, что наденете сначала? Проводится дидактическая игра «Кто что оденет» (с целью закрепления представлений об одежде и обуви, назначении вещей). Дети имитируют движения последовательности надевания одежды. Дети: Сначала наденем колготки, штанишки и сапоги, затем наденем кофту и шапку, после этого наденем пальто (куртку) и завяжем шарф. На руки наденем рукавички. Воспитатель: Правильно. А почему мы так оделись тепло? Дети: Потому что на улице холодно. Воспитатель: Правильно. Ребята, вот мы с вами стали одеваться тепле, а как же звери в лесу приготовились к холодам? Дети: Звери меняют шубку и ложатся спать. Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами отправимся в лес и посмотрим, как же звери приготовились к зиме. А поедем мы в лес на поезде! Встаньте друг за другом, я буду паровозом, а вы – вагончиками (п/и «Поезд). — Вот мы и приехали! Физкультминутка. Покажите мне, ребята, Как в лесу живут зверята, Как лисёнок просыпается, Как бельчонок умывается, Как зайчонок поскакал, Как волчонок пробежал!
(дети имитируют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу, давайте присядем на пеньки (стульчики) и будем вести себя тихо-тихо, чтобы звери не испугались нас. Скажите мне, пожалуйста, как называют животных, которые живут в лесу? Дети: Дикие. Воспитатель: Правильно. В группе в разных местах – иллюстрации лесных животных. Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы послушайте и скажите про кого она. Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку Кто это ребята?
(зайчик)
Воспитатель: Молодцы! Это зайчик, у него длинные уши, он ловко прыгает и любит морковку. Давайте к нему подойдем поближе (дети вместе с воспитателем подходят к изображению зайца). Что же зайчик зимой делает в лесу?
Дети: Бегает, прыгает. Воспитатель: Правильно, а вы знаете, ребята, какого цвета шубка у зайчика зимой? А какая шубка летом? Может, кто-то мне расскажет, почему? (ответы детей) Воспитатель: Да, летом зайка серый, ему легче прятаться в травке. Зимой выпадает снег и все вокруг белого цвета. Чтобы зайчика не нашла лиса и серый волк, он меняет свою шубку и надевает белую, как снег. А вы знаете, что ест зайчик зимой и где он живет? Дети: Ест кору деревьев.
Воспитатель: Да, а домика у зайчика нет, от укрывается от зимней стужи, зарывшись в снег под кустами. А теперь послушайте еще одну загадку: Она сегодня ловко, Шишек принесла в кладовку, Да на остреньких сучечках, Поразвесила грибочков. Кто же это?
(белка)
Воспитатель: Правильно, это белка. Она живёт на деревьях готовит запасы из шишек и грибочков. Давайте попробуем найти в нашем лесу белочку и подойдем к ней (дети идут с воспитателем к изображению белки).
Что делает белка в лесу? Дети: Прыгает по деревьям, собирает шишки и грибочки. Воспитатель: Молодцы, а куда она их складывает? Дети: В домик. Воспитатель: А кто знает, как называется домик у белки? (ответы детей) Правильно, дупло. Белка носит свои запасы в дупло, которое расположено на дереве, чтобы зимой не было ей холодно и голодно. А как вы думаете, белочка меняет свою шубку на зимнюю?
Дети: Да. Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, белочка меняет свою шубку с рыжей на серую (педагог показывает иллюстрацию). А теперь послушайте еще одну загадку: Хитрая головка, Рыжая плутовка, Хвост пушистый- краса, Кто это?
(лиса)
Воспитатель: Да, это лиса, она рыжая, очень хитрая и у неё пушистый хвост. Давайте подойдем к ней тихонько на носочках, чтобы она нас не заметила.
А что же лиса делает в лесу? (выслушиваются ответы детей). Лиса обладает острым нюхом, она даже через снег чувствует, где находятся норки ежей и мышей, вот и ведет она охоту на них, да еще и зайчиков успевает пугать. А где живет лиса? Дети: В норке. Воспитатель: Правильно, посмотрите, какая у нее норка.
Вот вам еще одна загадка: Он большой и неуклюжий, Косолапый и смешной, Он живет в лесу дремучем, Очень любит мед пахучий.
(медведь) Молодцы, это медведь. Он большой, косолапый и живёт в лесу. Где же медведь, почему его не видно в лесу?
Дети: Он спит. Воспитатель: А где спит медведь? Дети: В берлоге. Воспитатель: Да, ребята, ходил медведь по лесу, ходил, нет тут ни малинки, ни клубнички, что ему делать? Нечего. Вот и решил медведь залечь спать на всю зиму в свою берлогу. Принес туда сухих листьев, чтобы не замерзнуть и уснул.
Давайте отойдем подальше от «берлоги» (изображение медведя в берлоге), чтобы его не разбудить. Оглянитесь, кого еще мы с вами не заметили?
Дети: Волка! (вместе с воспитателем идут к изображению волка). Только очень близко подходить не будем к нему, ведь он очень злой. Воспитатель: Посмотрите, какого цвета у него шуба? Дети: Серая. Воспитатель: Молодцы! Зимой волки сбиваются в стаи и ходят цепочкой (педагог показывает иллюстрацию стаи волков).
Волки обычно устраивают свою нору среди корней. Так же волки очень быстро бегают по снегу и ловят свою добычу: зайцев и лис. Сколько зверей мы с вами увидели в лесу! Но нам пора возвращаться в садик. Садитесь на «поезд» и поедем в группу (Подвижная игра «Поезд»). Вот мы и приехали! Вам понравилось в лесу? Дети: Да! Воспитатель: Мне тоже очень понравилось! Давайте теперь мы поиграем в игру «Кто где живет». Нам с вами нужно будет каждого животного поместить в свой «домик». А то звери играли все вместе и потеряли свои жилища. Поможем им? Дети: Да! Воспитатель предлагает детям выбрать картинку любого животного (волк, лиса, заяц, медведь, белка) и поднести ее к домику (норка, кустик, берлога, дупло). Во время игры при затруднении детей педагог помогает детям. Так же воспитатель задает вопросы: «Какого животного ты выбрал?», «Как называется его домик?», «Какого цвета шубка у этого животного?». Воспитатель: Молодцы. Ну что ж вот и посмотрели мы, как звери готовятся к зиме. Узнали, у какого животного, какое жилище. Давайте вспомним, кого мы видели в лесу? Дети: Белку, зайца, лису, волка и медведя. Воспитатель: Что звери делали в лесу? Дети: Зайчик прыгал, медведь спал, белка собирала орешки, волк и лиса бегали. Воспитатель: Как звери готовились к холодам? Дети: Заяц поменял свою шубку на белую, белочка на серую, а медведь уснул в берлоге. Воспитатель: Молодцы, ребята! Все запомнили! Мне очень понравилось, как вы вели себя в лесу: не шумели, ходили осторожно, чтобы не напугать зверей, близко к опасным животным не подходили!
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по экологии во 2 младшей группе Конспект ОД по сенсорному развитию в младшей группе на тему: Зима Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе. Знакомство с лошадью и жеребёнком Занятие по экологическому воспитанию для детей 2-3 лет «Капелька не приходит одна!»
Похожие статьи:
Конспект игрового занятия для детей раннего возраста на тему: Зима
Конспект занятия по познавательному развитию «Берегите лес, друзья!» во второй младшей группе
Цель: Дать детям первоначальное понятие об охране леса, как отдельной экосистемы природы.
Задачи:
Образовательная:
— формировать в сознании детей принципы экологического взаимоотношения с природой;
— учить чувствовать себя частью экологической системы;
— уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;
— учить детей чётко, ясно, громко отвечать на вопросы при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение.
— учить оберегать лес (напомнить правила поведения в лесу).
Развивающая:
— развивать двигательную активность детей;
— развивать у детей познавательный интерес к жизни леса, его обитателям, а также память, внимание, мышление, связную речь, словарь по данной теме;
— закреплять цвет, обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания.
Воспитательная:
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру;
— воспитывать любовь к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально — коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование:
Синяя ткань, обруч, кубики.
Звуки леса, птиц, дождя, радостная мелодия.
Картинка с изображением дерева без листьев и отдельно лежащие зелёные листочки.
Игрушка: «Ёжик».
Картинки: заяц, бабочка, медведь, лягушка, воробей, рыбка.
Картинки: «Правила друзей природы».
Разрезанные картинки: радуга, дерево, лес, волк, лиса.
Зонтик.
Ход занятия:
В.: Ребятки, сегодня мы с вами попадём в лес. Мы посмотрим, как удивительно красиво в лесу, как чудесно поют птички. Давайте произнесём волшебные слова: «Вокруг себя повернись, на лесной полянке очутись!»
В.: Ой, смотрите, кто — то к нам идёт. Кто же это?
В.: Это ёжик.
В.: А почему ты ёжик, такой грустный?
Ё.: Туристы, которые приходили в мой лес, не убрали за собой мусор, жгли костёр, рубили деревья, включали громко музыку. И от этого всего все звери и птицы убежали, а лес потерял свои краски, все стало белое и чёрное.
В.: Может, быть мы тебе поможем? Поможем ребятки?
Ё.: Хорошо, но вам придётся выполнить много заданий. Вы справитесь?
В.: Ребятки, сначала мы должны показать Ёжику, что мы умеем оживлять деревья.
В.: Давайте вспомним, какое сейчас время года? (Осень.)
В.: Какие сейчас стоят деревья? (Голые, без листьев.)
В.: Молодцы, ребята. И поэтому мы должны помочь деревьям снова стать одетыми, чтобы им не было грустно.
В.: Поиграем в игру: «Оживи дерево» (Дети подходят к мольберту, берут по одному зелёному листочку и накладывают на ветки дерева.)
В.: Пойдёмте дальше. Ой, ребята, смотрите, здесь озеро, но оно грязное. Давайте мы его очистим, чтобы вода стала чистая.
Игра: «Очисть озеро». В обруче синяя ткань, на ней лежат маленькие кубики, дети должны взять по одному кубику и убрать их в корзину.
В.: Молодцы ребятки! Вы очистили озеро, теперь оно стало синее. Когда мы летом купаемся в озере или речке, или море, то ничего бросать в воду нельзя.
В.: Ой, ребятки, смотрите. Кто-то рассыпал картинки, а картинки не простые. Мы должны рассмотреть эти картинки и чего — же нельзя делать в лесу.
Игра: «Правила друзей природы». Дети рассматривают картинки с изображением правил поведения в лесу и называют их.
В.: Молодцы.
В.: Ребята смотрите, звери и птицы оставили нам послание. Чтобы они вернулись в лес, мы должны выполнить движения.
Игра: «Угадай, что за животное?» На картинке нарисованы животные и дети должны показать, что это за животное (заяц- прыгает, бабочка — летает плавно, медведь — походка медведя косолапая, лягушка — прыгает, воробей — летает, рыбка — плавает).
В.: Здорово у вас получилось. Звери и птицы вам благодарны, теперь они все вернуться в лес. Ребята, когда вы приходите в лес, то нельзя мусорить, не обижайте животных и птиц.
В.: Ой, ребята, кажется, дождик собирается, бегите скорее под зонтик.
Игра: «Дождик». Когда играет музыка дождя, дети прячутся под зонтик, когда радостная музыка, дети гуляют. Повторить 2-3 раза.
В.: Ребята, перед нами мостик, нам надо аккуратно перейти по нему. Все перешли, никто не упал?
Д.: Нет.
В.: Ребята, смотрите, какие-то невоспитанные дети, нарвали много бумажки и разбросали их по лесу. Разве можно бросать мусорить в лесу?
Д.: Нет.
В.: Давайте мы соберём все эти бумажки и попробуем сложить их.
Игра: «Собери пазлы». Разрезанные картинки: радуга, дерево, лес, волк, лиса.
В.: Молодцы ребятки, вы собрали все картинки.
В.: Посмотрите, деревья стали зелёными, солнце — жёлтое, небо — синее. Мы помогли с вами Ёжику преобразить лес, вернуть ему краски.
Ё.: Ребята, а вы запомнили, что в лесу нельзя громко слушать музыку, чтобы звери и птицы не испугались. Нельзя мусорить, мусор надо забирать с собой и выбрасывать в специальные контейнеры.
Ё.: До свидания!
В. и дети: До свидания!
В.: Ребята, вот мы и побывали с вами в лесу, а теперь нам с вами пора возвращаться в группу. Давайте произнесём волшебные слова: «Вокруг себя повернись, в детском саду очутись!». Вот мы с вами снова в группе.
Итог занятия:
— Где мы сегодня с вами побывали?
— Кого мы там повстречали?
— Как нужно вести себя в лесу?