Национально-региональный компоненткалендарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему
2.Рассказать об изменениях в природе осенью, признаках осени.
3. Формировать элементарные представления о животных Сибирской тайги.
Организовать наблюдение за птицами , прилетающими на участок детского сада.
1.Продолжать знакомить детей с деревьями и кустарниками на участке детского сада, с их изменением осенью.
2.Познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе (на участке детского сада).
1.Закреплять правила поведения в детском саду.
2.Учить речевому общению в коллективе детского сада и семье
3.Приобщать детей к культуре поведению за столом в детском саду и семье.
Расширить и углубить знания детей о городе Шарыпово, его истории, достопримечательностях. Познакомить с символикой родного города.
Развивать нравственно-патриотические качества; гордость за свою малую Родину ,воспитывать уважение к труду шарыповцев.
.
Расширить знания детей о поздней осени в Сибири.
Развивать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природой
Расширять представления о животных, птицах, их приспособление в условиях Сибири.
Дать понятие «архитектура», «скульптура».
Рассказать о том, когда и как начали строить дома(избы, терема и т.д.) на Руси, познакомить с характерными особенностями жилых домов в Сибири.
Развивать ценностное отношение к родному городу посредством знакомства с архитектурными достопримечательностями
1.Расширять представления детей о признаках зимы в нашем городе.
2. Познакомить детей с народными приметами на Руси
3. Закреплять правила безопасного поведения на ледовом городке
1.Продолжать знакомить детей с домашними животными, которые встречаются в нашем городе и сельской местности.
2. Продолжать знакомить детей с дикими животными, которые водятся в лесах нашего региона; знакомить с их внешним видом, повадками.
1.Познакомить детей с местами для зимних развлечений в нашем городе (ледяной городок, каток и т.д).
2.Учить детей строить на участке детского сада простейшие постройки из снега.
1.Знакомить детей с атрибутикой и традициями празднования Новогоднего праздника в России.
2.Приобщать детей к украшению группы детского сада к празднику, изготовлению новогодних украшений.
1.Прививать любовь к устному народному творчеству через знакомство с русскими народными сказками;
2. Знакомить детей с «устаревшими» словами, используемых ранее на Руси (лапти, кафтан и т.д.)
1.Закреплять знания детей о своем детском саде и его традициях
2.Продолжать знакомить с персоналом детского сада
3.Учить детей доброжелательно общаться со сверстниками в группе; подсказать, как можно поздравить своего друга или работников своего детского сада с праздником.
Знакомить детей с предметами домашнего обихода, которые встречаются дома, устанавливать причинно – следственные связи между трудовым процессом в быту и предметом, его облегчающим.
Расширять представления детей о свойствах материалов предметов, находящихся в групповом помещении, их качестве в процессе экспериментальной деятельности.
Расширять и уточнять представления детей о Российской Армии, о воинах которые охраняют нашу Родину.
Обращать внимание на личностные и деловые качества людей данных профессий. Воспитывать уважение к людям труда, их деятельности и ее результатам.
Продолжать знакомить с различными мужскими профессиями (мужские профессии в семье).
Расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
Продолжать работу по формированию интереса к фольклору Сибири.
Познакомить с книжками, оформленными Ю.Васнецовым, Е. Рачевым, Е.Чарушиным.
Учить различать жанры и виды искусства (стихи, проза, загадки)
Познакомить с библиотекой как центром хранения книг, созданных писателями и поэтами
1.Формировать представление о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем
2.Формировать представления детей о правах (на игру, доброжелательные отношения и т.д), и обязанности (в детском саду, дома, на улице и т.д.)
1.Знакомить детей с комнатными растениями, которые растут в группе детского сада (бальзамин, фикус, герань, хлорофитум, бегония, фиалка и т.д).
2.Расширять представления детей о пользе комнатных растений для нашего организма.
1.Учить выделять признаки весны на участке детского сада (появилась трава, набухли почки на деревьях, появились подснежники).
2.Расширять представления детей о работах, проводимых в весенний период в садах и огородах (на дачах).
1.Рассказать детям о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях.
2.Продолжать знакомить детей с культурными явлениями в нашем городе их атрибутами; людьми, работающими в них.
Знакомить с традициями и обычаями на Руси.
Познакомить детей с русским народным костюмом.
Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться сохранять и укреплять его.
Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию, к здоровой и полезной пищи
Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни. Посещать спортивно –оздоровительные комплексы в родном городе.( Спорткомплекс «Надежда», «Сибирь», оздоровительный комплекс «Лето» и т.д) .
Дать знания детям о российском празднике — День космонавтики.
Формировать представления детей о многообразии космоса.
Расширять представление детей о полете первого космонавта в космос.
Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса. Воспитывать уважение к профессии космонавта, чувство патриотизма.
Привлечь родителей к совместной деятельности.
Систематизировать и углубить знания детей о характерных признаках весны в родном городе, крае, на просторах сибири.
Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, видеть красоту родного края.
Сформировать навыки безопасного поведения в природе в весеннее время.
Формировать знания, умения и навыки безопасного поведения дома и на природе.
Учить детей набирать номер телефона службы спасения и понятно называть свой домашний адрес.
1.Способствовать воспитанию нравственно-патриотических чувств к малой родине, ветеранам войны.
2.Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем ветеранам нашего города.
3.Дать представление о том, что имена героев, погибших в годы Великой Отечественной войны, увековечены на плитах в сквере Победы.
1.Обогащать представления детей о садовых и полевых работах. Посадке рассады и посеве семян.
2.Учить детей вырастить рассаду для огорода на территории нашего детского сада.
3.Расширять представления о профессиях людей работающих в сельском хозяйстве в Шарыповском районе
1Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома, в группе: познакомить с предметами, требующими осторожного обращения.
2. Формирование основ безопасного поведения дошкольников на природе: познакомить детей с ядовитыми растениями и насекомыми на участке д/сада, учить детей правилам поведения в жаркие летние дни,
1. Формирование основ безопасного поведения «Если дома ты один».
2. Формирование основ безопасного поведения на дорогах улиц своего города: закрепить правила дорожного движения, закрепить знания детей о работе светофора (о красном и зелёном сигналах), познакомить с назначением жёлтого сигнала.
Картотека игр — бесед с региональным компонентомкартотека
Картотека игр — бесед с региональным компонентом
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, поселок, улицу.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу в поселке ……», ребёнок отвечает и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о детском саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детского сада.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .
«Наша страна».Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:. иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы.
«Малая Родина ».Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего поселка, памятниках и достопримечательностяхМатериал: иллюстраций, фотографии.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы.
«Расскажи о своей семье»Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найти флаг Челябинской области»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры : среди предложенных флагов найти нужный
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам).
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает рассказать ребенка, что изображено.
«Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главой .
Материал: портрет
Ход игры: Воспитатель показывает портрет , называет кто изображен.
«Наш поселок».
Цель: Закрепить знания детей о своем поселке, об зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада
Материал: фотографии и иллюстрации
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем поселке, об зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада
«Моих родителей зовут…»
Цель: Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…
Материал: семейные фотоальбомы
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
«Вчера- сегодня»
Цель: развивать чувство времени у детей.
Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля — планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем — как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах
«Красная книга »
Цель: знакомить с « Красной книгой». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности
Материал : иллюстрации «Красная книга»
Ход игры: Воспитатель показывает
картинку с изображением редких животных и растений.
«Из чего построен дом»
Цель: совершенствовать знания строительных материалах, о том из чего строях жилище человека , умение логически мыслить , закреплять умение образовывать имя прилагательное.
Материал: Изображение разных жилищ человека
Ход игры: стекло- стеклянный,
Камень-каменный…..
«Жилое – Нежилое»
Цель: закрепить знания детей, что здания бывают – жилыми и нежилыми. В жилых проживают люди; в нежилых расположены организации, подсобные помещения и т.п.
Материал : картинки и иллюстрации с изображением разных строений
Ход игры: Воспитатель предлагает определить жилое или не жилое помещение
Дом — жилой, магазин –нежилой…..
«Назови ласково»
Цель: совершенствовать речь детей как средства общения, воспитывать дружеские взаимоотношения. Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова .знакомить с разными именами .
Ход игры: Сергей – Серёженька, Оля-Оленька,….
« Я люблю… »
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности
Ход игры: Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры Дети одевают куклу в национальную одежду
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун — чугунный, дерево- деревянный……
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к казахским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал : картинки с изображением транспорта
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить
предложение
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
«Жилище человека»
Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному дому, Родине, .
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека
Ход игры Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек, что жилище бывает разное яранга, хата, изба….
На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал : картинки животного мира
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Кому что нужно для работы?»
Цель: Формировать умение логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей.Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару — поварешка.
«Кто что делает?»
Цель : формировать навык на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память
Материал : карточки с изображением людей разных профессий.Ход игры : Повар — варит, жарит и т. д.
« Природа и человек»
Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе
Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Л.М. Бухалина, воспитатель, МБДОУ д/с№85 Белгородская область, г. Белгород
Реализация регионального компонента является важнейшей частью содержания дошкольного образования. Региональный компонент отражает такое своеобразие культуры, истории, природы, которое соответствует тому или иному региону и вместе с тем подтверждает принадлежность к общероссийской культуре, истории и природе. Таким образом, региональный компонент в дошкольном образовании способствует формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитывает эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет; развивает умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края. [3]
В дошкольном возрасте большое значение для умственного развития, нравственного, патриотического и эстетического воспитания дошкольников отводится ведущему виду детской деятельности – игре. Именно дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную активность[2].
Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, использование дидактических игр с региональным компонентом направлено на реализацию определенных задач:
- формирование у дошкольников целостной картины мира на основе краеведения;
- приобщение к традициям Белгородского края, к традициям России, к традициям семьи;
- формирование нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Белгородскую область и Россию;
- приобщение детей к изучению родного края через элементы исследовательской и проектной деятельности совместно со взрослыми; воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей в регионе и в целом в России[1].
При организации воспитательно-образовательной работы с детьми по приобщению дошкольников к истории и культуре родного края учебно-развивающая игра выступает как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею. В связи этим игра должна быть доступной для понимания детей дошкольного возраста, самостоятельно контролировать правильность выполнения задания, так как игра позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирующего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно руководящую, позицию в воспитании[4].
Для того чтобы дети лучше усваивали краеведческий материал, особенно тот, который касается других районов Белгородской области, т. е то чего они видели воочию, следует эмоционально окрасить этот материал. Использовать легенды, интересные факты истории, повысить их активность во время игры, максимально использовать взаимодействие с различными персонажами, предметами. Учитывая пластичность детской психики (они быстро запоминают, но также быстро и забывают), необходимо уточнять знания через активные формы и методы работы.
Приобщая маленьких детей к миру культуры родного края, педагоги решают проблему воспитания и развития подрастающего поколения в новых условиях, прививают им лучшие качества маленького гражданина. Понятно, что и сами педагоги, и родители, как неотъемлемая часть образовательного процесса с интересом и вниманием относятся к культуре прошлого: традициям, старинным праздникам, предметам материальной культуры, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству[4].
Дидактические игры с региональным компонентом:
«Что герб района нам расскажет?» геральдическое лото — посередине большой карты размером А4, разделённой на 6 полей, одно поле занято гербом района, на маленьких карточках изображены достопримечательности, значимые события, места, памятники данного района).
«Район-герб» по типу «парочки». Игра состоит из 21 карточки с изображением гербов белгородских районов и 21 карточки с фотографией достопримечательности того или иного района (можно использовать карточки из игры «Что герб района нам расскажет?»). Цель игры найти пару фотография – герб. Игра может проводиться за столом или в движении. В движении играет парное количество игроков и ведущий раздает такое количество карточек, чтобы получились пары «Герб-район», т.е. не весь набор, а по количеству участников.
Как вариант можно играть в эту игру по типу «мемори». Карточки перемешиваются в середине стола. По очереди, раскрывая пары картинок дети запоминают их расположение и составляют правильные пары. Начинать следует с 5-7 пар, постепенно доводя до 21.
«Фиксики в Белгороде» по типу «ходилки». Игра состоит из поля, на котором нарисована карта Белгорода с достопримечательностями: торговый центр, театр им. Щепкина, кукольный театр, хлебозавод, хладокомбинат, детский сад и т.д. На карте кружочками отмечен путь от аэропорта к детскому саду №85. В игре присутствует игральный кубик и фишки, на которых изображены Фиксики. Можно использовать фигурки из шоколадных яиц, тогда в путешествие по Белгороду можно отправить любого любимого героя. Карточки с заданиями. Цель игры быстрее добраться от «старта» к «финишу», выполняя интересные задания. Например, на остановке «Театр им Щепкина» выразительно прочитать стихотворение, а на остановке «Зоопарк» назвать пять животных, встречающихся в белгородском зоопарке, на остановке хлебокомбинат «Золотой колос» — пять видов хлебобулочных изделий и т.д.
«Собери кубик» дидактическая игра по типу разрезных картинок представляет собой набор из 12 деревянных или пластмассовых кубиков на шесть граней которых нанесено изображение герба города Белгорода и пять его достопримечательностей, включая узнаваемую фотографию двора детского сада.
«Собери герб из элементов», геральдические поля и набор из геральдических элементов, из которых дети составляют герб того или иного района. Такая игра может быть использована в интеллектуальных играх краеведческой направленности с соревновательным элементом, можно с закрытыми глазами или на скорость.
«Я знаю пять растений Белгородского края…» дидактическая игра с мячом. Отбивая мяч одной рукой, ребенок называет выбранные названия. Таким образом, можно называть названия улиц, памятники, виды мороженного или хлебобулочных изделий, названия конфет фабрики «Славянка» или молочной продукции и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ МО РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).
- Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. «Встреча с городом» как форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми…// Современный детский сад. – 2011. – №5. – С. 38.
- Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2003. — 64 с.
- Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, Я.Н. Колесникова, В.В. Лепетюха. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
Следующая > |