Детско-родительский проект Русская народная сказка «Репка» в первой младшей группе


Конспект занятия Игра-инсценировка по сказке «Репка»

Конспект занятия
Игра-инсценировка по сказке «Репка»

Котельникова И.Е., воспитатель

Цели и задачи:

Вызвать интерес к сказке «Репка». Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого. Закрепить знания о желтом и зеленом цветах. Продолжать учить детей рисовать мелками,. Формировать у детей умение внимательно слушать. Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражания («мяу-мяу», «гав-гав»).Воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Материал и оборудование:

Декорации для театра.

Атрибуты для инсценировки сказки: шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка».

цветные карандаши (восковые мелки) зеленые и желты.

Заготовки картинки-раскраски «Репка». Предварительная работа:

чтение русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций к сказке. Ход деятельности

Здравствуйте мои хорошие ребятки. Сегодня мы с вами отправимся в

сказку и называется она «Репка». Это русская народная сказка.

Воспитатель демонстрирует детям презентацию с картинками по сказке «Репка».

Воспитатель:

Есть в деревне поворот, рядом частный огород, Двор и домик небольшой – здесь живет старик с семьей. Были там и ты, и я – что же это за семья?

(ответы детей) Чтобы нам не маяться, расскажем, кто — чем занимается. Инсценировка сказки «Репка

Детям надевают атрибуты (шапка, платок, передник, шапочки «Собака», «Кошка», «Мышка». Далее дети исполняют свою роль под слова сказки, которую рассказывает воспитатель.

Воспитатель: Посадил Дед репку.

Выходит мальчик (дед), сажает и поливает репку. Воспитатель: Выросла репка большая- пребольшая. Стал Дед репку из земли тащить: тянет — потянет- вытянуть не может. Позвал Дед на помощь Бабку.

Выходит девочка(бабка), помогает деду. Воспитатель: Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут — потянут- вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку.

Выходит девочка (внучка), помогает деду и бабе.

Воспитатель: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку : тянут – потянут — вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку.

Выходит мальчик (жучка) и помогает остальным.

Воспитатель: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут – вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку.

Выходит девочка (кошка) и помогает остальным.

Воспитатель: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку , Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут- потянут- вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку. Выходит девочка (мышка) и все начинают тянуть.

Воспитатель: Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку: тянут — потянут- вытянули репку.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы помогли сказке ожить, выразительно ее рассказали, показывали.

Рисование мелками
«Репка»
Воспитатель: А теперь давайте раскрасим репку на картинке.

Какого цвета мелок мы возьмем для того, чтобы разукрасить репку?

Желтый мелок. А каким цветом закрасим листья — ботву? Зеленым.

Воспитатель: В правой руке мы держим карандаш, левой придерживаем листочек. Карандаш держим тремя пальчиками, зажимаем его большим и указательным пальцами и придерживаем средним. Разрисовываем репку не выходя за контуры, большими и маленькими штрихами.

После окончания, воспитатель собирает все рисунки вместе.

Подведение итога (заключение)

Воспитатель: Смотрите какие у нас получились репки: красивые, сочные.

А еще какие? (ответы детей: желтые, круглые.)

Воспитатель: Молодцы.

Приложение 1

Презентация «Сказка Репка»

Мастер — класс «Этапы работы над сказкой «Репка» на уроках речевой практики

Мастер – класс «Этапы работы над сказкой «Репка» на уроках речевой практики в подготовительном классе»

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию сказки для познавательного развития учащихся.

Задачи: • расширить знания педагогов о сказке, как средстве познавательного развития учащихся

• обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя в работе с детьми

• познакомить с этапами, формой и методами работы с детьми с использованием сюжета сказки.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал

Ход мастер-класса.

Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с маленького четверостишия:

«И нельзя без сказки нам прожить друзья

Ведь со сказкой проще верить в чудеса.

Ведь со сказкой легче отыскать нам путь.

В маленькое сердце, дверцу распахнуть».

Презентация педагогического опыта.

Рассматриваемый мною в данном мастер-классе вопрос – обучение детей посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая, логически обосновывает свои действия. Применяя сказки в своей работе с учащимися, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.

Как и любая другая сказка «Репка», безусловно, имеет свой смысл, свои задачи. Она учит детей тому, что семья и друзья — это огромная поддержка в жизни и потому их нужно ценить и оберегать.

В работе над сказкой я использую следующие этапы, формы и методы работы:

Первый этап.
Знакомство со сказкой.
Я не торопясь рассказываю сказку «Репка», сопровождая рассказ демонстрацией картинок на интерактивной доске.

Закончив рассказывать, предлагаю показать, как тянули репку, при этом произносим «Тянут-потянут, тянут-потянут – вытянули репку!»

«Репка была большая пребольшая», — напоминаю и прошу показать размеры репки.

Рассказываем как тянули репку: «Мышка за… (показываю кошку)?» — «Кошк за? …»; «Внучка за? …»; «Бабка за?…»; «Дедка за?…».

-Чтение сказок (является основной формой знакомства с любой сказкой).

— Просмотр мультфильма

— Пересказ, можно использовать мнемотаблицы

При котором на 1 этапе рассматриваем таблицу и разбираем тех, кто в ней нарисован. На 2 этапе выполняем перекодировку информации. На 3 этапе Пересказываем сказку с опорой на символы.. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.

Второй этап.
Развивающие и дидактические игры по содержанию сказки
.

• Формирую у детей умение выполнять задания в соответствии с сюжетом сказки (построить ряды логических цепочек из персонажей на интерактивной доске)

• Приобщаю детей к работе парами, малыми группами, командами.(игра «микрофон»,где один учащийся рассказывает другому о какой-то части сказки,а второй проверяет)

• Активизирую творческие способности детей, связную речь через развивающие и интеллектуальные задания

«Что было бы, если бы …»

Описание: Предлагаю детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь?

«Ошибка художника» где прошу детей посмотреть внимательно на рисунок и сказать, все ли верно нарисовал художник

Верно — неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Описание. Я читаю предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку.

«Дорисуй до персонажа». Детям раздаю листочки с кружочками, их задача – пририсовать какой-либо элемент к кругу, чтобы стало ясно, кто или что это.

«Найди контур репки»

Сказка и математика.

При работе над сказкой «Репка» хорошо прослеживается межпредметная связь речевой практики и математики

Какой была репка, когда дед её посадил? А какой когда она подросла? А на какую фигуру она похожа? Найдите с ребёнком предметы похожие на репку по форме, размеру, цвету.

В каждой сказке можно что-то посчитать: Когда пришёл дед каким он был по счету? (первым) Бабка (второй) и т. д. — это хорошая тренировка не только математических умений, но и развитие речи (первый, вторая, третья).

Многократное повторение персонажей,размеров ( средний, самый маленький )— развивает память, внимание, слух.

Таким образом с помощью сказочного сюжета вы уточняете последовательность чисел, порядковый номер, учите различать предметы по размеру

Вспомните кто первый тянул репку, кто последний, кто стоит между дедом и внучкой, это простое упражнение поможет обучить ребёнка правильному употреблению предлогов, особенно если вы будете выделять их голосом.

Третий этап
«Рисуем сказку»
-Творческие задания. Рисование, лепка, аппликация сказочных персонажей из доступных материалов.

• Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.

Четвертый этап
«Театрализованные игры»
Формирую речевую активность учащихся. Даю представление о многообразии выразительных средств театрализованной деятельности. После изучения и закрепления сказки распределяю детям роли с учетом индивидуальных особенностей. Работу над выразительностью, жестами, мимикой провожу непосредственно при самой инсценировке.

Итог мастер – класса

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативных качеств личности у учащихся; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Применяя сказки в своей работе с учащимися, я наблюдаю положительное влияние на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению. Организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника.

Литература

1. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.

2.Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» — М.: Эксмо, 2006.

3. Пропп В.Я. «Морфология сказки».

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия. Практическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет».

5. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]