Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей
Венглевская Н.В. Технология коллекционирования в образовательной деятельности детей // Совушка. 2021. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.12.2021).
Заказ № 109182
В Китае говорят:
“Кто имеет увлечение,
проживает две жизни”.
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» – это наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под руководством взрослого в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Развитие познавательного интереса способствует становлению личной позиции в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Среди средств развития познавательного интереса дошкольников можно выделить коллекционирование.
Коллекционирование (от латинскогоcollection– собирание, сбор). – это систематизированное собирание однородных предметов, представляющий научный, художественный, литературный интерес.
Коллекционирование – это одна из форм нетрадиционного обучения дошкольников. В процессе коллекционирования происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. В процессе обследования предметов дошкольники учатся решать интеллектуальные задачи и овладевают предпосылками учебной деятельности.
На сегодняшний день существует несколько наиболее распространенных видов коллекционирования:
- киноклефилия: собирание очень маленьких по размеру игрушек.
- легофилия: собирание игрушек и конструкторов, выпускаемых под брендом Lego.
- плангонология – собирание разных кукол.
- филолидия – собирание упаковок.
- филателия – собирание почтовых марок.
- бонистика – собирание различных денежных купюр, напечатанных на бумаге.
- нумизматика – собирание различных монет.
Плангонология — коллекционирование кукол.
Киндерфилия — сбор фигурок из киндер-сюрпризов. Обычно объектами коллекционирования в таких случаях становятся игрушки из какой-либо определенной серии.
Барбифилия — сбор кукол Барби и всего, что с ними связано — нарядов, аксессуаров, кукольных домиков.
Не все авторы базисных программ выделяют коллекционирование как вид деятельности, направленный на развитие познавательных интересов активности дошкольников. В связи с тем, что мы работаем по программе «Радуга», хотелось бы поподробнее остановиться. Авторы данной программы с целью формирования у детей познавательных действий, становления сознания, развития их интересов, любознательности и познавательной мотивации, рекомендуют создавать коллекции.
Начинать коллекционировать нужно начинать с детьми в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей начинается собирательство, которое лежит в основе коллекционирования. С детьми данного возраста педагог создает сокровищницы — чудесные мешочки или коробочки. Совместно с родителями изготавливают коробочки или шьют мешочки на каждого ребенка, в котором можно ребенок может хранить небольшие предметы, в которых нет ярких проявлений индивидуальности ребенка, но просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки) девочки – платочки, тряпочки, заколки).
В среднем дошкольном возрасте в совместно организованной деятельности дети знакомятся с рукотворным материалом – тканью, бумагой, нитками и из образцов создаются коллекции, которые в процессе будут дополнятся. Дети, работая с коллекцией узнают о разных свойствах предметов. На основе полученных представлений дети формулируют правила обращения с вещами.
В старшем дошкольном возрасте развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, то есть выявление, сбор, изучение и систематизацию интересующих объектов, многократное возвращение к собранному, любованию, рассматриванию, демонстрацию сверстникам, родителям.
В связи с тем, что мы работаем в группе для детей старшего дошкольного возраста, в нашей группе, собраны разные коллекции, как готовые, которые приобретены в магазине, так и изготовленные совместно с детьми. Коллекции находятся в свободном доступе у детей и расположены в центре экспериментирования.
Наши коллекции мы разделили на группы:
Коллективные – в создании коллекций принимают участие педагог и дети или, дети и родители.
Индивидуальные – ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
Домашние – это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.
Временные – это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы:
«Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года.
Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, – это экспонаты, которые можно трогать, рассматривать.
В совместно организованной деятельности, были созданы коллекции:
Коллекция пуговиц – в процессе создания данной коллекции дети самостоятельно подбирали пуговицы по размеру, цвету, форме, по материалу изготовления (железные, пластмассовые, деревянные), учились их пришивать.
Коллекция ткани – «Подбери по образцу», «Из чего сделано…».
Коллекция бумажных машин – однажды рассматривая коллекцию машинок, принесенных из дома, мы решили создать свою коллекцию бумажных машин. Для этого мальчики учились работать с чертежом, (какие части можно вырезать, а какие нет), в процессе решали проблемные ситуации, но находили выход, например, была отрезана часть которую надо приклеивать, Что делать?
Коллекция открыток – открытки в нашей коллекции мы разделили по тематике: это открытки к праздникам (день рождения, 8 марта, новый год). Для познавательного развития детей интересны – серии открыток – это рыбы, собаки, цветы, города. Данные серии мы используем, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности. Речевые игры «опиши».
На непосредственно образовательной деятельности с детьми знакомились с жизнью и бытом древних людей. Где рассматривали настенную живопись, детям стало интересно, почему не было бумаги в то время. И поэтому мы постарались ответить на вопрос, когда, где и как появилась бумага. В связи с этим был разработан исследовательский проект «Волшебный мир бумаги».
Цель данного проекта: создание условий для развития дошкольников через представления детей о бумаге, возможностях ее применения.
Задачи:
- Познакомить с историей возникновения бумаги
- Сформировать представления о видах бумаги, ее свойствах, о ее использовании людьми.
- Формировать у детей необходимость бережного отношения к бумаге, об ограниченности ресурсов в природе.
- Формировать предпосылки поисковой деятельности.
Работа проводилась по трем этапам:
На I этапе, дети знакомились, когда и где изобрели бумагу, на чем писали до того, как была изобретена бумага. На данном этапе мы проводили беседы с детьми, смотрели презентации, искали информацию в энциклопедиях. Искали информацию совместно с родителями, потом дети делились информацией друг с другом.
На II этапе – мы подбирали материал для коллекции, (когда дети узнали, что в древней Руси писали на бересте березовой, то она появилась в нашей коллекции.) на этом этапе мы изучали свойства бумаги.
Прозрачна ли бумага?
Был сделан вывод: бумага непрозрачна, чем толще бумага, тем меньше света она пропускает.
Насколько бумага прочная?
Тонкую бумагу легко разорвать, чем плотнее бумага, тем труде ее порвать.
Какойвид бумаги быстрее утонет?
Вывод: чем тоньше бумага, тем быстрее она промокает.
На этом этапе мы решили попробовать создать бумагу в группе.
На третьем этапе мы разработали коллекционный альбом.
Собранные нами коллекции используются для работы с воспитанниками, не как предмет, хранящийся на полке, его используем использовать как раздаточный наглядный материал для проведения экспериментов, объекты служат счетным материалам, в занятиях по развитию речи (каждый предмет коллекции – это новое слово для пополнения словарного запаса, описание предмета – это формирование связной речи). При осуществлении индивидуальной деятельности с каждым воспитанником.
Для выяснения позиции родителей были проведены индивидуальные беседы.
Выяснилось, что многие из родителей занимались коллекционированием в детстве. А некоторые продолжают это занятие и сейчас. Многие семьи положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций).
Во время создания и дополнения коллекций родители воспитанников были активными участниками. Для пополнения коллекций пуговиц и ткани приносили ткань, пуговицы. Во время проведения проекта родители совместно с детьми готовили сообщения о истории создания бумаги. Родители приняли участие в оформлении выставки своих детей, а также представили семейные коллекции.
Литература:
- Примерная образовательная программа «Радуга».
- Гризик Т.И. Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека: метод. пособие для воспитателей. М.: просвещение, 2015. 218 с.
- Николаева А.Н., Попова Л.В. Коллекционирование как средство развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2021. Т.6. С. 242-245.
- Коллекционирование в детском саду как культурная практика. URL: https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/formy/kolleksionirovanie-v-detskom-sadu.html.
- Особенности коллекционирования в детском возрасте. URL: https://podrastu.ru/deyatelnost/detskoe-kolleksionirovanie.html.
Что можно коллекционировать детям?
— Возвращаясь к детскому коллекционированию, мы понимаем, что игрушки, зачастую, – это предмет собирательства, а не коллекции. Однако есть игрушки с историей, которые разработали именитые художники и дизайнеры. Например: герои комиксов (чем не литературная ценность?); миниатюрные модели реальных машин разных годов выпуска; куклы, по мотивам сказок или разных профессий, в нарядах разных эпох, разных народностей. Среди них есть редкие экземпляры, рассчитанные на серьезных коллекционеров, и цены у них соответствующие. Но для массовой публики создаются тиражные предметы и большой ценности они не несут, соответственно и коллекционными не считаются. Часто именно последние предлагаются детям. С точки зрения психологии, есть ли разница между коллекционированием ценных и тиражных игрушек? Можно ли считать такие коллекции полезными и познавательными для детей?
— Для детей такой разницы особо нет. Ценность вещей приходит с опытом. Поэтому я бы не стала на месте родителей разоряться на дорогие игрушки, если они, конечно, сами не захотят собирать коллекцию чего-либо.
Можно для начала обсудить с ребенком, чего бы ему самому хотелось, и отталкиваться именно от этого. Ведь если родители будут навязывать что-то, неважно, собирать редкую коллекцию или популярную, у ребенка может быстро пройти интерес к этому.
Сколько бы это ни стоило. Я считаю, что коллекции собирать – это полезно, выше я уже писала об этом.
— Не будет ли полезнее для ребенка коллекционировать, скажем, минералы или любые другие ископаемые, собирать гербарий, насекомых, детские книжки по знаменитым произведениям знаменитых иллюстраторов, марки в конце концов. Ведь все они несут гораздо больше информации, как ты думаешь?
— Полезнее – да. Но будет ли у ребенка интерес в этом – это уже другой вопрос. Если родителям важно, чтобы в объекте коллекционирования была именно польза, то им придется применить все свои навыки завлечения ребенка в собирание какой-то конкретной коллекции. В эти действия могут входить – совместный поиск экспонатов, изучение предмета коллекционирования, чтение литературы и статей. Но вместе с тем, мера тоже важна в этом. Если сконцентрироваться только на поиске экспонатов или информации о них, ребенок может быстро потерять к этому интерес.
Имеет ли размер значение?
— Мне всегда нравилось рассматривать чужие коллекции, особенно грандиозных размеров. Но в то же время эти грандиозные коллекции, когда они не в музеях, а в квартирах, меня пугают. Порой мне кажется, такое коллекционирование поглощает людей полностью. Неужели это может быть полезно для психики особенно для детей? Есть разница между небольшими коллекциями и тем явлением, когда дом превращается в музей?
— Все зависит от конкретного человека, который собирает ту или иную коллекцию. Если коллекция предметов никому из других домочадцев, домашних животных не мешает, то это его право. А если предметы коллекции, например, загораживают проходы между комнатами, могут упасть с полок, если выкидываются другие вещи, которые мешают размещению экспонатов, представляют опасность для детей, то это уже проблема. Вот как раз в этом случае, это может оказывать влияние на детей. Когда они вокруг видят только что-то одно (то, что собирается), у них сужается восприятие мира в целом. Если к этому добавляется еще одержимость сбора таких вещей, это усугубляет ситуацию. Могу предположить, что дети не чувствуют себя в безопасности дома, не в плане чего-то физического, а в психологическом смысле они остаются не защищены, когда вокруг видят не привычные предметы интерьера, а только одни и те же предметы коллекции.
— Возможно, немногий родитель согласится расширять коллекцию своего ребенка до размеров всей его комнаты. Но наблюдаю такую картину, что когда интересы ребенка и родителя совпадают, коллекции становятся весьма объёмными, тратиться не маленькие деньги на все новые экземпляры. Как уловить грань нормальности? Как сказать себе, а особенно ребенку — хватит?
— Все, конечно же, зависит от силы воли человека остановиться. Я, как человек, собирающий дома коллекцию, могу дать один совет. И он будет про ограничения. Но для начала рассмотрим процесс того, как человека может «затягивать» собирать экспонаты для своей коллекции. Например, человек собирает редкие книги. Если первое время он может собирать книги только конкретного автора или конкретной направленности (исторические, об искусстве), то со временем это может его настолько поглотить, что он будет без разбора хватать с лотков и покупать в букинистических магазинах ВСЕ редкие книги уже для количества. Это требует немалых материальных вложений, и много места дома, где все это он должен будет разместить.
Я собираю уже более 10 лет коллекцию сов. У меня не очень много экспонатов, стоящих на полках, но они все для меня дороги и красивы. В этой коллекции есть определенные ограничения. Я собираю фигурки сов из разных стран и городов от 2 до 4 см. Не везде можно найти сову такого размера, да и к тому же понравится ли она, если найдешь. В этом ценность каждого экспоната. Я не собираю вазы, плакаты, большие фигуры, часы, что-то другое с изображениями сов, а именно фигурки конкретного размера. Это смотрится очень красиво, не занимает много места и каждая фигурка чем-то отличается…