Все про Бабу Ягу
Происхождение термина
В различных языках славянской языковой группы встречаются основы, которые, согласно некоторой схожести фольклора, могли лечь в основу имени «Яга». В русском же языке наиболее близким является слово «язва». То есть – язвительная, скверная на язык женщина.
Есть еще версия, якобы уходящая корнями к ведической культуре. Не Баба Яга, а Баба Йога – древняя богиня мудрости и справедливости. Однако, это околонаучная теория, которая не имеет подтверждений.
Как выглядит Баба Яга
Яга – высокая, невероятно худая старуха. У нее во рту немного зубов. Нос – длинный, изогнутый. В некоторых повествованиях указывается, что кости ее проступают через кожу (Баба Яга – костяная нога). Также, костяная нога указывает на связь этого персонажа с потусторонним миром. Традиционно, у Яги только одна нога. В сказках она никогда не ходит, а лежит в своей избе или летает в ступе.
Она почти слепая. О присутствии человека, как правило узнает по запаху —
что-то русским духом запахло.
Баба Яга бессмертная, согласно сказочным преданиям.
Избушка Бабы Яги
В сказках располагается либо на границе леса (граница между миром живых и мертвых), либо «за тридевять земель», т.е. очень далеко (также ассоциируется с потусторонним миром).
Избушку нельзя миновать, а непременно нужно пройти сквозь нее. Это еще раз указывает на ее пограничное положение между двумя мирами. Вокруг избушки непременно расположен частокол, увешанный людскими черепами, вместо традиционных глиняных горшков. И это один из атрибутов потустороннего мира.
У избушки нет ни окон, ни дверей. Однако, всегда упоминается важная деталь – она повернута к лесу передом, к герою – задом. Для того, чтобы попасть в нее, нужно произнести магические слова:
«Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».
Внутренность данного строения также примечательна. В сказках описывается, что руки и ноги Бабы Яги раскинуты по всем сторонам избушки. Нос уперт в потолок. Это может указывать на огромный рост Яги или на то, что избушка очень мала. Второй вариант, по мнению исследователей, предпочтительней.
Такое описание делает избушку похожей на небольшую погребальную конструкцию – «избу смерти» с прахом покойников у древних славян. Курьи ножки – указание на то, что погребальная конструкция приподнята над землей. Это тоже соответствует «воздушным» погребениям древних славян, которые помещены на помосты или деревья.
Еще одно символичное толкование «куриных ножек» относится к древнему тотемическому представлению о Яге, как заклинательнице животных – они ей служат, и сама она может принимать облик различных живых существ. Традиционное выражение Бабы Яги «Фу-фу-фу, что-то русским духом пахнет!» отражает представления древних славян об умерших: для них запах живого человека неприятен, они отчетливо чувствуют его приближение к своему захоронению.
В противовес – запах мертвеца также неприятен живым.
III.
Сумерки долго витали в воздухе, словно невесть откуда взявшаяся серая пелена. Вслед за ними, очень быстро, почти мгновенно, наступала ночь. Таких ночей жители Европейской части России не видели никогда. Грозная, первобытная, словно уносящая в ту далекую эпоху, когда не было на Земле электричества, машин, звуков шумных городов — такая ночь сама по себе, не предполагала наличие человека, принимая его за ошибку эволюции, отклонение от нормы.
Алешка все шел и боялся, как бы им не пришлось ставить палатку в кромешной темноте. Ведь всем известно – дикий зверь ни за что не полезет к странной брезентовой штуковине, даже если внутри мирно спят беззащитные человеческие создания. Зато ничего не мешает ему напасть, пока они будут устанавливать эту самую штуковину, при свете налобных фонариков.
У Ромки же на этот счет было иное мнение. Он продолжал искать наиболее подходящее место для палатки. Здесь склон, там слишком много колючих веток, ручей с питьевой водой слишком далеко или кроны деревьев слишком скрипучие. Короче, все эти «слишком» привели в конечном счете к тому, что последний отблеск дня догорел, как спичка, а место для палатки так и не было найдено.
Алешку уже пробивала легкая дрожь. Не то, чтоб от страха. Может и от холода, но сути дела это не меняло. Внезапно, впереди что-то блеснуло. И тут же исчезло. Ребята остановились, словно, желая убедиться в реальности видения. Через мгновение огонек появился вновь. Ласковый и почти нереальный. Что же это могло быть в такой-то глуши?
Ромка уверенным шагом направился в сторону света, ободрив своего напарника: — Пойдем! Наверное, это туристы. Там и погреемся у костра, и палатку поставим. Но чем ближе они подходили, тем отчетливее видели свет, который никак не мог исходить от костра. Теперь он походил на маленькое гостеприимное окошечко, заманчиво блиставшее средь деревьев. Еще немного и путники вышли на открытую местность.
Лес кончился, уступая место гладкой равнине, спускающейся к берегу широкой реки. Здесь, аккуратно приютившись меж двух исполинских елей, стояла маленькая деревянная сторожка.
— Неужели мы сбились с пути? – сбивчиво пробормотал Ромка. — По моим подсчетам, река у нас должна быть только завтра к обеду. А от нее, до поселка часа три ходу.
Заметив испуг в глазах своего младшего товарища, он поспешил оправдаться, — Ну, а, впрочем, шли мы с тобой не так уж и медленно. Да и, видишь, удача. Кажется, у нас и сегодня будет крыша над головой.
С этими словами, он уверенно зашагал в сторону сторожки. Алешка нехотя поплелся следом. Однако, подойдя почти вплотную к строению, ребята с удивлением обнаружили, что свет внутри не горит. Нет, не то, чтобы его выключили экономные хозяева. Просто у этого маленького деревянного домика вообще не было окон. Также, как не было и двери. Хотя, в это и трудно было поверить.
Недоумевая, Ромка несколько раз обошел сторожку по кругу, направляя на нее свет своего фонаря. Ничего!
— Ну и ну, — он озадаченно почесал затылок.
Алешка тоже обошел вокруг домика. Но в одном месте чуть было не свалился. Корни деревьев, торчащие из земли, словно нарочно выгибались дугой.
— Придется ставить палатку прямо здесь. Идти дальше пока не рассвело мы не можем.
— Что, вот с ЭТИМ рядом предлагаешь ставить? – в ужасе завопил Алешка, которому деревянный домик без окон и дверей напоминал детские страшилки. — А почему нет? Место тут безветренное. И пресная вода недалеко. Утром умоемся, позавтракаем…
— Да ты что! – Алешка протестовал. – Может тогда уж сразу скажем «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом», чтобы, не раздумывая… Он не договорил. На глазах изумленных путников строение зашевелилось.
Растительность вокруг тоже заходила ходуном. Что произошло потом, описать словами было просто невозможно, потому что налобные фонари моргнули и потухли. Оба разом. Ребята оказались в кромешной мгле. Но, прежде чем они успели осознать, что же произошло, открылась дверь…
— Ой, бедненькие! Откуда вы тут? Одни! Ведь в нашей глуши столько живности всякой водится! А ну ка, давайте скорее внутрь! На пороге деревянного домика, расплываясь в самой добродушной улыбке стояла старушка. Обыкновенная. Одна из тех, которые семечками на улицах торгуют. На ней было длинное платьице с кружевным передником, и красивый расписной платок, покрывающий седую голову. Ребята стояли молча. Первым опомнился Ромка:
— Извините… Мы… мы, просто тут, думали, что это домик лесника. Или… туристы…
Бабушка пристально смотрела на него:
— Да какие в наших краях туристы! Отродясь не водилось. Заходите. Внутри разберемся. Ромка уверенно двинулся в сторону широко распахнутой двери.
Но Алешка судорожно схватил его за руку:
— Пожалуйста, — зашептал он, — пожалуйста, давай уйдем! Мне страшно. Что это все значит?
— Не трусь. Куда же мы пойдем на ночь глядя? Все лучше, чем в лесу. Со мной, чего тебе бояться? Забыл, у меня ж разряд по альпинизму. И еще, я старший вожатый в нашем лагере. Вперед!
Оставаться снаружи одному было еще страшнее. Так что, пришлось Алешке подчиниться.
Три образа Бабы-Яги
Традиционно, из сказочных сюжетов выделяются три собирательных образа Бабы Яги, для каждого из которых характерны свои особенности.
1. Яга-Советчица и Дарительница. Это основной образ, который встречается чаще других. «Вещая» — главная характеристика данного образа. Баба Яга мудрая, она много знает, может предсказывать будущее и помогает главному герою. Кроме советов, она дает ему магические предметы: клубок, шапку-невидимку или коня.
Этот образ уходит корнями к женскому славянскому божеству, прародительнице рода человеческого, материнскому началу.
2. Яга-Похитительница. По мотивам сказок похищает детей и юношей. Это не просто образ кровожадной людоедки, идущей на любые ухищрения ради того, чтобы заманить к себе жертв. В основу персонажа здесь положен древнейший славянский обряд инициации – посвящения мальчиков в мужчин. Символическая смерть и последующая за ней новая, зрелая жизнь взрослого мужчины – ни что иное, как посещение избушки Яги – загробного мира и возращение в мир живых.
И еще, по мотивам сказок, поедает детей Баба Яга, запекая их в печи. Здесь заметны отголоски древнего славянского обряда «паланья» детей – помещения их в печь для своеобразного благословения огнем. Новорожденных младенцев, также дохаживали в теплом печном месте, выкладывая их в тесто. Не для съедения, разумеется.
3. Яга-Воительница. Этот образ реже других встречается в сказках. Здесь Баба-Яга богатырка, женщина, наделенная нечеловеческой силой. Она внушает ужас. В отличие от предыдущих образов – здесь воюет во главе своего темного воинства. Ее «рать-сила несметная».
Яга противостоит главному герою. Она ведьма, страшное доисторическое существо, подобное давно забытым темным божествам. Средство передвижения Воительницы – темный конь.
Рекомендуем по теме
Как зарождаются мифы в мифологии Мьельнир Ванахейм
Как мы уже говорили, в наши дни таких людей, которые обладают знаниями о чудодейственных свойствах трав и растений, называют знахарями. В наших сказках нередко упоминаются факты, что Баба-яга умела варить приворотное и исцеляющее зелья. Кроме того, в ее избушке постоянно упоминаются какие-то травы и коренья, которые она сушит.
В древние времена знахарей уважали и часто пользовались услугами. Но их же и боялись, т.к. считалось, что свои силы они могут применить как на доброе, так и на злое дело. Вообще, к знахарям обращались только при крайней нужде, т.к. страх иногда превосходил здравый смысл.
Научная теория
У ученых насчет происхождения данного персонажа не сложилось единого мнения. Вот две противоположные концепции:
Баба-Яга… Под этим именем почитали славяне адскую богиню, изображаемую страшилищем, сидящим в железной ступе, имеющей железный пест. Ей приносили кровавую жертву, думая, что она питает ею двух своих внучек, которых ей приписывали, и услаждается при этом пролитием крови. Под влиянием христианства народ забывал своих главных богов, припоминая только второстепенных, и особенно те мифы, которые имеют олицетворенные явления и силы естества или символы житейских потребностей.
Таким образом, Баба-Яга из злой адской богини превратилась в злую старуху-колдунью, подчас людоедку, которая живет всегда где-нибудь в лесу, уединенно, в избушке на курьих ножках. Подобно ведьмам, она посещает шабаш ведьм, летает на Лысую гору, но только не на помеле, а в ступе, и пестом след заметает, говорит грубо; когда дома, то проводит большую часть времени, сидя на печи. Злая старуха как человек хозяйственный, кроме ступы и песта, что заменяло в старину мельницу, имеет тоже кота. Вообще о бабе-яге остались только следы в народных сказках, и ее миф сливается с мифом ведьм.
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.
Бяба-Яга — первоначально — положительный персонаж древней русской мифологии, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением. Одна из наиболее значимых берегинь. По мере насаждения на Руси христианства Бабе-Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, все в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга трансформировалась в гнусную, зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрепанными косматыми волосами.
Тибенько Т. И., Бондаренко И. В. Кто ты, Баба Яга? // Юный ученый. — 2015. — №2. — С. 17-19. URL: https://yun.moluch.ru/archive/2/137/ (дата обращения: 23.04.2018)
II.
Алешка раньше и не догадывался, какой же он на самом деле смелый! И выносливый! Ну, и, если уж продолжать, еще умный. Потому что, глупых в экологический кружок, как говорит их руководитель, Анатолий Сергеевич, просто не берут.
Целых три дня пешего пути, вдвоем с вожатым Ромкой, по тайге, Бог знает, как далеко от цивилизации – вот это настоящее приключение! И главное, что теперь уж точно никто из одноклассников не посмеет назвать его трусом.
Когда Алешка добровольно приговорил себя провести целых две недели летних каникул в экологическом лагере на базе «Романтика», он свято верил, что эта жертва принесет ему всеобщую славу. Все получилось даже лучше, чем планировалось.
Автобус, который должен был доставить ребят обратно в поселок сломался, телефоны на базе не работали, а перспектива оказаться дома раньше других, вкупе с последующим отъездом на море, прельщала настолько, что самый робкий мальчишка в школе сам, добровольно вызвался идти с вожатым пешком обратно, чтобы сообщить о поломке и отправить на базу помощь.
Сюжет заворачивался, что надо. Потом, если повезет, можно еще приврать чуток и получится слава героя, достойная летописных хроник. Ну там, про всякие трудности. Хотя, надо сказать, совсем уж без трудностей не обошлось. Например, когда при переходе через реку, Алешка промочил ботинок.
Или, когда на склоне, метрах в тридцати от себя, они увидели настоящего медведя. Но, при желании – в реке можно было тонуть очень долго и, лишь по счастливой случайности, остаться в живых. А встреча с медведем, могла обернуться настоящей битвой. Нет… Ну, ладно. Не битвой. Но, они могли столкнуться почти лоб в лоб, что тоже крайне опасно!
Алешка медленно ковылял за своим проводником, и мысли эти придавали ему сил. Первую ночь они провели в старой заброшенной сторожке лесника. Собирались в палатке. Но, на счастье обнаружили это укрытие. Ночи, в конце лета здесь уже совсем не теплые. В спальном мешке, да под открытым небом, зуб на зуб не попадает. А в сторожке, хоть и сыро, но зато тепло.
Разбили палатку прямо внутри — и мыши не мешают, и живность покрупнее из леса не достанет. Теперь же, как сказал Ромка, до самого поселка нет никакой надежды найти крышу над головой. Он эти места знал очень хорошо. Потому и вызвался идти за помощью. Еще и мальца – шестиклассника с собой потащил. И, ведь не хотел же. Но, раз навязали, в рамках, обмена опытом, так что ж.
Стихотворение Бальмонта про Бабу Ягу
У чудищ
Я был в избушке на курьих ножках. Там все как прежде. Сидит Яга. Пищали мыши и рылись в крошках. Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке. Стянул у Старой две нитки бус. Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке. И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду пожалуй теперь к Кощею. Найду для песен там жемчугов. До самой пасти приближусь к Змею. Узнаю тайны – и был таков.
Читать также:
Морской Царь и Василиса Премудрая Царевна Лягушка Василиса Прекрасная Гуси Лебеди
IV.
Внутри оказалось довольно просторно. Снаружи и подумать нельзя было, что в таком крохотном домике могут быть сенцы с приличной комнатой – большой печью, длинным деревянным столом и широкими стульями вокруг него. В целом, убранство было довольно сдержанным. Ни картин, ни всяких там мелочей, вроде настенных часов или забытых книжек.
Сразу с порога старушка усадила их за стол и принялась вытаскивать из печи угощения. Чего тут только не было! Запечённая курочка, соленья, молодая картошечка в масле, пироги, ватрушки, конфеты, варенья…
После дневного скудного полевого обеда в виде гречки с тушенкой, слюнки у гостей так и текли. Теперь даже Алешка перестал сомневаться. Ему так хотелось съесть все это разом, что остальное уже не имело значения. Накрыв на стол, бабушка уселась рядом и умильно наблюдала, как ее гости расправляются с едой.
В продолжение трапезы, в комнате царила тишина, лишь изредка нарушаемая чавканьем и звоном посуды. Алешка все ел и ел, а чувство насыщения так и не приходило. Взглянув на своего вожатого, он с удивлением обнаружил, что тот проглатывает куски мяса целиком, не жуя и не отделяя его от костей. Тоже самое он проделывал и со всей остальной пищей.
Алешка толкнул его под столом, и шепнул:
— Наверное, нехорошо так много есть в гостях.
Ромка, смутился и, проглотив последний кусок, отодвинул от себя тарелку:
— Спасибо большое. Все было очень вкусно.
— Что, уже наелись? – забеспокоилась старушка. – Да вы же совсем ничего не съели! – в ее голосе чувствовалась досада.
— Спасибо, мы правда больше не хотим, — подтвердил Алешка.
— Ну тогда, хорошо бы помыться с дороги, — предложила бабушка.
Ребята огляделись, желая понять, где это можно сделать.
— А вы живете здесь одна? – спросил Ромка.
Старушка улыбнулась, — нет, конечно. Одной тоскливо. Со мной Матфей, мой верный друг. Он скоро прийти должен. Вот и познакомитесь.
Ребята переглянулись. С этими словами старушка встала и дойдя до противоположной стены, отворила ранее неприметную дверку и скрылась за ней.
Алешка начал трясти вожатого за рукав:
— Ром, а Ром, ну давай уйдем! Очень мне все это не нравится! Теперь еще и Матфей какой-то странный нарисовался. Скоро придет.
— Неудобно как-то, — сконфуженно пробормотал вожатый. Она, вон какая гостеприимная.
В этот момент в комнату вернулась старушка:
— Ну, ребятки, банька готова. Можете попариться. А я пока самоварчик подготовлю.
В соседней комнатке действительно располагалась самая настоящая банька. Русская. На дровах, с пахучими веничками. Попарившись и почувствовав, что накопившаяся за два дня пути грязь (и еще раньше, за две недели жизни на базе «Романтика» без удобств) исчезла без следа, раскрасневшиеся и свежие, ребята вернулись к старушке.
На столе уже дымился самовар. Запах ароматного чая разливался по комнате, и от этого в теле появлялась какая-то невыразимая истома. Руки и ноги становились тяжелыми, а глаза сами собой закрывались. Ромка пил чай. Много. Кружку за кружкой.
А вот Алешка, неизвестно отчего, не пил. Между тем, как старушка все подливала и подливала новые порции чая, Алешка потихоньку менялся с вожатым кружками. Внезапно за дверью послышался скрежет.
— Что это? – обеспокоенно спросил Алешка. Старушка лукаво улыбнулась:
— Это мой Матфей с охоты вернулся, — с этими словами она встала и направилась к двери. Алешка в испуге уставился на вожатого, но тот выглядел безразличным, продолжая непринужденно упиваться чаем. Дверь со скрипом отворилась, и в комнату вошел…
Кот. Среднестатистический, черный, слегка потрепанный. Он важно прошествовал мимо стола, окинув взглядом сидящих и запрыгнул прямиком на печку.
— Матфей! Ну как не стыдно! – с укоризной проговорила старушка. – Это я для гостей приготовила теплое местечко. А ты сегодня можешь и в сенцах поспать. Кот недовольно мяукнул, но печь оставил.
— Неужели понимает? – удивленно спросил Алешка.
— Конечно. Он у меня очень умный. Ромка уже давно ничего не говорил. Сколько же чая можно выпить! Только сейчас Алешка заметил, что за время сидения за столом, вожатый как-то слегка располнел или, даже отек. Весь он был какой-то желеобразный, неповоротливый.
— Ромка, Ромка! Что с тобой? – в страхе закричал Алешка. Ответа не последовало. Вместо этого быстро затараторила старушка:
— Это у него усталость, милок. Вы, поди, и не отдыхали толком. Давайте-ка уже ко сну отходить. А то, время позднее. После этого, бабушка положила их в теплое место на печке, для верности, укрыв еще и двумя теплыми одеялами.
Ромка заснул сразу же, а Алешка долго лежал и слушал, как хозяйка хлопотала за шторкой: убирала со стола посуду, мела пол, и еще что-то делала, он не мог разобрать. В итоге сон сморил и его.