Основные виды совместной деятельности педагога с детьми
Время диктует перемены. Меняемся мы, меняется наше окружение. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе к первому уровню – дошкольному образованию. И нам необходимо научиться организовать образовательный процесс в соответствии с положениями ФГОС ДО.
Одним из принципов ФГОС ДО является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Образовательный процесс включает 2 основные составляющие:
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми,
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Лев Семенович Выготский отмечал, что совместная партнерская деятельность взрослого с детьми задействует двойную мотивацию ребенка: с одной стороны, стремление быть со взрослым, подражать ему, сотрудничать с ним, а с другой – делать то, что интересно. Партнерство – прежде всего, равноправное включение взрослого в процесс деятельности.
Совместная деятельность
– основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
В рамках совместной деятельности взрослого с детьми решаются задачи
широкого плана:
- развитие общих познавательных способностей (в том числе сенсорики, символического мышления)
- развитие инициативности детей во всех сферах деятельности;
- развитие способности к планированию собственной деятельности и произвольному усилию, направленному на достижение результата, задачи освоения ребенком «мироустройства» в его природных и рукотворных аспектах (построение связной картины мира).
Совместная деятельность предполагает:
- индивидуальную,
- подгрупповую,
- групповую форму работы с детьми и осуществляется как в виде НОД, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия.
Совместная деятельность взрослого с ребёнком, это, прежде всего деятельность, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Очень важно организовать совместные действия так, чтобы педагог мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. Организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего. Совместная деятельность педагога и детей основана на характерном для детей стремлении участвовать в реальных, «настоящих» делах взрослого человека.
Основными направлениями совместной деятельности педагогов с детьми могут стать такие направления как:
- проектная деятельность
- познавательно-игровая деятельность
- трудовая деятельность
- объединения детей по интересам
- кружковая деятельность
В зависимости от вида совместной деятельности педагога с детьми существуют различные методы взаимодействия с ними. Самые распространённые виды совместной деятельности:
- Взаимодействие в игровой деятельности
- Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности
- Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода.
1.Наиболее эффективны в работе с детьми косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.
Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры. Чтобы дети могли воплотить в играх разнообразные замыслы, воспитатель должен большое внимание уделять формированию у них способов реализации задуманного. У большинства детей хорошо сформированы предметные способы отображения окружающего в игре, поэтому воспитатель лишь поощряет их за интересную выдумку в выборе предметного способа решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатель изменяет формы активизирующего общения, он больше разговаривает с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью задает детям вопросы по содержанию игры. В игровой деятельности
детей должна просматриваться последовательность и систематичность, иначе построить диалог с детьми будет сложно и даже проблематично. Игра для педагога – это время для наблюдения за детьми, их действиями, словами, общением со сверстниками. Он должен анализировать игровые замыслы детей, увидеть их переживания. Только в этом случае он сможет правильно скорректировать игру и не нарушит ее ход, а значит, органично будет взаимодействовать с детьми. Воспитатель на игровые занятия должен приходить с заготовками нескольких игр, для того чтобы дать подумать над темой игры и предоставить детям сделать выбор самостоятельно. Умело помочь остановиться на самой интересной. Это развивает их инициативу. Педагог вовремя должен увидеть у детей потерю интереса к игре и своими действиями поддержать его. Можно задействовать новые персонажи, изменить тактику игры, дать возможность детям самим предложить продолжение игры по их сюжету. А порою и воспитателю стать полноправным участником игры, это очень «заводит» дошколят и делает отношения между ними более близкими. Умелое руководство педагога сделает его желанным участником любых игр, а сам процесс игры принесет полноценные плоды в развитии дошкольника.
2.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, педагоги используют
методы проблемного обучения
: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.
Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи. Совместную деятельность, в этом случае, надо организовать так, чтобы появилась особенная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребёнку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребёнка вопрос, когда дошкольник оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. Особенно выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод
.
Организация дискуссий стимулирует поиск правильного решения. Необходимость объяснить способы действия товарища включает всех детей в процесс решения задачи (даже в тех случаях, когда ребёнок практически не действует). Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, чтобы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется. Одновременно возникает и деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию, и в процессе решения игровой или практической задачи, помогают друг другу. Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги …»
Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание педагог должен уделять неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять свою ошибку, и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребёнка. Организация непосредственно образовательной деятельности должна способствовать тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
3.
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.
Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и поло ролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем в воспитании.
Гендерное воспитание
– это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, необходимых для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием взрослых дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину. К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики, они лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.
Роль детского сада в гендерном воспитании очень важна, но все же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни. При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Успешное формирование личности ребенка, его психические и личностные новообразования происходят только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений. В процессе взаимодействия со взрослым удовлетворяются базовые коммуникативные потребности ребенка, которые составляют основу личности человека. Важно, чтобы между педагогами и детьми было взаимное уважение.
Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей — и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относятся. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным.
Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Не бывает воспитания без трудностей и проблем. Педагог — прежде всего человек. Со своими чувствами и потребностями. А воспитание — это живой процесс человеческих отношений. Хорошее воспитание не может состояться без постоянной работы над этими отношениями и без постоянной работы над самим собой. Мы любим цветы, но, не зная особенностей ухода за ними, не создавая нужных условий для их роста, вряд ли дождемся их цветения.
Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №5 «Колосок» комбинированного вида
села Ермолаево муниципального района Куюргазинский район
Республики Башкортостан
Основные виды совместной деятельности педагога с детьми
Воспитатель высшей категории:
Сорокина Н.А.
с.Ермолаево,2020
Проект «Совместная творческая деятельность детей и их родителей в образовательном процессе»
МУДО Центр дополнительного образования детей п. Авсюнино
Орехово-Зуевского городского округа Московской области
Проект
«Совместная творческая деятельность детей и их родителей
в образовательном процессе»
Автор проекта- педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Курицина Елена Константиновна
2020
«Совместная творческая деятельность детей и их родителей
в образовательном процессе»
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
«Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Именно семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте и составляют основу гражданского поведения в обществе».
Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями – дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения психологического контакта – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. С детьми необходимо общаться с малого возраста: без общения, без постоянной заботы об устроении общего досуга, общих с ними дел родители не будут интересны собственным детям.
Основными ценностями воспитательной деятельности в системе дополнительного образования является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности. Поэтому дополнительное образование имеет большие возможности для того, чтобы помочь родителям в установлении и сохранении психологического контакта с ребенком, духовно-нравственного развития и воспитания всех участников образовательного процесса.
Одной из форм взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьями обучающихся являются семейные клубы и мастерские. Организованная совместная творческая деятельность – это включение родителя в занятие ребенка. Это ситуация, в которой ребенок, столкнувшись с определенной трудностью, имеет возможность обратиться за помощь к родителю. А родитель получает возможность выполнить работу вместе с ребенком. В результате совместной творческой деятельности, общих интересов ребенок и родитель достигают взаимопонимания и становятся ближе друг к другу.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
(на неделю 25. 11 – 29. 11)
Группа: 1 младшая группа № 7 Тема: Семья
Цель: Уточнить понятие семья, закреплять умение называть имена родителей, развивать речь, воспитывать у детей любовь к близким; расширять кругозор и познавательный интерес, обогащать и активизировать словарь по данной теме.
Итоговое мероприятие: Составление альбома «Моя семья». Дата проведения итогового мероприятия:. 29. 11. 2019.
Ответственные за проведение итогового мероприятия: воспитатели
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Групповая,
подгрупповая
Утренняя гимнастика.
Беседа на тему: «Как прошли выходные дни?». Цель: развивать речь, желание делиться впечатлениями.
Зрительная гимнастика. Цель: развивать умение фиксировать взор, развитие пространственной ориентировки.
Индивидуальная
Д.и. «Назови правильно». Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, (цвет, форма), закреплять умение узнавать их по картинке и называть.
Образовательная деятельность в режимных моментах
Рассматривание семейных фотографий принесенные детьми. Цель: продолжать закреплять умение детей называть имена родителей, развивать речь.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
Рассмотреть с детьми иллюстраций из книг. Цель: обогащать представления детей, приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах.
П. и. «Наседка и цыплята». Цель: обучение в игровой форме основным видам движения, развивать воображение детей.
Образова-тельная деятельность Р,
Ф 9.00 — 9.08 (Iподгр.) 9.20 – 9.28 (IIподгр.) ФЦКМ Танечка и Манечка — сестренки
Цель. Формировать этику семейных отношений; среди множества картинок выделять идентичные; развивать зрительное восприятие; воспитывать добрые чувства к членам семьи: братикам и сестренкам. (Н. А. Карпухина, «Реализация содержания образовательной деятельности», с.63)
15. 30 – 15. 38 (Iподгр.) 15. 50 — 15. 58 (IIподгр.) Физическая культура
Цель. Воспитывать умение действовать самостоятельно. Формировать основные жизненно важные движения. Развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Обеспечивать закаливание организма детей. ( «Физическая культура», с. 40, занятие № 23)
Прогулка Ф, С-К, П, Р,
Х-Э Наблюдение за птицами. Цель. Закрепить особенности строения, что делают: летают, садятся на деревья, весело щебечут, клюют.
Элементарная трудовая деят–ть: самостоятельно обувать и снимать обувь.
Работа перед сном Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй». Цель: приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать; повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного.
Работа после сна Оздоровительная гимнастика после дневного сна.
Вечер Ф, С-К, П, Р, Х-Э Работа в уголке природы: предложить детям понаблюдать за тем, как нужно заботиться о комнатных растениях. Предложить самостоятельно полить растения в уголке природы.
Прогулка Наблюдение за легковым транспортом. Цель: ознакомить детей с транспортом, на котором мама и папа едут на работу.
П.и. «Мы — листочки». Цели. Учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей.
День недели
Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | |||||||||||||||||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||||||||||||||||
Понедельник, 25.11.2019 | Утро | Ф, С-К, П, Р | Утренняя гимнастика. Беседа на тему: «Как прошли выходные дни?». Цель: развивать речь, желание делиться впечатлениями. Зрительная гимнастика. Цель: развивать умение фиксировать взор, развитие пространственной ориентировки. | Д.и. «Назови правильно». Цель: уточнить знания детей об овощах и фруктах, (цвет, форма), закреплять умение узнавать их по картинке и называть. | Рассматривание семейных фотографий принесенные детьми. Цель: продолжать закреплять умение детей называть имена родителей, развивать речь. | Рассмотреть с детьми иллюстраций из книг. Цель: обогащать представления детей, приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах. П. и. «Наседка и цыплята». Цель: обучение в игровой форме основным видам движения, развивать воображение детей. | ||||||||||||||||||
Образова-тельная деятельность | Р, Ф | 9.00 — 9.08 (Iподгр.) 9.20 – 9.28 (IIподгр.) ФЦКМТанечка и Манечка — сестренки Цель.Формировать этику семейных отношений; среди множества картинок выделять идентичные; развивать зрительное восприятие; воспитывать добрые чувства к членам семьи: братикам и сестренкам. (Н.А. Карпухина, «Реализация содержания образовательной деятельности», с.63) 15.30 – 15.38 (Iподгр.) 15.50 — 15.58 (IIподгр.) Физическая культура Цель. Воспитывать умение действовать самостоятельно. Формировать основные жизненно важные движения. Развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Обеспечивать закаливание организма детей. («Физическая культура», с. 40, занятие № 23) | ||||||||||||||||||||||
Прогулка | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Наблюдение за птицами.Цель. Закрепить особенности строения, что делают: летают, садятся на деревья, весело щебечут, клюют. Элементарная трудовая деят–ть: самостоятельно обувать и снимать обувь. | Инд. работа: “Кто дальше?”- учить прыгать в длину с места. | П.и. “Карусель”. Цель: учить детей бегать друг за другом в разном темпе, выполнять действия в соответствии с текстом игры. Д.и. “Как шумит ветер” — развивать слух восприятия и артикуляции. | Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||||||||||||
Работа перед сном | Чтение К. Ушинский «Петушок с семьёй». Цель: приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать; повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного. | |||||||||||||||||||||||
Работа после сна | Оздоровительная гимнастика после дневного сна. | Формирование КГН: воспитывать умение выворачивать одежду на правую сторону. | Ситуативный разговор с детьми «Можно — нельзя». Цель: использовать слова, можно/нельзя, в соответствии с ситуацией, предложить при помощи этих слов оценить разные поступки; подвести детей к выводу, что взрослых необходимо слушаться. | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках под присмотром педагога. | ||||||||||||||||||||
Вечер | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Работа в уголке природы: предложить детям понаблюдать за тем, как нужно заботиться о комнатных растениях. Предложить самостоятельно полить растения в уголке природы. | Предложить детям карандаши. Цель: учить детей правильно держать карандаш, ритмично наносить след на бумаге, закреплять цвет. | Сюжетно – ролевая игра «Семья». Цель: побуждать детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. | Предложить детям деревянные вкладыши. Цель: развитие мелкой моторики, воображения, умения работать по образцу | |||||||||||||||||||
Прогулка | Наблюдение за легковым транспортом. Цель: ознакомить детей с транспортом, на котором мама и папа едут на работу. П.и. «Мы — листочки». Цели. Учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||||||||||||||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||||||||||||||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||||||||||||||||
Вторник, 26.11.2019 | Утро | Ф, С-К, П, Р | Утренняя гимнастика. Свободное общение на разные темы. Пальчиковая гимнастика по теме недели. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук. | Д.и. «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама». Цель: закреплять произношение звуков по подражанию. | Чтение С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Цель: прививать любовь к художественной литературе, умение внимательно слушать. | Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель: формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, учить играть вместе. | ||||||||||||||||||
Образова-тельная деятельность | Р, Ф | 9.20 – 9.30 Музыка По плану музыкального руководителя 15.30 – 15.38 (Iподгр.) Развитие речи Кто сказал «мяу»? 15.50 — 15.58 (IIподгр.) Цель.Расширять активный словарь; упражнять в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков; проводить элементарный анализ предметов – игрушек, узнавать и называть части тела животного. (В.В. Гербова, «Развитие речи в детском саду», с.74) | ||||||||||||||||||||||
Прогулка | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками. Цель. Формировать представление об инее как об одном из состояний воды. Элементарная трудовая деят–ть: собрать игрушки по окончании прогулки – воспитывать желание выполнять трудовые поручения. | Инд. работа: “Перепрыгни через шнур” — упражнять в прыжках через препятствие. | П. и. «Птички в гнёздышках». Цель.Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу воспитателя. Д.и. “Найди и назови”. Цель. Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы и называть их, их цвет, размер, форму. | Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||||||||||||
Работа перед сном | Чтение русской народной сказки «Козлятки и волк». Цель: прививать любовь к художественной литературе, умение внимательно слушать и отвечать на вопросы. | |||||||||||||||||||||||
Работа после сна | Оздоровительная гимнастика после дневного сна. Формирование КГН: воспитывать умение в правильной последовательности после сна. | Упражнение «Лягушки в болоте» — приучать ходить на четвереньках вперед и, повернувшись, возвращаться назад. Воспитывать двигательную самостоятельность. | Беседа «Если ты потерялся на улице». Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть, учить предвидеть и избегать их. | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках под присмотром педагога. | ||||||||||||||||||||
Вечер | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Д.и. «Городок для кукол». Цель. Продолжать учить создавать постройки по общему сюжету. Формировать умение конструировать по желанию, воспитывать желание и умение строить спокойно вместе. | Настольные игры. Цель: закреплять умение самостоятельно выбрать игру по желанию, закреплять знания правил игры, развивать мышление, память. | Сюжетно – ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. | Самостоятельная деятельность детей с напольным конструктором. Цель: развивать фантазию, логическое мышление, моторику рук. | |||||||||||||||||||
Прогулка | Наблюдение за прохожими. Цель: обратить внимание детей на одежду людей: в холодную погоду одежда теплая; объяснить, что надо беречь здоровье и не простужаться. П.и.“Найди и назови”. Цель. Развивать умение по словесному указанию педагога находить предметы и называть их, их цвет, размер, форму. Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||||||||||||||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||||||||||||||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||||||||||||||||
Среда, 27.11.2019 | Утро | Ф, С-К, П, Р | Утренняя гимнастика. Свободное общение на разные темы. Дыхательная гимнастика. Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Работа в уголке природы: предложить детям понаблюдать за тем, как нужно заботиться о комнатных растениях. | Д.и. «Собери бусы маме». Цель: развивать мелкую моторику рук, усидчивость. | Беседа: «Моя семья». Цель: уточнить понятие семья, закреплять умение называть имена родителей, воспитывать любовь к близким. Д.и. «Разрезные картинки» на тему «Мебель». Цель: развивать зрительное восприятие, учить собирать целую картинку из 3 – х, 4 – х частей. | Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель: учить находить партнеров по игре. | ||||||||||||||||||
Образова-тельная деятельность | Р, Ф | 9.00 — 9.08 (Iподгр.) Физическая культура 9.20 – 9.28 (IIподгр.) Цель. Воспитывать умение действовать самостоятельно. Формировать основные жизненно важные движения. Развивать интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Обеспечивать закаливание организма детей. («Физическая культура», с. 40, занятие № 24) 15.30 – 15.38 (Iподгр.) Рисование «Клубочки» 15.50 — 15.58 (IIподгр.) Цель.Формировать у детей представление о семье, закреплять умение называть членов своей семьи, учить детей рисовать карандашами предметы круглой формы, закреплять в речи детей слова «семья», «заботится», воспитывать заботливое отношение к членам семьи. (МААМ. ru) | ||||||||||||||||||||||
Прогулка | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Наблюдение — Осторожно, гололёд!Цель. Формировать знания детей о сезонном явлении – гололёд, познакомить со свойствами льда, учить находить причинно-следственные связи. Элементарная трудовая деят–ть: закреплять умение самостоятельно одеваться на прогулку. | Инд. работа: “Допрыгни до ладошки” — учить подпрыгивать на двух ногах в высоту. | П.и. «Солнышко и дождик». Цель: закреплять правила игры, продолжать развивать умение бегать, не наталкиваясь друг на друга. Д.и. «Что бывает осенью». Цель. Учить называть признаки осени. | Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||||||||||||
Работа перед сном | Слушание и выполнение пальчиковой гимнастики. Цель: развивать слуховое внимание и мелкую мускулатуру пальцев рук. | |||||||||||||||||||||||
Работа после сна | Оздоровительная гимнастика после дневного сна. Формирование КГН: закреплять правила мытья рук. | Д. и. «Найди домик для фигуры». Цель: закреплять цвет и форму предметов, развивать речь. | Д. и. «У кого кто7». Цель: закрепить знания детей о животных и их детенышах. | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках под присмотром педагога. | ||||||||||||||||||||
Вечер | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Показ пальчикового театра «Репка». Цель: доставить радость. Игры с водой «Рыбалка». Цель: создать веселую игровую атмосферу, развивать координацию. | Предложить детям пластилин. Цель: закрепить умения и знания полученные на занятии. | Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек» — Цель: учить брать на себя роль и действовать в соответствии с ней, продолжать учить детей играть вместе. | Предложить пирамидки, вкладыши, волшебные кубы, мозаики. Цель: развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость. | |||||||||||||||||||
Прогулка | Наблюдение за солнцем. Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, подвести к пониманию того, что солнце светит, но не греет. П.и. «Зайка — трусишка». Цель. Учить играть роль зайки – трусишки и убегать от других детей. Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. |
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||||||
Четверг, 28.11.2019 | Утро | Ф, С-К, П, Р | Утренняя гимнастика. Свободное общение на разные темы. Игра на развитие слуха «Доскажи словечко». Цель: развивать слуховое внимание, продолжать знакомить детей с многообразием слов. | Артикуляционная гимнастика. Цель. Развивать речевую активность. | Игры с разнообразными конструкторами. Цель: учить детей сооружать постройки из различных конструкторов, использовать детали с учетом их свойств, преобразовывать постройки в соответствии с заданием воспитателя; продолжать учить обыгрывать постройки. | Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель: учить находить партнеров по игре. Муз.и. «Оркестр» Цель: развивать слуховое внимание. | ||||||||
Образова-тельная деятельность | Р, Ф | 9.00 — 9.08 (Iподгр.) ФЭМП 9.20 – 9.28 (IIподгр.) Цель. Развивать умение различать контрастные по величине кубики и называть их: большие кубики, маленькие кубики, формировать умение сооружать простые постройки (И.А. Помораева, «Формирование элементарных математических представлений», с.16) 15.30 – 15.38 (Iподгр.) Лепка «Дружная семейка» 15.50 — 15.58 (IIподгр.) Цель.Развивать умения различать цвет (красный, желтый, зеленый), способствовать развитию умения из отщипываемых кусочков пластилина комочков, раскатывать пластилин между ладонями круговыми движениями, скатывать пластилин в шарик, развивать речевую активность, мелкую моторику рук, воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу. (МААМ. ru) | ||||||||||||
Прогулка | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Наблюдение — следы на снегу. Цель. Вызывать интерес к окружающему миру, учить определять следы: детские, взрослые, птиц. Элементарная трудовая деят–ть: учить раздеваться после прогулки и складывать вещи в шкаф. | Инд. работа:“По извилистой дорожке” — упражнять в ходьбе по извилистой линии, нарисованной на асфальте. | П.и. «Курочка и цыплятки». Цель: развивать умение ходить стайкой и выполнять движения показанные воспитателем. Д.и. «Подуй как ветер». Цель: отрабатывать силу голоса, умение делать глубокий вдох носом, выдох через рот с произношением звука (у). | Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||
Работа перед сном | Прослушивание колыбельных песен. Цель: настроить детей на сон. | |||||||||||||
Работа после сна | Оздоровительная гимнастика после дневного сна. | Формирование КГН: закреплять умение правильно сидеть за столом, придвигать стул ближе к столу. | П.и. «Грузовик». Цель. Развивать ловкость, внимание, координацию движений. | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках под присмотром педагога. | ||||||||||
Вечер | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Игра – драматизация «Катя собирается на прогулку. Цели: через инсценировку дать необходимые знания по самообслуживанию; показать образец одевания куклы на прогулку. | Работа в уголке природы: предложить детям подрыхлить палочками землю в горшочках с комнатными растениями. | Предложить детям набор «Грибочки», «Рыбалку», крупную мозаику. Цель: развивать мелкую моторику рук. | Рассмотреть с детьми иллюстрации и книги. Цель: обогащать представления детей, приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книгах. | |||||||||
Прогулка | Целевая прогулка по территории детского сада. Цель: расширять представления детей о зоне ближайшего окружения. П.и. «Лохматый пес». Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь. Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||||||
День недели | Режим | Интеграция образовательных областей | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) | ||||||||||
Групповая, подгрупповая | Индивидуальная | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||||||||||||
Пятница, 29.11.2019 | Утро | Ф, С-К, П, Р | Утренняя гимнастика. Свободное общение на разные темы. Д.и. «Змейка». Цель: развитие правильного речевого дыхания — длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш. | Совместная деятельность в уголке изобразительной деятельности. Цель: закреплять умение держать правильно карандаш.. | Беседа с детьми на тему «Наша дружная семья» и рассматривание альбома «Моя семья». Цель: предложить детям рассказать о своих семьях, о взаимоотношениях в семье, о любимых праздниках. Воспитывать любовь и уважение к близким людям. | Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель: учить находить партнеров по игре. | ||||||||
Образова-тельная деятельность | Р, Ф | 9.00 — 9.08 (Iподгр.) Развитие речи Бабушкино лукошко 9.20 – 9.28 (IIподгр.) Цель.Обогащать словарь детей существительными, обозначающими название овощей; формировать слуховое и зрительное восприятие; поощрять попытки детей по собственной инициативе или просьбе воспитателя рассказывать о предмете (Н.А. Карпухина, «Реализация содержания образовательной деятельности», с.76) 15.30 – 15.40 Музыка По плану музыкального руководителя | ||||||||||||
Прогулка | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Наблюдение за автомобилями на улице. Цель. Закрепить знания детей о различных видах специального транспорта, их назначении. Элементарная трудовая деят–ть: собрать игрушки по окончании прогулки – воспитывать желание выполнять трудовые поручения. | Инд. работа: упражнять в ходьбе парами. | П.и. «Птички в гнездышке». Цель: учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентировании в пространстве. Д.и. «Летает – не летает». Цель. Внимание, мышление. | Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. | |||||||||
Работа перед сном | Формирование культурно-гигиенических навыков: продолжать учить детей благодарить после приема пищи, пользоваться салфеткой. | |||||||||||||
Работа после сна | Оздоровительная гимнастика после дневного сна. | Формирование КГН: формировать у детей умение следить за чистотой рук и лица, умываться после приема пищи, вытираться своим полотенцем. | Чтение русской народной сказки «Три медведя». Цель: прививать любовь к художественной литературе, умение внимательно слушать. | Самостоятельная деятельность детей в игровых уголках под присмотром педагога. | ||||||||||
Вечер | Ф, С-К, П, Р, Х-Э | Д. и. «Помоги навести порядок в уголке семья». Цель: обучение детей соблюдать порядок в уголке семья. Приучение к опрятности не только себя, но и кукол, аккуратно расставлять посуду, воспитывать эстетичность и красоту. | Самостоятельная деятельность детей с конструктором. Цель: развивать умение делать простые постройки, развивать фантазию. | Сюжетно – ролевая игра «В гости к бабушке». Цель: побуждение детей наблюдать за игровыми действиями воспитателя; формирование умение определять и распределять роли, действовать согласно принятой на себя роли. | Совместная деятельность в уголке изобразительной деятельности. Цель: учить детей самостоятельно выбирать материал для творчества. | |||||||||
Прогулка | Наблюдение — поздняя осень. Цель. Расширять представления детей об осени, ее основных признаках и характеристиках; конкретизировать и раскрыть представления детей об основных переменах, происходящих поздней осенью. П.и. «Лохматый пес». Цель. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь. Самостоятельная деятельность детей на прогулке с выносным материалом. Игры по желанию детей. |
< Предыдущая | Следующая > |