Технология исследовательской деятельности дошкольников


Сущность технологии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста

Определение 1
Педагогическая технология — это определенная система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запланированная во времени и пространстве, подразумевающая получение конкретного результата.

В настоящее время одной из наиболее популярных и востребованных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста является технология исследовательской деятельности.

Определение 2

Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Исследовательская деятельность дошкольников представляет собой определенный вид культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Например, наблюдение за демонстрируемыми педагогом опытами; самостоятельное выполнение разнообразных практических упражнений и т.п.

Замечание 1

Цель исследовательской деятельности дошкольников – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.

Цель исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является единой для всех возрастных этапов, в то время как задачи специфичны для каждого возраста.

Задачи исследовательской деятельности дошкольников:

  1. Младшего дошкольного возраста:
    • вхождение в проблемную игровую ситуацию;
    • активизация желания находить методы, средства и пути решения поставленной проблемной ситуации;

  2. формирование и развитие начальных предпосылок поисковой деятельности.
  3. Старшего дошкольного возраста:
    • формирование необходимых предпосылок для осуществления успешной поисковой деятельности и проявления интеллектуальной инициативы
    • развитие у детей умения самостоятельно определять задачи, необходимые для решения, определять методы и средства их решения;

  4. формирования умения самостоятельно использовать необходимые методы, средства и приемы для решения поставленных задач;
  5. развития умения пользоваться специальной терминологией, с целью ведения конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Технология исследовательской деятельности дошкольников 430 ₽ Реферат Технология исследовательской деятельности дошкольников 280 ₽ Контрольная работа Технология исследовательской деятельности дошкольников 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Почему дети так любопытны?

Ребенок постоянно ищет новые для себя предметы и впечатления потому, что им движет тяга к ориентировочно – исследовательской деятельности, которая направлена на изучение окружающей среды. Чем более разнообразна и интенсивна поисковая деятельность ребенка, тем большим количеством информации он будет обладать, и, соответственно, более высоким уровнем развития будет отличаться.

Вам будет интересно:Как найти объем правильной шестиугольной призмы (формула)

Лучше всего информация усваивается ребенком, когда он исследует сам окружающий мир звуков, предметов и запахов. Для ребенка весь окружающий мир нов и интересен, он смотрит на него незамыленным взглядом. Разве можно узнать мир лучше, чем через личные ощущения и опыт? Технология исследовательской деятельности изучает способы и причины познавательной деятельности ребенка.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности

Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
  2. Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
  3. Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.

Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:

  • тема должна быть интересна детям;
  • тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
  • тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
  • в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
  • тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:

  • эвристическая беседа;
  • постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
  • разные виды и типы наблюдений;
  • моделирование ситуаций;
  • разнообразные опыты;
  • фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
  • погружение в проблемную ситуацию;
  • художественное слово;
  • игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
  • трудовые поручения и действия.

Почему так важно самовыражение для ребенка?

Есть несколько причин, по которым не стоит пренебрегать внедрением технологий проектно-исследовательской деятельности в ДОУ:

  • развитие мыслительной деятельности ребенка, активизация его мыслительных процессов;
  • качественное развитие речи;
  • расширение спектра умственных комбинаций и приемов;
  • формирование и развитие самостоятельности, способность приспосабливать определенные предметы для своих целей и для достижения определенного результата;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка и его творческих способностей.

Благодаря проводимым исследованиям, ребенок сам ищет ответы на все свои вопросы. Это колоссальный опыт для ребенка, а также развитие его способности творить, думать и самовыражаться.

Принципы личностно-ориентированного образования

Разумеется, современный подход к реализации потенциалов учеников должен быть основан на системе личностно-ориентированного образования. Благодаря этой системе ребенок развивается как личность и одновременно получает знания, необходимые в будущем.

Благодаря внедрению теории исследовательской деятельности в образовательный процесс, ребенок учится ценить нахождение и самостоятельное решение проблем и задач. Взаимодействие, ориентированное на личность, невозможно без конструктивного диалога учителя и ученика. В этом взаимодействии очень важно, чтобы учитель не просто навязывал свою точку зрения, ведя ученика по протоптанной дорожке, а помог сделать собственные выводы и самостоятельно решить возникающие проблемы.

Плюсы исследовательской деятельности ребенка

Вам будет интересно:Боковая поверхность конуса обычного и усеченного. Формулы и пример решения задачи

В процессе изучения технологии исследовательской деятельности по ФГОС, педагог учится развивать в ребенке познавательную активность и любознательность, память, активизировать его мыслительные процессы, потому что нельзя игнорировать постоянно возникающую необходимость совершения операций по анализу и синтезу информации, а также обобщения, классификации и сравнения последней. Развитие речи стимулируется необходимостью заключать выводы и формулировать определенные закономерности. Ребенок накапливает многочисленные умственные навыки и умения, развивает творческие способности. Дети учатся измерению, счету, сравнению. Также развивается эмоциональная сфера ребенка.

Продуктивность исследовательской деятельности

Ребенок проявит недюжинный интерес к исследовательской деятельности, если будет чувствовать свою значимость в этом процессе. Чтобы в ученика начали появляться первые успехи, преподаватель должен знать несколько простых правил.

Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать педагогу для того, чтобы у ученика проснулся интерес к исследованиям:

  • принцип доступности;
  • принцип поуровневости;
  • принцип временного развития.

Принцип доступности означает подбор индивидуальных заданий и методов обучения для ученика с учетом возрастных и временных особенностей.

Принцип поуровневости означает участие и обеспечение доступности в исследовательской деятельности на всех уровнях дошкольного и школьного образования: школьной администрации, коллектива педагогов, родителей и самих дошкольников и школьников. При этом каждый уровень учитывает индивидуальные особенности ученика, его таланты, способности и желания, а также удобство времени и занятость. К примеру, исследовательская деятельность на уроках технологии в школе разная для девочек и для мальчиков.

Принцип временного развития учитывает особенности каждого периода времени и ставит задачи, опираясь на временные особенности и рамки. Принцип временного развития представляет определенную трудность для учеников, поскольку требует недюжинной настойчивости и навыков достижения цели, а также определенного уровня трудолюбия.

История появления метода исследований

Технология учебно-исследовательской деятельности в образовательной практике была востребована еще в глубокой древности. С тех пор как у человечества появилась потребность к обучению, люди думали, как же оптимизировать и улучшить этот процесс.

Сократ стал первым ученым в истории человечества, который внедрил в обучение методы исследования. Намного позже Фридрих Адольф Дистервег, известный немецкий ученый, признал, что методы Сократа являются венцом учительского искусства. Главная мысль Сократа заключается в том, что плохой учитель преподносит истину, а хороший учит находить ее самостоятельно.

Технология развития исследовательской деятельности находила свое отражение в трудах представителей просветительской деятельности восемнадцатого века. К ним относятся такие ученые как Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце девятнадцатого века свой неоценимый вклад в изучение исследовательской деятельности детей внесли такие ученые как Константин Дмитриевич Ушинский и Лев Николаевич Толстой.

Польза исследовательского метода обучения

Чтобы поднять процесс обучения на качественно новый уровень, необходимо внедрить технологию научно-исследовательской деятельности в систему внеурочного и урочного обучения, целью которого является развитие творческих и аналитических способностей ученика с учетом индивидуальных особенностей.

С помощью непосредственного участия в исследовательской деятельности учащиеся начинают осознавать свою принадлежность и значимость в большой науке, знакомится со способами творческой и научной работы, развивают в себе интерес к познанию, учатся общению со сверстниками, принимают участие во всевозможных научно-исследовательских экспериментах.

Результаты исследовательского обучения

Результаты исследовательского обучения можно оценить по двум критериям: соответствие результата педагогическим критериям и требованиям и непосредственное развитие личности в процессе этой деятельности.

Можно сделать вывод, что использование технологии исследовательской деятельности в ДОУ и школе помогает ребенку развиваться как личность, готовит его к возможным сложностям в современном мире, помогает процессу успешной социализации, а также реализовать свои творческие задатки и способности, стать полезным окружающему миру и окружающим людям.

Источник

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.

Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В основе познавательно –исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно -экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.

  • О мире животных и растений: как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т.д.; условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
  • О человеке: мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
  • О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д.
  • О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
  • О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.

В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования, в которой размещаются:

  • наборы для опытов с инструкциями-картинками;
  • игрушки для исследований – шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов;
  • различные природные материалы – песок, вода, глина, скорлупа, шерсть;
  • измерительные приборы – весы, мерные емкости, песочные часы, линейки;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки, зубочистки, прозрачные и цветные стекла;
  • другая насыщенная предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, соль, магниты;
  • писчие принадлежности для фиксации результатов.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

  • старший дошкольный возраст;
  • компонент дидактический;
  • компонент оборудования;
  • компонент стимулирующий;

— схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

— серии картин с изображением природных сообществ;

— книги познавательного характера, атласы;

— тематические альбомы;

— коллекции;

— мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные:», «Изделия из камня»;

— материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина»;

— природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.;

— утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

— технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;

— разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;

— красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

— медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;

— прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.;

— сито, воронки;

— половинки мыльниц, формы для льда;

— проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;

— клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;

— мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»;

— личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

— карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя»;

— персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В старшем дошкольном проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты и опыты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Предлагаю некоторые наиболее интересные опыты и эксперименты ,которые могут быть очень интересны детям!

1. «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

2. «Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

3. «Фокусы с магнитами»

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материалы: магниты, вырезанный из пенопласта гусь с вставленным в клюв металлическим стержнем; миска с водой, банка с вареньем, банка с горчицей; деревянная палочка, с одно го края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой — на конце только вата; фигурки животных на картонных подставках; коробка из-под обуви с отрезанной стенкой с одной стороны; канцелярские скрепки; магнит, прикрепленный с по мощью скотча к карандашу; стакан с водой, небольшие металлические стержни или иголка.

Фокусник показывает детям картинки животных и спрашивает: «Могут ли мои звери сами двигаться?» (Нет.) Фокусник заменяет этих животных на картинки с прикрепленными к их нижнему краю скрепками. Ставит фигурки на коробку и водит магнитом внутри коробки. Почему стали двигаться животные? Дети рассматривают фигурки и видят, что к подставкам прикреплены скрепки. Дети пробуют управлять животными. Фокусник «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой. Как достать ее, не замочив руки? (Поднести магнит к стакану.) Дети с помощью магнита самостоятельно достают из воды различные предметы.

Рисование магнитами

Материалы для опыта: 2 одноразовые тарелки, краски разных цветов, магнитные шарики, магниты.

Детям предлагается налить в тарелку чуть краски и водя магнитом под тарелкой, двигать шарики.

4. Делаем мыльные пузыри. Задача: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.

5. Таинственные картинки Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши. Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

6. Волшебные стеклышки. Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Материалы: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа.

7. Опыты с водой и солью

Заморозить воду -чуть подкрашенную краской, и внутри фигурки морских обитателей. Цель: разморозить и помочь обитателям освободиться ото льда. Сыпем соль и лед тает.

8. Опыты с песком. Почему песочные часы называют песочными?

Цель: выявить свойства песка и глины.

Материалы: емкости с сухим песком и глиной. Прозрачные стаканчики; дощечки; лупа; сито; песочные часы.

Проведение опыта:

— Возьмите стаканчики, наполните один стаканчик глиной, другой песком.

— Через лупу рассмотрите глину и песок, сравните, чем они отличаются? (Песок состоит из маленьких песчинок, глина – из комочков.)

— Возьмите в руки песок и разотрите его. Возьмите глину и разотрите ее. Объясняем, что происходит. (Песок из руки высыпается, глина разминается.)

— Насыпьте песок на одну сторону дощечки, глину- на другую сторону дощечки. Сравните глиняную и песочную горки. (Из песка горка ровная, из глины — неровная.) Почему (Песчинки ровные и твердые; комочки глины неровные и мягкие.)

— Возьмите песок, глину и поочередно просейте через сито. Сравните, как песчинки и глиняные комочки проходят через сито. (Песчинки проходят легко и быстро, глиняные комочки проходят плохо и медленно.)

Подводится итог:

Главное свойство песка – сыпучесть.

Главное свойство глины – рыхлость.

Почему? Песок состоит из маленьких песчинок. Они твердые, круглые, не прилипают друг к другу. Песок сыплется. Глина состоит из глиняных частичек. Они мягкие, неровные, прилипают друг к другу. Глина не сыплется

Вывод: для песочных часов подойдет только песок, поэтому эти часы называют песочными

Широкие возможности для познавательно-исследовательской деятельности имеет и метод проектов. Это особая технология интегрированного обучения, смысл которой заключается в самостоятельной деятельности детей – исследовательской, познавательной, продуктивной, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Дети очень любят делиться новостями, и поэтому возникает проблема: как удовлетворить желания всех детей. Тему проекта должны предлагать сами дети, исходя из своих интересов и потребностей. В младших и средних группах нужно подвести детей к выбору темы проекта. Выбор темы и интересов детей начинаются с «модели трёх вопросов»:

— Что вы знаете?

— Что вы хотите узнать?

— Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Конкретным результатом работы могут быть рисунок, аппликация, сочинённая сказка, спектакль, концерт и др. В ходе реализации проекта у детей развиваются самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, а самое главное, интерес к познанию.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности можно предложить проекты «Волшебница вода», «Продукты полезные и не очень», «Душистое мыло», «Огород на подоконнике».

Например, ходе проекта «Продукты полезные и не очень», дети исследуют вредное влияние “Кока-колы” и чипсов на организм человека. Ведь информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность.

В процессе проекта «Душистое мыло» дети на основе экспериментов подтверждают гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава. Дети совместно с родителями смогут изготовить мыло с различным составом в домашних условиях.

Неотъемлемой частью работы по развитию познавательной активности детей считаю тесное взаимодействие с родителями, вовлечение их в совместную деятельность. Для этого консультации, праздники и развлечения, привлечение родителей к реализации совместных детско-родительских проектов и др. Родители и воспитанники должны привлекаться к созданию познавательно- развивающей среды в группе, пополнении необходимыми материалами.

В родительском уголке можно завести постоянно действующую рубрику в «Поэкспериментируем!», в которой воспитатели предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы могут служить интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки.

Необходимо разработать буклеты и памятки для родителей: «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Как помочь маленькому исследователю», «Занимательные опыты на кухне».

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Список литературы:

  1. Бабина Н. В. 500 как и почему для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
  2. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. — М.: ТЦ Сфера, 2011. – 160 с.
  3. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
  4. Кузнецова А. Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. – М.: ООО ИД РИПОЛ КЛАССИК, ООО издательство Дом.XXI век, 2010. – 189 с.
  5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2013. – 128 с.
  6. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2012. – 80 с.
  7. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников. – СПб.: ООО издательство Детство –пресс, 2010. – 128 с.
  8. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. – 144 с.
  9. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день. Пособие для родителей. М.: ИД Карапуз, 2002. – 72 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]