Задачи воспитателя:
— Развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;
— Пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать ласковое слово;
— Помогать детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности; »
— Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;
— Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;
— Обогащать представления детей о людях (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.
Ребенок и взрослые
Третий год жизни
Представления и познавательные умения
Взрослые люди. Проявлять интерес к взрослым, их действиям. Различать и называть взрослых людей в жизни и на картинках. Показывать, называть основные части тела, лица человека, его действия. Различать и называть отдельные действия взрослых, в которых проявляется доброе отношение к детям (кормят, одевают, ласкают).
Эмоциональные состояния.
Вместе с воспитателем рассматривать картинки и игрушки с ярко выраженным эмоциональным состоянием (смеется, плачет). Различать по выражению лица контрастные эмоциональные состояния (смех, слезы). Повторять за воспитателем слова, обозначающие соответствующее эмоциональное состояние («Дядя смеется», «Мама смеется»), и показывать это состояние на картинках. Различать эмоциональные состояния, которые воспитатель подчеркнуто демонстрирует мимикой, жестами, интонацией голоса, действия и быстро прекращает их, переходит к новым игрушкам и так же быстро оставляет игру, не развив сюжет.
Семья.
Вместе с воспитателем рассматривать картинки, изображающие семью — детей и родителей. Показывать, где мама, папа, дети. Показывать и называть на картинках действия, в которых проявляется забота родителей о детях (мама завязывает красивый бант, папа дарит машинку и пр.).
С помощью воспитателя выделять на картинках и в жизни Факты доброго отношения детей к взрослым (ребенок подает Дедушке тапочки, обнимает маму).
Средний.
Игровые действия разнообразны. Ребенок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложение к использованию в игре предметов-заместителей, пользуется ими в играх. В играх-имитациях выразительно передает игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий. Называет свою игровую роль.
Высокий. Ребенок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами-заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.
Практические умения, поведение, общение. По побуждению и показу старших проявлять доброжелательность к близким: выполнять отдельные просьбы, повторять показанные действия, участвовать в совместной игре. По инициативе взрослого вступать в общение: отвечать на вопросы о себе («Как тебя зовут?»), о членах семьи («Где мама?», «Как зовут папу?»), о любимых игрушках.
Участвовать вместе со взрослыми в добрых делах (покормить животных, вручить подарок). По показу и побуждению взрослого проявлять отзывчивость на состояние взрослых (пожалеть, обнять, приласкать).
По примеру и напоминанию воспитателя пользоваться ласковыми словами — обращениями к близким («бабуля», «мамочка» и т. п.), говорить «спасибо». Радоваться одобрению старших.
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения
Взрослые люди.
Узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Выделять особенности внешности,. прически, одежды, обуви взрослых людей; понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка). Сравнивая картинки, изображающие взрослых людей, отделять картинки с изображением мужчин от картинок с изображением женщин («Здесь тетя и здесь тетя. Здесь бабушки, а здесь дедушки»).
С помощью воспитателя! на картинках, в сказках, в жизни выделять действия и поступки взрослых, в которых проявляется их забота О-других — о детях, о животных. Выделять отдельные поступки, в которых проявляется Доброе отношение детей к взрослым, к родителям, к воспитателю.
Эмоциональные состояния. Вместе с воспитателем рассматривать картинки, изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния людей (радость, веселье, слезы, гнев), соответствующую мимику, жесты; связывать эмоциональное состояние с определенными действиями и словами взрослого. Раскладывать картинки по общему эмоциональному состоянию героев («Здесь мама смеется, бабушка смеется. Здесь дедушка не смеется»).
Семья.
Рассматривать картинки с изображением семьи, называть членов семьи, их действия. Выделять общее радостное настроение членов семьи, его причину (все смеются, в семье праздник, все встречают Деда Мороза). Из бумажных фигурок или игрушек составлять семью («Это папа, мама, дети»).
Устраивать комнату для семьи: ставить мебель, посуду. Отвечать на вопросы о своей семье, о том, как в семье помогают друг другу.
Понимать, что у других детей тоже есть своя семья, родители, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.
Практические умения, поведение, общение. Проявлять привязанность к близким, уметь по примеру взрослого или самостоятельно выразить доброжелательность: выполнить просьбу взрослого, повторить действия, одобряемые взрослым, показать свои навыки, прочесть стишок, спеть песенку. В ответ на просьбу взрослого стараться сдержать негативные побуждения: не кричать громко, не хныкать.
По примеру воспитателя стараться называть старших на «вы», воспитателя — по имени и отчеству. Не отворачиваться от взрослого, если он заговорил; отвечать на вопросы о родителях, о любимых игрушках, об отдельных событиях в детском саду.
Охотно включаться в совместные игры или другие действия со взрослым.
По примеру старших замечать настроение членов семьи и соответственно на него реагировать («Бабушка уснула — нельзя шуметь»).
По побуждению старших делать близким что-то хорошее: подарить цветы воспитательнице, принести дедушке очки, показать бабушке свои игрушки.
В детском саду по напоминанию и самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить.
Ребенок и сверстники
Третий год жизни
Представления и познавательные умения
Дети.
Различать, узнавать, называть детей на картинках и в жизни. Показывать и называть их действия, узнавать и называть детей в группе по именам. Эмоциональные состояния.
Проявлять интерес к выражению лиц детей; называть части лица. Вместе с воспитателем рассматривать картинки, изображающие ярко выраженные эмоциональные состояния детей. Называть ярко выраженное эмоциональное состояние сверстника (смеется, радуется, плачет).
Отношения. Рассматривать вместе с воспитателем картинки, изображающие положительные действия и поступки детей по отношению друг к другу (играют вместе, собирают ягоды, помогают нести большую коробку) и добрые дела детей (кормят животных, гладят кошку, купают куклу).
По предложению воспитателя обращать внимание на хорошие действия и поступки детей в группе (Оля и Яна дружно играют с мячом. Саша помогает Вике надеть шубку). Проявлять интерес к общим действиям со сверстниками, к игровым действиям других детей. Спрашивать воспитателя или других детей об их действиях, именах.
Практические умения, поведение, общение.
По показу или побуждению воспитателя проявлять доброжелательность по отношению к сверстникам (поделиться игрушкой, угостить).
Проявлять интерес к общению с детьми, называть знакомых детей по именам; по показу воспитателя включаться в игры с общей игрушкой. Охотно участвовать в играх-хороводах («Кто у нас хороший», «Каравай»), в играх-имитациях («Веселые зайчата», «Кружатся снежинки», «Солнышко»). Уметь откликаться на. общее эмоциональное состояние: радоваться совместным действиям, играм, танцам, музыке.
По примеру воспитателя проявлять сочувствие к сверстнику (пожалеть, взять за руку, предложить сладости). В общении, по показу и напоминанию взрослых, ласково обратиться по имени (Олечка, Леночка).
Проявлять по примеру воспитателя доброе отношение к игрушкам, животным («не обижать» кукол, не пугать животных).
Участвовать в ситуациях, объединяющих детей общей целью и общим результатом деятельности (собрать осенние листья в общий букет, насыпать из песка большую «гору», слепить колобки для угощения кукол, приклеить свой цветок на общую «полянку» и пр.).
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения
Дети.
Знать особенности внешнего вида детей (лицо, прическа, одежда, обувь), различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка). Знать имена мальчиков и девочек.
Эмоциональные состояния.
Рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуются, смеются, испугались, плачут). Уметь отобрать картинки с изображением одинаковых эмоциональных состояний («Здесь все смеются»).
Понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Понимать-, что, если кто-то плачет, огорчен, надо подойти и успокоить его.
Различать веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение детей и животных («Дети играют с котятами — всем весело»).
Отношения. Знать, что в детском саду дети обращаются друг к другу по именам, разговаривают приветливо, проявляют внимание друг к другу, /делятся игрушками. Понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. (Хорошо, когда ребенок угощает другого, утешает, если тот обижен.) Представлять отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые взрослыми по отношению к детям. (Нельзя обижать, причинять боль другим.)
Рассматривая картинки, попытаться по просьбе воспитателя представить себе и воспроизвести, как дети ласково обращаются друг к другу, какие слова говорят. Отбирать картинки, изображающие добрые поступки детей, выражать к ним свое отношение («Они мне нравятся. Это хорошие дети»).
Практические умения, поведение, общение.
Самойющельно называть сверстников по именам, обращаться к ним приветливо- По примеру и побуждению воспитателя проявлять доброе отношение к сверстникам: готовность к совместным действиям, Умение спокойно играть рядом и в маленькой подгруппе, объединенной общим сюжетом игры.
Следуя побуждению и примеру воспитателя, замечать Эмоциональное состояние сверстника, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь (пожалеть, утешить, угостить, пригласить в общую игру).
Вместе со сверстниками принимать участие в разрешении проблемно-игровых ситуаций гуманистического содержания, создаваемых воспитателем («Наш зайчик поранил лапку»; «У Мишутки разболелось горлышко»; «Найдем друга котенку Пуху»; «Построим ежику Колючке теплый домик»; «Накормим голодных обезьянок»; «Успокоим и обогреем зайку и поможем ему найти маму»). В ситуациях обсуждать проблему, высказывать свои предложения, помогать «попавшим в беду» игрушкам.
Охотно откликаться на предложение участвовать в общем деле: в хороводных, подвижных и имитационных играх, в собирании общих «сокровищ» (картинок, камешков, ракушек), в уборке игрушек, в подготовке к празднику. Испытывать удовольствие от участия в добрых делах (поздравить сверстника с днем рождения, обменяться «сокровищами», встретить вместе со всеми ребенка после болезни, собрать цветы и одарить ими девочек в группе, всем показать свою новую заводную игрушку и т. п.).
Отношение ребенка к самому себе
Третий год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя. Узнавать дом, в котором живет, детский сад, свою группу. Знать свои игрушки, вещи. Знать членов своей семьи. Узнавать себя в зеркале, на крупных фото. Отличать свои игрушки, свои вещи от чужих вещей. Задавать вопросы о членах семьи, о своих действиях, игрушках («Что делает мама?»; «Где папа?»; «Где мой мишка?»).
Практические умения, поведение, общение. Называть свое имя в разных вариантах (Оля, Олечка). Говорить о себе в первом лице: «я». Уметь выразить отдельные состояния и потребности с помощью речи: «Я хочу спать»; «Я буду играть». Стремиться к активным самостоятельным действиям. Проявлять настойчивость в освоении трудного действия (складывать пирамидки, пытаться шнуровать ботинки и пр.). Говорить о себе с положительным чувством («Я — хороший»; «Толя — хороший»). Испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и стремиться повторить самостоятельно положительное действие.
Четвертый год жизни
Представления и познавательные умения. Знать свое имя, фамилию, пол, возраст. Узнавать дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знать членов своей семьи и ближайших родственников (бабушку, дедушку, тетю, дядю). Хорошо знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей. Узнавать себя и членов семьи на фото. Проявлять любознательность. Задавать вопросы лз себе, о своем организме. Осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею сам запускать юлу»; «Я умею сам застегивать куртку» и т.п.).
Практические умения, поведение, общение. Всегда говорить о себе в первом лице — «я». Уметь высказывать свои желания («Я хочу»; «Я не хочу»). Уметь словесно выразить отдельные свои состояния («Я испугался»; «Я пошутил»; «Я устал»). Уметь выразить свое отношение («Я люблю маму»; «Мне нравится эта сказка»; «Я люблю эту песенку»). Выражать привязанность к близким и сверстникам. Иметь любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи. Проявлять настойчивость в освоении нового действия, в получении ответа на интересующие вопросы, задавать взрослым вопросы об окружающем («Для чего это?»; «Почему?»; «Как?»; «Где?»). Сохранять жизнерадостное настроение, быстро преодолевать негативные состояния, стремиться к положительной оценке окружающих, проявлять доверие к миру («Меня все любят, я — хороший мальчик»).