Проект «Детская экономика»
Подготовительная группа детского сада
Содержание проекта
Название проекта: «Детская экономика».
Вид проекта: познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: краткосрочный (2 недели — с 15 по 29 января 2021 года).
По содержанию: социально-педагогический, информационный.
По характеру контактов: педагог – ребенок — родитель, в рамках ДОУ.
Участники: дети подготовительной группы №17, воспитатели, родители.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Актуальность:
В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.
Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте.
Цели проекта: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
для детей:
- Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
- Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
- Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
- Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
- Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
- Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
- Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
- Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
для педагогов:
- Создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности;
- Подготовить детей к итоговому мероприятию по финансовой грамотности «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста ДОУ.
для родителей:
- Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
- Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
- Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
Практическая значимость: формирование финансовой грамотности в ДОУ приближает дошкольников к реальной жизни, способствует развитию экономического мышления, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности (целеустремленность, честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и т.д.)
Новизна проекта:
Новизна проекта «Детская экономика» заключается в том, что финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Данная работа позволяет педагогам решить одновременно несколько задач дошкольного образования, а именно:
- воспитание и обучение детей;
- развитие всесторонне развитий личности;
- подготовка детей к самостоятельной социальной жизни, посредством формирования основ финансовой грамотности.
Работа по данному проекту осуществляется интеграцией во все образовательные области дошкольного образования: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
В результате реализации проекта «Детская экономика» у детей старшего дошкольного возраста сформируются представления о основах экономики, что является частью не только финансовой грамотности, но и эстетического и нравственного воспитания ребёнка.
Предполагаемые результаты:
- Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
- Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
- Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Этапы и сроки реализации проекта:
1 этап — Информационно-накопительный этап
(с 11 по 13 января 2021 года):
- Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (констатирующая диагностика);
- Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Изучение методической литературы, сбор материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные, сюжетно-ролевые игры, интерактивные пособия, познавательные фильмы и мультфильмы на тему проекта) необходимого для реализации цели проекта;
- Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на реализацию проекта;
- Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
- Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.
2 этап — Организационно-практический этап
(с 14 по 20 января 2021 года):
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Совместное изготовление атрибутов и организация сюжетно-ролевых игр по теме проекта;
- Просмотр познавательных и мультипликационных фильмов для детей на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Консультации для родителей по теме проекта: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
- Проведение ООД и совместной деятельность по теме проекта.
3 этап – Презентационно-завершающий этап
(с 21 по 27 января 2021 года):
- Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста группы №17 о основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (итоговая диагностика);
- Выставка продуктов детской деятельности;
- Создание и оформление коллективной творческой работы — книги группы №17 «Мои потребности и желания»;
- Проведение выступлений детей группы №17 на тему «Мои финансы»;
- Выставка «Копилки»;
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
- Пополнение РППС электронными пособиями (презентациями, интерактивными играми, познавательными фильмами, мультфильмами, аудио сказками) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Развлекательное мероприятие «В гостях и Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ.
Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать у детей старшего дошкольного возраста знания о основах финансовой грамотности, воспитать у детей желание, стремление к пополнению, умножению, сохранению своего семейного бюджета.
Образовательные области: социально — коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т.д.).
Познание
Беседы: «Деньги и их роль в жизни», «Почему все взрослые работают?», «Что такое финансовая грамотность?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?», «Товар — цена», «потребности и желания», «Где живут деньги?», «Бюджет», « и т.д.
Познавательные фильмы для детей: «История денег. От куниц до бумажных», «Что такое бюджет и как его составлять», «Как устроены наличные деньги», «Как и зачем сберегать», «Виды доходов», «Виды и периодичность расходов», «Банковские карты», «Дом денег. Банки».
Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.
Чтение художественной литературы
Сказки: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Я. Маршак «Кошкин дом», К.И. Чуковский «Телефон», Липсиц И.В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т.Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. «Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей», А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и т.д.
Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Банк», «Почта», «Салон красоты» и т.д. (разыгрывание сюжетов, объединение нескольких сюжетов в один и т.д.)
Продуктивные виды деятельности:
ХЭР (художественное конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;
ХЭР (пластелинография) «Монета»
ХЭР (рисование) «Купюра», «Потребность — желание»;
Физическое развитие
- Игры-соревнования «Желания — потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
- Игры-имитации «Изобрази профессию», «Кто что делает?»;
Взаимодействие с родителями
- Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
- Консультации: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
- Выставка «Копилка»;
- Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
- Фотовыставка «Мои личные финансы».
Показателями эффективности работы стало следующее:
Для детей:
- Сформированы знания детей о основах экономики, финансовой грамотности:
- Сформированы знания о деньгах, как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления, способах сбережения и приумножения;
- Сформированы знания о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
- Сформированы знания о взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги», «качество — цена»;
- Сформированы знания о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
- Сформированы знания о умении рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
- Приняли участие в развлекательно-познавательном мероприятии «В гостях у Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ, где дети группы №17 справились успешно с поставленными заданиями.
Для педагогов:
- Рост профессиональной компетентности педагогов;
- Обогащение методической базы на тему «Формирование финансовой грамотность у детей дошкольного возраста»;
- Закрепление осознанного отношения к своему собственному бюджету.
Для родителей:
- Информированность о финансовой грамотности;
- Проявление интереса к формированию основ экономики, финансовой грамотности совместно с детьми;
- Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
Реализация проекта «Детская экономика» позволила сформировать и расширить представление детей группы №17 о основах экономики, финансовой грамотности.
Родители проявили интерес к формированию финансовой грамотности у дошкольников и отразили свои впечатления в совместной творческой деятельности.
Список литературы:
- А.Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), — Калининград, 2015.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников – Москва, 2021.
- О.А. Блохина Сборник методических разработок «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО.» — Калининград – 2021.
- Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
- Сборник методических разработок «Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста» — Калининград, 2021.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, — СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
Картотека игр по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Татьяна Казанцева
Картотека игр по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
«Кто что делает?»
Цель: Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Материал: Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир). Трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)
Содержание: Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки, которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.
«Назови профессии»
Цель: Научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека. Воспитать интерес к людям разных профессий.
Материал. Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание. Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
«Кто трудится, кто играет»
Цель: Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой – нетрудовой).
Материал: Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Содержание:У каждого ребенка – набор парных карточек (трудовая – игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.). Устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).
«Какие бывают доходы?»
Цель: Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).
Материал: Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др., дающих дополнительный доход.
Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
«Товарный поезд»
Цель: Закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал: Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда с вагонами.
Содержание:Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода и т. д.
Вариант. Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – фабрика игрушек и т. д.
«Маршруты товаров»
Цель: Развивать у детей умение различать товары по их принадлежности к определенной группе (бытовая техника, промышленные товары, мебель, сельхозпродукты и др.)
Материал: Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: «Одежда», «Мебель», «Бытовая техника», «Сельхозпродукты» и т. д.
Содержание. Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина.
«Собери вместе»
Цель. Расширить представления детей о товарах; научить группировать их по разным признакам.
Материал. Карта (панно) с изображением различных товаров.
Содержание. У каждого ребенка – карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные – несъедобные; игрушки – орудия труда; товары, обязательные для каждого – необязательные, и т. д.
«Угадай, где продаются»
Цель. Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.
Материал. Картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т. д.
Содержание. Дети подбирают группы карточек с изображением овощей, фруктов, мебели и т. д. Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой, где нарисованы магазины «Мебель», «Овощи», «Супермаркет» и др. Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.
«Магазин игрушек»
Цель. Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).
Материал. Разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.
Содержание. Прежде чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, металл, пластмасса, ткань, бумага и т. д.). Место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег и покупает игрушку. По мере того как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.
«Что быстрее купят?»
Цель. Развить умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал. Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание. Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что и когда лучше продавать?»
Цель. Закрепить знания детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.
Материал. Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание. Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например: панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др. — в «летний» магазин. Шубу, шапки, варежки – в «зимний».
«Домино»
Цель. Закрепить знания о названии, достоинстве монет; развить внимание, память.
Материал. Карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе.
Содержание. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки….
Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран.
«Что дешевле»
Цель. Сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Материал. Карточки с изображением разных предметов, ценники.
Содержание. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.
«Назови монету»
Цель. Расширить представления детей о разнообразии названий денег в художественных произведениях.
Материал. Сказки «Малыш и Карлсон», «Приключения Пиноккио», «Али-Баба и сорок разбойников» и др. «Портреты» сказочных героев.
Содержание. Дети рассматривают иллюстрации, вспоминают содержание сказок. Через игровую ситуацию определяют название денег, которыми пользуются герои сказок. Например, Карлсон покупает Малышу щенка, имея несколько эре. Буратино (Пиноккио) покупает билет в театр на четыре сольдо. Али-Баба и сорок разбойников владеют динарами и т. д.
«Кому что подарим?»
Цель. Развить умение правильно подбирать подарок, обосновывая свой выбор.
Материал. Карточки — картинки на которых изображены: машины, куклы, мяч, щенок, котенок, шапка, шляпка, костюм, платье, ботиночки, туфельки, значок, бантик и др.
Содержание. Воспитатель выставляет картинки с изображением мальчика Алеши и девочки Ирины. Предлагает рассмотреть карточки – картинки, на которых нарисованы разные предметы, вещи, украшения, выбрать понравившиеся и подарить Алеше и Ирине. Дети подбирают карточки и рассказывают, кому, что и зачем они дарят.
Вариант. Дети дарят подарки героям мультфильмов, сказок.
«Наоборот»
Цель. Научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.
Материал. Подбор слов (дорого – дешево, ленивый – трудолюбивый, экспорт – импорт, много – мало, покупатель – продавец и т. д.)
Содержание. Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.
«Продолжи предложение»
Цель. Развить умение выполнять ранее принятые условия при составлении рассказа.
Материал. Картинки экономического содержания; покупка товара в магазине, на рынке, изготовление товара и т. д.
Содержание. Взрослый сообщает условия игры. В каждом предложении «живут» экослова: покупатель, продавец, деньги, покупка, цена, товар, рынок, обмен и др. Ребенок рассматривает картинки и продолжает рассказ, начатый взрослым:
— Мне понравилась игрушка в магазине….
— Муха-цокотуха покупала на рынке самовар….
«Дороже – дешевле»
Цель: формировать знания детей о разных видах товаров, их классификации; учить использовать жизненный опыт в анализе стоимости товаров и применять при этом арифметические действия, раскладывая в последовательности от дорогого к дешёвому и наоборот;
1–й вариант.
Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар и наоборот
2–й вариант.
Дети раскладывают по две карточки и с помощью знаков определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».
3–й вариант.
Детям на выбор предлагается выбрать одну из карточек и сказать, почему именно этот товар нужно купить в первую очередь.
Игра «Потребности»
Цель: формировать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров; о товарах первой необходимости, о потребностях и возможностях человека.
1–й вариант.
Дети выбирают из предложенных карточек товар первой необходимости, и товар без которого в настоящее время можно обойтись.
2–й вариант.
Назвать потребности материальные и духовные.
Игра: «Что можно купить, что нельзя»
Цель: формировать у детей желание экономно относиться к природным ресурсам
1–й вариант. Дети называют те предметы, которые можно купить и те, которые купить нельзя;
2–й вариант. Дети называют объекты природного мира, как человек использует их, и предметы рукотворного мира, называя профессию людей, которые эти предметы производят.
Игра «Товарный поезд»
Цель: формировать представления о продуктах труда людей разных профессий, о роли рекламы в продаже товара; воспитывать уважение к труду и потребность в ролевых взаимоотношениях.
1–й вариант.
Детям предлагаются карточки с разным товаром его надо поместить в определённый вагон.
2–й вариант.
Дошкольники выбирают любую карточку, рассказывают об этом предмете, а остальные должны сказать, о чём идёт речь и кто этот продукт производит.
Игра «Товары – услуги»
Цель: закрепить умение отличать товар от услуг, которые предоставляет учреждение; воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение к людям разных профессий.
1–й вариант.
Детям предлагается взять картинку и ответить товар это или услуга.
2–й вариант.
Дети делятся на две разные команды: одни называют профессию, а другие говорят какие услуги, предоставляют люди этой профессии.
Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании
Библиографическое описание:
Аблитарова, А. Р. Базисные экономические представления детей как педагогическая проблема в дошкольном образовании / А. Р. Аблитарова, Э. Ш. Саганджиева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2021 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10056/ (дата обращения: 19.12.2021).
Постановка проблемы. Современным детям и подрастающему поколению предстоит жить в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира. Им предстоит осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики, философии, социологии. Современное общество и умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Присутствие в жизни дошкольников элементарных экономических понятий и сведений способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Проблема содержания экономического воспитанияиобразованиядошкольников весьма неоднозначна и связи с этим возникает противоречиемежду необходимостью повышения уровня развития экономической образованности детей и недостаточно разработанной системы занятий для дошкольников по развитию базисных экономических представлений. Традиционное экономическое воспитание и образование как единый процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития памяти, внимания, речи, формирования творческих представлений, а также экономической социализации детей. Анализ детских игр, вопросов свидетельствуют об интересе детей к проблемам, связанным с экономикой. Причинами этого считается проникновение экономики, прежде всего, в жизни семьи, где ребенок и сталкивается с экономическими проблемами, которые чаще всего обсуждают члены семьи. Чем старше дети, тем активнее они в решении многих экономических вопросов: распределении семейного бюджета, составлении меню, оборудовании квартиры и тому подобное.
Экономическое воспитание детей — это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания дошкольников. В процессе её осуществления дети осваивают понятия об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений. Экономическое воспитание понимается как результат экономического просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций [1, с. 8].
Цель экономического воспитания — раскрыть ребенку окружающий его предметный мир духовных и материальных ценностей как части общечеловеческой культуры и в процессе познания сформировать соответствующее поведение (на доступном уровне осознать, что в каждую вещь, предмет вложен труд многих людей).
Потребность в нем была всегда, но значимость усилилась в период реформ 1990-х годов, и стремления нашей экономики к рыночным отношениям. Чем больше дети дошкольного возраста соприкасаются с социальной действительностью, бытом, тем больше возникает у них вопросов. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию.
Созданные благоприятные, комфортные условия в группе позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, потому что данная проблема как отрасль экономического воспитания дошкольников формирует мировоззрение, ценностное отношение к предметному миру и окружающей действительности, воспитывает положительные черты характера, поэтому опыт работы может быть использован воспитателями в своей профессиональной деятельности [5, с. 12].
Доминирующими формами работы педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми является игра. Созданные благоприятные условия помогают каждому дошкольнику найти свой путь в экономику через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Математическое развитие детей, прежде всего, направлено на освоение ими предметно-специфического содержания, формирование познавательных и творческих способностей; вооружает ребёнка средствами рационального познания мира. Элементарные вычисления, счёт, измерения — это те способы, которые ребёнок использует при решении различных задач, в том числе и экономического содержания [2, с. 25].
Вместе с другими отраслями образования и воспитания (физическое, трудовое, умственное, эстетическое) экономическое выступает как сравнительно молодое. Первые упоминания об экономическом образовании детей дошкольного возраста можно проследить уже в работах Я. А. Коменского в «Материнской школе», Макаренко А. С. «Семейное хозяйство» и «Педагогическая поэма», в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Крупской Н. К., В. А. Сухомлинского, в практике М. Монтессори. На современном этапе данная проблема рассматривается в трудах Л. М. Клариной, Е. А. Курак, А. Д. Шатовой, А. А. Смоленцевой, которые раскрывают роль и значимость знакомства детей с окружающей действительностью и экономическими отношениями. В этих исследованиях поднимаются вопросы формирования у детей экономических представлений (о труде, о деньгах, о профессиях, о бюджете семьи, о качествах хозяйственного человека).
Таким образом старшие дошкольники учатся оперировать экономическими понятиями (категориями), непосредственно применять их в различных видах деятельности. Результатами этих исследований являются парциальные программы по экономическому воспитанию дошкольников, а также учебно-методические пособия. Вместе с тем, как показал анализ теоретических и методических подходов к проблеме экономического воспитания дошкольников ее решение в аспекте нравственного развития детей рассматривается недостаточно [там же].
Элементарные знания по экономике ребенок получает на бытовом уровне — в общении со сверстниками обсуждая свои или чужие покупки, когда слышит разговор родителей о планировании семейного бюджета, абсорбируя в себе информацию, поступающую из телевизора. По мнению психологов и педагогов, экономическое воспитание детей лучше всего начинать в старшем дошкольном возрасте. И делать это необходимо комплексно — воспитатель в детском саду, а родители дома, но не стоит перегружать ребенка теорией, оторванной от реальной жизни, которая вводит дошкольника в заблуждение.
Нравственная сторона играет особую роль в экономическом воспитании. Одно лишь наличие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ребенок умеет правильно их применять в жизни. Здесь срабатывает сразу другая сторона — нравственная, которая помогает ребенку разобраться в сложившейся ситуации. Актуальной задачей дошкольной педагогики является поиск эффективных путей развития личности дошкольника, в том числе и его нравственно-экономического воспитания. Общепризнанным в отечественной дошкольной педагогике и психологии является тот факт, что развитие ребенка осуществляется в процессе его активной деятельности.
Игровая деятельность как ведущий вид деятельности дошкольника заключает в себе огромные возможности для решения многих воспитательных задач. Влияние игры на становление личности дошкольников подтверждается многими психологами и педагогами. В связи с этим игровая деятельность должна быть основной в формировании качеств, играющих большую роль в развитии личностной сферы ребенка.
Классически при реализации задач экономического воспитания в дошкольном образовательном учреждении выделяют четыре направления работы [5, с.10]:
- Ознакомление детей с экономическими терминами, подача знаний о труде и обо всем, что с ними связано, согласно с основными программами развития, воспитания и обучения в ДОУ. Реализация задач экономического воспитания возможна при условии полноценного решения задач трудового воспитания во всех возрастных группах дошкольного учреждения, потому что труд — основа, ведущая категория экономической науки.
- Ознакомление детей с простейшими экономическими терминами: экономика, бюджет, цена, деньги, товар, стоимость, банк, реклама, хозяин, конкуренция, продукция, ярмарка и др.; с новыми профессиями, такими как менеджер, предприниматель, бизнесмен, финансист, рекламодатель, фермер и др. Закрепление знаний из области категорий, связанных с трудом (предметы труда, результаты труда, индивидуальная, коллективная работа); ознакомление с понятиями: дороже — дешевле, выгодно — невыгодно, выиграл, проиграл, поменял; формирование знаний об аккуратном и экономном человеке, хорошем хозяине; обучение правилам честной, справедливой игры, умению проигрывать, не обижаясь на партнера.
- Формировать у детей экономическое мышление путем вовлечения старших дошкольников в процесс сюжетно-ролевых игр, настольно-печатных, дидактических; чтение художественной литературы.
- Педагогически взаимодействовать с родителями, проводить просветительскую работу по вопросам экономического образования дошкольников и активно их привлекать к процессу формирования экономических знаний детей в условиях дошкольного учреждения и семьи.
На основе современных исследований существуют
специальные разработанные программы, благодаря которым дети знакомятся с экономическими понятиями, категориями, законами, в которых учитываются психолого-физиологические особенности дошкольников. Исследования последних лет, реформы в системе образования, социальные факторы свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования именно в период дошкольного детства, о создании соответствующих программ (парциальных) в дошкольных учреждениях. В детском саду формируют общие математические понятия и формируются элементарные математические представления. Вопрос об экономическом образовании детей дошкольного возраста становится актуальным в современных условиях развития общества [4, с. 6].
Проблема включения экономического образования в систему общего образования рассматривается исследователями как одно из основных базисных направлений воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Экономическое образование детей дошкольного возраста — часть общей системы воспитания, организованный педагогический процесс, направленный на формирование бережного отношения к окружающему миру ценностей, еще одна из граней воспитательного процесса. Выделяют следующие методы и приемы экономического воспитания детей дошкольного возраста:
Решение проблемной ситуации. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Чтение художественной литературы. Сказка — литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями.
В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, людей.
Занятия расширяют экономический кругозор, уточняют имеющиеся у них представления, знакомят с новыми престижными профессиями, позволяют понять роль труда в жизни человека, специфику товарно-денежных отношений и рекламы, учат разумно расходовать деньги, бережно относиться к вещам (игрушкам, одежде, обуви) и природным ресурсам.
Занятия по ручному труду являются важными составляющими экономического воспитания, т. к. продуктивные виды деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.
Математическое развитие детей прежде всего направлено на освоение ими предметно-специфического (математического) содержания, формирование познавательных и творческих способностей. Применение этих способов в познавательной и практической деятельности стимулирует поиск, открывает ребенку путь к творчеству. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой действительности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области. Естественное соединение математических и экономических знаний следует осуществлять уже на начальной ступени их изучения.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Литература:
- Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. — М., 2002.
- Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг нас. — М., 1993.
- Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх. Пособие для воспитателей. — Н.Новгород, 1994.
- Смоленцева А. А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. — М., 1993.
- Смоленцева А. А., Моисеева М. А. Экономическое воспитание дошкольника. Методические рекомендации. — Н.Новгород, 1999.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: дошкольный возраст, экономическое воспитание, ребенок, детский сад, формирование, экономическое воспитание детей, экономическое воспитание дошкольников, экономическое мышление, экономическое образование, экономическое образование детей.
конспект занятия «в подготовительной группе «Путешествие по стране Экономике»
Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: «Путешествие по стране Экономики»
Цель: Закрепить полученные экономические знания в разных видах экономической деятельности, расширять социальные представления о современном обществе.
Задачи:
— закрепить представления детей экономических понятий: деньги,
семейный бюджет: доход и расход; потребности.
— развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие
экономические явления;
— выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать
словарный запас;
-закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие
диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
-развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и
воображение;
— воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой
деятельности
— формировать положительные взаимоотношения детей
Ход занятия:
1. Воспитатель: -Дети, вы любите путешествовать? Почему? (Ответы детей). Путешествовать любят все: и взрослые, и дети. Во время путешествия люди узнают много нового, интересного, важного.
— В: Тогда, сегодня я приглашаю вас в страну, которая называется Экономика. Хотите? Хорошо. Но давайте до начала путешествия проведем экономическую разминку:
Что такое экономика? (Экономика – это наука о том, как правильно, бережливо и с прибылью вести хозяйство).
Для чего нужно изучать экономику? (чтобы получить знания, а когда вырастим, стать грамотными экономистами).
Ребята, скажите как называются деньги у нас в стране?
Какие бывают деньги?
А чем отличаются металлические деньги от бумажных (Монеты железные они тяжелее банкнот, но монеты не испортятся от воды и грязи. Их делают на специальном заводе. Который называется «Монетный двор». Банкноты бумажные, они лёгкие, занимают меньше места, но могут порваться, испачкаться или сгореть в огне. Их печатают на заводе, который называется «Госзнак»
Ребята, скажите для чего нам нужны деньги? (Дети: Покупать товар, копить, класть в банк, давать в долг, коллекционировать..). Все можно купить за деньги?
В: Итак, разминка прошла отлично. Мы отправляемся в путь.
Закройте глаза и повторяйте за мной: «1,2,3 – в стране Экономике очутись» 2. Ребята, посмотрите, для вас, существует сюрприз, для того, чтобы его найти, нужно разгадать схему с 5 пазлами. Каждый пазл содержит интересное задание по финансовой грамотности, необходимо последовательно выполнить все предложенные задания.
Пазл 1 — В: -Я предлагаю поиграть с вами в игру «ЧТО МОЖНО КУПИТЬ ЗА ДЕНЬГИ» Если этот предмет можно купить за деньги , то хлопните в ладоши, если нет то не хлопайте. (Показывает картинки: ветер, кукла, радуга, молоко и т.д).