Организация совместной деятельности родителей и детей


Виды совместной деятельности детей с родителями

Виды совместной деятельности детей с родителями.

 Организация праздников:

детский День Рождения, Рождественские каникулы, День защиты детей, Праздник знаний.

Атмосфера праздника обязательно сблизит взрослых и детей в подготовке обстановки, написании сценария, составлении меню, изготовлении призов. Лучше, если каждый член семьи будет самостоятельно готовить конкурсы, костюмы, игры, сюрпризы, будет принимать активное участие.

 Творчество

Ребенок должен сам стать инициатором такой деятельности. Родитель же подключается к творческой работе, предлагаемой ребенком. Вместе с тем, взрослый может предлагать свои проекты: изготовление коллажа из природного материала, выпуск семейной стенгазеты, изготовление поздравительных открыток. Это способствует развитию детского воображения, проявлению самостоятельности и самовыражению.

 Чтение книг

Устраивается «Час чтения» книг по выбору ребенка или особый ритуал перед сном. В такие минуты у ребенка наряду с развитием познавательной сферы происходит формирование нравственно-личностных качеств без прямых нравоучений. А самое главное, у ребенка в такие моменты возникает желание рассказать о своих секретах и проблемах.

 Совместные игры

Настольные игры типа: лото, домино; настольно-печатные игры; словесно-логические и т.д. усиливают тесное взаимодействие детей и родителей. Игра – весьма приятная для ребенка деятельность, внутри которой он и развивается и одновременно воспитывается. Взрослый в ходе игры с ребенком оказывается в ситуации «на равных». А когда ребенок объясняет ход и правила игры взрослый попадает в роль «обучаемого». В совместной игровой деятельности происходит формирование нравственно-волевых качеств личности ребенка.

 Театрализация

Дети – любители переодеваний, перевоплощений с использованием гардероба взрослых. Безусловно, в такие минуты ребенку необходимы зрители, которыми становятся родители. В такой деятельности дети самореализуются и раскрепощаются, отрабатывая и приобретая новые формы общения.

 Семейные экскурсии и путешествия

Такие походы могут быть организованы в парк, в лес, в музей. Родитель выступает ведущим, а ребенок включается в планирование маршрута: куда пойдут, что взять из продуктов, игрушек. В ходе экскурсии взрослый побуждает ребенка к активности в познании окружающего.

 Посещение театров, кинотеатров

На начальном этапе инициатором таких посещений являются родители, приобщая ребенка к миру прекрасного. Потом уже дети сами выбирают место и темы просмотров.

 Ведение семейных альбомов, заполнение «Альбома открытий»

Это интересная увлекательная деятельность родителей с ребенком, осуществляя которую взрослые становятся понятнее и ближе своим детям, а дети – взрослым, что способствует укреплению семейных отношений. Познавая себя, окружающий мир, других людей ребенок в любую минуту может получить понимание и поддержку близкого человека.

Взаимодействие детей и родителей в праздничном пространстве

Библиографическое описание:

Гришина, И. В. Взаимодействие детей и родителей в праздничном пространстве / И. В. Гришина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2021 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15049/ (дата обращения: 19.12.2021).


Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Вовлечение семьи в жизнь детского сада — одна из главных составляющих работы нашего дошкольного учреждения. Кто же они, родители наших воспитанников? Это люди очень разные по образованию, благосостоянию, взглядам на развитие общества, но объединенные одним общим интересом — они хотят, чтобы их ребенок в детском саду чувствовал себя уверенно и комфортно, был счастлив и успешно развивался. Поэтому наша задача — ежедневно создавать возможности для успеха каждого ребенка.

Хотелось бы затронуть один из аспектов сотрудничества с родителями, а именно — их участие в подготовке и организации детских праздников.

Общение с родителями начинаю с трансляции им положительного образа ребенка, что является основой доверительного — делового контакта с ними, при котором подчеркиваю положительные черты личности ребенка, его успехи в музыкальной деятельности, проявившиеся в ходе занятий. Обычно, на основе достигнутой доверительности у родителей возникает потребность поделится сведениями о творческих проявлениях малышей дома.

Праздники — особая, любимая часть нашей общей жизнедеятельности. Объединение усилий родителей и педагогов — вот, пожалуй, та нить, которая пронизывает направленность работы по их подготовке.

Опыт работы свидетельствует, что одним из самых эффективных средств воспитания является непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками, реализуемое в празднично — игровой деятельности. Поэтому предварительная работа по подготовке и проведению праздников предполагает максимальную активность родителей, с учетом их предложений и возможностей, что, как показывает практика, обогащает и педагогов и родителей опытом творчества и сотрудничества, позволяет нашим мамам и папам раскрыть свой творческий потенциал, научиться делать то, чего они раньше не умели, объединяет в творческом сотрудничестве родителей и детей. Такой подход устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы.

Накануне праздников разрабатываю рекомендации родителям для домашнего музицирования. Например, пользуясь материалами рубрики «Пойте с нами», наши семьи узнают, какие песни дети поют на занятиях и сами изучают их, чтобы исполнить вместе со своим ребенком на празднике. Информирую родителей и о том, какие традиции имеет предстоящее торжество, как интереснее организовать семейный праздник в совместной деятельности с детьми. А в газете детского сада «Семейный альбом» родители делятся своим опытом на тему «Наши семейные праздники».

Известно, что тема домашнего досуга всегда актуальна, а современные игрушки не всем по карману, поэтому было решено познакомить родителей на семейных мастер — классах с тем, какие прекрасные игрушки и атрибуты для домашнего театра, оркестра можно самостоятельно изготовить из доступных материалов. Результат превзошел все ожидания. Наши семьи открыли для себя много полезного и интересного, творчески подошли к изготовлению из бросового материала шумовых инструментов, театральных кукол. Выставка их работ долго радовала детей, родителей, сотрудников детского сада.

В результате на праздниках теперь звучат голоса инструментов, созданных родителями, «оживают» театральные куклы, появились также домашние оркестры, театры, что очень важно для развития детей в самостоятельной деятельности. Пример родителей способствовал развитию творческой, поисковой активности, самостоятельности детей.

Обсуждая на родительских собраниях вопросы, связанные с подготовкой к празднику, мы с нашими мамами и папами обмениваемся идеями, практическими советами по поводу предстоявшего праздника, разрабатываем план совместных действий.

По опыту знаю, что всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике, исполняя роль сказочного персонажа.

Например, мама Илюши удивила всех своей артистичностью, перевоплотившись на празднике «Волшебный посох» в веселого шалопая — клоуна Кирюшу, а робкий Илюша раскрепостился рядом с мамой и забыл про свои страхи и стеснительность. Мама Ани, исполняя роль Снегурочки на празднике «Колокольчик добра», реализовала мечту своего детства и доставила много радости детям своей искренней, эмоциональный игрой. А с какой гордостью и восхищением смотрели на своих пап и мам дети подготовительной группы «Ромашка», когда их родители появились на празднике, посвященному «Дню знаний» в роли учеников лесной школы.

Для менее активных взрослых нахожу спокойные роли. Например, «хранители волшебных кристаллов или сюрпризных конфет». Родители моих воспитанников с интересом исполняли на праздничных представлениях роли «звукорежиссеров», «светооформителей», «театральных декораторов», когда во время представления имитировали стук дождя, шум морского прибоя, вой ветра, электрическими фонариками изображали «блеск камней-самоцветов», поднимали ткани с декорациями леса или снежной поляны по знаку ведущего.

Опыт подсказывает: для создания атмосферы непринужденности, взаимного общения важным условием является привлечение родителей для участия в празднике в качестве исполнителей песен, танцев и в сотворчестве с детьми.

Перед праздниками в беседах с родителями настраиваю их на совместную с детьми деятельность: игру на инструментах, исполнение песен, танцев, участие в играх, забавах. Объясняю как важно для наших ребят такое взаимодействие на празднике. Первоначально некоторые родители смущались, но постепенно, наблюдая уверенные действия детей, тот восторг и счастье, которые переполняют их малышей, когда они вместе музицируют, танцуют, играют, раскрепощались, освобождались от сомнений, страха и неуверенности.

Чтобы на празднике могли петь все, слова песен, которые дети разучили на занятиях, вручают дети вместе со своими приглашениями или демонстрируются на слайдах презентации. Для того, чтобы сблизить детей и родителей коллективным пением, практикую включение в репертуар песен, которые детям нравятся, а родителям знакомы с детства (например, песни В.Шаинского, Е.Крылатова, Б.Савельева).

Музыкальные инструменты иногда исполняют роль «приглашения — путеводителя» на праздничное представление, чтобы родители имели возможность активно музицировать на празднике вместе со своими малышами. Случается и так, что в процессе праздника дети, сыграв в оркестре, вручают свои инструменты мамам и папам.

Совместное музицирование детей и родителей на празднике доставляет особое удовольствие детям, вызывает у всех участников положительные эмоции, сближает детей и родителей, создает теплую атмосферу взаимного общения.

Под музыкальный проигрыш оркестра родителей ребятам и поется веселей, появляется желание проявить себя в пляске, когда им аккомпанируют мамы и папы. Дети чувствуют, что их любят, что родители стремятся им помочь.

Так, одним из праздников, который вдохновил ребят, был концерт «Музыкальные сюрпризы для самых любимых». Перед праздничным представлением, при составлении программы которого дети принимали активное участие, они еще в группе вручили родителям «цветочные хлопушки» в качестве приглашений на концерт, а на самом празднике играли на инструментах, которые выбрали для них мамы из «музыкального сундучка», что было сюрпризом для детей, и для взрослых. Ребята с удовольствием и гордостью продемонстрировали мамам звучание выбранных ими инструментов в оркестре. А под аккомпанемент взрослых дети задорнее, чем обычно исполняли «Круговую пляску». Неожиданно дружно заиграл сводный оркестр детей и родителей при исполнении «Частушек с секретиками», когда родители, подхватив ритм, заданный детьми, активно включились в музицирование. После праздника дети долго жили впечатлениями от него, вспоминали и повторяли понравившиеся выступления самостоятельно в группе.

Наблюдения свидетельствуют, что дети активизируются, ощущая непосредственную поддержку взрослых, преодолевают робость и смущение. Как радуется каждый ребенок, когда рядом с ним танцуют и играют родители, помогая ему не растеряться, быть уверенным и спокойным.

Есть еще одна большая ценность в праздниках, которые построены на взаимодействии детей и родителей: они позволяют взрослым доиграть свое детство, в игре стать равными ребенку, что важно для понимания детей, а значит в конечном итоге, и для успешного процесса воспитания.

Опыт показывает, что очень часто в процессе подготовки праздника или уже на самом празднике происходит удивительные открытия: взрослый вдруг понимает, что его ребенок талантлив, ребенок открывает таланты собственных родителей.

Беседы с детьми и родителями после праздников позволяют сделать вывод: участие родителей в предварительной подготовке и в самом праздничном действии вызывают у детей чувство радости и гордости за них, для взрослых праздничные мероприятия являются своеобразной школой, где они, играя, учатся общаться с детьми.

Совместная работа с педагогами и родителями дала положительные результаты, дети активизировались, чувствуя непосредственную поддержку взрослых, сложились творческие коллективы. На празднике создается обстановка единения детей и взрослых, доверия друг к другу, которая в значительной степени способствует успешному развитию ребенка, его эмоционально-волевой сферы, радостному вхождению в мир музыки.

Некоторые родители — участники социологического мини-исследования, говорят о том, что их ребенок с удовольствием посещает детский сад в основном из-за большого количества праздников.

Все родители отмечали, что, праздники для дошкольников необходимы. На вопрос, что ожидают от праздников родители наших воспитанников? Многие родители ответили: «Веселья и радости, хорошего настроения, сюрпризов, подарков, совместного участия в играх, конкурсах со своим ребенком».

Наша жизнь не должна быть скучной, застойной. Мы достигаем успеха только тогда, когда пробуем, действуем. Практика показывает, что совместная неформальная деятельность детей и взрослых в праздничном пространстве дает реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха.

Литература:

  1. Зацепина М. Б. Организация культурно–досуговой деятельности дошкольников. Учебно-методическое пособие.-М.: Педагогическое общество России, 2004.-144с.
  2. Котова Е. В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-80 с Савина — Крайнова А. П. «Секреты красивого пения» Москва 2011г.
  3. Куликовская М. Э. Технология интегрированного праздника. — Ростов–н-Д: Издательство «Учитель», 2003.-128 с.
  4. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002.-160 с. (В помощь психологу.)

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, родитель, праздник, детский сад, мама, взаимное общение, взрослый, непосредственная поддержка взрослых, праздничное представление, самый праздник.

Понятие «взаимодействие»

Часто под взаимодействием подразумевают обычное распределение ролей между воспитателями и родителями так, чтобы добиться общих целей. Но взаимодействие подразумевает также контроль и обратную связь. Важно, чтобы сотрудники детского сада осуществляли ненавязчивый контроль ситуации в семьях.

Помимо прочего, взаимодействие с семьей – это еще и открытое обсуждение, обмен чувствами, общение с родителями ребенка. Согласно работам И.М. Марковской взаимодействие с семьей ребенка проявляется в единстве воспитательного процесса, который можно построить только в том случае, если и родители, и воспитатели имеют одинаковое к нему отношение.

В других источниках указывается то, что учительская роль воспитателя в детском саду имеет определенные особенности. Он должен поддерживать формальное и неформальное взаимодействие с родителями. Для этого ему нужно быть очень тактичным, нужно со вниманием слушать родителей, уважать их позицию. При этом нельзя допустить назидательной интонации во время общения с членами семьи детей.

Намного полезнее будет вступить с ними в равные отношения, основанные на доверии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]