Способы вовлечения детей в разные виды деятельности
Воспитатели часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок отказывается от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музыкальной, совместной игры и т.д.). Например, он не хочет делать что-то вместе с другими, предпочитая играть в одиночестве с любимой игрушкой. В таких ситуациях возможны различные вариации поведения взрослого.
Например, учитель настаивает на том, чтобы ребенок прекратил играть с игрушкой и переключился на другое занятие, делал то же самое, что и другие дети. В то же время взрослый, похоже, имеет добрые намерения и хочет, чтобы ребенок приобрел новые знания, навыки и умения. Однако, настаивая на своем требовании, он подавляет инициативу ребенка. Деятельность, в которой ребенок участвует по указанию взрослого, часто оказывается неинтересной для него — он участвует в ней лишь формально. Это приводит к пассивной позиции человека, которую можно выразить так: «Взрослый всегда лучше знает, что мне делать.
Рассмотрим другой вариант. Учитель всегда позволяет ребенку делать то, что ему больше нравится, и никогда не поощряет его к участию в других видах деятельности. На первый взгляд, такое отношение выглядит как проявление индивидуального подхода к образованию. Однако по-настоящему индивидуальный подход требует создания таких условий, которые позволяют наиболее эффективно развивать каждого человека. Ситуация, когда учитель «оставляет» ребенка одного, может быть использована как временная мера. Эффективность индивидуального подхода к воспитанию ребенка можно проанализировать на следующем примере.
Изо дня в день Ольга играет только с одной игрушкой — плюшевым мишкой. Так, она воспроизводит одно и то же действие (катит его в вагонетке), не хочет быть занятой чем-то другим, избегает общения со сверстниками. В этом случае учитель должен постараться расширить круг интересов ребенка, поощрять его заниматься новыми видами деятельности, играть с другими детьми.
Например, взрослый может предложить Оле построить дом для медвежонка, слепить пирожки из глины или нарисовать картину. Чтобы вовлечь девочку в совместную игру со сверстниками, можно предложить организовать день рождения для медвежонка и пригласить детей. На «вечеринке» они будут танцевать, петь, играть в игры на свежем воздухе и т.д.
Таким образом, используя игровые приемы, воспитатель может вовлечь ребенка в различные виды деятельности, в ходе которых он научится элементарным способам формирования, рисования, конструирования, приобретет опыт общения со сверстниками. Дискуссия как средство разрешения конфликтных ситуаций. Необходимость корректировки действий и поступков детей часто возникает в различных конфликтных ситуациях, когда только замечания недостаточно, но его решение не должно приводить к новому конфликту; дети не должны силой отдаляться друг от друга, сопровождая свои действия выговорами и угрозами. Насилие и агрессия порождают взаимное насилие и агрессию. Эффективным способом в этом случае является обсуждение с детьми проблемы, которая может возникнуть либо между детьми, либо между ребенком и взрослым. Взрослый помогает определить проблему, предложить лучшее решение, оценить результат и похвалить детей за успешное решение.
Реализация личностно-ориентированного подхода в практике воспитания
Личностно-ориентированная педагогика означает для учителя не только создание благоприятной атмосферы, но и постоянное обращение к субъективному опыту ученика как опыту его собственной жизнедеятельности. Основная цель личностно-ориентированного образования — раскрыть содержание субъективного опыта каждого ребенка, привести его в соответствие с актуальными задачами воспитательной работы и на этой основе инициировать процесс самовоспитания ребенка.
Как этот подход реализуется в конкретных условиях педагогического процесса? Педагог уделяет особое внимание интеграции уникального и неповторимого субъективного опыта каждого ученика с деятельностью в реальной жизни. Соотнесение социально значимого и личностно значимого индивидуального опыта происходит во взаимодействии педагога и ребенка на основе сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров.
Реализация личностно-ориентированного воспитания требует от воспитателя соблюдения следующих требований:
- использовать разнообразные методы, приемы, формы, способы раскрытия субъективного опыта учащихся, выявления их черт характера, вкусов, взглядов;
- как можно больше опираться на самостоятельную активность, то есть не столько направлять, сколько организовывать и направлять деятельность детей
- вовлекать детей в самостоятельную или совместную постановку образовательных целей, планирование деятельности
- Поощряйте детей самостоятельно выбирать и применять социально приемлемые модели поведения.
- создавать ситуации педагогического общения, в которых каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность и избирательное поведение
- Предоставить возможности для естественного самовыражения учащихся;
- поощрять учащихся к самовыражению, анализу мотивов и способов собственного поведения и поведения других учащихся, вынесению оценочных суждений на соответствующем возрастном уровне;
- стремиться поощрять и оценивать не только действия, но и потребности, мотивы, методы деятельности, направление деятельности и степень самостоятельности.
- вовлечь каждого ребенка в обсуждение целей и результатов обучения, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к деятельности (что хотелось повторить, а что сделать по-другому).
Понимание ребенка означает проникновение в его внутренний душевный мир. Понимание основывается на диагностике личности ребенка и изучении его опыта и заключается в том, что воспитатель создает на этой основе целостную картину личности ребенка. Признание ребенка означает право ребенка быть самим собой, право ребенка на уважение со стороны взрослого. Признание ребенка означает, что педагог соблюдает баланс между свободой действий, мышления и целеполагания ребенка и разумными требованиями, предъявляемыми к нему педагогом и обществом.
Принятие ребенка — это позитивное отношение к нему без каких-либо условий со стороны родителей и педагогов. Принятие ребенка не означает отказа от требований к образованию, а предполагает такое отношение к образовательным задачам и выбор образовательной технологии, которые наилучшим образом обеспечивают развитие именно этого ребенка.
Академия вашего образования
Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация: В данной статье проводится анализ теоретических основ вопроса формирования у детей дошкольного возраста новых ценностей и развития индивидуальных особенностей в соответствии с требованиями новых программ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Эти пункты стали базовой составляющей личностно-ориентированного подхода в образовании. Также рассмотрены особенности организации развивающей среды в детском образовательном учреждении в контексте реализации личностно-ориентированного образования.
Ключевые слова: Личностно-ориентированный подход, реализация программы, дошкольный возраст, индивидуальность, развивающая среда.
PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF A PERSONAL-ORIENTED APPROACH IN A PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract: This article analyzes the theoretical foundations of the formation of pre-school children of new values and the development of individual characteristics in accordance with the requirements of the new programs of the Federal State Educational Standard of Pre-school Education. These items have become the basic component of the student-centered approach to education. It also discusses the features of the organization of the developing environment in the children’s educational institution in the context of the implementation of personality-oriented education.
Key words: Personality-oriented approach, program implementation, preschool age, individuality, developing environment.
Постановка проблемы. Система образования является непрерывно видоизменяющимся объектом, закономерно, что с каждым последующим годом запросы к построению образовательного процесса меняются, как того требуют реалии в обществе. На сегодняшнем рубеже личностные особенности конкретного индивида являются определяющим моментом для формирования ценностей самореализации и саморазвития. Эти ценности, в свою очередь, ложатся в основание современного личностно-ориентированного подхода в образовании. Со временем сама система дошкольного образования меняет общий вектор направления развития, от принятого ранее в российской педагогике авторитарного подхода переключается на личностно-ориентированную модель построения педагогического взаимодействия. Логичным следствием этих перемен стало и то, что изменились непосредственно цели и задачи системы образования, ведь основным направлением стало развитие у ребенка интеллектуальных, физических, духовных способностей и мотивов, которые свойственны именно его конкретной индивидуальности. Другими словами, это есть непосредственно личностное становление ребенка, обогащение присущих ему способностей.
Такое понимание процесса развития индивидуальных качеств ребенка обретает собственное отображение и в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В этом нормативном документе ратифицируются такие принципы отечественного дошкольного образования, как поддержание исключительности оригинальной особенности этого возраста, гуманистические основы взаимодействия взрослого с ребенком, уважение личности воспитанника со стороны всех участников образовательного и воспитательного процессов, исполнение принятой программы развития по всем направлениям свойственных для конкретного возрастного этапа видах [6].
Известные на сегодня работы в отрасли возрастной психологии указывают на то, что базисные свойства личности закладываются собственно в первые семь лет жизни. Те элементы развития личности, которые не были усвоены ребенком в этот период, по прошествии времени либо не выделяются совсем, либо усваиваются с большими осложнениями, и воссоздаются с невысоким уровнем надежности [5; с. 64]. Таким образом, можно обозначить значительность исследования данной проблемы при планировании образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. В статье предлагается проанализировать вопрос теоретических основ личностно-ориентированного подхода в образовании, для раскрытия особенностей внедрения и исполнения на практике данной модели в педагогическом процессе.
Анализ литературы. Существует большое количество академических трудов и исследований в области темы личности обучающегося как основы результативного образования и воспитания. О данной проблеме в научных работах писали как психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), в нюансе изучения закономерностей личностного развития, так и педагоги (Н. А.Алексеев, В.В.Сериков, Е.Н. Шиянов), при проведении анализа развития базовых качеств личности в ходе обучения [2].
Цель статьи. Цель данной статьи – это общий анализ специфики реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании, ознакомление с теорией формирования у дошкольников уникальных ценностей и специфических особенностей, которые стали основным элементом данного подхода.
Изложение основного материала. Можно обозначить, что за долгий промежуток времени, связанный с преобразованиями в области образования, заметно усилили свои позиции технологии, которые ориентированы на развитие личности ребенка, а, получив поддержку со стороны государственных органов управления, они были зафиксированы и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В соответствии с обозначенными в стандарте принципами, дошкольные годы становятся наиболее значимой стадией для начала успешного формирования полноценной личности. Придается большое значение признанию уникальной ценности детства, уважения к личности ребенка, его отличительным чертам. В центре педагогического процесса, с этой точки зрения, находится личность с её неповторимым сочетанием уже сформированных и потенциальных возможностей.
В основу ФГОС ДО легла перемена вектора развития дошкольного образования. Она связана, прежде всего, с трансформацией восприятия роли периода дошкольного детства в процессе развития личности. Можно отметить, что на современном этапе в аспекте внедрения образовательного стандарта ведущей стала организация работы с детьми, которые имеют разные по своей сути образовательные потребности в связи с многочисленными условиями- состоянием здоровья дошкольника, врожденными качествами, темпераментом, отношениями в семье и других. Настоящая стратегия переустройства концепции дошкольного образования особенно точно перекликается с моделью личностно-ориентированного подхода.
Ключевым условием совершенствования и вариативности деятельности дошкольных образовательных учреждений становится поиск эффективных педагогических технологий с целью осуществления данной образовательной модели. Технологии, направленные на развитие креативности, самостоятельности, предприимчивости на данном этапе выходят вперед, в противовес технологиям авторитарного стиля педагогического воздействия и учебно-дисциплинарной модели образования. Укрепление позиций личностно-ориентированного подхода при реализации ФГОС ДО сосредоточено на максимальной оптимизации методического и организационного инструментария дошкольного учреждения. Он, в качестве конкретной педагогической технологии, имеет направленность универсального приема, инструмента, и сам по себе также входит в иные педагогические технологии. Так можно привести примеры таких технологий в работе с детьми дошкольного возраста, как информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие, игровые, в исходных положениях которых всегда в той или иной степени существует отсылка к тезисам личностно-ориентированного подхода [3; с.113].
Если возвращаться к идее непосредственно личностно-ориентированного подхода, стоит установить, что, в целом, настоящая модель в дошкольном образовании не нова, тем не менее, она обретает более категоричное значение, когда применяется в рамках внедрения образовательного стандарта. В данном случае она становится почвой для улучшения деятельности образовательных организаций первой ступени.
В литературе отмечается, что представление о личностно-ориентированной модели образования в отечественной педагогике сформировалось в 90-е годы ХХ века. Но все же здесь речь идет о непосредственном введении в образование и о признании роли данной модели. Значительно ранее, еще к концу ХIX века, были разработаны педагогические подходы, которые отображали всевозможные вариации индивидуально-ориентированных моделей. Н. А. Алексеев отмечал, что именно в отечественной педагогике выше упомянутые варианты образовательных подходов являлись личностно-ориентированными по своей сути, потому как в их основу легло как раз независимое определение обучающихся во всех жизненных сферах[ 2; c. 46].
Различные эксперты в области педагогики и психологии дают собственную трактовку понятию личностно-ориентированного подхода. Потому, несмотря на многообразие работ в этой области, дать единое определение достаточно сложно. Можно привести некоторое количество примеров. Так Т. И. Кулыпина под определением личностно-ориентированным образования указывала, прежде других факторов, развитие личностных наклонностей каждого ребенка точки зрения двух сторон: процессуальной и содержательной. Процессуальный аспект развития – это раскрытие природных, внутренних свойств человека, так называемых универсальных. В свою очередь, содержательная сторона отображает образование ценностных ориентаций личности. Она же охарактеризовала личностно-ориентированный подход в образовании как наивысший вид деятельности. Таким образом, на её взгляд, при внедрении данной модели, проходит перенос главенствующей роли знаний к значимости развития всех сторон и нюансов личности.
Другой представитель отечественной педагогики, В. В. Сериков, раскрывает смысл личностно-ориентированного подхода как построения особой формы педагогического процесса, со всеми отличительными целями, технологиями, методами и особенностями. Этот процесс направлен на развитие конкретно личностных свойств каждого индивида [5; c. 88].
Также, с целью сопоставления различных формулировок, можно привести определение западного педагога К. Роджерса, который стал родоначальником личностно-ориентированного подхода и гуманистического направления психологии, наряду с А. Маслоу. Этот ученый – психолог под введением личностно-ориентированного подхода предполагал организацию в процессе обучения таких условий, которые могли бы стимулировать и мотивировать ребенка к обучению, доставляя удовольствие от процесса освоения знаний [5; с. 88].
Чтобы представить особенности личностно-ориентированного подхода в полном объеме, стоит более тщательно ознакомиться с базисными тезисами, составляющими данное понятие. Среди них можно перечислить такие:
- необходимое условие применения личностно-ориентированного подхода – это организация и существование различных видов учреждений и форм дошкольного образования;
- ведущая деятельность – это процесс становления личности как индивидуальности с ее самобытностью и особенностями основной ценностью образования;
- непременное закрепление права каждого ребенка на подбор своего собственного пути развития, в соответствии с его индивидуальными свойствами, качествами, устремлениями.
В непосредственном образовательном взаимодействии с детьми личностно-ориентированный подход предполагает ряд определенных требований к педагогу, таких как:
- стремление педагога к тому, чтобы увидеть перспективы развития потенциала воспитанника, умение максимально стимулировать это развитие с помощью соответствующих приемов, оптимистический подход к процессу;
- акцент на познавательные и личные интересы каждого воспитанника в обучении, содействие в их удовлетворении;
- восприятие ребенка в образовательном процессе не как объекта, а в качестве субъекта собственной деятельности, восприятие его как личности, способной к проявлению инициативы [3; с.130].
После перехода от полностью авторитарной модели обучения к новой, с использованием личностно-ориентированного подхода, важной составляющей педагогического взаимодействия стало непосредственное или косвенно взаимодействие субъектов этого сложного процесса. Они влияют друг на друга. рождая взаимную связь. Этот вид взаимодействия можно определить следующими функциями:
- стимулирование разнообразных проявлений творческой активности как педагога, так и обучающегося, в приемлемых для обоих субъектов формах;
- создание условий для совместного решения важных вопросов и проблем;
- создание условий для того, чтобы выбор способов приобщения к общим социально – культурных ценностям осуществлялся свободно [2; с. 65].
Реализация данного подхода требует созданию многих важных условий, как можно сделать вывод из вышесказанного, важное место в этом процессе занимает личность и профессионализм педагога. Тем не менее, стоит отметить, что одним из решающих условий успешного личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка дошкольного возраста является создание организованной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Развивающая среда, как важное средство обучения, позволяет учесть индивидуальные интересы и особенности каждого ребенка при нахождении в коллективе. И весь процесс обучения в этом случае выстраивается таки образом, что опора на предметно-пространственную среду помогает педагогу правильно и наглядно поставить проблему, помочь детям выявить и осознать ее, и , наконец, решить, используя материалы из данной среды [1; c. 30].
Выводы. Процесс формирования и развития индивидуальных качеств и компетентностей детей дошкольного возраста достаточно многогранен, подчиняется действию многих факторов, и требует непременного глубинного изучения, для того, чтобы образовательный процесс проходил максимально эффективно. После проведения краткого теоретического анализа вопроса, можно сделать выводы о том, что личностно-ориентированное взаимодействие занимает одно из важнейших мест в системе дошкольного образования. В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лежит смена базовых принципов, основывающихся на изменении места и роли дошкольного периода в развитии личности ребенка, осознания его уникальности и значимости. Современное образование должно учитывать эти особенности на всех этапах, вкладывая содержательные идеи личностно-ориентированного подхода в основу педагогического взаимодействия воспитателя и ребенка.
Литература:
- Балалиева О. В. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса.//Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Изд-во Молодой ученый, 2012. – 29-31 с.
- Горлова Н. А. Личностный подход в дошкольном образовании. Стратегия и путь реализации. – М.: МГИУ, 2000. – 196 с.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. – Ростов- на – Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. – 190 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; ред. В.А. Сластенин. – М.: Изд. центр “Академия”, 2013. – 576
- Умархаджиева С. Р.Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников// Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – с. 88-90. URL https://moluch.ru/th/1/archive/12/483/ (дата обращения: 28.11.2018).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.firo.ru.
Дошкольных работников
Курс №1.17. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного образования в рамках ФГОС ( 16 модулей)
Модуль 1.1.11. Деятельность методиста в системе ДО в условиях реализации ФГОС
Модуль 1.1.14.«Современные аспекты управления ДОО в условиях нового законодательства”
Курс 3.18. Практическая (специальная) коррекционная педагогика и психология
Курс 3.19. ►Практическая дошкольная педагогика и психология образования в соответствии с ФГОС ДО
Курс 3.21. ►Практическая специальная дошкольная педагогика и психологияРесурс
Курс 3.32. Менеджмент в управлении дошкольным образовательным учреждением
Курс 3.35. Младший воспитатель дошкольной образовательной организации
0
Автор публикации
не в сети 2 месяца
suprunova
0
Россия. Город: Ялта
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 02-11-2021